Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)

Дата: 12.03.2014

		

Федор
Кузьмич

Сологуб

(1863-1927)

Федор
Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия — Тетерников), один из самых мрачных
романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в
Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в Петербурге; умер
от чахотки, когда Федору было 4 года. Мать-крестьянка; работала прислугой в
господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми, но спать ему
приходилось на кухне. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года.
Мать горячо любила своих детей, но в то же время была настоящим деспотом в
семье: будущего поэта часто секли. В детстве Федор много читал. К 12 годам он
прочел всего Белинского, Добролюбова, Писарева, Некрасова.

В
1882 году окончил Учительский институт и, взяв с собой мать и сестру, уезжает
работать в г. Крестцы Новгородской губернии.

В
1884 году были опубликованы первые стихи Сологуба.

В
1885 году переезжает в г. Великие Луки Псковской губернии, где продолжает
работать учителем математики.

В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В
годы учительства создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл
стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (1883-1904г.г.)

В
1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала
«Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского, З. Гиппиус, Н. Минского.

В
1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые Сны». В
его основе — тяжелые впечатления уездной России 80-х годов.

На
первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном Вестнике»,
а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль», «Образование»; в газетах
«Речь», «Слово», «Утро России» и др.

В
период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие произведения:
рассказы  «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что вспыхнет впереди…», «О
смерть! Я твой…», «Я-бог таинственного мира…», «Звезда Маир».

В
1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба, который
называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на поприще
просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора училищ, становится
членом Петербургского уездного училищного совета.

В «литературных
сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого роста, с бледным
худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он как-то пропадал
в многолюдных собраниях».(П.Перцов)В период революции 1905 года Сологуб
публикует стихи, пародии и острые «политические сказочки» (язвительные, злые
эпиграммы на царя и его окружение).

В
1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892 —
1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в котором на
фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей
возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов
русской литературы образ учителя гимназии Передонова , существа
отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением
и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые
противоречивые суждения о себе. Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб
изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что «Передонова
ему пришлось протащить через себя». Самое яркое высказывание о Передонове
принадлежит А. Блоку: «Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть
передоновщина».

В
1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней мотив
солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над
человеком зла и проклятия.

В
1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом же году
в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи чары» (в
завершенном виде получил название «Творимая легенда» — 1913 год). В 1907 году
Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ «Маленький человек» и пьеса
«Победа смерти».

В
1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской. Их
квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга. Изменяется,
по свидетельству современников, и внешний облик писателя. Недавний типичный разночинец
с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого
отчетливо проступают писательские черты. В этом же году создаются почти все
мифологические драмы Сологуба : «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в
которых автор раскрывается глубоким тайновидцем человеческой души на путях
двоемирия. С выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»(VIII
книга по счету) Сологуб, безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии. «В
современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество
Сологуба. Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не
имеющим себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины
простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о поэзии»(1908
год).Даже М. Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм»,вынужден
признаться, что «Пламенный круг» – это книга удивительная и надолго».

10-ые
годы XX века – полный расцвет творчества и популярности
Сологуба. Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три
его собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло неполным).
Сологуб, признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых
писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким. Сологуб является безусловным
авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей
того направления, В котором протекает мое творчество»,- признавался ему
Н.Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в Сологубе подъем
национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну»(1914
год) и в книге стихов «Война»(1915 год). Встретив приветствием Февральскую
революцию 1917 года, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к
дальнейшей власти большевиков, как неотвечающим его идеалу «европейской
гуманитарной цивилизации».

С
апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе деятелей
искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства от
государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода З. Гиппиус
отмечала: «Все – таки самый замечательный русский поэт и писатель – Сологуб –
остался «человеком». Не пошел к большевикам. И не пойдет. Не весело ему за то
живется».

В
1921 году жена писателя, А.Н.Чеботаревская, в приступе меланохолии покончила с
собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от
одиночества находит в творчестве. В этом году выходят сборники стихов: «Одна
любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы»; роман «Заклинательница змей».

В1922
году выходят следующие сборники стихов: «Костер дорожный», «Свирель», «Чародейная
чаша».

В
1923 году выходит сборник стихов «Великий благовест».

Поздняя
лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону опрощения и
приятия жизни. М.Кузьмин в 1922 году писал : «В лучших стихах Сологуба Вы
найдете примиренность, большее приятие жизни и милое простодушие, вообще
свойственное этому поэту, но которое прежде он часто маскировал наивным
демонизмом».

Сологуб
предвидел свою кончину именно в декабре:

«Каждый
год я болен в декабре,

Не
умею я без солнца жить.

Я
устал бессонно ворожить,

Я склоняюсь к смерти в декабре…»

(«Триолетты»,
1913 год).

Он и скончался 5 декабря 1927 года. Похоронен на
Смоленском кладбище, неподалеку от места первоначального захоронения А.Блока.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий