Роль педагогики в социальной работе

Дата: 13.03.2013

		

План

Введение

1. Социальная педагогика
и социальная работа

2. Роль педагогики в
социальной работе

Выводы

Список использованной
литературы

Введение

Педагогика — это наука, изучающая объективные законы развития
человека в обществе, объясняющая поведение человека и дающая конкретные
рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельности
человека. Все, что происходит в политике, в культуре, в спорте, в
производственной деятельности, в семейной и интимной жизни, — все это может
быть рассмотрено с точки зрения педагогики, потому что она изучает психические
механизмы, определяющие поведение человека. Каждый человек — прежде всего
человек, а потом уже спортсмен, политик и т. п. Люди общаются друг с другом,
взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей. Как
заметил Мишель Монтень, души императора и сапожника скроены на один и тот же
манер.

Таким образом, педагогика — это особый взгляд на мир,
педагогическое мышление — это особое, специфическое мышление, которое
приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика — это тот
волшебный ключик, которым открывается все в мире людей.

Социальная педагогика выделилась из общей в результате процессов
дифференциации и специализации, широко распространившихся в науке в последнее
время. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из общей, означает, что в
поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются
педагогикой, но рассматриваются они в определенном специфическом аспекте,
отраженном в слове «социальная».

1. Социальная
педагогика и социальная работа

Понятием «социальный» (от лат. socialis — общий, общественный)
объединяется все то, что связано с совместной: жизнью людей, с различными
формами их общения и взаимодействия. Социальные отношения человека составляют
лишь часть всех общественных отношений, и результатом их реализации является приобретение
или восстановление человеком социального положения, социального статуса,
социального функционирования.

Сам термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о
воспитании в 1844 г. немецким ученым К. Магером, который определил содержание
понятия как «социальное в воспитании». Дальнейшее развитие понятие получило в
трудах Адольфа Дистервега и Пауля Наторпа. Пауль Наторп (1854-1924) понимал
социальную педагогику, как аспект общей. Рассматривая основные функции
человеческого существования, он выделил три основные функции социальной
педагогики способствовать половому воспитанию ребенка семьей и ближайшим
окружением; развивать у ребенка эмоциональные, социальные и моторные
способности на основе обучения и воспитания воли; развивать разум через общение
в социуме.

Главная цель социальной педагогики, по мнению ученого: воспитание
в молодежи начал солидарности и общественности. Последователи Наторпа, развивая
его идеи, рассматривали социальную педагогику, как принцип воспитания,
пронизывающий всю педагогическую деятельность и способствующий воспитанию
человека в обществе, для общества и через общество.

Некоторые исследователи считают, что свое начало педагогика
социальной работы ведете конца XIX — начала XX века и связана с именами американцев Мэри
Ричмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа.

2. Роль педагогики в социальной
работе

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня —
деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи,
вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации,
развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими
методами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работы
должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании,
методах, путях и средствах социальной работы.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы
выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом
определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические
функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и
средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в
ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения,
включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному
формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно
обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.

Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и
индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя
изучение технологической документации, социальный работник добивается
активности клиента, поощряет его самостоятельность.

Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем,
осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма
социальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное,
следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложными
ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы,
отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи
социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования механизмов
самозащиты.

Важным педагогическим элементом социальной работы является
формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека,
готового к сотрудничеству, умеющего принимать и сказывать помощь. Педагогика
дает направление социальной активности. При этом социальная работа
ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные
знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней
собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является
формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает
приемами самопомощи.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к
самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с
помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в
систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется
коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый
элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в
общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формирование
здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом
социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реального
лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное
образование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые,
человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.

Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые
обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах
деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает
личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то:
научная организация труда, учет индивидуальных особенностей, эффективная,
психологически обоснованная помощь.

Наибольший эффект развития личности достигается при включении в
различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе
доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление.

Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие
группы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии со
своим развитием, интересами.

Мастерство социального работника зависит от его культуры, от
полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет
теоретическая и практическая психологическая и педагогическая подготовка.

Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния
на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных
взаимодействий в различных региональных условиях есть главная сфера педагогики
социальной работы, рассматриваемой в единстве науки и области практической
деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения,
семьей, направлена на создание системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования,
психологического комфорта, содействие формированию социокультурного
пространства, развитие и самореализацию личности.

Социальная незащищенность, особенно детей, молодежи, людей
пожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход к
социальной политике, более настойчиво искать способы объединения (на
межведомственной основе) социально-экономических, правовых,
эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей для
поддержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с ее
проблемами.

Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальной
работы, деятельность социального работника представляется очень простой и
практически доступной каждому: раздача выделенных государством пособий, еды,
вещей, утоление голода нуждающегося. О социальном педагоге рассуждения и того
проще. Мешает ученик педагогу на уроке, не выполняет своих обязанностей — вот
поле деятельности социального педагога: пусть вызывает родителей, отчитывает
их, принимает контрмеры. Отсюда и искажение понятий «социальная работа»,
«социальная педагогика»: что такое один социальный педагог на школу или один
социальный работник на микрорайон? Это дискредитация профессии, искажение идей
современной социальной политики. Без ориентации на внутренний мир человека и
его совершенствование социальная работа обесценивается и лишается своего
гуманистического смысла.

Выводы

социальный педагогика работа гуманизм

Итак, в своей работе попыталась выяснить, какую же роль играет
педагогика в социальной работе.

Когда же сегодня мы говорим о воспитании, то подразумеваем при
этом чаще всего становление личности ребенка в ограниченном пространстве:
школе, детсаде, семье. Такое положение дел в педагогической науке не могло не
повлиять и на практику. Если в современной массовой школе и говорим о семье, то
имеем в виду только родителей, способных наказать (похвалить) ребенка, оказать
помощь в ремонте и в организации праздника, иногда посещающих родительские
собрания. А то, что семья и ближайшее социальное окружение оказывают наиболее
сильное влияние на формирование личности, что это самые мощные средства
социализации, социальной поддержки и защиты личности, остается за кадром.

Социальная педагогика рассматривает педагогическое влияние на
социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов
жизни и в различных сферах его микросреды. Активность самой личности, ее
социальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействием
человека со средой.

Педагогические знания оказались востребованными в сфере социальной
работы асоциальной помощи семье, престарелым, безработным, больным, инвалидам,
беженцам, одиноким, бездомным, осужденным и многим другим. Педагогическое
знание становится сегодня частью общей культуры и социальной политики. Необходимо
использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования
развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности во всех видах
социальной работы с населением.

Каждое учреждение образования, социальной защиты, реабилитации,
каждая встреча социального работника с клиентом требует сегодня корректировки в
зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей
населения. Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчество
конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами
социальной педагогики необходимо широкому кругу социальных педагогов,
социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.

В связи с этим, необходима специальная работа по переориентации отношения человека к собственной
судьбе. Это становится реальным, если
у него формируются определенные
социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как потенциальные сферы
самореализации. Большую роль может сыграть
обучение целеполаганию, раскрытию перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных
целей. Очень важным аспектом социально-педагогической
работы становится работа с семьей и ближайшим окружением.
Социально-педагогическая работе становится
более эффективной, если в обществе создаются; условия для вовлечения
различных категорий граждан к участию в различных сферах социальной практики.
Например, в последнее десятилетие развернулась большая: работа по вовлечению инвалидов в спортивные соревнования,
различные художественные конкурсы, вплоть до международного
уровня, что способствует их социальной реабилитации.

Особо следует отметить, что в последнее
время в ряде экономически развитых стран помощь тем или иным группам
людей — жертв в их приспособлении к жизни в обществе дополняется
законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды
обитания к особенностям этих людей. Пример тому — законы,
принятые в ряде стран, которые стимулируют создание и резервирование
рабочих мест для инвалидов, требуют строить жилье, общественные
здания так, чтобы они были доступны для инвалидов-колясочников;
создавать специально приспособленные для этой категории граждан
общественные средства транспорта.

Список использованной литературы

1. Антология социальной работы; В
5 т. / Сост. М.В. Фирсов.- М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

2. Арнольдов А.И., Бочарова
В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы
теории и практики: Методические материалы.- М.: Изд-во Центра социальной
педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.

3. Социальная работа:
Учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий