Завершение формирования индустриального общества в Германия в 1871-1914 гг.

Дата: 12.03.2014

		

РЕФЕРАТ

на тему:

«Завершение формирования
индустриального общества в
Германия в 1871-1914 гг.»

1. Образование Германской империи.
Конституция 1871
г.

18 января 1871 г.
германские короли, герцоги и князья, собравшись в Зеркальном зале Версальского
дворца, на оккупированной земле Франции, провозгласили короля Пруссии
Вильгельма I кайзером Германской империи. Завершился
процесс объединения странкл и на политической карте Европы возникло новое
государство с 40-мнллионшм населением.

Завершение формирования индустриального общества в Германия в 1871-1914 гг.

Политическая система единой Германии была определена имперской
конституцией, принятой в апреле 1871 г. Исторические традиции наложили
отпечаток на новое государственное образование. Империя создавалась как союзная
держава и включала 25 государств: 22 монархии и 3 вольных города — Гамбург,
Любек и, Бремен. Ведущее место в империи заняла Пруссия — инициатор и главная
сила объединения германских земель.

Высшим законодательным органом страны стал рейхстаг, избираемый прямым голосованием.
Однако к выборам были допущены только мужчины, достигшие двадцатипятилетнего
возраста (за исключением военных). Законодательные права рейхстага были
ограничены, так как любой законопроект вступал в силу лишь с одобрения
бундесрата и кайзера. Бундесрат (Союзный совет) по существу выполнял роль
верхней палаты парламента. Он не избирался, а состоял из представителей
германских монархов и вольных городов. Пруссия располагала в рейхстаге 17
местами из 58 и имела право вето в случае изменения конституции.

Во главе нового государства стоял кайзер (император), который одновременно являлся королем
Пруссии и главнокомандующим армии и флота. Он был наделен большими
полномочиями, в том числе правом роспуска рейхстага и применения карательных
санкций против отдельных государств союза. Исполнительная власть была полностью
независимой от законодательной. Имперский канцлер назначался лично кайзером и нес
ответственность только перед ним. В Германии не существовало правительства в
привычном смысле этого слова. Ранг министра имел только канцлер, а
статс-секретари, возглавлявшие различные ведомства, были фактически чиновниками
его аппарата.

— Таким образом, Конституция 1871 г. сохранила в Германии,
много черт прусского полицейского государства и закрепила за юнкерской Пруссией
господствующее положение в империи. Но у нее были и прогрес­сивные стороны. Хотя
формально сословные привилегии дворянства не были отменены, конституции
гарантировала всем немцам, независимо от происхождения, равное право на занятие
государственных должностей, владение собственностью и предпринимательскую деятельность.
Правящие круги страны не могли не учитывать быстро растущее влияние
промышленников и финансистов. Поэтому новое государство строилось с учетом
интересов как юнкеров, так и буржуазии. Дворяне продолжали занимать ключевые
посты в государственном аппарате, но германскому капиталу была обеспечена
полная свобода действий и государственная поддержка внутри страны и за рубежом.

В — 70-е годы происходило активное обустройство нового
государства. Рейхстаг
принял многочисленные законы, направленные на укрепление единства империи и
усиление ее государственного аппарата. В 1871-1873 гг. была введена единая
валюта — марка, заменившая денежные единицы отдельных государств, спустя год
создана общеимперская почта, а в 1875 г. введены единые для всей страны
правовые кодексы и создан Имперский банк. В это же время была сформирована и
единая германская армия, объединившая войска всех союзных государств.

2. Экономический подъем страны.

В последней трети XIX — начале XX в. германская
экономика сделала мощный рывок вперед, уступая по темпам развития лишь США. С 1870 до 1913 гг. объем
промышленного производства в стране увеличился в 6 раз, в том числе добыча угля
— в 7, выплавка чугуна

— в 14 и стали — в 92 раза. Уже в 70-е годы в промышленном
развитии Германия обогнала Францию, а к началу XX р., оставив позади Англию, она выдвинулась на первое место в
Европе и стала второй (после США) индустриальной державой мира.

Экономическому подъему Германии способствовали следующие
факторы:

1. После объединения в стране образовался единый внутренний
рынок. В*Гер-мании были уничтожены таможенные границы, введена единая валюта,
система мер и весов, торговое и банковское законодательство.

2. Захват у Франции Эльзаса и Лотарингии и 5-милпгшрдная
контрибуция также содействовали индустриальному росту страны. Комбинируя
лотарингскую руду с углем Рурского и Саарского бассейнов, германские
промышленники создали мощную топливно-металлургическую базу, а французские
миллиарды были использованы для финансирования индустрии и транспорта.

3. Германские предприниматели успешно использовали опыт
других стран, внедряли новейшие достижения науки и техники, передовую
технологию. Заводы и фабрики страны оснащались современным оборудованием и
работали более эффективно, чем предприятия Англии и Франции.

4. Рост германской промышленности стимулировали крупные
государственные заказы на производство вооружений, строительство крепостей,
железных дорог и морских портов. Государство поощряю развитие тяжелой индустрии
и охраняло ее интересы от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

5. Экономический прогресс Германии был обусловлен и
традиционными чертами характера немецкого народа — трудолюбием,
дисциплинированностью и бережливостью. Быстрый рост населения (с 41 млн. в 1871
г. до 67 млн. в 1913 г.) способствовал увеличению емкости внутреннего рынка.

С конца XIX в.
опережающее развитие в Германии получили новейшие отрасли промышленности —
машиностроение и электроэнергетика, химическая и электротехническая. В стране
было сосредоточено 2/3 мирового производства красок, а мощность германских электростанции
лишь в первом десятилетии XX в.
увеличилась в 100 раз. Быстрыми темпами велось и железнодорожное строительство.
В 1871-1913 гг. протяженность железных дорог в Германии увеличилась в 33 раза.
Индустриальный подъем в стране сопровождаться концентрацией производства на
крупных заводах и созданием мощных промышленных объединений, многие из которых
Монополизировали выпуск отдельных видов продукции. В 1887 г. в империи было
зарегистрировано 70 картельных соглашений, в 1900 г. — 300, а в 1914 г. здесь
уже насчитывалось до 600 картелей, объединявших целые отрасли производства.

Картель (франц. cartel, итал. cartello, от carta — бумага, документ) — объединение предпринимателей,
участники которого заключали между собой соглашение о регулировании объемов
производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы в целях получения
монопольной прибыли. Участники картеля сохраняли свою коммерческую и
производственную самостоятельность. Чаще всего картели создавались в какой-либо
одной отрасли производства.

Монопольное положение в угольной промышленности страны занял Рейн-Вестфальский
угольный синдикат (95% угледобычи Рурского бассейна).

Синдикат (от позднелатинского syndicus — поверенный, представитель) — одна
из форм объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность
(определение цен, закупка сырья, сбыт продукции и т.п.) при сохранении
производственной и юридической самостоятельности.

В электротехнической промышленности господствовали фирмы АЭГ,
«Сименс-Шуккерт» и «Сименс-Гальске». Безусловное лидерство на рынке вооружений
Германии к началу XX в. захватил концерн известного
«пушечного короля» Ф. Круппа.

Концерн (англ. concern — фирма, предприятие) — наиболее
распространенная форма объединения в сфере промышленности, отличительной
особенностью которой является многоотраслевой характер деятельности. Участники
сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются единому финансовому
руководству и контролю.

Активную роль в образовании хозяйственных объединений
(картелей, синдикатов и концернов) играли банки. В 1914 г., например, 9
берлинских банков, сосредоточившие половину всех вкладов в стране, имели
представителей в правлениях 751 промышленной компании. В результате
экономическая мощь Германии была сосредоточена в руках ее некоронованных
властителей — финансово-промышленных магнатов, таких как Крупа, Тиссен,
Кирдорф, Стинес, Ганзелшн и др. Захватив командые позиции в экономике, эта финансовая
олигархия оказывала заметное воздействие и на политическую жизнь страны.

Олигархия (греч. oligarhia, от oligos — немногочисленный и arche -власть) — режим, при котором власть (nbtoiweqg экономическая и др.) принадлежит
узкому кругу лиц.

Быстрый индустриальный рост Германии оказал заметное влияние
на развитие внешней торговли. В 1901-1913 гг. германский экспорт утроился,
причем львиную долю в его структуре занимали машины и готовые изделия.

3. Рейхсканцлер О. фон Бисмарк, era экономическая и социальная политика.
«Культуркампф»,

Первый канцлер Германской империи, ее «крестный отец», князь Ommo фон Бисмарк пользовался полным доверием Вильгельма I и фактически сам управлял страной в
течение 20 лет, с 1871 по 1890 гг. Благодаря уму, энергии, огромной воле этот
выдающийся политический деятель заслужил у современников прозвище «железный
канцлер».

С образованием единого германского государства свою первую
задачу Бисмарк считал выполненной. Теперь его усилия были направлены на централизацию
власти в империи, укрепление ее экономического и военно-политического
могущества, обеспечение первенства Германии в Европе. Канцлер, в частности,
прекрасно понимал значение экономического подъема страны, и, хотя он был
типичным представителем дворянской военной касты, всемер­но содействовал
промышленному росту Германии, стремился учитывать интересы крупной немецкой
буржуазии. Это доставляло ему немало хлопот, так как в такой политике юнкеры
усматривали ущемление своих интересов. Но тяжелая индустрия была основой
военно-промышленного комплекса. И, заботясь о ее развитии, канцлер думал,
прежде всего, о техническом оснащении германской армии.

Укрепление военного могущества империи стало одним из ведущих направлений внутренней
политики Бисмарка. Канцлер стремился создать сильнейшую в Европе армию, с
помощью которой он мог бы диктовать условия другим странам. Поэтому вопросы
военного строительства не раз становились предметом острого обсуждения в
германском парламенте. В1874 г. канцлер сумел добиться от рейхстага согласия на
увеличение армии в мирное время до400 тыс. чел. и утверждения военных расходов
на семь лет вперед. После этого военное ведомство было фактически освобождено
от парламентского контроля. Бисмарк первым из европейских политиков отказался
от устаревшего принципа свободы торговли и государственного невмешательства в
экономику. Учитывая возросшую конкуренцию на мировом рынке, в 1879 г. он провел
через рейхстаг закон, защищавший германскую промышленность и сельское хозяйство
покровительственными пошлинами. Правительство ввело государственную монополию на
табак и спиртные изделия, национализировало железные дороги Пруссии, что дало
ему не только дополнительные доходы, но и мощеные рычаги для влияния на
хозяйственную жизнь страны. Проводя политику централизации империи и укрепления
ее военной мощи, Бисмарк решительно подавлял любые попытки противостоять своему
курсу. Так, в начале 70-х годов он начал наступление на католическую церковь, вокруг
которой сплотились все сепаратистские силы страны. Дворянство и буржуазия
мелких германских государств не без оснований считали, что пруссаки оттесняют
их от власти, а католическое духовенство было недовольно покровительством имперского
руководства протестантской церкви. Формально антиклерикальные меры Бисмарка
были направлены против насилия духовенства в сфере культуры (поэтому они и были
названы «культуркампф» — борьба за культуру). Однако, фактически удар наносился
по автономному положению церкви в государстве, ее влиянию на политическую жизнь
страны.

В 1872 г. католическое духовенство было лишено права надзора
за школами и запрещалась деятельность иезуитов. Затем, по требованию Бисмарка,
рейхстаг принял закон об обязательном светском браке и отменил статью
конституции об автономии католической церкви. Государство взяло в свои руки
подготовку и назначение на должности духовных лиц, а «непримиримые» священники
подверглись репрессиям. Постепенно гонения на церковь прекратились, но
католическая оппозиция больше не угрожала центральной власти. Так или иначе, но
бис- марковская «культуркампф» содействовала превращению Герма­нии в светское
государство.

Серьезную угрозу своей политике Бисмарк усматривал и в
растущем влиянии германской социал-демократии. 21 октября 1878 г. большинством
голосов (221 против 149) рейхстаг принял «Закон об опасных для общества
устремлениях социал-демократов» (названный «Исключительным законам»). Этот
закон был принят после неудачного покушения на императора. Он запрещал все
социал-демократические, социалистические и коммунистические организации и
собрания. По этому закону даже сочувствующие социал-демократам могли
подвергаться преследованиям и арестам. Из-за отсутствия, каких бы то ни было
процедур, апелляции власти получили почти неограниченную свободу действий. В
течение двенадцати лет этот закон вынуждал членов СДПГ вести полулегальное
существование. Он был отменен только в1890году.

Однако, расправившись с левой оппозицией, Бисмарк проявил
завидную политическую гибкость и склонность к социальному реформизму. В1881 г.
было объявлено о наступлении «эры рабочего законодательства», после чего
рейхстаг принял законы- о страховании на случай болезни (1883),
производственного травматизма (1884) и утраты трудоспособности (1889). В 1889
г. были также введены пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Таким образом, Германия
стала первой страной, где было принято развернутое социальное законодательство.

4. Внешняя политика Бисмарка.
Колониальные захваты.

Выход на международную арену быстро крепнущей новой Германии
с ее претензиями на гегемонию в Европе одновременно поставил перед правителями
империи проблему поиска союзников. Причем таких, которые помогали бы держать в
политической изоляции Францию. Вплоть до отставки в 1890 г. Бисмарка буквально
мучил «кошмар коалиций», созданию которых он посвятил двадцать лет своего
канцлерства.

Используя идею монархической солидарности для сохранения
«порядка» в Европе, в 1873 г. Бисмарку удалось создать «Союз трех императоров» —
Германии, Австро-Венгрии и России. Соглашение носило консультативный характер,
но роль Германии в системе международных отношений сразу, же возросла. Однако,
«Союз» не был, да и не мог быть устойчивым. Слишком уж существенными были
противоречия между странами. И хотя в 1881 г. соглашение было возобновлено,
причем уже в форме договора о нейтралитете, к середине 80-х годов «Союз»
полностью исчерпал свои возможности.

Еще на Берлинском конгрессе Германия не поддержала притязания
России на Балканах. В свою очередь Россия отказывалась соблюдать нейтралитет в
случае войны Германии и Франции. Это трижды (в 1875, 1885 и 1887) удерживало
Бисмарка от нового нападения на Францию. К тому же, после взаимного повышения
пошлин на ввозимые товары в конце 70-х гг. между Германией и Россией началась
настоящая таможенная война.

Ухудшение отношений с Россией обусловило военно-политическое
сближение Германии и Австро-Венгрии. В1879 г. правительства двух стран
заключили секретный союзный договор, носивший явную антироссийскую направленность.
В1882 г., используя итало-французское колониальное соперничество, Бисмарку
удалось вовлечь в коалицию и Италию.

Так возник Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и
Италии, положивший
начало расколу Европы на враждующие военные группировки.

Ловко играя на противоречиях европейских держав, Бисмарк сумел
укрепить международное положение Германии. В годы его канцлерства, было,
положено начало и колониальной экспансии империи. Германия вступила на путь
колониальных захватов позже других стран, но сразу же проявила чрезвычайную
активность и агрессивность. Только за 2 года (1884-1885) она овладела
территорией общей площадью 3 млн. кв. км. Так, в 1884 г. была основана первая
германская колония в Юго-Западной Африке. Вслед за ней германские колонизаторы захватили
Того, Камерун, северную часть Новой Гвинеи. В 1885 г. контроль был установлен
над Маршалловыми островами в Тихом океане.

5. Вильгельм II. Переход Германии к «отравой
политике».

Ухудшение англо-германских отношений.

После смерти Вильгельма I трон вскоре перешел к его внуку Вильгельму II. Воцарение
нового кайзера вызвало ликование среди военных, прусских консерваторов и
клерикалов. 29-летний император был типичным юнкером, более всего гордившимся
военными победами прусского оружия. Его взгляды сформировались под влиянием
военно-аристократической среды и отличались крайним консерватизмом. Новый
кайзер сразу же высказался о необходимости борьбы с «разрушительными
элементами», заявляя, что «воля государя — высший закон».

Новый император был весьма своеобразным человеком: он часто
путешествовал, лично вмешивался во все дела, любил поучать окружающих — от слуг
до европейских монархов, стремился всегда находиться в центре внимания.
Современников озадачивали частые перемены планов и, политических «курсов» Вильгельма
II. Немцы называли его то Непостижимым,
то Странствующим.

Терпеть около себя Бисмарка и быть его тенью император не мог
и не хотел (хотя
считался его другом). Несмотря на противоречивость характера, кайзер был
достаточно амбициозным и энергичным политиком, чтобы править самому. Между ним
и старым канцлером сразу же возникли разногласия по важным вопросам внутренней
и внешней политики. Кайзера, в частности, не устраивал «перестраховочный» курс
Бисмарка, его стремление любой ценой избежать войны с Россией. Вильгельм II и его окружение допускали
возможность войны на два фронта (против Франции и России) и были готовы к
борьбе за передел колониального мира.

Разногласия обнаружились и в отношении к рабочему движению. В
отличие от Бисмарка, кайзер считал опасным продолжать политику репрессий и был
склонен к социальному маневрированию. После крупной забастовки шахтеров в
Вестфалии он заявил, что намерен улучшить положение неимущих и неожиданно для
всех созвал в Берлине конференцию по рабочему вопросу. В начале 1890 г.
рейхстаг отклонил предложение Бисмарка превратить «Исключительный закон» против
социалистов в постоянный, и вскоре после этого «железный канцлер» был вынужден
уйти в отставку. Его сменил ставленник императора генерал Лео фон Каприви.

Смена режима власти в Германии сопровождалась многочисленными
заявлениями кайзера о намерении проводить «новый курс» во внутренней политике.
Уже в своих «февральских указах» 1890 г. Вильгельм II пообещал улучшить положение рабочих и смягчить социальную
напряженность в стране, после которых рейхстаг принял ряд законов, частично
ограничивавших произвол предпринимателей. В 1891 г. в Германии был введен
11-тичасовой рабочий день для женщин и запрещен труд детей младше 13 лет.

Однако либеральный «новый курс» кайзера оказался
недолговечным. В1894 г. Каприви был отправлен в отставку, а на смену ему пришел
престарелый князь Хлодвиг Карл фон Гогенлоэ. Во внутренней политике эта
кадровая перестановка знаменовала поворот от социального реформизма к реакции,
новым репрессиям против левой оппозиции. На протяжении пяти лет окружение
Вильгельма II подавало в рейхстаг один за другим
законопроекты, которые должны были ограничить и без того урезанные гражданские
права и свободы немцев. Только один из них, «каторжный законопроект» (1899),
предусматривал наказание до 3 лет каторги для участников забастовок и до 5 лет
— для их организаторов. Однако, все эти законопроекты были провалены в
парламенте либеральными партиями.

В 90-х годах XIX в.
резко активизировалась внешняя политика Германии и изменилась ее
направленность. Бурное развитие промышленности, переросшей возможности
внутреннего рынка, вынуждало пра- вящие круги страны поддерживать германскую
торговую экспансию в Европе, искать «но- вые независимые территории» для сбыта
товаров. Вступив на путь колониальных захватов позже других стран, Германия
значительно уступала им в раз,- мерах захваченных территорий. Немецкие колонии
были в двенадцать раз меньше английских и к тому же бедны сырьевыми ресурсами.
Имперское руководство остро переживало такую «несправедливость» и, активизируя
колониальную политику, впервые поставило вопрос о переделе уже поделенного
европейскими странами мира. «Прошли уже те времена, — заявлял в рейхстаге
будущий канцлер Бернгард фон Бюлов, — когда другие народы делили между собой
земли и воды… Мы требуем и для себя места под солнцем».

Переход Германии к «мировой политике» выразился в ее
претензиях на господство в Европе, желании укрепиться на Ближнем, Среднем и
Дальнем Востоке, стремлении к переделу сфер влияния в Африке. Главным
направлением немецкой экспансии стал Ближний Восток. В 1899 г. кайзер добился
от турецкого султана согласия на строительство трансконтинентальной железной
дороги, соединявшей Берлин и Багдад, после чего началось активное проникновение
германского капитала на Балканы, в Анатолию и Месопотамию.

Продвижение немцев на Восток и неприкрытые территориальные
претензии Германии привели к резкому обострению ее отношений с крупнейшей
колониальной державой мира — Англией. К началу XX в. англо-германские противоречия становятся главными в
системе международных отношений. Экономическое, политическое и колониальное
соперничество двух стран дополнилось гонкой военно-морских вооружений. Развернув
в 1898 г. строительство мощного военного флота, Германия бросила вызов
«владычице морей», угрожая ее посреднической торговле и связям с колониями.
Благодаря усилиям Вильгельма II,
имперский флот стал вторым по величине после британского. К1914 г. Германия
имела 232 новых военных корабля.

6. Германия в начале XX в.

Вынашивая захватнические планы и готовясь к войне за передел
мира, правящие круги империи приняли меры для консолидации своих сил накануне
предстоящей схватки. Инициатором «политики сплочения» двух наиболее влиятельных
сил общества,- юнкеров и крупной буржуазии — выступили военные, магнаты тяжелой
индустрии, а практически она была, воплощена в жизнь новым канцлером Бернгардом
фон Бюловым (1900-1909).

Политическая борьба в стране продолжалась.

Политические партии Германии

Название
партии
Чьи
интересы выражала
Консервативная
партия
Представляла
интересы прусского юнкерства, крупной буржуазии, прусских офицеров, богатых
крестьян.
Национальная
либеральная партия
Выражала
интересы крупной промышленной буржуазии, выступала за развитие
конституционной монархии, всеобщее избирательное право, отмену сословных
привилегий.
Партия
«прогрессистов»
Выражала
интересы части интеллигенции, средней и мелкой городской буржуазии, выступала
за самоопределение национальных меньшинств. Находилась в оппозиции
правительству.
«Партия
центра» (католическая)
Отражала
интересы католиков Германии, выступала против влияния Пруссии, которая
поддерживала лютеран. Находилась в оппозиции правительству.
Социал-демократическая
партия Германии
Выступала
за социальные реформы в интересах людей труда, построение справедливого
общества, установление республики. Отражала интересы рабочих, части
интеллигенции, мелкой буржуазии.

Государственная поддержка промышленников и снижение в
интересах экспортеров ввозных пошлин в годы «нового курса» вызывали сильное
недовольство землевладельцев, так как рынок страны был вновь открыт для дешевой
российской пшеницы. Стремясь заручиться поддержкой юнкеров, фон Бюлов провел в 1902
г. через рейхстаг новый таможенный тариф, который почти вдвое повысил пошлины
на ввозимое зерно. После введения тарифа в 1904 г. чистая прибыль помещиков
только за год составила 1,5 млрд. марок.

В 1907 г. Германия пережила сильный правительственный кризис,
связанный с появлением в
печати информации о зверствах немецких колонизаторов в Юго-Западной Африке.
Возмущение общественности было поддержано прессой, парламентской оппозицией и
рейхстаг отклонил утверждение ассигнований на подавление восставших африканских
племен. Однако на выборах 1907 г., раздув националистическую пропаганду, фон Бюлову
удалось сплотить в единый блок консервативные и ведущие либеральные партии и
получить большую часть депутатских мандатов. Голосами этого «бюловского» блока
были выделены средства на окончание колониальной войны, новые ассигнования на
строительство флота. В 1908 г. рейхстаг принял закон «О молодежи и собраниях», запрещавший
молодым людям до 18 лет принимать участие в политической деятельности.

В 1909 г. на посту рейхсканцлера фон Бюлова сменил Теобальд
фон Бетман-Гольвег, возглавлявший до этого Министерство внутренних дел Пруссии.
Опираясь на «черно-голубой» блок прусских консерваторов и клерикалов, канцлер
полностью под­держивал курс Вильгельма II на подготовку войны и препятствовал любым попыткам
проведения реформ в стране.

За пять лет до войны (1909-1914) военные расходы Германии
увеличились на 33% и составляли половину всего государственного бюджета. В1913
г. ее армия насчитывала 666 тыс. чел. Одновременно велась активная
пропагандистская подготовка к войне, в стране действовали многочисленные флотские
и военные союзы, колониальные общества, «Пангерманский союз» и др.

7. Рабочий класс и социал-демократия
Германии.

Быстрое промышленное развитие Германии на рубеже XIX-XX вв. и появление новых отраслей индустрии вело к увеличению
численности наемных рабочих в стране. В то же время тяжелые условия труда и
низкая заработная плата, характерная для начального этапа индустриализации,
социальная незащищенность, вызывали различные формы протеста рабочих,
способствовали распространению в их среде социалистических идей.

Социал-демократическая партия Германии возникла в 1875 г. на базе слияния двух
организаций — марксистской и лассальянской. Теоретической основой ее
деятельности служила Готская, а с 1891 г. -Эрфуртская программа, содержание
которых в целом соответствовало марксизму. Социал-демократия нацеливалась на
борьбу за завоевание рабочим классом политической власти и создание
социалистического общества путем революционного преобразования частной
собственности в общественную.

К началу XX в.
СДПГ превратилась в довольно влиятельную политическую силу. На выборах 1912 года она собрала 4,5
млн. голосов (в семь раз больше, чем социалисты Франции) и образовала самую
крупную фракцию в рейхстаге. У социал-демократов было 110 депутатских мест в
парламенте, 244 — в ландтагах и 2,5 тыс. — в муниципалитетах. Не менее
влиятельными были и немецкие профсоюзы, объединившие в своих рядах почти 4 млн.
человек. е

Характерной особенностью идейно-политической эволюции
германской социал-демократии на рубеже XIX-XX вв.
стал постепенный отход от революционного марксизма и переход партии на позиции
парламентского реформизма. В 1896 г. в СДПГ возникло сильное реформистское
течение во главе с Э. Бсрнштейном, последователей которого марксисты вскоре
стали называть ревизионистами или правыми социал-демократами. Учитывая
изменения, происшедшие в германском обществе после смерти Маркса, Бернштейн
призывал к ревизии (пересмотру) его революционного учения, использованию
легальных парламентских форм деятельности и критиковал тех социалистов, которые
признавали только революционные методы борьбы.

В 1899 г. на Ганноверском съезде СДПГ взгляды Бернштейна были
осуждены большинством социалистов. Однако, идеи реформизма завоевывали все
большую популярность среди рабочих, рядовых членов партии и уже в 1910-1911 гг.
правые социал-демократы занимали руководящие посты в центральных органах СДПГ и
в ее парламентской фракции.

Левые социал-демократы, придерживавшиеся революционных взглядов, во главе с К Либкпехтом
и Р. Люксембург остались в меньшинстве.

Особую «центристскую» позицию в борьбе левых и правых соци­алистов
занимал один из виднейших теоретиков партии К. Каутский. Предлагая
социал-демократам использовать в своих интересах парламент и действовать в нем
в качестве самостоятельной политической силы, Каутский одновременно критиковал
правых ревизионистов за стремление сотрудничать с буржуазным правительством.

Список литературы

1.        
Я.
М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.

2.        
С.
Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109

3.        
Л.А.
Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.

4.        
Загладин
Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19
века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд. ― М.: ООО «ТИД «Русское
слово ― РС», 2006 (§ 41).

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий