Философия культуры

Дата: 13.03.2013

		

Философия
культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и
значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А.
Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо
процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с
фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая
рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе
общественных отношений.

Проблематика
Философии культуры впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию
природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно
Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)… насилуют нас часто
вопреки природе.

Киники
(Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о
необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого
существования, выступив одними из первых критиков культуры. Киническая критика
искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в
ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной
атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его
«теология культуры».

В
новое время проблематика философии и критики культуры получает особое развитие
у Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о «наивной» и
«сентиментальной» поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г.
Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных
культур и отдельных исторических ступеней культурного развития).

От
Ф. Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование
Философию культуры в узком смысле — как философское осмысления разных стадий
эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на
противопоставлении культуры как органической целостности — цивилизации как
проявлению механического и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммель, О.
Шпенглер, Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гасет и другие представители
философии жизни, в России — К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и
другие). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об
абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических)
культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры.
Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры
привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л.
Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных,
одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.

Марксизм
рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры (взаимоотношение
общества и природы, преемственность в развитии форм общественного сознания,
соотношение между развитием духовного и материального производства и др.), в
составе исторического материализма, понимая культуру как исторически
определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое
и классовое, обусловленное общественно-экономическими формациями, со сменой
которых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает
и перерабатывает достижения предшествующей.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий