Философское миропонимание: исходные принципы и категориальные основания

Дата: 13.03.2013

		

РОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Контрольная работа

по философии

Тема:
“ФИЛОСОФСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ”

Вариант 2

Студентки 3 курса
ТФТП

Специальность
260704

Черепановой
Елены Васильевны

Шифр 504009

Тверь 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Проблема происхождения и сущности сознания

Уровни и формы сознания

Сознание и бессознательное

Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание

Список литературы

ПРОБЛЕМА
ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ

Сознание — это высшая,
свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в
обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

В
принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания,
его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической
философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма,
отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма,
допускавшего параллельное существование параллельное существование материальной
и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив,
всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с
неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи,
обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи
как к причине «самой себя», со всеми своими свойствами.

Основоположники
диалектического материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивали
мировоззренческое значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте в
системе мироздания для последовательного проведения принципа
материалистического монизма, т.е. учения о материальном единства мира.

Диалектико-материалистическая
философия формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений,
психики, человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности
сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как
необходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материи
возможностей.

Эта концепция развития
сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.

УРОВНИ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ

Все миры и формы в высшем
разуме существуют всегда на разных его уровнях (это видно по окружающему нас
миру — все, что мы пока познали). Человек рождается не в пустом мире, все
существует до него, он познает то, что есть и открывает новое. Человечество
планеты зарождается не в пустой вселенной, все миры существуют до него, оно
познает свою планету и открывает новое. И именно на этом уровне, сейчас, в
форме человека, сознание начинает осознавать себя разумом, именно сейчас, на
этом уровне в форме человека, его сознанию открываются тайны мироздания. Именно
с этого уровня, с формы человека движение сознания по пути к совершенству
становится осознанным. Путь к совершенству бесконечен, совершенствуется не только
сознание, но и формы и миры.

Дэвид Хаукинс
(David R. Hawkins) в своей книге “Сила
против Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень
интересный подход. Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх,
желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие,
интеллект, любовь, радость, мир, просветление.

Позор (shame) — один шаг до смерти.
Вероятно здесь человек обдумывает самоубийство. Или человек — серийный убийца.
Другими словами — это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) — на уровень выше
позора, но могут быть мысли о самоубийстве. Человек думает о себе как о
грешнике, и не может простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) — ощущение безнадёжности
или мучение себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные
застряли на этом уровне.

Горе (grief) — уровень бесконечной
грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека.

Страх (fear) — мир кажется опасным и
ненадёжным. Паранойя. Обычно нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем.

Желание (desire) — ещё не обременённый
постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и
страсти — к деньгам, одобрению, силе, славе и т.д.

Гнев (anger) — уровень
разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённых на
предыдущем уровне.

Гордость (pride) — первый уровень, когда
человек начинает чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от
внешней среды (деньги, престиж) и поэтому уязвимо. Гордость может привести к
национализму, расизму и религиозным войнам.

Храбрость (courage) — первый уровень
настоящий силы. Здесь человек начинает видеть, что жизнь полна испытаний и
совсем не подавляет. Намёк на интерес к личному развитию.

Нейтралитет (neutrality) — его можно описать
фразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая
жизнь. Человек чувствует себя безопасно и хорошо уживается с людьми. Это
уровень удовлетворённости и лени. Человек заботится о своих нуждах, но не
напрягается.

Готовность (willingness) — человек чувствует
себя безопасно и комфортно, начинает использовать свою энергию более
эффективно. Это — уровень развития воли и дисциплины.

Принятие (acceptance) — уровень постановки и
достижения целей. Человек начинает принимать (брать на себя) ответственность за
свою роль в этом мире, более чётко видит полную картину своей жизни.

Интеллект (reason) — на этом уровне
человек переступает эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслить
ясно и рационально, уровень медицины и науки. Человек смотрит вокруг и начинает
заниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна
и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою
жизнь.

Любовь (love) — это безусловная
любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Это уровень
пробуждения для своего истинного предназначения, пожизненного служения
человечеству.

Радость (joy) — чувство проникающего
и непоколебимого счастья. На этом уровне человек чувствует себя потрясающе,
просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и
совпадениями. События, близкие к смерти, могут временно поднять на этот
уровень.

Мир (peace) — полная
трансцендентность. Этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Просветление (enlightenment) — высший уровень
человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Это
уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут
повысить твоё сознание.

Эта модель
кажется стоящей того, чтобы о ней задуматься. Не только людей, но и объекты,
события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. Переход на
каждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей
это не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в
корне поменять всё в жизни.

Сознание
существует в 2 формах — общественное и индивидуальное. Общественное сознание
— осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей
действительности. Оно порождается общественным бытием, но может обратно влиять
на него. Формируется оно с учетом вида материального производства, которое
придаёт цельность, связь и непрерывность мировой истории.

Формы
общественного сознания
представляют собой различные способы духовного освоения
действительности:

1)Политическое
— совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и
представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее
влияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику.

2)Право
— совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством.

3)Мораль
— совокупность норм поведения, не установленных государством (традиции,
общественное мнение, авторитет всего общества)

4)Художественное
— духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает
какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или
неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5)Религиозное
— религиозные верования в духовной жизни общества.

6)Наука
— научные представления.

СОЗНАНИЕ
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание — форма отражения
объективной действительности в психике человека. Характеризуется тем, что в
качестве промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической
практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный
источник практики — это совместно осуществляемый труд.

Бессознательное — психические процессы,
в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным
оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.
Еще И.Ф. Гербарт (1776–1841), немецкий философ, психолог и педагог,
основоположник эмпирической психологии в Германии, выделял в сознании три
области: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которыми
существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, возможен переход
представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления
и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратный
переход представления в область бессознательного, получивший название
„вытеснения“.

Экспериментальная
разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939),
австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа,
который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает
себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет
действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется
в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала,
полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий
больного, создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание,
предсознательное и бессознательное).

На
этой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие интроекции. Это —
включение (через идентификацию) в структуру Я элементов внешнего мира
(взглядов, установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональных
переживаний.

В
дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.

Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

 — неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их
социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

 — поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной
ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

 — подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не
осознается.

Подпороговое
восприятие

— форма предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В
работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что
выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.


СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО.

САМОСОЗНАНИЕ

Одной из
предпосылок возникновения языка на биологическом уровне явились
существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные
и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили
биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда
способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась
необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган —
соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимые
в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с
соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями
сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов
предметов, их свойств и отношений.

Сущность
языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство
общения
, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль
представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни
выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной,
чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и
значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения,
обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства
общения.

Но язык не
только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и
оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому
выразить и усвоить мысль, значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда
мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение
языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого
рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах
обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака —
представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык
выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В
языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное
бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Язык и
сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его
исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же
объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не
является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с
действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль
мышления.

Состояние проблемы соотношения
мышления и языка еще далеко до завершения, оно
содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Сознание — одно из основных
понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального
воспроизведения действительности

Идеальное – это

1) нечто существующее не
в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в
сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному;

2) результат процесса идеализации
— абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный
газ, точка, абсолютно чёрное тело;

3) нечто совершенное,
соответствующее идеалу.

Многообразные концепции
идеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует
идеальное как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и
не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных
системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде
изначальных нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей
(объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа
или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой
субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде
непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто
первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и
значений (современный критический реализм и феноменология).

Домарксовский
материализм, критикуя представления об идеальном как особой субстанции,
противостоящей материальному миру, истолковывал идеальное как функцию особым
образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в
трактовке заключалась в том, что он рассматривал идеальное как продукт
пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.

По характеристике К.
Маркса «… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в
человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из понимания
идеального, как явления общественно-исторического по своей природе и
происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного,
материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной
действительности, опосредствованный социальной практикой. Оно представляет собой,
таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующий
специфический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным
процессам и явлениям (физическим, физиологическим и т.п.)

Наконец, важнейшей
составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание
— своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание
— это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий,
своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой
личности.

Самосознание
— исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно
высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и
продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются
примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить
три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному
осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей.
Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но
и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.

Второй
уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или
иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий
уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого
образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно
неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести
ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность, как
контроля своих действий, так и их самооценки. Таким образом, самосознание
характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом
«Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе
чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само
осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через
сопоставление себя с другими людьми.

Это лишний
раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе
коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется
двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое
свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления,
мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить
нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона
самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях
и формах.

В ходе
рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с
идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя
определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и
ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного
отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих
самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только
возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и
постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения
межличностных отношений.

В заключение
рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести
некоторые итоги. Итак:

1)
Сознание —
высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно
связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными
понятиями.

2)
“Ядром”
сознания, способом его существования является знание.

3)
Формирование
сознания связано с возникновением труда.

4)
Необходимость
труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее
влияние на становление человеческого сознания.

5)
Сознание —
функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга.

6)
Сознание
обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно
активно.

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1. 
Шорохова Е. В.,
Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961;

2. 
Басеин Ф. В., Проблема
бессознательного, М., 1968;

3. 
Сеченов И. М.,
Избранные философские и психологические произведения, М., 1947;

4. 
Фрейд З.,
Психология бессознательного, изд. М., 1990

5. 
Пономарев
Я. А., Проблема идеального, «ВФ», 1964, № 8;

6. 
Меграбян
А. А., О природе индивидуального С, Ереван, 1959;

7. 
Учебник для ВУЗов
/ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий