Развитие скоростно-силовых качеств спортсменов

Дата: 13.03.2013

		

Содержание

Введение

Глава 1. Практика применения
скоростно-силовых качеств

Глава 2. Средства развития
скоростно-силовых качеств

Заключение

Литература

Введение

Анализ
существующей практики показывает, что применяемая сегодня во многих видах
спорта методика воспитания специальных скоростно-силовых качеств требует
принципиального пересмотра. Особенно это относится к скоростно-силовым видам
спорта, в которых соревновательная величина преодолеваемых сопротивлений
значительно ниже предельно возможной (легкоатлетические метания, прыжки,
спринтерские дистанции и т. д.).

В
процессе воспитания специальных скоростно-силовых качеств решаются две задачи:
повышение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и
повышение степени его использования при выполнении основного упражнения.

Специальные
скоростно-силовые качества у квалифицированных спортсменов на любом этапе
круглогодичной тренировки развиваются в условиях высокой интенсивности
выполнения упражнений. Поэтому, чтобы избежать стрессовых явлений, необходимо
систематически, с учетом индивидуальных особенностей и функционального
состояния организма, чередовать в недельном цикле большие объемы тренировочной
работы со средними и малыми т. е. применять вариативный принцип.

Глава 1.
Практика применения скоростно-силовых качеств

В
настоящее время многие специалисты еще придерживаются следующих методических
положений при использовании упражнений в процессе воспитания специальных
скоростно-силовых качеств: с целью создания условий для дальнейшего повышения
уровня развития скоростно-силовых возможностей отдельных мышц и групп мышц, т.
е. повышения скоростно-силового потенциала, применяются локальные упражнения, в
которых преодолеваются сопротивления, равные 80% и больше, с интенсивностью 90%
и выше. Хорошо известно, однако, что одно дело иметь высокий скоростно-силовой
потенциал отдельных мышц, и другое — уметь проявить такую подготовленность при
выполнении основного упражнения. Для повышения степени использования
скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности в тренировку
включают специальные и основное упражнения, в которых величина преодолеваемых
сопротивлений равна соревновательной.

Существенным
недостатком этого пути является то, что по мере повышения мастерства спортсмена
динамика сдвигов в уровне использования скоростно-силового потенциала при
выполнении основного упражнения уменьшается. Объясняется это следующим.
Выполняя специальные и основное упражнения, спортсмен повторяет их почти с
одинаковой скоростью. Организм постепенно адаптируется к данной скорости
движений и создаются благоприятные условия для образования так называемого скоростного
барьера, резко тормозящего дальнейшее повышение, степени использования
скоростно-силового потенциала.

Многолетние
исследования на спортсменах различной специализации позволяют разрабатывать
новые пути повышения скоростно-силового потенциала и уровня его использования
при выполнении основного упражнения, исключающие возможность образования скоростного
барьера.

Как
известно, в процессе скоростно-силовой подготовки на каждом этапе
круглогодичной тренировки ставятся свои определенные задачи.

В начале
подготовительного периода это, прежде всего задача восстановления уже
достигнутых ранее наилучших показателей скоростно-силовой подготовленности.
После ее решения можно переходить к работе, обеспечивающей достижение более
высоких показателей, т. е. дальнейшее развитие. В соревновательном периоде
тренировки основная задача — «удержать» достигнутый в подготовительном периоде
«уровень» развития скоростно-силовых качеств и повышать степень использования
скоростно-силового потенциала в основном упражнении.

Таким
образом, для процесса воспитания специальных скоростно-силовых качеств в ходе
круглогодичной тренировки у спортсменов, уже достигших высоких показатели,
характерны процесс развития, «удержания» и восстановления.

К
сожалению, в научно-методической литературе и в научно-исследовательских
работах, как правило, рассматривается в основном только процесс развития.

В
настоящей статье сделана попытка, опираясь на данные собственных исследований и
исследований сотрудников, по-новому рассмотреть отдельные вопросы методики
воспитания скоростно-силовых качеств у квалифицированных спортсменов, уже
обладающих высоким уровнем физической подготовленности (средства, методы,
режимы работы мышц, величину преодолеваемого сопротивления, интенсивность
выполнения упражнения, максимальное количество повторений упражнения в одном
подходе или серии, характер и длительность отдыха).

Важно
подчеркнуть, что указанные основные положения методики не только раскрывают
общие пути решения специальной скоростно-силовой подготовки, но и позволяют
определять индивидуальный объем выполняемых спортсменами упражнений.

Специальные
скоростно-силовые качества у квалифицированных спортсменов на любом этапе
круглогодичной тренировки развиваются в условиях высокой интенсивности
выполнения упражнений. Поэтому, чтобы избежать стрессовых явлений, необходимо
систематически, с учетом индивидуальных особенностей и функционального
состояния организма, чередовать в недельном цикле большие объемы тренировочной
работы со средними и малыми т. е. применять вариативный принцип.

Как уже
отмечалось, в процессе воспитания специальных скоростно-силовых качеств
решаются две задачи: повышение скоростно-силового потенциала специфических
мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении основного
упражнения.

Для
решения первой задачи нужны локальные и региональные упражнения, включающие
преодоление сопротивлений, равных 1—3 ПМ; 4—7 ПМ; 8—10 ПМ (используется «Динамический режим с
акцентом на преодолевающий характер работы мышц). Для видов спорта, в которых
соревновательная величина сопротивления достигает абсолютно максимальных
значений (тяжелая атлетика) характерны 1—3 ПМ и 4—7 ПМ. Для видов спорта, в
которых эта величина значительно меньше (метания, прыжки, бег) требуется
широкое использование сопротивлений, равных 4—7 ПМ и 8—10 ПМ. Здесь
интенсивность выполнения упражнений — 90% и выше (на данный период).

При
использовании динамического режима с акцентом на сочетание уступающего и
преодолевающего характера работы мышц оптимальная величина сопротивлений —
70—75% от максимальной при преодолевающем характере работы мышц; интенсивность выполнения
упражнений—; предельная (100%), Если используется статический режим,
то величина напряжения равна 100% (предельная) и 90—95% (субпредельная), а его длительность
— соответственно 0,2—0,3 и 3—4 сек. При сочетании статического и динамического
режимов (такие упражнения получили название «упражнения со срывом») величина
преодолеваемого сопротивления равна 90—95%. Интенсивность здесь также предельная.

Основными
методами при решении первой задачи являются метод кратковременных усилий и
повторный.

Для
решения второй задачи необходимы специальные упражнения регионального и
глобального воздействия и основное упражнение.

При
использовании специальных упражнений глобального воздействия и основного
упражнения величина сопротивления должна быть равна соревновательной или быть
больше или меньше ее, но в пределах, позволяющих сохранять специфическую
структуру основного движения. В первом случае нужна предельная (100%)
интенсивность (на данный период времени), во втором (т. е. когда величина
сопротивления больше соревновательной) и третьем (меньше соревновательной) —
соответственно субпредельная (90—95%) и околопредельная (80—90%).

Основными
методами являются следующие: 1) сопряженного воздействия, 2) вариативного
воздействия, 3) кратковременных усилий и повторный.

При
выполнении специальных упражнений регионального воздействия (когда используется
динамический режим с акцентом на сочетание уступающего и преодолевающего
характера работы мышц) при уступающем характере работы мышц необходима
оптимальная величина сопротивления (действие которого прекращается при переходе
к преодолевающей работе), позволяющая превышать соревновательную мощность
«взрывного» усилия при переходе к преодолевающему характеру работы мышц (когда
величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной). Интенсивность
выполнения этих упражнений должна быть предельной. Основные методы — метод
кратковременных усилий и повторный.

Рассмотрение
перечисленных методических положений применительно к процессу развития,
«удержания» и восстановления уровня развития специальных скоростно-силовых
качеств позволит более ясно представить особенности методики на различных
этапах годичной тренировки.

Глава 2.
Средства развития скоростно-силовых качеств

Для развития
специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями,
позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном
упражнении при сохранении его динамической структуры.

К группе
упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической
структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег
и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и
др.). Нам представляется целесообразным разделить все упражнения для развития
скоростно-силовых качеств на три группы.

Первая
группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше
соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень
проявления силы повышается.

Вторая
группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше
соревновательной», скорость движений большая.

Третья
группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна
соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

При
разработке методики скоростно-силовой подготовки нами учитывалось ее влияние на
физическое развитие, здоровье, функциональное состояние организма и
формирование двигательных навыков у юных спортсменов. Особое внимание мы
обращали на то чтобы скоростно-силовая подготовка, являющаяся важной составной
частью всесторонней физической подготовки, органически сочеталась с
воспитательной работой, содействовала формированию положительных черт характера
и поведения, воспитанию спортсменов в духе коммунистической морали. К
сожалению, в практике работы ряда преподавателей и тренеров вопросы воспитания
еще не занимают должного места. Иногда доминирует погоня за рекордом,
«натаскиванием» на высокий спортивный результат, а вопросы воспитания имеют
второстепенное значение, занимают незначительное место. Формы и методы
воспитания, как и методы спортивной тренировки, применяемые в работе со
взрослыми, подчас слепо переносятся на работу с детьми и поэтому являются
малоэффективными, а иногда и просто вредными.

В связи
с усилившейся в последнее время тенденцией снижения возраста сильнейших
спортсменов СССР и мира вопросы воспитания юных спортсменов приобретают все
возрастающее значение. Они могут быть решены совместными усилиями преподавателя
школы и семьи.

Педагоги
и врачи, принимающие участие в настоящем исследовании, наряду с воспитательной
работой тщательно следили за тем, чтобы использование скоростно-силовых упражнений
не сопровождалось нарушением

Заключение

В
процессе воспитания специальных скоростно-силовых качеств решаются две задачи:
повышение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и
повышение степени его использования при выполнении основного упражнения.

Для
решения первой задачи нужны локальные и региональные упражнения.

Для
решения второй задачи необходимы специальные упражнения регионального и
глобального воздействия и основное упражнение.

При
использовании специальных упражнений глобального воздействия и основного
упражнения величина сопротивления должна быть равна соревновательной или быть
больше или меньше ее, но в пределах, позволяющих сохранять специфическую
структуру основного движения.

При разработке методики
скоростно-силовой подготовки учитывается ее влияние на физическое развитие,
здоровье, функциональное состояние организма и формирование двигательных
навыков у юных спортсменов.

Основными
методами являются следующие: 1) сопряженного воздействия, 2) вариативного
воздействия, 3) кратковременных усилий и повторный.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы
специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт. 1988.
— 331 с.

2. Матвеев А.П., Мельников С.Б.
Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. — М.:
Просвещение. 1991. — 191 с.

3. Фарфель В.С. Современные проблемы
физиологии спортивной тренировки. М., 1989. – 564 с.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий