Планирование развития рекркационно-туристической деятельности в регионе

Дата: 13.03.2013

		

МIНIСТЕРСТВО ОСВIТИ I НАУКИ УКРАIНИ

ХАРКIВСЬКИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМIЧНИЙ IНСТИТУТ

КНТЕУ

Реферат

на тему: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕГИОНЕ»

Виконала:

Студент групи
ТР — 07

Перевiрила:

Доцент

Божко Л.Д.

Харкiв 2007

План

1.        
Введение.

2.        
Постановка
проблемы.

3.        
Результаты
исследования.

Введение.

Рекреация
направлена на удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека: отдых,
оздоровление, культурное развитие. Кроме того, во многих странах
рекреационно-туристическая деятельность является отдельной отраслью экономики,
становится важнейшим фактором стабилизации и дальнейшего ее развития. Среди
основных ее видов выделяются курортно-оздоровительный отдых и туризм.

Существенную
роль эта сфера экономической деятельности играет в обеспечении независимости и
суверенитета нашего государства, включения хозяйства Украины в мировую
экономику, интегрирование его в международную экономическую систему через
различные формы сотрудничества с зарубежными партнерами, в частности через
развитие международного туризма.

Проблемы
развития туризма и оздоровления трудящихся, а также направления их решения
изучены и представлены в работах В.К. Мамутова, Б.В.Буркинского, В.К.Симоненко,
М.И.Долишнего, А.Г.Бобковой,

Г.М.Алейниковой,
А.И.Серебрякова, А.П.Юрьева, Е.А.Желудковского,

П.В.Гудзя, И.В.Бережной,
С.К.Харичкова и др. В Институте экономико-правовых исследований НАН Украины в
области организации туризма, отдыха и оздоровления трудящихся, разработаны
концептуальные подходы к решению социально-экономических и правовых проблем
рекреационной деятельности в регионах. Тем не менее, многие проблемы, в
частности, стратегия развития курортной и туристической деятельности раскрыты
не полно и требуют дальнейшего исследования и, в некоторой мере, переосмысления
с учетом сложившихся реалий, когда общественный спрос на рекреационные услуги
изменяется в сторону повышения качества и расширения ассортимента.

Постановка
проблемы.

В
статье ставится цель показать исследование вопросов комплексного планирования
туризма, отдыха и оздоровления в единстве с социальными, экономическими и
правовыми проблемами развития территорий, где осуществляется рекреационная
деятельность.

Результаты
исследования
.

Развитие
рекреационной деятельности, связанное непосредственно с производством
курортно-туристических услуг, в настоящее время является важнейшим и
преуспевающим сектором экономики развитых стран. Эксперты считают, что в XXI
веке туризм станет двигателем мировой экономики. Но уже в ХХ-ом столетии
“отрасль впечатлений”, как иногда называют туристический бизнес, превратилась в
одну из самых прибыльных, ознаменовалась увеличением прибылей многих государств
за счет развития туризма. По своей прибыльности сегодня экспорт и импорт
туристических услуг занимает третье место в мировом товарообороте. На туризм
приходится 4,4% мирового ВВП. Во многих странах туризм превратился в одну из
ведущих отраслей экономики, являясь надежным источником пополнения бюджета.
Более чем в 80% стран туризм входит в пятерку ведущих статей экспорта, почти в
40% стран туризм является основным источником поступлений в иностранной валюте
[1].

Как
показывает мировая практика, развитие рекреационно-туристической деятельности,
наряду с развитием промышленности и сельского хозяйства является одним из
приоритетных направлений возрождения экономики. Окупаемость затрат здесь
составляет в среднем два – четыре года, а затраты на создание одного рабочего
места в 20 раз меньше, чем в промышленности [2]. Этот вид деятельности имеет
мультипликативный эффект – возникновение одного рабочего места непосредственно
в туризме создает в сопутствующих отраслях два, а возрастание прямых доходов
увеличивает непрямые доходы втрое [3].

Развитие
рекреации и туризма активизирует развитие общественного производства, влияет на
улучшение его структуры, повышение продуктивности труда во многих отраслях
экономики, иногда прямо не связанных с данной индустрией: развитие туризма,
курортно-оздоровительной сферы провоцирует строительство, торговлю, сельское
хозяйство, транспорт, связь, модернизацию дорог, гостиниц, кинотеатров,
реконструкцию памятников, способствует общему благоустройству городов,
обеспечивает охрану лесов, водоемов и т.д. Организация отдыха и туризм являются
рекордно большой индустрией современногомира, занимая в то же время первое
место по темпам роста. Это самая прибыльная, экологически чистая отрасль в
системе бизнеса. Доходы от мирового туризма в настоящее время превзошли
поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования,
автоэкспорта, почти в 3 раза превысили доход от экспорта теле- и
радиоаппаратуры [4]. Туристический бизнес может и должен стать в рекреационных
регионах Украины выгодным видом вложения капитала, дающим прямой и выгодный
экономический эффект. Его нужно сделать в Украине доходной отраслью в самые
короткие сроки, с возможно меньшими затратами.

Украина
располагает всем необходимым для развития современной туристической индустрии.
Находясь в центре Европы на перекрестке транспортных сообщений, наша страна
имеет, к тому же, благоприятные природно-климатические условия и богатое
историко-культурное наследие. Однако, на сегодня Украина для иностранных
туристов мало привлекательна. Прежде всего, через “ненавязчивый“ наш сервис,
отсутствие отелей высокого класса, устаревшую материально-техническую базу,
никчемное состояние наших дорог и др. Не в лучшем состоянии находится и наш
внутренний туризм. Через незначительное число отдыхаюших,
материально-техническая база туристической инфраструктуры за годы кризиса в
экономике пришла в упадок. Главная причина — увеличение стоимости путевок,
которые под налоговым прессом, разнообразными отчислениями во внебюджетные
фонды, повышением стоимости отельных услуг и др., становятся недоступными даже
работающим людям. Но и при таком состоянии, вопреки большому количеству
нерешенных проблем, уже сегодня отечественный туризм является одной из отраслей
хозяйствования, где в последние годы наблюдается рост объемов производства. В
течение последних четырех лет развитие туристической и курортной отрасли
характеризуется положительной динамикой. Ежегодно увеличивается приток иностранных
туристов. В 2002 г. их прирост составил 14,6%, а в 2003 – 19,0% [5]. По
рентабельности туризм может занимать в сфере производства не ниже  третьего
места, но для этого отрасли нужно создать особые условия – признать ее
приоритетность на государственном уровне в социально-экономической структуре
общества и сформировать рациональную систему регулирования туристической
деятельностью на различных уровнях. Необходимость воздействия государства на
развитие туризма соответствует мировой практике. В развитых странах
туристическая отрасль рассматривается как дело государственной важности,
поэтому высокий ее уровень постоянно поддерживается государством, ибо она
обеспечивает постоянные и значительные поступления в бюджет и, прежде всего,
валютные. Рекреация и туризм — это один из видов хозяйственной деятельности,
где государственное регулирование является обязательным, что получило уже
закрепление в законах, касающихся этого вида деятельности. Формирование общих
правовых, организационных, социально-экономических принципов, а также органов
реализации государственной политики Украины в области туризма, отражено в
принятых Верховной Радой в сентябре 1995г. Закона Украины „О туризме” и в
октябре 2000г. – Закона Украины „О курортах”. Сформированная, стабильно работающая
в посткоммунистическом обществе, система управления туризмом за годы
экономического кризиса была  разрушена и функционировала с 1991 года
практически стихийно до момента создания в августе 1993г. Государственного
Комитета Украины по туризму.

Как
центральный орган государственной исполнительной власти, подведомственный
Кабинету Министров Украины, он был сформирован в целях координации
туристической деятельности с учетом общегосударственных интересов, в
соответствии с законодательством и нормами международной туристической
практики. В то же время недостаточно была проработана система влияния
центрального туристического органа и методов управления на государственном,
региональном и низовом уровне, вплоть до туристических фирм. В дальнейшем
система управления рекреационно-туристическими услугами постоянно
совершенствуется. С декабря 1999г. вместо Государственного Комитета Украины по
туризму действовал в Украине „Государственный комитет молодежной политики,
спорта и туризма”. В результате его реорганизации в декабре 2001г. была
созданаГосударственная туристическая администрация Украины, а также
соответствующие подразделения в структурах облгосадминистраций. Естественным,
объективным процессом регулирования общественных отношений является
планирование. Позитивных изменений в рекреационно- туристической сфере Украины
и ее регионов можно добиться при условии эффективного экономического механизма
управления, поддержанного нормативно-правовыми и законодательными актами,
правильного выбора стратегии ее развития, которая бы предусматривала не только
сохранение сложившихся традиций роста, но и определение возможных путей и
направлений его существенного ускорения. Длительный период времени
экономические отношения в Украине развивались на основе использования методов
централизованного планового управления всеми сферами хозяйственной
деятельности: осуществлялось ежегодное вертикальное и горизонтальное
планирование, т.е., соответственно, отраслевое на всех уровнях, начиная с
предприятий, и территориальное, начиная с городов, поселков, районов.  Однако,
при переходе к рыночным отношениям централизованная плановая система была
разрушена, нарушена сеть наработанных связей и туров. Поэтому, если в 80-ых
годах ХХ ст. Украину ежегодно посещало свыше 500 тыс. иностранных туристов, то
в 1992г. – только около 120 тыс. Вместе с тем, 10 млн. украинских граждан
выезжали за границу преимущественно по коммерческим вопросам (по, так
называемым, „шоп-турам”) [6]. Отрицание планирования привело в последние годы к
серьезному падению уровня не только производства и финансовой деятельности, но
и духовности, культуры, интереса к истории своего отечества, опыту и образу
жизни других народов. Это дает основание поднимать вопрос о восстановлении
принципов планирования для решения многих проблем на государственном и
региональном уровнях.

Все
же в период 1997-2002 гг. понемногу начали возрождаться отдельные принципы
территориального и отраслевого планирования в Украине. В марте 2000г. принят
Закон Украины “О государственном прогнозировании и разработке программ
экономического и социального развития Украины”, который определяет правовые,
экономические и социальные основы формирования целостной системы прогнозных и
программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных
отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц как составной
части общей системы государственного регулирования экономического и социального
развития страны. Разработана программа экономического и социального развития
Украины до 2010 г. (Украина – 2010).Исходя из ее основных положений и с учетом
региональных особенностей и проблем разработана и Стратегия экономического и
социального развития Донецкой области (Донецкая область — 2010). Разработаны
аналогичные программы развития других областей. Начиная с 1997 года ежегодно в
областях разрабатываются перспективные программы экономического и социального развития
городов, административных районов.

В
Гаагской декларации по туризму, принятой в 1989г., отмечено: „Туризм должен
планироваться Государственными властями, а также властями регионов и
туристической индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех
аспектов этого феномена” [7].

Наличие
всесторонне обоснованного и детально разработанного плана позволит активно
развивать деятельность туристических предприятий и других объектов
туристической и санаторно-курортной специализации на рекреационной территории,
привлекать инвесторов и кредитные ресурсы, максимально использовать
конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки, оценивать
промежуточные и конечные результаты коммерческой туристической деятельности.
Регулирование процессов развития рекреационно-туристической деятельности в
рекреационных регионах невозможно без создания стройной системы
взаимоувязанного комплексного планирования на всех уровнях управления,
обеспечивающей в регионе необходимые туристические условия для всех слоев
населения. Намеченный законом порядок планирования предполагает возможность включения
в общегосударственную систему планирование и программирование развития
рекреации и туризма, а также комплекса мер стратегической трансформации
рекреационных территорий. В 1997 году разработана Программа развития туризма в
Украине до 2005 года (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от
28 июня 1997 г. № 702).

Однако
в большинстве случаев в ней отсутствовали мероприятия по реконструкции
инфраструктуры отдыха и упорядочению рекреационных территорий, что не
способствовало повышению рентабельности рекреационно- туристического
потенциала. Учитывая важное значение рекреационно-туристической отрасли для активного
развития экономики и социальной сферы в Украине, Кабинет Министров во
исполнение указа Президента Украины от 10 августа 1999г. своим постановлением
№583 утвердил 29 апреля 2002г. Программу развития туризма на 2002-2010 гг.,
определив при этом основные недостатки, которые тормозили развитие туризма и не
были устранены Программой — 2005. Новая программа была призвана стимулировать
эффективное использование наличных рекреационных ресурсов, развитие рыночных
отношений в туристической сфере определить перспективы дальнейшего развития
туризма и рекреации на основе анализа их состояния во всех регионах. Программой
была также определена необходимость проведения работы по привлечению средств иностранных
и отечественных инвесторов для развития туристической инфраструктуры,
наращиванию объемов туристических услуг за счет расширения въездного и
внутреннего туризма [8]. Система планирования должна определять стратегию и
тактику рекреационно-туристической деятельности, сохранения природной среды и развитие
туристических услуг, организацию выработки туристического продукта. Развитие
рекреационно-туристической деятельности на конкретной территории может быть
намечено программой на далекую перспективу с учетом направлений развития
туристических предприятий, обеспечивающих регулирование процессов
рекреационно-туристической деятельности на рекреационной территории. Основное
при разработке плана – постановка цели. Она должна быть всегда реальной. Должна
учитывать сложившуюся ситуацию, ставить проблемы, которые должны быть решены в
плановый период и определять меры для достижения цели, а, главное, исходить из
наличия трудовых, материальныхресурсов и финансовых средств для реализации
намеченных мероприятий и возможных их поступлений из других источников. Целью
комплексной долгосрочной (сроком не менее чем на 20 лет) региональной
программы, должно быть поэтапное превращение региона в курорт международного
класса, путем устойчивого развития рекреации и туризма. Ее комплексность заключается
не только во взаимосвязи внутренних процессов системы, но и во взаимной увязке
с социально-экономической ситуацией в регионе и в Украине в целом, определять
приоритетность рекреационной деятельности и развитие других отраслей
хозяйствования, сопутствующих рекреации. Она должна разрабатываться на основе
глубокого социально-экономического анализа развития соответствующей территории
и характеристики основных проблем развития на ней туристического комплекса. Уточнение
стратегических целей осуществляется при разработке  пятилетнего прогноза, в
котором ставится более скромная цель, учитываются материальные, трудовые и
финансовые ресурсы. При разработке краткосрочных (годовых) программ должны
уточняться и корректироваться прогнозные (пятилетние) задания с учетом их
выполнения в предыдущие годы.На этом этапе планирования обеспечивается тактика
выполнения долгосрочной целевой программы и создания в рекреационном регионе
необходимых условий для устойчивого развития рекреационно-туристической
деятельности, ставя более близкие цели достижения главного результата. В
зависимости от первоочередности и значимости мероприятия могут финансироваться
из бюджетов различных уровней: государственного, областного, районного и
поселкового в зависимости от того, задачи какого значения (государственного,
регионального или местного) решаются при реализации данного мероприятия. Поскольку
ни одна отрасль мирового хозяйства не работает так интенсивно и стабильно, как
туризм, во всех развитых странах придается исключительное значение укреплению
ее материально-технической базы и расширению инфраструктуры. Идеальный вариант:
государство и регион создают инфраструктуру туризма, поскольку нормальный
инвестор легче идет на готовую инфраструктуру, созданную государством, получая
более быструю отдачу от вложенных средств, хотя инвесторам могут предлагаться и
отдельные площадки с готовым проектом их обустройства, выделяя землю в аренду с
последующим (после обустройства) ее выкупом. Для этого в программах следует
сосредоточить внимание и государственных, и региональных органов управления на
создание рекреационно-туристической инфраструктуры: строительство
высококлассных гостиниц, открытие сети ресторанов, кафе, ночных клубов,
создание индустрии развлечений на уровне мировых стандартов. Во многих регионах
этому должна предшествовать большая подготовительная работа: прокладка
инженерных коммуникаций; строительство дорог с учетом современных требований высокоскоростного
движения; проведение инвентаризации основных рекреационно-туристических фондов
и оценка условий содержания отдыхающих, оказания необходимых условий для
решения вопросов смены собственников. Поднятие качества оказываемых
рекреационно-туристических услуг до мирового уровня и их диверсификация
заинтересует иностранных туристов, повысит их посещаемость в регионе,
обеспечивая в перспективе Украине в регионах выход на мировой рынок
рекреационно-туристических услуг, развивая въездной туризм, как одно из
приоритетных направлений турбизнеса. На первых этапах положительных результатов
уже можно добиться, сосредоточив усилия на развитии внутреннего и въездного
туризма. Не случайно свои лидирующие позиции относительно приема иностранных туристов
в рейтинге ведущих туристических адресатов в течение многих лет сохраняют
Франция, США, Испания, Италия, а в 1996 году в пятерку лидеров стремительно
ворвался Китай, переместившись с 12-го места в 1990 году. Украина по этому
рейтингу находится в конце пятого десятка [9]. Рекреационные системы
функционируют в сфере отдыха и туризма, т.е. формируются и развиваются при
взаимодействии групп людей с природными ресурсами, хозяйствующими структурами,
культурно-историческими комплексами. В процессе развития их особи оказывают
свое влияние при взаимосвязях с большими, сложнымии развивающимися динамически хозяйственными,
социальными, экологическими и другими системами. При этом возникают проблемы,
присущие общим социально-экономическим территориальным системам, поскольку в
основе рекреационных систем лежит хозяйственная деятельность по производству
услуг в сфере отдыха, оздоровления, туризма и другие виды хозяйствования,
призванные обеспечить необходимый уровень жизнедеятельности на данной
территории. В то же время следует учитывать их специфичность, связанную с решением
социально-экономических проблем не только для постоянных жителей данной
территории, но и для отдыхающих. Очевидно, что если схема функционирования
региональных систем включает, как минимум, три взаимозависимых блока:
“экономика”, “население”, “природная среда”, то рекреационная система должна
включать четвертый блок – “отдыхающие”, который становится основополагающим в
хозяйственной деятельности данной системы. Следовательно, комплексную
взаимосвязь функционирования и развития рекреационной системы обеспечивает
основная центральная подсистема – группа отдыхающих, играющая роль интегратора
состояния других подсистем. Их рекреационные потребности являются двигателями развития
системы. На территориальную организацию, управление, планирование отдыха и туризма
влияет множество факторов, среди которых особое место занимают социально-экономические.
Их можно разделить на две группы:

а)порождающие
потребность в организации и устойчивом функционировании рекреационной отрасли;

б)
обеспечивающие (реализующие) динамические возможности организации лечения и
отдыха населения, – рекреационно-хозяйственная деятельность.

Влияние
и эффективность этих взаимосвязанных факторов будут

проявляться
в организации рекреационной деятельности в целом по Украине и в территориальной
локализации системы отдыха и туризма в зависимости от уровня развития
производительных сил страны. Таким образом, с позиции значения
рекреационно-туристической деятельности для экономики Украины и ее регионов, в
статье обосновывается необходимость государственного регулированияее развития
на всех уровнях управления. Поскольку, естественным, объективным процессом
регулирования общественных отношений является планирование, положительных
изменений в рекреационно-туристической сфере Украины и ее регионов можно
добиться при условии эффективного экономического механизма управления, поддержанного
нормативно-правовыми и законодательными актами, правильного выбора стратегии ее
развития, которая бы предусматривала не только сохранение сложившихся традиций
роста, но и определение возможных путей и направлений его существенного
ускорения. Система планирования должна определять стратегию и тактику рекреационно-туристической
деятельности, сохранения природной среды и развития туристических услуг,
организацию и развитие туристического продукта. Стратегия развития
рекреационно-туристической деятельности на конкретной территории может быть
намечена программой на далекую перспективу с учетом направлений развития
туристических предприятий, обеспечивающих регулирование процессов развития
рекреационно- туристической деятельности на рекреационной территории.

Применение
разумных методов планирования на государственном, региональном и местном
уровнях во взаимосвязи с отраслевым планированием поможет заложить основу для
обеспечения на рекреационной территории устойчивого развития рекреационно-туристической
деятельности.

Список
литературы

1. Ткаченко Т.,
Мельниченко С. Тенденції розвитку світового туризму //

„Вісник КНТЕУ”. – 2004.-
№6. – С. 80-85.

2. Яновский. Въездной
туризм: нереализованные возможности // „Бизнес-

информ”. — 1997. – № 11. —
С. 50-52.

3. Бойко М., Гопкало Л.
Засади формування пріоритетних напрямків

туристичної політики
України // Регіональна економіка. – 2005. — №1. – С.222.

4. Конфергенция по
албенски. – Зеркало недели, № 32, 8 августа 1998.

5. WWW.tourism.gov.ua.

6. Федорченко В.К.,
Дьорова Т.А. Історія туризму в Україні. – К.: Вища шк.,

2002. – 195с.

7. Тихонова. Н.И. Аспекты
стратегического планирования в туристическом

бизнесе. – Симферополь:
”Экономика Крыма”, 2003. — №10. – С.37-39.

8. Шаптала О. Організація
державного управління сферою рекреаційного

обслуговування в Україні
// Збірник наукових праць Національної академії

державного управління при
Президентові України. – К., 2003. — №2. – С.357.

9. Чудновский А.Д.
Менеджмент туризма: Учебник /А.Д. Чудновский,

М.А. Жукова. — М.:
Финансы и статистика, 2002. — С.9.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий