Завоевание Западной Римской Империи германскими племенами:новый взгляд

Дата: 12.03.2014

		

Реферат.

ТЕМА: «ЗАВОЕВАНИЕ ЗАПАДНОЙ
РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ: НОВЫЙ ВГЛЯД».

2008.

ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ». И
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОВ И КОЛОНОВ

Ослабление Римской империи дало возможность
варварским племенам почти безнаказанно переходить границы и захватывать ее
территорию. Некоторое время она еще могла сдерживать натиск варваров, но лишь
опираясь на самих же варваров, состоявших на ее службе в качестве
союзников-федератов.

В среде германских племен произошли существен­ные
перемены. Наряду с продолжавшимся процессом дифференциации германского общества
(обособление знати, увеличение числа зависимых от нее лиц и т. п.) происходил
процесс объединения племен в большие союзы. На нижнем Рейне и в Ютландии
возникло объединение англосаксонских племен; на Среднем «ейне — франкский
союз племен; на Верхнем Рей­не — алламанский союз, в который вошли квады,
наркоманы, частью свевы; на Эльбе и за Эльбой союзы лангобардов, вандалов,
бургундов. В район Дуная и Причерноморья образовались государства состоявшие из
вестготов и остготов.      

В конце IV в. начались непрерывные вторже ния и переселения
германских, сарматских и славян ских племен на территорию Римской империи Это
известно как «великое переселение народов»

Причин «великого переселения народов» было
несколько. Развитие производительных сил обуслов ливало углубление
имущественного и социального неравенства у германцев, росла власть вождя усили
валась роль дружины и знатных лиц племени Стрем ление их к захвату земель, военной
добычи и накоплению богатств вызывало непрерывные походы против Римской
империи, уже утратившей способ­ность к действенному сопротивлению. Имели значе­ние
и другие причины: прирост населения у гер­манцев в результате их перехода к
оседлости, давле­ние, которое оказывали на германские племена их со­седи,
наиболее удаленные от Рима, а также поли­тика самой Римской империи, которая за
недостат­ком собственных сил все чаще и чаще использовала германцев в качестве
наемных солдат и селила их на своей территории.

Началом этого переселения принято считать втор­жение
в пределы империи готов. Германское племя готов, пришедшее в Причерноморье с
Балтийского, побережья еще в конце второго столетия, образовало там большой
племенной союз, в который входили вест­готы (западные готы), жившие к северу от
Нижнего Дуная, и остготы (восточные готы), жившие за Днестром. К востоку от
области нового расселе­ния готов складывается другой племенной союз — во главе
с гуннами, которые были кочевниками-скотоводами и в Причерноморские степи
пришли из Азии. В конце IV в. эти племенные союзы вторг­лись во владения
Римской империи на территории Ьалканского полуострова.

Толчок к движению вестготов дали гунны Столк­нувшись
с остготами в 375 г. и сломив их сопротив­ление они продолжали двигаться на
запад. Спасаясь от приближавшихся гуннов, безжалостно уничтожав­ших их деревни,
посевы и хозяйства, вестготы пере­брались на правый берег Дуная и с разрешения
римского императора разместились на Балканском полу­острове в качестве
союзников империи. Римские влас­ти рассматривали поселившихся на их территории
германцев как источник пополнения своих имений дешевой рабочей силой. В ответ
на попытки превра­тить их в рабов вестготы восстали и разбили рим­скую армию в
битве при Адрианополе в 378 г.

К вестготам присоединились рабы и колоны, кото­рые,
по словам римского историка Аммиана Марце-линна, «мучимые голодом, продавали
себя за глоток скверного вина или за жалкий кусок хлеба. К ним присоединялось
много работников золотых рудников которые не могли сносить тяжести оброков ».

В начале V в. вестготы во главе со
своим коро­лем Аларихом двинулись на осаду Рима. К вестготам перебегали рабы,
которые видели в пришельцах своих избавителей и тем самым пополняли ряды
завоева­телей. Осада Рима была снята лишь после того, как римляне заплатили
вестготам выкуп в 5 тысяч фун­тов золота и 30 тысяч фунтов серебра и одновре­менно
освободили всех рабов германского происхож­дения, которые в тот момент
находились в городе. Но этим дело не кончилось. В 410 г. вестготы вновь осадили Рим и ночью 24 августа захватили его.

ОБРАЗОВАНИЕ «ВАРВАРСКИХ* КОРОЛЕВСТВ НА ТЕРРИТОРИИ
ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Первым -«варварским» королевством на террито­рии Западной
Римской империи стало Тулузское королевство, основанное в 419 г. и просуществовав­шее до 507 г. Оно появилось на территории между Пиренеями, Атлантическим океаном
и Гаронной (Гарунной) с главным центром Толозой (современ­ная Тулуза).
Зависимость Тулузского королевства от римского императора была чисто
номинальной. Посе­лившись в Галлии, вестготы конфисковали 2/з земель
у местных галло-римских помещиков-рабовладельцев (с рабами, постройками,
инвентарем) и поделили их между собой, причем королю и знати достались лучшие земли,
рабы и инвентарь больших лати­фундий. Несколько позже вестготы проникли и на
Пиренейский полуостров, в Испанию, где столицей стал город Толедо.

В пределах Западной империи германским племе­нем
вандалов было основано второе «варварское» королевство. Вандалы жили сначала по
берегам среднего течения Одера, а затем с боями перешли через Галлию и Испанию.
В 439 г., переправив­шись через пролив (современный Гибралтарский) под
предводительством короля Гейзериха, вандалы завое­вали римскую провинцию
Африку. Завоевание Север­ной Африки было облегчено поддержкой рабов и колонов,
которые в это время восстали против рабо­владельческого Рима. Этих рабов и
колонов называли циркумцеллионами, что на латинском языке означает «бродящие
вокруг хижин», «бездомные», а также аго-нистиками, что по-гречески означает
-«борющиеся».

Идеологической оболочкой этого движения был так
называемый донатизм — учение, направленное против христианской церкви, к этому
времени уже утвердившейся в Римской империи. Донатистская секта откололась от
господствующей христианской церкви после того, как та вступила в союз с Римским
государством (еще при императоре Константине I). Донатисты осуждали
этот союз и боролись за полную самостоятельность церкви. Циркумцеллионы явля­лись
наиболее решительной частью донатистов.

Третье «варварское» королевство — Бургунд­ское —
образовалось в середине V в. сначала в Саба-удии (теперешняя Савойя), а затем в районе
Верх­ней Роны и Соны со столицей в городе Лионе. Это королевство было
сравнительно небольшим, но занимало очень плодородную местность на юго-востоке
современной Франции. С основанием этого королевства прерывалась связь империи с
Север­ной Галлией. Таким образом, Западная Римская империя с этого времени
фактически ограничива­лась пределами одной Италии. Бургунды также захватили
земли у местной галло-римской знати. Сравнительно малочисленные, жившие долгое
время на Верхнем Рейне (столицей их тогда был город Вормс) по сосдеству с
римлянами, бургунды подверг­лись быстрой романизации и уже в V в. усвоили латинский
язьж, римские обычаи и римские имущест­венные отношения.

В Восточной Галлии германское племя франков
основало Франкское королевство. Вся территория Галлии в V в. была охвачена мощным
движением бага удов (кельтское слово «байя», что значит борь­ба)— рабов,
колонов, городской бедноты и солдат, бежавших от римской армии. Британские
острова, населенные кельтскими племенами бриттов, начали завоевывать германские
племена англов, саксов и ютов, живших на Ютландском полуострове, а
также к западу и югу от устья Эльбы.

Германские пришельцы значительно облегчили
положение народных масс. Они забирали себе «/з, »/г и даже 2/3
земли у крупных собственников,’ что наносило сильный удар по крупному рабовла­дельческому
землевладению. Германцы принесли об­щинные порядки, которые укрепили позиции
свобод­ных крестьян, еще сохранившихся в Римской импе­рии. Поэтому рабы и
колоны поддержали герман­ских пришельцев.

В ослаблении Римской империи значительную роль
сыграла борьба провинциальной знати против

центрального правительства, причем эта знать всту­пала
в союзы с вождями «варваров». Так, уже в первой половине V в. от Галлии отпала
северо­западная область Арморика. В середине V в. в Цент­ральной Галлии
возникло «царство» союзников фран­ков — знатного галла Эгидия. Нориком (на
террито­рии современной Австрии) правил епископ Северин, поддерживаемый королем
племени ругиев. В Далма­ции выделилось самостоятельное владение знатного
римлянина Марцеллина.

КРУШЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Во второй половине V в. Западная Римская
империя потеряла Британию, Галлию, Испанию и Африку и состояла уже из одних
италийских вла­дений. Но и на этой территории она недолго сохра­няла свою
власть. Правивший в то время император Валентиниан III (425—455 гг.) был
совершенно ничтожной личностью, однако его министр — «по­следний великий
римлянин» Аэций предпринимал лихорадочные усилия, чтобы сохранить империю,
натравливая одних варваров на других.

Наиболее опасными для империи в середине V в. оказались гунны. В
первой трети V
в. гуннские племена объединились под властью энергичного ко­роля Аттилы
(435—453 гг.). Его столица находилась на берегах Тиссы — на территории
теперешней Венг­рии. Отсюда Аттила производил далекие походы на Балканский
полуостров, Малую Азию, Армению и даже Месопотамию. Ему платил большую дань
визан­тийский император. В начале 50-х годов Аттила отправился с войском на
запад и в 451 г. вторгся в Галлию, где взял много городов и дошел до Орле­ана —
важнейшего стратегического пункта Галлии. После длительной осады Орлеан был
взять гуннами, но Аэций сумел организовать против Аттилы феде­рацию варваров и
вынудил его отойти от Орлеана и повернуть со своими полчищами обратно на
восток.

В 451 г. около теперешнего города Труа на так
называемых Каталунских полях произошло сражение между племенами, населявшими
Галлию и боров­шимися под руководством римского полководца Аэция, с германским
племенем гуннов. К этому времени Аттиле удалось создать обширный племен­ной
союз с центром в Паннонии, включавший в свой состав ряд покоренных
племен. На стороне галло-римлян против Аттилы выступили вестготы, оургунды и
франки, и в результате завоеватель вы­нужден был отступить. Римляне одержали
свою оследнюю победу. Гуннский союз, объединявший покоренные гуннами племена и
державшийся силой Оружия, сразу распался. Аттила вскоре после этого Умер.

Вандалы, захватившие Рим в 455 г., подвергли этот
город сокрушительному разгрому, при котором погибло много ценнейших памятников
культуры. Вот почему массовое и бессмысленное уничтожение куль­турных ценностей
называется вандализмом.

476 год считается датой падения Римской импе­рии.
Именно в этом году один из германских военачальников — Одоакр, находившийся
тогда на службе у римлян, свергнул с престола последнего римского императора
Ромула Августула. Так Запад­ная Римская империя формально прекратила свое
существование. Остаток ее территории в Северной Галлии был завоеван спустя 10
лет, в 486 г., франк­ским королем Хлодвигом. Государство Одоакра было пестрым и
по своему этническому составу. Под его властью были скиры, часть готов, аланы
(северо­кавказское племя) и др. Он наделил своих сторон­ников землями,
конфисковав около ‘/з земель италий­ской знати. Но во внутреннее управление
местного итало-римского населения он не вмешивался. Поло­жение Одоакра было
неустойчивым. Он не мог рассчитывать на поддержку какого-либо крупного
варварского племени. Его отношения с римской рабовладельческой знатью в связи с
произведенной им конфискацией земель были натянутыми. В Конс­тантинополе
Одоакру не доверяли и подготавливали на его место своего кандидата — Теодориха,
короля остготов.

Одоакр правил Италией в течение 17 лет, затем она
была завоевана германским племенем остготов, которые в 493 г. основали на Апеннинском полу­острове свое королевство во главе с королем Теодо-рихом. При
поддержке Византии Теодорих в качестве «короля готов и италиков» правил свыше
30 лет (493—526 гг.). Это королевство с центром в Равен­не просуществовало до 555 г. Теодорих рассмат­ривал себя как «старшего» среди прочих варварских королей и стремился
регулировать отношения между варварскими королевствами. В частности, он
старался сохранить равновесие сил в Галлии, не давая франкским королям
чрезмерно расшириться за счет бургундцев и вестготов.

Теодорих занял независимую позицию и в отноше­нии
Византии. Восточноримские императоры были недовольны его неблагодарностью.

Во внутренней политике Теодорих стремился при­мирить
обе этнические группы населения — римскую и варварскую. Он привлекал к своему
двору римских ученых и писателей, восстанавливал многие старые римские
памятники, окружал себя римскими совет­никами. Среди них особенно большую роль
играл римлянин Кассиодор, занимавший должность госу­дарственного секретаря при
Теодорихе и написав­ший по его поручению «Историю готов». В руках римской знати
по-прежнему было сосредоточено гражданское управление. Для римлян оставались в
силе прежние римские законы. Теодорих не произ­водил новых конфискаций земель,
предоставив ост­готам лишь те, которые были ранее захвачены Одо-акром. В целях
большего удобства для остготской знати распоряжаться своими новыми землями
Теодо­рих издал указ, разрешавший землевладельцам отрывать колонов от земли.

Политический строй государства Теодориха до са­мого
конца его правления оставался двойственным. Готы держались обособленно от
римлян. Они судили по своим германским судебным обычаям. На них была целиком
возложена военная служба. По рели­гии это были ариане (арианство — весьма
многочис­ленная секта в христианской церкви IV и V вв., кото­рая была
широко распространена преимущественно в восточных провинциях империи, а также
среди варваров — остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основателем ее
был александрийский священ­ник Арий, учивший, что Христос не бог, равный
Богу-отцу, а сотворен им).

Политика Теодориха таила в себе большие проти­воречия.
Она не удовлетворяла полностью римскую рабовладельческую знать, мечтавшую о
воссоедине­нии с Восточной Римской империей. В то же время предупредительное
отношение Теодориха к италикам, то, что он рассматривал себя как преемника
бывших императоров, его преклонение перед римской образо­ванностью, нежелание
производить новые земельные конфискации — все это возбуждало недовольство им в
рядах готской знати. В конце своего царство­вания Теодорих убедился в
непрочности своего по­ложения, когда некоторые из его высших сановников,
римляне по происхождению, были изобличены как заговорщики, ведшие за его спиной
тайные перегово ры с императорским двором. В государственной измене был обвинен
и тогдашний римский папа, который вел интенсивную переписку с византийским
двором и совершил специальную поездку в Констан­тинополь.

Со времени поселения «варваров» прежние облас­ти
западной части империи сильно одичали. Большие сооружения римлян, их крепости, водопроводы,
превосходные дороги, проведенные из Италии через Альпы к Рейну и Дунаю и через
Галлию к океану, пришли в упадок. В государствах, основанных гер­манцами, не
было казны и с населения не собирали налогов, поэтому не было средств, чтобы под­держивать
эти крупные постройки и приспособления. В них, однако, не нуждались, поскольку
сношения с отдаленными странами ослабели. Подвоз товаров с востока прекратился:
в VII в. на западе уже не знали
азиатских материй или греческой посуды, как это было во времена империи. Люди в
основном носили домотканую одежду и пользовались орудиями, сделанными на месте.

Деньги сделались редкостью. Они не имели посто­янного
оборота, а большей частью сохранялись в кладовых и ларях наряду с другими
драгоценностя­ми. Зависимые крестьяне и рабы платили земле­владельцам не деньгами,
а натурой, т. е. работой и предметами: доставляли долю урожая, известное ко­личество
скота и домашней птицы со своего двора и приводили своих лошадей на работу,
помогали подво­зить на своих телегах хозяйские запасы, приходили косить, полоть
и жать на господских лугах, огоро­дах и нивах.

Землевладельцы также не платили королю денег. Они
не собирали податей и не держали войско на жалованье. Люди, обязанные служить
ему, вооружа­лись сами и снаряжали за свой счет отряды, отправ­лялись в поход
на определенное время или исполняли какое-нибудь поручение короля, разбирали
тяжбы, усмиряли восстания в городах, провожали королев­ских гостей или купцов.
Король также платил нату­рой — давал им землю с усадьбой, предоставлял охоту на
участке своего леса или рыбную ловлю в озере, либо право собирать в гавани, у
моста, в горном проходе взносы товарами с проезжающих, либо право
судить в известном округе, т. е. собирать взносы за разбирательство дел.

Старинное население бывших римских областей
сохранило свои обычаи; владения римлян могли пе­реходить по завещанию к любому
наследнику, гер­манцы же признавали лишь права родственников. На суде у римлян
судья сам вел разбирательство дела на основании показаний свидетелей, а не пре­доставлял
тяжущимся спорить и драться с оружием, в руках, как это было у варваров.
Германские вожди были вынуждены сохранить за своими рим­скими подданными
привычные им порядки, оставить им старый суд; король западных готов в Испании
даже поручил собрать главнейшие римские законы и составить из них для
романского населения «сокра­щенное руководство».

По примеру римлян германцы стали составлять
записи своих собственных обычаев. Это поручали знатокам старины; если
приходилось устанавливать новые правила, король созывал собрание вождей,
епископов и народа и «издавал», т. е. возвещал, закон.

Законы германцев составлены на очень грубом
латинском языке. Их главная цель — установить по­рядок при конфликтах между
людьми и помочь делу суда, поэтому в них определены штрафы за различ­ные
проступки и выкупы (вергельд) за убийство или ранение людей. Штрафы в пользу
короля или народа, а еще более выкупы в пользу близких различаются в цене,
смотря по тому, какого сословия потерпев­ший — знатного или простого; обидчик,
уплатив должное, не подвергается наказанию. Это — варвар­ская черта; римский
закон, напротив, признает за личностью одинаковую цену независимо от звания и,
кроме того, преследует обидчика как лицо, опасное Для общества. Самая старинная
из этих записей — Салический Закон, или Правда салических франков, составленная
еще до принятия франками христианст­ва в V в.

Самый замечательный по своей стройности и
отчетливости — Лангобардский Закон, или «эдикт» короля Ротари в середине VII в.

Лангобарды жили раньше на берегах Среднего Дуная
и вступили в Италию необузданно диким племенем, пугавшим население своим
страшным ви­дом с нависшими по щекам, сплетавшимися с боро­дой волосами и
татуированным зеленой краской ли­цом (около 570 г.). Они безжалостно резали тузем­цев и жгли селения. Их вождь Альбоин на пирах пил из черепа
убитого противника. Лангобарды составляли при завоевании военное сословие,
разде­ленное на роды; господствующие семьи владели боль­шими стадами свиней и
жили за счет земледель­ческой работы своих крепостных, альдионов. В Ита­лии
лангобарды сначала подчинили все туземное население. У римлян было отнято
городское управ­ление. В столкновениях между ними и лангобар­дами действовал
лангобардский обычай.

Но скоро быт лангобардов изменился. Из странст­вующего
войска они превратились в оседлых земле­владельцев, многие лангобарды
поселились в городах, и с этой переменой разрушились их старинные роды. Власть
королей, назначавших по областям герцогов, стала, сильнее. Король перестал
странствовать со своей свитой из одного поместья в другое. Он стал жить в
укрепленной павии, где стоял его дворец и находилась его казна. В своем эдикте
Ротари подражает выражениям законодательства императо­ра Юстиниана: он хочет
добиться, чтобы всякий в государстве жил спокойно по праву и закону и мог защитить
свое имущество.

Через 150 лет после завоевания лангобарды сли­лись
с туземцами, и в стране установилось одина­ковое право для всех свободных
людей; в военной службе они делились на «сильных, второстепенных и меньших* по
богатству. Лангобарды стали говорить на романском наречии; у них сохранились
героичес­кие сказания о старине, но их образованность уже была чужая,
латинская.

Когда свержение Ромула Августула положило ко­нец
номинальному существованию Римской империи, галло-римские и другие
провинциальные магнаты довольно быстро установили с «варварами*- мирные
отношения. Многие из провинциальных магнатов сумели сохранить значительные
земельные владения и, отличаясь более высокой культурой, знанием зако­нов и
обычаев, стали желанными советниками при

«варварских» королях. Постепенно они слились с
аристократией, складывавшейся в среде самих •«вар­варов»’.

Германцы разорили множество городов, а сами
селились, как правило, в деревнях и хуторах, но все же в Италии, Южной Галлии и
Испании остались

города. В них отчасти сохранились старые римские
порядки: сенат из зажиточных помещиков и домо­владельцев, выборные от города
судьи и полицей­ские начальники, ремесленные союзы с обязанностью поставлять в
город товары и участвовать в его защите. в городах осталось также
самое важное римское Учреждение — власть епископов. Недаром св. Амвросий в
конце IV в. при виде вторжения германцев говорил, что «волны варваров
разбиваются о скалы церкви». Епископы, с основания церкви управлявшие
имуществом христианских общин, теперь, в V— VI вв., распоряжались
огромными владениями, ко­торые состояли из благочестивых вкладов и заве­щаний.
Но они имели силу и в общегородских делах.

Епископы избирались в основном из старинных
римских фамилий. Епископ обыкновенно был богат. От него зависело избрание и
назначение лиц, управ­ляющих городом, он имел надзор за расходованием городских
денежных средств, руководил обществен­ными работами в пользу города. Епископ
считался покровителем низших классов населения, которые шли к нему со своими
жалобами. Власть еписко­пов производила сильное впечатление на варваров.
Проклятия и благословения, произносимые еписко­пами, крестные знаки, которыми
они скрепляли свои грамоты, были в их глазах таинственной и страшной силой.

Епископы постоянно переписывались, поддержи­вали
друг друга. Особенно важны были сношения римского епископа с епископами других
городов. Они напоминали прежние связи римского императо­ра с военными вождями и
наместниками провинций. Римской империи больше не было, но из Рима еще шли
советы, решения и приказы.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий