Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность

Дата: 13.03.2013

		

Актуализация
креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства
представления учебного материала и включение учащихся в деятельность

учитель русского языка
и литературы

МОУ «Джидинская СОШ»

Республика Бурятия

Поневчинская Валентина
Петровна

Предисловие

В основу разработанного
образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как
системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру
стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН в
разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно
социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция,
воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).

Современная школа
характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному,
личностно ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это
позволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые,
общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и
рефлексивную, культуроведческую и ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и
читательскую и др. Новое время требует новых подходов.

Современные дидакты
считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом,
чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие
мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и
соревновательность.

При нетрадиционном
творчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательный
интерес, мотивации к обучению развиваются на основе необычных средств
представления учебного материала и включения учащихся в деятельность. При этом
учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию,
игру, имитацию и т.п.

Формирование опыта
творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной
учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий.

1. Учебная игра как
основа творчества учащихся

Общеизвестно,
что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить
человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том
числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым
условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей
личности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательной
деятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежит
личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им
самим направляются и контролируются.

В настоящее
время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания
учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки
привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы
большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и
лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы
меры побуждения.

Чтобы
постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы
обучения. Ведущей среди них является имитационная
игра.

Игра – это самая свободная, естественная форма
погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её
изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности,
самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём
познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая
имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе
является основой личностно ориентированного обучения.

Игра несёт на себе функции:

 * психологические,
снимая напряжение и способствуя эмоциональной
разрядке;

· 
психотерапевтические, помогая
ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения,
психическое самочувствие;

· 
технологические, позволяя
частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей
реальную действительность.

В игре
ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую
свободу, необходимую для его развития.

Развитие креативных
способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-:
самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и
самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в
игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проекты
раннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии —
состоянии игры.

Аксиомой существования
ребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес и
безоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменить
отсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Возможность
открытого отношения к другому представляет игра. Полноценная учебная деятельность
организуется только на основе игровой, поскольку учение направлено на овладение
такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка
воображения и символической функции, формирующихся в игре.

 Одна из особенностей
игры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, как
деятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность
«честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенные
жизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе с
тем, игра — достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли,
но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой
ученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своему
мировоззрению или против своих взглядов.

Переход школьника к
самовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе над
своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению
необходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переход
обеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какой
другой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости,
целеустремленности, неутомимости, как в игре. Активизируется мыслительная
деятельность, память, внимание, творческое воображение.

При дифференцированном
подходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышается
самооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень их
познавательной активности.

2.Нетрадиционные
способы организации творческой деятельности школьников

Развитие
личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в
том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации
учебно-познавательной деятельности учащихся.

Результативными
в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие,
устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Они
вызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия,
игра — животворный источник детского мышления, благородных чувств и
стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и
новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в
текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ,
интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.

Литературная игра
развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных
гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при
получении одного правильного ответа), принятого в советском образовании.
М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бывает
бессознательным и раскрывается многообразием смыслов…Понимание восполняет
текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает
творчество»2.

Литературное
произведение полифункционально по своей сути, имеет различные типы эстетических
категорий. Урок-игра позволяет выяснить многие из них. Учебная игра имеет
достаточно позитивных дидактических возможностей. Она позволяет учащимся самим
выбирать «точки удивления», при традиционном изучении оставшимися
незамеченными; выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кроме
учебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшает
психологический микроклимат в классе.

Удачной формой
современного урока является театрализованная игра, которая может проводиться на
уроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы,
создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровых
условностей. В 10 классе возможен урок обобщения по роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание» в форме суда над Раскольниковым. Учащиеся
погружаются на таком уроке в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений.
Литературное произведение — это форма художественного диалога писателя с
читателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающий
неизбежно становится третьим в диалоге».2 Интерпретация образа Раскольникова
имеет право на существование. Диалог культурных смыслов: писатель-критик,
читатель-критик, автор-читатель — формирует у школьников дивергентное,
творческое мышление. Важна глубокая проработка материала, высшая степень
самостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках,
ориентация на соревновательность, актуализация деловых, лидерских возможностей.
Участвуя в дискуссиях, выступая с докладами, учащиеся учатся оппонировать,
адаптируясь к реалиям сегодняшнего времени. Живя в сегодняшнем обществе,
человек должен уметь отстоять свою точку зрения, этично и аргументированно
убедить других.

Необычно прошел в 7-х
классах урок обобщения «Смех – дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чехова
в форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста»,
«Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картинную
галерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активными
участниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществлялась
совместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все
возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и
артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).

Запоминающимся стал
урок-конкурс в 8-х классах по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассчитанный на 2
часа. Ребята разделились на группы: «Таланты и поклонники», «Очумелые ручки»,
«Умники и умницы». На этапе анализа урока все участники отметили как изюминки
урока театрализацию фрагментов комедии и написание её «продолжения».
Восьмиклассники сумели передать неповторимый колорит гоголевской эпохи через
изготовленные костюмы, декорации, манеры, игру.

Работа в группах учит
детей сотрудничеству, самостоятельности, терпимости к мнению других, здесь
важна не оценка, а сам процесс совместного добывания знаний. Приобретённые
умения и навыки на таких уроках помогут школьникам адаптироваться,
социализироваться в современной жизни.

Увлекательным и
эффективным делают урок интеллектуальные игры: литературные кроссворды, ребусы,
викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды,
викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими,
иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть
ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в
соответствии с уровнем познавательной активности. Сегодня практически
невозможно представить современный урок без применения компьютерной технологии.

Примером этого стал
урок-презентация в 8-м классе «Душа моя чиста…» (по лирике Н.М.Рубцова). Ребята
приготовили замечательные слайды о жизни и творчестве поэта, нашли песни на его
слова: «В горнице», «Букет», совершили виртуальную экскурсию в музей картин Левитана
(по результатам исследования ребят, именно его картины теснее всего
перекликаются со стихами Рубцова).

Технология подготовки урока
в нетрадиционной форме путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе см. в
Приложении.

3. Поиск «точек удивления»9
в художественном тексте

Главным инструментом
учителя литературы остаётся с л о в о. И учить быть внимательным к слову
следует с самого начала работы над произведением. Анализируя его заголовок,
школьники обнаруживают, что в нем часто отражается позиция автора, постановка
ключевой проблемы, сам заголовок вызывает определённые художественные
ассоциации. Заголовок может стать объектом творческого исследования.
Вспоминаются строки из книги Г. Гранина «Секреты орфографии»:

Заголовок — окошко для
взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что
тебя ждет?

Заголовок — это не
просто слова:

Эти слова — всему
голова.

Обратимся, например, к
анализу заголовка повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ещё до её прочтения.
Ребята обращают внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс -к- в слове
дочка (не дочь, а дочка), на место расположения слов в заголовке (не «Дочка
капитана», а «Капитанская дочка»), на смысловую роль прилагательного «капитанская».
Таким образом, характеристика героини началась до непосредственного соприкосновения
с текстом, что заинтриговало учащихся и побудило прочитать произведение с
предельной внимательностью, чтобы подтвердить или опровергнуть свои
предположения относительно пушкинской героини. Анализ заголовка художественного
произведения, бесспорно, развивает творчество учащихся; логическое, критическое
и ассоциативное мышление; воображение и внимательность, заинтересовывает
чтением.

Изучение литературного
текста стоит обязательно сопровождать словарной работой. Удачно зарекомендовали
себя конкурсы на лучшего толкователя новых слов. Такая работа проводится в
игровой форме аукциона, кроссворда, «Ромашки». Победителем становится тот, кто
понятнее, точнее и интереснее сумеет растолковать слово. Обогащению словарного
запаса, внимательному отношению к слову способствуют творческие задания: «Так
говорят былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», «Словарь героя произведения».
Выполняя подобную работу, ученики перечитывают тексты, анализируют этимологический
и семантический аспекты слов, тем самым приобщаясь к сокровищнице русской
классики, становясь сами творцами. Условия для развития детского творчества,
образной речи создают задания: «Закончи пословицу», «Напиши сочинение по
пословице».

Творческое отношение к
литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить детали в
художественном тексте. Порой школьники не умеют видеть её в читаемом тексте,
увлекаясь только ходом повествования.

Задерживать внимание на
деталях нужно уже с 5-го класса, в этом помогают игровые, тестовые задания:
«Угадай героя (по реплике самого героя, по портрету и т.п.)», «Вставь
пропущенное словечко», «Из какого произведения «потерянные» вещи (предметы)?»,
«Откуда эти строки?». Поиск «опорных мотивов» («точек удивления») при изучении
художественного текста — важное условие его понимания и усвоения. Они вызывают
у школьников духовно-эмоциональный, личностный отклик. Работа над именами,
фамилиями героев, заголовками произведений, яркими тропами и фигурами речи «включает
учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, формирует умение
анализировать текст»9.

4.Развивающая роль
литературного творчества школьников

Нередко при изучении
творчества поэтов, писателей учащимся предлагается креативное задание —
сочинить произведение в стиле указанного мастера слова. Процесс выполнения
подобного задания требует от школьников погружения в стихию художественного
мира писателя, вызывает интерес к его творчеству. При знаниевом подходе к
обучению ученикам было достаточно лишь прочитать произведение, выполнить ряд
традиционных заданий: ответить на вопросы, найти выразительные средства языка и
прочее.

Навык сочинения в стиле
конкретного автора формирует коммуникативную, рефлексивную, смыслопоисковую,
эмоционально-эстетическую компетенцию. Как множество слов и речевых оборотов
объединяются в текст, по каким законам языка они объединяются в единое целое —
эти вопросы школьники постигают, осваивая речевой опыт мастера слова, чтобы
обдуманно им пользоваться. Скрупулёзный анализ исходного текста при сочинении в
стиле известного автора неизбежен. Эта работа убеждает школьников, что всё в
тексте продумано, его строение, расположение языковых средств обусловлены темой
и идеей высказывания, стилем и типом речи, особенностями жанра. Сравнение своей
работы с образцовым текстом совершенствует умение использовать в речи языковые
средства, разнообразные по структуре и стилистической принадлежности
грамматические конструкции, воспитывает речевую культуру.

Психолингвист прошлого
столетия Н.И.Жинкин утверждал: «Надо у каждого учащегося, независимо от возможностей
в будущей профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи»9. Это
положение учёного не потеряло актуальности и в ХХI веке. В наше время во всех
сферах жизни ценится грамотный профессионал. Создание собственного творения
выступает средством проникновения в произведение, средством усвоения
индивидуального стиля автора. При этом важен лингвостилистический анализ
исходного текста. По мнению лингвиста Н.А.Плёнкина, без умения анализировать
языковые и стилистические особенности текста невозможно научиться создавать
собственный текст.

Пятиклассники,
вдохновлённые творчеством И.А.Крылова, сочиняют свои басни, высмеивая
современные пороки.

Развивают читательское
воображение, творческое мышление рассказы учащихся о таких внесюжетных героях,
как родители Насти и Митраши из «Кладовой солнца» Пришвина. Это герои «за
кадром». Чтобы составить рассказ о них, нужна работа воображения, погружение в
художественный и лингвоисторический контекст предвоенной эпохи. Подобных
творческих усилий требует задание составить поучение в стиле древнерусской
литературы, сохраняя языковые особенности «Поучения В.Мономаха», да ещё
оформить его, соотнося с представлениями о книгах, появившимися в Х веке в
Древней Руси.

Большой творческий
потенциал несут в себе задания по составлению сценария диа-, кино-, телефильма
на основе текста художественного произведения. Составление сценария — работа
трудная, не каждому под силу. Можно дать подобную работу в первый раз
дифференцированно. В слабом классе, как правило, составляется коллективный
сценарий. Работа над сценарием приучает школьников внимательно относиться к
подробностям художественного произведения, уметь «развернуть» образ или
картину, «раскрасить» их, домыслить авторское видение. В школьную программу
включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с
удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после
того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после
изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение,
отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его
учительница Лидия Михайловна.

Очень эффективны этюды-импровизации,
когда ученики «дописывают» текст, сочиняют в стиле автора на основе
внимательного прочтения отдельных эпизодов из его жизни и творчества, произведений.

Такие задания требуют
от учащихся исследования художественного мира автора, перевоплощения и
рефлексии. Ребята учитывают стилистику писателя, изобразительно-выразительные
средства его произведений. Школьники учатся создавать письменные тексты
различных жанров. Так, один из школьников представил себя журналистом, который
отправился на встречу с Зощенко и поведал о нём, его творческих планах. Другие
написали басни собственного сочинения, третьи создали стихотворения в прозе в
стиле И.С.Тургенева ( Приложение).

Заключение

литературный
творчество креативность школьник

Развитию творческого
воображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если
налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности
школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.

Преподавать литературу
в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают
получить представление о литературном произведении, как и любую другую
информацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесником
остро стоит вопрос — как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки
литературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», уроками
высокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами и
последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими
представлениями — это и есть главный результат читательской деятельности. Многие
методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием
текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения,
ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимо
помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью,
имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.

Воспитательный
потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему
ценностей, развивать социально-культурную, ценностно-ориентационную,
рефлексивную компетенции учащихся. Необходимо сделать книгу верным и
необходимым спутником школьника. Важно сделать уроки литературы не просто
средством передачи знаний, а прочной основой духовной высоты личности.

Нетрадиционный подход,
овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового
времени поможет решить задачи школьного литературного образования.

 Приобщение к миру
творчества художников слова не проходит даром — в детях воспитывается
творческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Они
увереннее справляются с заданиями ЕГЭ по русскому языку. Придумывая, сочиняя,
фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют
творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни.

Библиография

1. Андреев В.И. Эвристика для
творческого саморазвития.- Казань, 1994.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного
творчества. – М., 1986

3. Беспалько В.П. Педагогика и
прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

4. Безрукова В.С. Педагогика.
Проективная педагогика: Учебное пособие.-

 Екатеринбург, 1996

5. Виноградов В.В. Избранные труды. О
языке художественной прозы.- М.,1980.

6. Гусарова Е.Н. Современные
педагогические технологии.- М.,2005.

7. Пидкасистый П.И., Портнов М.П. Искусство
преподавания.- М.,1999.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.
Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.

9. Санжадаева Г.С. Новые технологии на
уроках литературы. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006

10. Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии.- М.,1998.

11. Самоукина Н.В.
Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.

12. Унт И. Индивидуализация и
дифференциация обучения.- М., 1990.

13. Цимбаева Е. Художественный образ в
историческом контексте.- Вопросы литературы, 2003, №4.

14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ
художественного текста.- М., 1980.

15. Шаталов В.Ф. Психологические
контакты.- М.:Новая школа, 1992.

16. Якиманская И.С.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.

Приложение

1.Технология подготовки
урока-путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе

Подготовка начинается с
вводного урока. Учащиеся в группах исследуют историкоэтнографический,
искусствоведческий, лингвоэтимологический, литературоведческий, биографический
материал по теме. Структура урока-путешествия в страну гоголевского юмора
предполагает командное (коллективное) выполнение заданий, требующих применения
продуктивного мышления для познания предметного содержания в условиях
ограниченного времени и соревнования. К заключительному уроку-путешествию
группы представляют находки, результаты своих исследований. «Этнографы»
приносят украинские полотенца — рушники, украинскую национальную одежду,
предметы быта украинцев гоголевской эпохи, изготовленные муляжи и настоящие
блюда украинской кухни (галушки, вареники, паляницу). « Искусствоведы»
представляют записи с украинскими народными песнями, репродукции картин
художников на украинскую тему (в частности, работы А.И.Куинджи), портреты
Гоголя, фигурки кукол в украинском одеянии, иллюстрации к повести. «Историки» и
«литературоведы» находят различные издания сборника писателя «Вечера на хуторе
близ Диканьки», черновые материалы автора. «Этимологи-лингвисты» составили
словарь непонятных современному читателю слов по повестям Гоголя. Группа
«артистов» приготовила костюмированные инсценировки эпизодов из повести. Группа
«сочинителей» поделились впечатлением о прочитанных произведениях Гоголя. Такие
уроки вовлекают в работу весь класс, не оставляют равнодушными никого,
воспринимаются как литературные праздники.

2.Структура урока-конкурса
по комедии Гоголя «Ревизор» в 8 классе

Урок состоял из
следующих этапов:

1. Гоголевская
викторина-разминка на выявление самого внимательного и начитанного ученика
(конкурс «гоголят»).

2. Блиц-опрос (конкурс
на лучшего знатока текста комедии).

3. «Защита» творческого
домашнего задания (рисунки, кроссворды, поделки, плакаты, сочинений разных
жанров и др.)

4. Костюмированная
инсценировка-пантомима немой сцены в комедии.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий