Улыбка на здоровье !

Дата: 12.03.2014

		

Чувство юмора — очень хорошая черта характе­ра,

которую каждому родителю хотелось бы видеть

в своем ребенке. Но взрослые и дети часто

по-разному пони­мают шутки и юмор.

Как быть?

Мы все знаем, что жизнерадост­ным и веселым людям живется
на свете лучше, чем пессимис­там, которые во всем видят только дурное. Когда
наши друзья возвраща­ются из-за границы, многие из них обязательно
рассказывают: «Пред­ставьте себе — там все улыбаются!» Наверное, эта
черта присуща счаст­ливым, уверенным в себе и в своем завтрашнем дне людям. А
мы не все­гда счастливы — слишком много за­бот. Не всегда уверены в себе, а что
уж говорить о будущем…

Наверное, пройдет немало лет, прежде чем мы тоже
начнем жить с улыбкой. Впрочем, если нам не удастся, хорошо, если бы наши дети
научились быть оптимистами.

НЕТ     ПРИЧИНЫ     ВЕСЕЛИТЬСЯ?

«С какой стати нам веселиться, когда сплошные
неприятности? — можно частенько слышать от знакомых. — Была бы жизнь дру­гая,
тогда конечно…» Подчас люди даже не представляют, насколько уныние
усугубляет ситуацию. Ведь у невеселого человека нет сил на борьбу с
неприятностями, многие из которых не столь уж велики, как их рисует его
воображение. Бо­лее того, в унылой домашней атмо­сфере пышным цветом расцветают
и болезни, и агрессия, и страхи, и за­висть, и многое-многое другое, что
по-настоящему портит жизнь.

Бывает, что в семьях, где ребенок растет болезненным
или обладает тя­желым характером, родители даже не пытаются поддерживать дух
опти­мизма. Хотя именно такая ат­мосфера — самая «здоровая» среда, в
которой все могут черпать и силы, и энергию. Недаром жизнерадостные люди
выходят из самых сложных ситуаций, поднимают на ноги, каза­лось бы, безнадежно
больных детей. Даже закоренелые маленькие мелан­холики, попав в веселую, доброжела­тельную
компанию, быстро «расцвета­ют» и становятся общительнее. Да и с
детскими страхами, капризами и уп­рямством гораздо легче справиться не
увещеваниями, а в процессе веселой игры. Смеясь, мы легко расстаемся не только
со своим прошлым, но и с тем отрицательным грузом, который в этом прошлом накопился.

«С нашими детьми не очень-то по­смеешься. Они
совершенно не воспри­нимают шуток в свой адрес», — могут возразить
некоторые родители. Такие слова чаще всего приходится слышать от людей, которые
сами весьма обид­чивы. Окружающим приходится в бе­седе с ними с осторожностью
выби­рать слова, а уж о шутках в их адрес и помыслить нельзя! Но почему-то от
де­тей такие взрослые требуют самокри­тичности и готовности возвыситься над
своими недостатками. Для закомп­лексованных детей эта задача почти непосильная,
ведь они страшно боят­ся потерять свой авторитет в глазах окружающих. Впрочем,
неудивитель­но, что взрослые нередко требуют от детей того, чего недостает им
самим…

ЧУВСТВО   ЮМОРА   У   КАЖДОГО   СВОЕ

Чувство юмора формируется у детей довольно поздно.
Как и эстетический вкус, грамотность или аккуратность, его обязательно нужно
развивать. Вы наверняка обращали внимание на то, что так называемые детские
анекдоты родителям обычно кажутся глупыми. А взрослые шутки в свою очередь вызы­вают
недоумение у детей. Это вполне естественно и легко объясняется воз­растными
особенностями, различным жизненным опытом и еще многими параметрами, от которых
во многом зависят наше мышление и эмоции. Возможно, поэтому родителям и детям
не так уж легко бывает найти общую почву для шуток. Но искать необходи­мо,
иначе общение превращается в че­реду нудных нотаций или «дежур­ных»
фраз.

ВЫДУМЫВАЙТЕ
ВМЕСТЕ.  Все дети лю­бят фантазировать, и воображение может увести
их очень далеко. Если вы пробуете включиться в этот творчес­ких процесс, гуляя
с малышом на ули­це или коротая долгие часы в дороге, вы найдете над чем
посмеяться.

ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ, сюжет кото­рых обязательно заставит вас улыб­нуться.
А если вы постараетесь чуточ­ку’ «актерски» прочитать несколько ин­тересных
глав, ребенок обязательно будет смеяться над героями, которые ему давно
знакомы, — Винни-Пухом и Пятачком, друзьями из Простоквашино, Малышом и
Карлсоном.

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПРИ­КАЗНОГО ТОНА в общении с ребенком. В тот момент, когда вы уже
готовы прикрикнуть на него, постарайтесь с юмо­ром посмотреть на ситуацию. Он
не любит убирать игрушки — «нарисуйте» словами смеш­ную картину на
тему: что бу­дет твориться у вас дома, если вы перестанете мыть посуду, папа
будет отказываться чи­нить сломавшиеся вещи, а ба­бушка — поливать цветы и гу­лять
с собакой.

НАД ЧЕМ ЛУЧШЕ НЕ
СМЕЯТЬСЯ

НАД  НЕДОСТАТКАМИ.  Конечно, самокритика нико­му не повредит, но специаль­но
приучать ребенка смеяться над собой нет необходимос­ти. Гораздо полезнее поболь­ше
хвалить, чтобы повысить его самооценку. Только при­обретя уверенность в себе,
по­степенно он сам «дозреет» до того, чтобы посмеяться над своими
промахами. Дети, как правило, пре­красно знают свои «больные мозоли»
и очень не любят, когда на них насту­пают взрослые.

Возьмем простой пример: ребенок страшно застенчив и
при встрече с не­знакомыми людьми совершенно теря­ется. Возможно, он при этом
действи­тельно имеет жалкий вид, но, посуди­те сами, какой смысл над этим
смеять­ся? Малыш и так переживает из-за сво­ей робости, а окружающие часто не
прочь (даже не со зла) подлить масла в огонь. Чувствовать себя в центре вни­мания,
да еще в качестве объекта для шуток ему совсем не сладко. Такому ребенку сперва
нужно помочь изба­виться от застенчивости, и только по­том, когда он станет
взрослее, общи­тельнее, можно и подтрунить над его былым недостатком. Но, опять
же, не «просто так», а с целью возвысить ре­бенка в собственных
глазах, подчерк­нуть, как важно то, что ему удалось-та­ки себя преодолеть.

НАД ВНЕШНОСТЬЮ. Неудачная
шутка по поводу внешности может ра­нить малыша настолько сильно, что он
запомнит обиду на всю жизнь. Осо­бенно опасно шутить над тем, что не­возможно
или очень трудно изменить. Прическа или одежда — вещи поправи­мые, а вот с
курносым носом, обилием веснушек, ярко рыжими волосами или оттопыренными ушами
придется жить. Посмеиваясь над этими незначи­тельными недостатками, можно поро­дить
у ребенка массу трудно искореня­емых комплексов.

Родителям стоит знать, что дети, над которыми смеются дома,
не упус­тят случая «взять реванш» и отыграть­ся на ком-то более
слабом. Например, на младшем брате или сестре, на более слабом товарище,
девочке-заике из детсадовской группы.

НАД ВСЕМ НА СВЕТЕ.  Встречаются семьи, где в
разговорах родителей с
детьми постоянно
звучат иронические нотки. Причем не обязательно обид­ные. Просто так принято,
так заведено в кругу, к которому принадлежат эти люди. Свой стиль общения
взрослые не стараются изменить и в разговорах с детьми, позабыв о том, что
ирония — сложная вещь, до конца не понятная им. И вот ребенок, который,
естествен­но, копирует поведение папы и мамы, с пеленок привыкает к тому, что
ни о чем на свете дома не говорят всерьез. Он учится вести себя точно так же,
но более нелепым, «неуклюжим» образом: дурачится, ерничает, постоянно
что-то демонстрирует другим.

В
результате взрослых это начинает раздражать, в коллективе ребенок ужи­вается с
трудом, друзьям не нравится терпеть его обидные шуточки и прозвища, а родители
тщет­но ищут причину такого пове­дения.

УЧИТЕСЬ
РАДОВАТЬСЯ

Развивать у ребенка чувство юмора, безусловно, важно.
Но, пока малыш еще очень силь­но привязан к родителям — в дошкольном и младшем
школьном возрасте, гораздо важнее другое: не подавить его природную жизнерадост­ность,
которая присуща каж­дому человеку с рождения. Ре­бенок любопытен и с радос­тью
делает каждый день свои маленькие открытия. Даже когда он надоедает вам беско­нечными
«почему?» и «как?», следите за своим выражением лица и
тоном разговора.

Чем труднее, чем болезнен­нее ребенок, тем больше в
квартире должно звучать сме­ха и веселых голосов, шуток и песен. Есть
замечательная книга «Полианна» американ­ской писательницы Э.Портер, в
которой рассказывается о маленькой девочке, умевшей даже в самом непри­ятном
событии находить какие-то хо­рошие стороны. А что, если попробо­вать? Впрочем,
и у нас есть мудрая по­говорка: «Что Бог ни делает, все к луч­шему».
Разве вы не замечали, насколь­ко она правдива?

Старайтесь подмечать доброе, за­бавное в самых,
казалось бы, обыден­ных событиях, учите ребенка радо­ваться мелочам — и вы
будете изумле­ны тем, как быстро ваша жизнь изме­нится к лучшему.

Татьяна Шишова

КАК ОТНОСИТЬСЯ К «ЧЕРНОМУ ЮМОРУ»?

Иногда родители счи­тают своих детей жес­токими,
потому что те смеются в самых, ка­залось бы, неподхо­дящих случаях. К при­меру,
персонаж мультфильма упал с табуретки и набил се­бе шишку или рас­плющился
«в лепеш­ку». В действительно­сти смех в таких ситу­ациях — не
проявле­ние жестокости. Де­тей смешит неожи­данность ситуаций.

«Плоский» юмор все­гда понятнее, чем бо­лее
тонкий, интеллек­туальный. Отличать одно от другого дети со временем научат­ся,
если вы им в этом поможете. В так назы­ваемых «комедиях по­ложений»
(а к ним от­носятся и фильмы Чарли Чаплина) про­исходит примерно то же самое.
Гораздо опаснее, если чья-то неловкость в реаль­ной жизни, которая привела к
падению и действительной боли, не вызовет сострада­ния, а лишь рассме­шит
ребенка.

Не стоит поощрять увлечение детей «чер­ным
юмором». Задача взрослых- научить их отличать просто смешное от смешного с
привкусом садизма.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий