Социокультурные функции и роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности

Дата: 13.03.2013

		

СПб
ГАФК им. П. Ф. Лесгафта

Реферат
по предмету

«Содержание
и виды спортивной деятельности»

на
тему:

«Социокультурные
функции и роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств
личности»

Студентки
I курса

5
группы

заочного
отделения

Санкт-
Петербург

2004
год

План

1.   Физическая культура – часть общей
культуры

2.   Социальная природа физической
культуры

3.   Функции физической культуры

4.   Физическая культура в обществе.
Задачи физического воспитания

5.   Влияние спорта и физической культуры
на интеллектуальное развитие

6.   Цитаты

7.   Список использованной литературы

1.       Физическая культура – часть общей культуры

« Между умственным и физическим

развитием человека существует

тесная связь, вполне выясняющаяся

при изучении человеческого

организма и его отправлений.

Умственный рост и развитие

требуют соответствующего

развития физического».

П. Ф. Лесгафт.*1

Процесс
развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит
культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в
качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую
культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности,
игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания
— значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его
сущности.

Физическая
культура-часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека
и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Это
особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно
с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как
специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и
способ удовлетворения этих потребностей.

В
личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека,
которая является внутренней мерой степени развития физических сил и
двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности
человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических
средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

2.       Социальная
природа физической культуры

Социальная
природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой
деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными
потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями
общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания
и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.

Раскрытие
потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных
качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и
реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития
применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям
производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Можно
считать, что физические способности развиваются, если человек становится более
универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и
возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве.
Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.

Физическая
культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной
(психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в
связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут
его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем
универсальнее будут его связи со средой.

3.       Функции
физической культуры

Функции
физической культуры можно разделить на 4 группы:

1.        
Общее
развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и
способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья,
противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

2.        
Подготовка к
трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности,
устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии,
профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3.        
Удовлетворение
потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени
(развлечения, игры, компенсация).

4.        
Раскрытие
волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных
уровнях.

5.        
Для
нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и
социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых,
движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное
функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий.
Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания
необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном,
эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только
для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к
различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению
индивидуального творчества.

 В
обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека,
гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой
активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное
движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и
общественной организации в области ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (ФКС). На
современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения
в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического
воспитания, которое охватывает все слои общества. Существующие государственные
системы программно- оценочных нормативов к физическому развитию и
подготовленности различных возрастных групп населения.

Обязательные
занятия физкультурой по государственным программам проводятся в дошкольных
учреждениях, во всех типах учебных заведений, армии, на предприятиях и др. – в
режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т.п.).
Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях,
учреждениях, учебных заведениях и др. созданы коллективы физической культуры.

Основными
задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление
здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение
детям и молодежи необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование
их физических способностей, содействие формированию важнейших морально- волевых
качеств.

4.       Физическая
культура в обществе. Задачи физического воспитания

«Гармоническое,
всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять
общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности
отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные
качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует
выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду
систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно
приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления,
сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия,
выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец,
действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью ».*2

Физическое
воспитание — одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью
укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с
умственным образованием, нравственным и эстетическим , трудовым воспитанием и
обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности
человека.

Работа
по физическому воспитанию в школах, учебных заведениях проводится по программе,
утвержденной Минвузом СССР.

Программа
предусматривает проведение учебных занятий в объеме трех часов в неделю, в том
числе одного часа факультативного. Кроме того, предусматривается проведение
оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные
паузы и т. д.), массовой физкультурной и спортивной работы во внеучебное время
(секции по видам спорта, группы общей физической подготовки, спортивные
соревнования и оздоровительные мероприятия, дни здоровья, занятия в спортивно-
оздоровительном лагере). Программой рекомендуется примерный тематический план
занятий по физическому воспитанию с определением видов занятий (теория,
практика), видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка,
плавание, туризм и спортивные игры) и расчетом часов по годам обучения.
Приводится содержание тем по теории физического воспитания, а также объем
знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, осваивая технику видов спорта.

Программой
установлены учебные контрольные упражнения и нормативы их выполнения, основой
которых являются нормы и требования Всесоюзного Физкультурного комплекса ГТО,
определяет требования по выполнению правил гигиены, рациональному режиму учебы,
отдыха, питания, сознательному и активному участию в занятиях по физическому
воспитанию, спортивных соревнованиях и оздоровительных мероприятиях,
постоянному совершенствованию физической подготовки.

Основными же
задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление
здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение
детям и молодежи необходимых двигательных навыков, совершенствование их
физических способностей, содействие формированию важнейших морально-волевых качеств.
Физическое воспитание способствует формированию и развитию морально-волевых
качеств, помимо физических способностей: мышечная сила, физическая
выносливость, ловкость, скорость реакции, быстроту движений.

Один из
современников П. Ф. Лесгафта описал один из результатов физического воспитания:

«Занятия по
физическому воспитанию проводились ежедневно. В их программу входили
гимнастика, игры, фехтование, бег на коньках, физический труд (столярное дело).
Результат от этих занятий был поразительный. Хилые, бледные, вялые девицы
обращались через год в крепких, энергичных людей, стойких и выносливых».*3

В процессе занятий
физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество,
смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки
коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство
дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку и пр. При этом
большое значение имеет педагогически правильная организация самих учебных и
тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей жизни физкультурного
коллектива.

Рассмотрим немного
подробнее влияние спорта и физической культуры на интеллектуальное развитие.

Эффективность
усвоения двигательного опыта в спорте связана со способом формирования и
уровнем психологической структуры двигательного действия (физического
упражнения). Процесс формирования сознательного двигательного действия-
произвольно управляемый акт, сопровождаемый значительной интеллектуальной
активностью, которую нужно преднамеренно обеспечивать и направлять в процессе
обучения. Поступающая при этом в сознание занимающихся информация подвергается
сложной и многостепенной переработке.

При
усвоении и усовершенствовании двигательной деятельности в спорте характерными
являются главным образом три формы связи между мыслью и действием:

1.        
Интеллектуальная
активность сопутствует исполнению двигательного действия, а процесс мышления
выполняет функции непосредственного контролера и регулятора движений;

2.        
Мышление
предшествует практическому действию и участвует в планировании и
предварительной организации действия;

3.        
Мышление
участвует в анализе и оценке совершенного им двигательного акта.

Все три вида
взаимосвязи между мыслью и действием различаются не только по своей форме, но и
по характеру и в определенной степени влияют на развитие творческих
способностей занимающихся спортом.

5.       Влияние спорта и физической культуры на
интеллектуальное развитие

Таким
образом, роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств
личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать
общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто
уметь рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь применять их в жизни,
достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это
же может быть достигнуто только при правильном физическом образовании.

«Отсюда
та тесная, неразрывная связь между физическим и умственным образованием,
благодаря которой задачи их разъединить невозможно, и только при полной
гармонии между ними мы можем ожидать полного развития нравственного характера
лица».*4

6.  
Цитаты:

1.   П. Ф. Лесгафт «Избранные труды»,
Москва, «Физкультура и спорт», 1987 год, стр. 22.

2.   П. Ф. Лесгафт «Избранные труды»,
Москва, «Физкультура и спорт», 1987 год, стр. 25.

3.   В. М. Выдрин «Лесгафтовцы»,
Ленинград, «Лениздат», 1986 год, стр. 25.

4.   П. Ф. Лесгафт «Избранные труды»,
Москва, «Физкультура и спорт», 1987 год, стр. 299.

7.  
Список
использованной литературы:

1.   «Педагогическая энциклопедия »,
гл. редактор – И. А. Каиров, том 3, Москва, издательство «Советская
энциклопедия», 1968 год.

2.   «История физической культуры и
спорта », Б. Р. Голощалов, Москва, «АСАДЕМА», 2001 год.

3.   «Избранные труды», П. Ф. Лесгафт,
Москва, «Физкультура и спорт», 1987 год.

4.   «Спорт в современном обществе»,
гл. редактор – В. М. Выдрин, Москва, «Физкультура и спорт», 1980 год.

5.   «История физической культуры и
спорта», учебник для техникумов физической культуры, гл. редактор- В. В.
Столбов, Москва, «Физкультура и спорт», 1984 год.

6.   «Большая советская энциклопедия»,
гл. редактор – А. М. Прохоров, том 27, третье издание, Москва, издательство
«Советская энциклопедия», 1971 год.

7.   «Энциклопедический словарь», гл.
редактор – Б. А. Введенский, том 3, Москва, издательство «Большая советская
энциклопедия» , 1955 год

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий