Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте

Дата: 12.03.2014

		

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Университет
Российской Академии Образования

Психологический
факультет

Кафедра
психологии

Дипломная
работа

Влияние
психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики
общения в зрелом возрасте

Ткаченко
Елена Викторовна

«Допущен к
защите»

________________2006г.

Декан
психологического фак-та

___________________________

____________________Подпись

Зав.кафедрой
Москалюк В.Ю.

____________________Подпись

Научный
руководитель

Москалюк В.Ю.

____________________Подпись

Рецензент___________________

____________________Подпись

Воркута 2006

Содержание:

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава 1.

1.1. Психодинамические
(темпераментальные) особенности

личности. Теоретический
обзор……………………………..……………… 8

1.1.1. Физиологические
основы темперамента………………..………….. 13

1.1.2. Социальная природа
темперамента……………………..………….. 17

1.2. Методологические
подходы к исследованию темперамента………. 23

1.2.1. Авторские подходы
к изучению темперамента……………………… 28

Глава 2. Проблема общения в зрелом
возрасте. Особенности, стили

общения………………………………..………………………………………
33

2.1. Психология зрелого возраста…………………………………………..
42

Глава 3. Экспериментальная часть. Исследование
влияния психодинамической особенности личности (темперамент) на стилевые характеристики
в зрелом возрасте…………………………………………………………………….. 51

3.1. Методы и методики исследования………………….…………………..
51

3.2. Организация и проведение
исследования……………………………… 63

3.3. Анализ и интерпритация результатов……………….………………….
64

Заключение……………………………………………………..………………
71

Список литературы…………………………………………..………………..
73

Приложения

Введение

С древнейших времен
человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое
место занимает в мире, ка­ковы границы его возможностей, способен ли он стать
господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема
человека находится в центре внимания многих наук, составляет осно­ву и предмет
междисциплинарных исследований.

Психология личности стала
экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление
связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и
других. Однако теоретические  исследования в области психологии личности велись
задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить
по меньшей мере три периода:  философско – литературный, клинический и собственно
экспериментальный.

В настоящее время
существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится.
С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на
то, каким законам подчиняется  развитие личности, значительно расходятся. Эти 
расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества
и различных  социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов
развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности,
возможностей ускорения развития и других вопросов.

В повседневном и научном
языке очень часто встречаются, на­ряду с термином “личность”, такие термины,
как “человек”, “инди­вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же
феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот­ребляются
как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно
обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое общее,
родовое, ведущее свое происхожде­ние с момента выделения Homo sapiens. Индивид — это единич­ный представитель человеческого рода, конкретный
носитель  всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,
пот­ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот­ребляется
в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются
как особенности действия различных биологи­ческих факторов (возрастных
особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих
факторов невозможно.

Потребности, интересы,
идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его
способности — что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть —
каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые
определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно
связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет
своей предпосылкой его темперамент. Темперамент взрослого человека связан с
типом нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не
является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических
тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть
или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Понятие «личность»
вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной)
сущности человека и индивида, таким образом,  акцент делается на социальном
начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт
общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений
посредством активной деятельности и общения.

Осуществляя совместную
деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают
психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного
психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может
выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный
процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг
на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д.
Парыгин. Основа социально-психологической теории. М., «Мысль» 1971).

Достаточно условно
многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся
контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где
необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих
задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают
по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и
профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения
относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи
какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа
симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового
такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально
откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их
нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к
другим людям (эгоизм — альтруизм), к совместной деятельности (ответственность —
безответственность), к себе (критическое — некритическое).

В настоящее время уже не
приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое
условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у
человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного
блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение — это
взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание
ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место
определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими  в
общении людей по отношению друг к другу). И межличностное общение оказывается
таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен
рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике
ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение
личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Целью нашей работы является изучение
влияния психодинамических особенностей личности (темперамента)  на стиль
общения в зрелом возрасте.

Объектом исследования является личность в зрелом возрасте.

Предмет исследования – влияние психодинамических
особенностей личности (темперамента) на выбор стиля общения в зрелом возрасте.

Гипотеза: мы исходим из предположения, что
психодинамические особенности (темперамент) влияют на выбор стиля общения в
зрелом возрасте.

Актуальность: Исследования, посвященные
взрослости, уступают по объему исследованиям, посвященным дошкольному или
подростковому возрасту. Недостаточно изученным является и влияние темперамента
на стиль общения. Исследования в этой области в свете социально-экономических и
политических событий в стране и в мире приобретают особую актуальность.
Институализация науки сегодня приобретает масштабы интеграционного
взаимодействия представителей различных стран. Общение на уровне научного
интернационального сообщества ставит перед его отдельными представителями не
просто языковые, конфессиональные и культурные проблемы, но и проблемы организации
непосредственного общения, в котором существенными для адекватного взаимодействия
и понимания являются способности собеседников варьировать коммуникативные
программы или общая психическая активность, их быстрая речь или природная экспрессивность.

Для достижения
поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались две основные
задачи
:

1.        
Ознакомление с
литературой по теме исследования.

2.        
 Исследование
психодинамических особенностей (темперамент) и  стилей общения людей зрелого
возраста.

Практическая ценность работы состоит в том, что

1.        
результаты и
материалы данной работы могут использоваться в практике практического
психолога, работающего на предприятии,  в организации; при подготовке к лекциям
и практическим  занятиям по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

2.        
данная работа
расширяет и углубляет имеющееся  представление о психодинамических особенностях
(темперамента).

Структура работы: работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I

1.1.
Психодинамические (темпераментальные) особенности личности. Теоретический обзор

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий
между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как
с особенностями биологического и физиологического строения и развития
организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и
контактов. [15]

Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным
подструктурам личности [23]. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие
психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности,
устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности
действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности
психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня
остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов
к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический
фундамент, на котором формируется личность как социальное существо [Небылицын, 
23].

Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожденного
характера [23], поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по
сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая
особенность темперамента заключается в том, что различные свойства конкретного
человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между
собой, образуя определенную организацию [Небылицын, 23]. Таким образом, под
темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие
динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в
разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов,
остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента
[23].

Темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны
динамических его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма,
интенсивности, составляющих деятельность психических процессов и состояний.
[В.Д. Небылицын, 23]

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду в первую очередь динамическую
сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпе психической
деятельности [Рубинштейн С.Л., 23]. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что
у такого — то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его
импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.
Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида
[Рубинштейн С.Л., 23].

Отсутствие необходимых
знаний не позволяло длительное время дать подлинно научную основу учению о
темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и
человека, проведенные И.П.Павловым, установили, что физиологической основой
темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов [20].

Для темперамента
показательна сила психических процессов. При этом существенна не только
абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной,
т. е. степень динамической устойчивости [Рубинштейн С.Л., 23]. При значительной
устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся
условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее
раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более
слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное
раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности —
вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое
раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию. Весьма значительное
событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека
безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в
этом смысле совсем неадекватна «раздражителю» [23].

Психическая деятельность
одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности в
зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими
возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности
могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент
и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой
момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного,
то толчкообразного протекания деятельности [23].

Существенным выражением
темперамента является также скорость протекания психических процессов. От
скорости или быстроты протекания психических процессов нужно отличать их темп
(количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от
скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними), и
ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя
темперамент, надо иметь ввиду не только среднюю скорость протекания психических
процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности
амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам.
Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от
более медленных к более быстрым темпам, или, наоборот — от более быстрых к
более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно
нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно.
Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут
совершаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны,
относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут
совершаться порывистыми толчками [23]. Эти особенности темперамента сказываются
во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление
темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека —
в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения [23]. 
Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента
являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых
психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях
различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак
не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека,
Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека
и его импульсивность.

Темперамент человека
проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся
силой и устойчивостью того воздействия, которое
впечатление оказывает на человека. В зависимое от особенностей темперамента
впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной, у
одних как будто кто — то, по словам Горького, «всю кожу с сердца содрал» [23],
до  того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – «бесчувственные»,
«толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие —
сильное или слабое,— которое оказывает на них впечатление, распространяется с
большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики.
Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает
различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное —
оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться.
Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента
аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной
сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции
на впечатления [Рубинштейн, 23].

Темперамент сказывается в
эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с
которой оно охватывает личность,— и устойчивости, с которой оно сохраняется. От
темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой
быстротой затем угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в
настроении, повышенном вплоть до экзальтации или понижением вплоть до депрессии,
и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно
связанной с впечатлительностью [Рубинштейн, 30].

Другим центральным
выражением темперамента является импульсивность, которая
характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они (возбуждения) овладевают
моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют
свою действенную силу [Рубинштейн, 30]. Импульсивность включает обусловливающую
ее впечатлительность, и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической
характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют.
Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с
истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности,
с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент находит себе
особенно наглядное выражение в силе, а также скорости, ритме и темпе всех
психомоторных проявлений человека — его практических действий, речи,
выразительных движений. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения,
быстрые или медленнее, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или
движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или
медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают
нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее
темперамент [Рубинштейн, 30]. При первой же встрече, при кратковременном,
иногда даже только мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по
этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о  темпераменте
конкретного человека.

С древности принято
различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический,
меланхолический и флегматический [16]. Каждый из этих четырех темпераментов
может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как
основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется
сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой
впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной
впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью
и малой импульсивностью. Таким образом, эта традиционная классическая схема
темпераментов естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми
мы определяем темперамент, приобретал при этом соответствующее психологическое
содержание. Дифференциация, как впечатлительности, так и импульсивности по
силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для
дальнейшей дифференциации темпераментов.

1.1.1. Физиологические
основы темперамента

Физиологическую основу
темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое
соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находятся во внутреннем
взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей
(Пенде, Белов, отчасти Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и
даже характер в зависимость, прежде всего, от этих последних [3]. Не подлежит
сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий,
влияющих на темперамент. Так, врожденное отсутствие щитовидной железы или
болезненное понижение ее деятельности (гипофункция ее при микседеме) приводят к
задержке психических функций, к вялым, монотонным движениям. Заметно
сказывается на динамике психических проявлений и усиление инкрекции щитовидной
железы. Далее, чрезмерная работа мозгового придатка влечет за собой часто
замедление реакций и снижение импульсивности; интенсивная деятельность
поджелудочной железы вызывает физическую слабость и обусловливает, таким
образом, известную вялость [3].

Было бы неверно, однако,
изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную
основу темперамента, поскольку сама гуморальная деятельность желез внутренней
секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и
нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль
принадлежит все же нервной системе [3].

Для темперамента
существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых
центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус
подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры и на ее
готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга,
подкорковые центры влияют на темперамент [3]. Подкорка и кора неразрывно связаны
друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет,
в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение
подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах
нервной системы.

В основу своей
классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия,
а именно: силу, уравновешенность и лабильность коры.

«Значение силы нервных
процессов, — писал Павлов, — ясно из того, что в окружающей среде оказываются
(более или менее часто) необычайные, чрезвычайные события, раздражения большой
силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать
эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих
внешних условий.. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения
своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы
обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно, а часто
— сильно и неожиданно колеблется, то оба процесса должны, так сказать,
поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью,
способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать
преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и
обратно» [43].

Исходя из этих основных
признаков, Павлов в результате своих исследований над животными методом
условных рефлексов пришел к выделению четырех основных типов нервной системы, а
именно:

1) сильный,
уравновешенный и подвижный — живой тип.

2) сильный,
уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип

3) сильный,
неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый,
безудержный тип.

4) слабый тип.

Деление типов нервной
системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметрическому
подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам
уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие
очень существенную дальнейшую дифференциацию на сильном типе, на слабом
оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации
[18].

Намеченные им типы
нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами.

Павлов сопоставляет
четыре группы нервных систем и соответствующие им типы темпераментов, к которым
он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией
темпераментов. Он склонен отождествить свой возбудимый тип с холерическим,
меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и
оживленную — с флегматическим и сангвиническим [18].

Основным доказательством
в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает,
Павлов считает различные реакции при очень трудных встречах раздражительного и
тормозного процессов.

В одном из своих
последних исследований И. П. Павлов пишет: «Не считаясь с градациями и беря
только крайние случаи — пределы колебания: силу и слабость, равенство и
неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь
сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь
ее типов. Если же прибавить, что преобладание при неуравновешенности может
принадлежать, вообще говоря, то раздражительному, то тормозному процессу, а в
случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то
того, то другого процесса, — количество возможных сочетаний простирается уже до
24» (Последние сообщения по высшей нервной деятельности, вып. III, с. 7, 1935).
Давая эту классификационную схему, полученную из всех возможных сочетаний
основных признаков, Павлов тут же правильно добавляет: «Однако только
тщательное и возможно широкое наблюдение должно установить наличность, частоту
и резкость тех или других действительных комплексов основных свойств,
действительных типов нервной деятельности» [18].

Учение Павлова о типах
нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической
основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что
тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент —
это понятие психофизиологическое, и выражается он не
только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и
во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и. т. п. [Рубинштейн, 23]

Психические свойства
темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами
организма — как врожденными особенностями строения нервной системы
(нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого)
тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности
человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности;
при всем значении врожденных особенностей организма, в частности его нервной
системы, для темперамента, они все же лишь исходный момент его развития,
неотрывного от развития личности в целом [23].

Правильно отмечал И. П.
Павлов, вообще придававший, по-видимому, слишком большое значение типу нервной
системы и ее прирожденным свойствам в поведении, что «образ поведения человека
и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и
теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его
индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения
в самом широком смысле этих слов» [23]. Темперамент — не свойство
нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект
личности, характеризующий динамику ее психической деятельности
. Эта
динамическая сторона, составляющая темперамент, взаимосвязана со всеми
остальными сторонами жизни личности и опосредована всем конкретным содержанием
ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к
динамическим особенностям его жизнедеятельности, которая сама обусловлена
взаимоотношениями личности с окружающими. Это с очевидностью обнаруживается при
анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

1.1.2.
Социальная природа темперамента

Сколь значительную роль
ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности,
свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же
впечатлительность человека к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются
человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными
«раздражителями», а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное
объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе
отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером,
мировоззрением [38]. В силу этого самая чувствительность или впечатлительность
и оказывается опосредованной и избирательной. Человек не равно впечатлителен по
отношению к каждому впечатлению. Очень впечатлительный по отношению к одному,
он может оказаться вовсе не впечатлительным к другому; в жизни постоянно
приходится наблюдать, как заостренная впечатлительность или чувствительность
сменяется у человека тупой бесчувственностью или даже совмещается с ней. Притом
легкость, с которой впечатление откладывается, и устойчивость, с которой оно
сохраняется, определяются, конечно, не одними сенсорными его качествами самими
по себе и особенностями рецепторного аппарата, его воспринимающего, а всем тем,
что определяет значимость впечатления для личности [42]. Поэтому впечатлительность
опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и
т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от всего жизненного
пути личности.

Точно так же смена эмоций
и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не
только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе также влияют
на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен
взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной
жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности
всей сознательной жизнью личности относится еще в большей мере к
импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную
возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных
процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической
жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не
просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные
предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены
во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих
темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит,
потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти
цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к
динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе
самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом
его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические
особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений
индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и
другими – в неадекватных [3]. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать
учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов
вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у
человека – с историческими условиями его общественного бытия и практической
деятельности. Принципиально неправомерны и попытки определять темперамент
динамическими свойствами «натуральной» реакции, изучая «природный» способ
реагирования людей на внешние раздражители посредством хроноскопического
измерения скорости и динамоскопичёского измерения интенсивности реакций вне
всякого учета отношения человека к тому, что он делает [3]. Этот способ
изучения темперамента принадлежит в лучшем случае к той же ступени развития
психологической науки, что и изучение памяти на материале бессвязных слогов. В
истории науки это уже пройденный этап. Путь современной науки и ее будущего
развития идет в другом направлении.

Динамическая
характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального
характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от
отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он
находится. Темпы деятельности конкретного человека будут, очевидно, различными
в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с его склонностями,
интересами, умениями и способностями, с особенностями его характера, когда он чувствует
себя в нужном ему окружении, и в том случае, когда он захвачен и увлечен содержанием
своей работы и чувствует, что находиться в созвучной ему среде [28].

Даже динамика
выразительных движений человека не обусловлена только врожденными органическими
особенностями темперамента, тонусом органической жизнедеятельности. Она
обусловлена всем образом жизни человека, в которую тонус органической
жизнедеятельности включается как зависимый момент [28].

Живость, переходящая в
игривую резвость или развязность, размеренность, даже медлительность движений,
принимающая характер степенности и величавости в мимике, в пантомимике, в
осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими условиями
вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного
положения, которое он занимает [28]. Стиль эпохи, образ жизни определенных
общественных слоев обусловливают в известной мере и темпы, вообще динамические
особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных
слоев.

Идущие от эпохи, от
общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно,
индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения
их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей,
общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их
особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными
особенностями, в том числе органическими, функциональными. В реальном образе
жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения
тонус его жизнедеятельности и регуляция динамических особенностей его
поведения, которая исходит из общественных условий (темпов общественно — производственной
жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда
противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов [28].

Регуляция динамики
поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека,
может иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность,
ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут
находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого
он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого
длительно придерживается человек, не могут не наложить, раньше или позже, своего
отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже
компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее
темперамент [Рубинштейн, 23].

Таким образом, во всех
своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен всеми реальными
условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких
условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Вахтангов писал:
«для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы
все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали
его задачами, тогда темперамент заговорит “от сущности”. Этот темперамент от
сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный».[1]
Темперамент от «сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков
темперамент в действительности: динамика психических процессов не является
чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач,
которые человек себе ставит, и его потребностей, интересов, склонностей,
характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее
существенных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая
абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь [Рубинштейн,
23].

Будучи динамической
характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных
свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности
является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств
характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют, их. Включаясь в
развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу
которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам
характера в зависимости от того, чему они субординируются от поведения убеждений,
волевых и интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как
свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного
пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае
на основе большой импульсивности человека, который не приучился контролировать
свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться
необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под
влиянием аффекта; в других случаях на основе той импульсивности разовьются
решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к
поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его
общественно — морального, интеллектуального и эстетического развития
впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к
значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости;
в другом — на основе той же впечатлительности могут развиться большая душевная
чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем —
чувствительность в смысле сентиментальности. формирование характера на базе
свойств темперамента существенно связано с направленностью личности [20].

В итоге: темперамент
динамическая характеристика личности во всех ее действенных
проявлениях и чувственная основа характера
. Преобразуясь в процессе
формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера,
содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

1.2. Методологические
подходы к исследованию темперамента

Один из наиболее надежных
методических путей психологического исследования заключается в систематическом
сопоставлении и координации физиологического и психологического исследований [8].

В психологических
исследованиях темперамента этот методический путь в особенности плодотворен.
Нейрофизиологические основы темперамента изучены в большей степени, чем
нейрофизиологические основы любого психического процесса или свойства личности.
Общие типы нервной системы — одна из наиболее разработанных областей физиологии
высшей нервной деятельности. Здесь мы можем опереться на теорию, подкрепленную
большим количеством экспериментальных фактов и в большей степени проверенную
практическим применением. В последнее время теория общих типов темперамента и
методики их исследования очень широко разрабатывались и по отношению к человеку
(Б. М. Теплов, Н. А. Рокотова, А. Г. Иванов-Смоленский). В нашем распоряжении
имеется богатый арсенал методических приемов по изучению общих типов нервной
системы человека. Физиологическое исследование общих типов нервной системы
открывает новые методические пути и для экспериментально-психологического
изучения темпераментов.

Чтобы выяснить,
представляют ли свойства темперамента психологически данные свойства, т. е.
имеют ли они специфическую психологическую характеристику, как уже говорилось
выше, необходимо выяснить, имеется ли между свойствами темперамента и
свойствами общего типа высшей нервной деятельности взаимно однозначная или многозначная
связь. Для этого, очевидно, необходимо сопоставление тех и других. Вопрос о
роли антенатальных и постнатальных факторов в формировании свойств темперамента
также требует такого сопоставления. Необходимо выяснить, могут ли изменяться и
в каких пределах изменяются свойства общего типа или их проявления, в зависимости
от каких внешних условий они изменяются. Таким путем мы в состоянии частично
обосновать предположение об изменчивости свойств темперамента или их
проявлений, а также о тех причинах и условиях, от которых зависят эти
изменения. Подтверждение этих предположений требует психологического исследования
[8].

Сопоставляя общий тип или
отдельные его свойства с отношениями личности, отдельными проявлениями этих
отношений, чертами характера, со способами действия и т. д., мы можем
установить те гипотетические закономерности связи темперамента и свойств
личности, которыми следует руководствоваться в психологическом исследовании.

Итак, основной
методический путь в исследовании темперамента заключается в сопоставлении
данных физиологического и психологического исследований.

Каковы должны быть
основные методические принципы такого сопоставления (В. С. Мерлин, 1957)?
Объективные внешние проявления психической  деятельности представляют собой в
то же время и объективные проявления физиологической деятельности коры больших
полушарий. Каждая условная реакция является одновременно показателем и
физиологического условно-рефлекторного механизма, и определенного психического
проявления. Поэтому сопоставление физиологического и психического не может заключаться
в том, что мы сопоставляем одни внешние проявления с другими, например двигательные
– с секреторными или речевые – с двигательными и секреторными. Сопоставлять
друг с другом следует не внешние проявления, а те внутренние процессы, о которых
мы судим по данным внешним проявлениям, т. е. процессы психические и процессы
нейрофизиологические. Сопоставление физиологического и психического совершается
путем двоякого истолкования частично или полностью совпадающих в обоих случаях
внешних проявлений. При этом способ и характер психологического истолкования
внешних проявлений  существенно отличаются от способа и характера физиологического
истолкования [8].

При физиологическом
истолковании внешние проявления выступают как признаки, симптомы определенных
нейрофизиологических процессов. Так, например, усиление выделения слюны на
данный раздражитель является признаком усиления возбуждения или ослабления
торможения, а ослабление выделения слюны — признак противоположного хода
нервных процессов. При психологическом истолковании внешние проявления тоже
могут выступать как признак, симптом психической деятельности, которая в них
выражается [3]. Так, например, покраснение или побледнение может быть признаком
эмоциональной реакции. Но, помимо того, в психологическом истолковании внешние
проявления выступают также в иной, совершенно специфической роли. Действия и
поступки человека представляют собой осуществление определенных целей, образов,
представлений, понятий. То, что раньше существовало лишь идеально — в сознании
человека, затем осуществляется реально, материально — в действиях, поступках и
продуктах деятельности. Действия, поступки, продукты деятельности – это более и
менее приблизительные копии соответствующих образов, понятий, желаний и т. п.
Поэтому по действиям, поступкам и продуктам деятельности мы судим не только о
наличии какого-то желания, чувства, представления и т. п., но, прежде всего, об
определенном содержании этих желаний, образов, понятий, представлений, чувств.
Истолкование содержания психической деятельности является основным, исходным и
определяющим в психологическом истолковании. Качественные особенности
определенных психических процессов приобретают конкретное значение лишь в связи
с определенным психологическим содержанием [8].

Внешние проявления, если
они рассматриваются лишь как симптомы, как выражение психического, очень
многозначны.

Исходя из учения И. П.
Павлова, мы принимаем за главную физиологическую основу темперамента общий тип
нервной системы. При этом общий тип понимается как конституционный тип нервной
системы, как “определенный комплекс основных свойств нервных процессов —
раздражительного и тормозного” (П. С. Купалов, 1954, стр. 5 ). Этим, однако,
отнюдь не исключается допущение, что проявления темперамента могут зависеть и
от таких физиологических условий, которые лежат вне центральной системы, например
от индивидуальных свойств эндокринной системы или от общей конституции
организма.

Исходя из изучения И. П.
Павлова, индивидуальные психические особенности надлежит, прежде всего,
систематически сопоставлять с общим типом нервной системы и его свойствами [23].
 Что с чем при этом целесообразнее всего сопоставлять?

С точки зрения
факториальной концепции Cattell, понятие типа вообще неправильно [23].
Между отдельными чертами личности вообще не существует какой-либо взаимно
однозначной необходимой связи. Связь между чертами многозначная, вероятностная.
Поэтому Cattell при изучении темперамента и личности вообще не пользуется
понятием типа. Он пользуется понятием фактора. Под фактором он понимает
определенный симптомокомплекс свойств, которые достаточно высоко и надежно коррелируют
друг с другом.

С точки зрения
факториальной концепции, общие типы высшей нервной деятельности, по Гиппократу,
представляют собой донаучные, житейские понятия, так как они получены без
всякого статистического обоснования. Естественно, что с этой точки зрения
сопоставление с общим типом нервной системы в целом или с типом темперамента совершенно
неправомерно.

Совершенно иначе обстоит
дело, если мы будем понимать общий тип нервной системы и тип темперамента по
Павлову. По учению И. П. Павлова, между отдельными свойствами общего типа
существует закономерная и необходимая однозначная связь. Поэтому нет
необходимости обосновывать связь между некоторыми свойствами общего типа только
статистической корреляцией. Закономерность и необходимость этой связи устанавливаются
также в физиологическом эксперименте [18].

Сопоставление отдельных
психических свойств темперамента с общим типом высшей нервной деятельности в
целом особенно необходимо тогда, когда индивидуальная психическая особенность
зависит не от одного какого-либо физиологического свойства типа, а от
нескольких. Так, например, И.М.Палей, сопоставив сдерживание с общими типами
нервной системы, показал, что оно зависит не только от силы торможения, но и от
силы возбуждения.

Такое сопоставление
необходимо и для того, чтобы вообще отличить свойства темперамента от других
индивидуальных психических особенностей. Мы исходим из предпосылки, что
физиологическая основа темперамента — общий тип нервной системы. Поэтому если
данная психическая особенность не зависит от типа нервной системы в целом, то
она не может быть проявлением темперамента. Таким путем в работах Л.Б. Ермолаевой
— Томиной и А.И. Ильиной были показаны различные маскировки темперамента [3].

Установление однозначной
зависимости от общего типа нервной системы в целом очень важно, даже если
признать, что мы еще не знаем полностью всех физиологических свойств,
составляющих тип, и специфической роли каждого отдельного свойства. Однозначная
зависимость от общего типа в целом имеет также очень важное практическое значение,
в особенности тогда, когда деятельность предъявляет к человеку жесткие, вполне
однозначные требования. Это очень хорошо обнаружилось при отборе кандидатов для
космических полетов. В этом случае приспособление к деятельности возможно лишь
путем отбора соответствующего типа [3].

Сопоставление с общим
типом нервной системы в целом или с темпераментом в целом, однако, недостаточно
для разрешения целого ряда вопросов теории темперамента. Между отдельными
физиологическими свойствами типа и индивидуальными психическими особенностями
может существовать многозначная связь. От одного физиологического свойства типа
может зависеть несколько разных психологических особенностей, и наоборот, определенная
психическая особенность может зависеть от нескольких различных физиологических
свойств типа. В таких случаях задача заключается в том, чтобы установить,
какова степень вероятности той или иной связи, т.е. в установлении не аподиктической,
а стохастической (вероятностной) связи. Это может быть достигнуто только путем
сопоставления отдельных физиологических свойств с отдельными индивидуальными психическими
особенностями и путем статистической обработки полученного материала. Такая
статистическая обработка возможна только при массовом испытании отдельных физиологических
особенностей. В таких случаях факториальный анализ вполне правомерен и
целесообразен. При этом, однако, необходимо иметь ввиду, что путем статистической
обработки мы устанавливаем лишь степень вероятности связи между изучаемыми
явлениями, а не причинную зависимость между ними. Причинная зависимость может
быть открыта лишь при помощи анализа конкретных экспериментальных условий.

1.2.1.
Авторские подходы к изучению темперамента.

Исследованиями
темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные
психологические школы. Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излагаемое практически
в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. Для
большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому
сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось
учением Эмпедокла о четырех стихиях [36].

О влиянии, которое
оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее исследование
темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все
исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и
функции кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной
психологии. Так, известный исследователь темпераментов немецкий психиатр Э. Кречмер
считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента —
чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и
психомоторика — обусловлены химическим составом крови [36]. Известна также
химическая теория темперамента 30-х годов нашего века, принадлежащая У.
Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции.
Японский психолог Т. Фурукова [36] в тот же период высказывал мнение, что
основным методом диагностики темперамента является определение химического
состава крови.

Параллельно с
эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории
темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт
Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для
психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными
факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных
сосудов, через которые проходит кровь. [36]

Эту идею воспринял ученик
А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с
особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо-сангвинистического
темперамента лежит крупный мозг, “сильные и толстые нервы” и высокая
возбудимость органов чувств. [36]. Идея связи особенностей темперамента с
определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной
системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII
и XIX вв. [36] Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным
образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые
свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента [36].

Под влиянием
антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров,
подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим
заболеваниям, на рубеже XIX и  XX вв. сформировалась концепция, согласно
которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта
концепция, распространившаяся, прежде всего, среди итальянских, французских и
немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Л.Л. Ростан, Г.Г. Карус), наиболее
полное выражение получила у французского врача Клода Сиго [16]. В 20-х годах
нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том,
что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей
[16].

Каждой системе организма
соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так,
воздух — источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную
систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в
физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя
из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобладания в организме одной из
систем — четыре основные типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный
и мозговой [16].

Преобладание какой-либо
одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на
определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов
телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

Взгляды К. Сиго [16], как
и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с
психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на
формирование современных конституционных теорий, получивших широкое
распространение в психологии темперамента.

Независимо от
перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло
убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах
поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма
— со способами накопления  и расходования энергии и количественными характеристиками
процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание,
прежде всего, на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая
их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.

Классическим примером
такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя
экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к
аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же,
что возбудимость — для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два
биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость
изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической
характеристики индивида (табл.1).

Таблица 1

Классификация
темпераментов

(по Вундту)

Скорость изменяемости
чувств
Сила чувств
сильные слабые
быстрая холерик сангвиник
медленная меланхолик флегматик

Мы находим у В. Вундта
чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет
свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что
правильное воспитание предполагает использование достоинств данного
темперамента и в то же время, нивелированное отрицательного влияния, какое он
может оказывать на поведение индивида.

Вряд ли возможно изложить
здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований,
посвященных темпераменту.  В рамках проводимого исследования темперамент
рассматривается как совокупность формально – динамических характеристик. Он
характеризуется следующими отличительными признаками:

1.  Природной
обусловленностью и высокой корреляцией со свойствами нервной системы;

2. Онтогенетической
первичностью;

3. Устойчивостью в
течение длительного периода жизни человека;

4. Формальным характером
и независимостью от содержания конкретных форм деятельности;

5. Универсальностью проявления
во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

6. Выступает как способ
распределения энергии в окружающем мире по отношению к людям и деятельности
[23].

Русалов В.М. В
соответствии с отличительными признаками темперамента, в рамках функциональной
концепции Анохина П.К., разработал структурную модель темперамента, реализующую
представления о природе и структуре темперамента. Предложенная модель описывает
четыре фундаментальных  свойства темперамента: эргичность, пластичность,
скорость (составляют блок характеристик активности), эмоциональность [14].

Вывод по главе: Начиная  с середины XVIII в.
развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной
системы: А.Галлер, Г.Врисберг [3]. Идея связи особенностей темперамента с определенными
анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных
формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она
получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии
И.П. Павлова, опыты которого недвусмысленно показали, что некоторые свойства
нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Немалый вклад в изучение
данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина
(1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой —
Томиной и многих других.

Глава 2. Проблема
общения в зрелом возрасте.

Особенности,
стили общения.

В настоящее время уже не
приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое
условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у
человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного
блока психических свойств, личности в целом [9].

Общение – это
взаимодействие людей. В нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг
друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное
взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людьми
по отношению друг к другу). Межличностное общение в этой связи оказывается
таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться
как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
В качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными
общностями людей, общение этих общностей между собой [9].

Основными функциями
межличностного (дружеского) общения являются:

1. Терапевтическая. В
общении с друзьями во многом отреагируются негативные чувства, вызванные
семейными или профессиональными конфликтами. Друзья здесь необходимы, чтобы
выслушать и поддержать партнера. Поэтому хотя бы один  из членов пары должен
обладать способностью слушать другого.

2. Компенсирующая. Данную
функцию нужно развести с предыдущей, хотя во многом они похожи. Здесь в общении
с партнером происходит компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных
потребностей. Через общение с партнером осуществляется удовлетворение 
потребности  в признании, симпатии, уважении, чего нет в браке.

3. Возможность
структурирования времени через дружеское общение. При этом оно принимает
характер совместных развлечений, праздников.

4. Развивающая. Через
близкие отношения происходит взаимный обмен  чувствами, опытом, информацией и
т.п. Общение в этом случае – довольно существенный источник развития обоих
членов пары.

Во взаимодействии людей
каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как
субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может
быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним
определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается
объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом,
которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или
менее сильно воздействовать [2]. При этом следует специально подчеркнуть, что
это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта
характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Личность человека
формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек
не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное
окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может
регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается.
Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения
определенный поток психологических воздействий.

 С возрастом происходит
значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в
непосредственное общение с другими людьми. Так, если во временном промежутке
жизни 15-23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе которых
лежала необходимость удовлетворения познавательной потребности, то затем имеет
место их заметное уменьшение. Наиболее интенсивный период непосредственного
общения приходится на возраст 23-30 лет. После этого возраста круг общения
человека уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших
в круг непосредственного общения людей.

Изменения в субъективной
значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной
стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой —
отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения [2]. Эти значимые
в разной степени для человека отношения других людей к нему влияют не столько
на его ведущие потребности, сколько на подчиненные им тенденции защиты своего
«я», проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов поведения, утверждающих
это «я».

Проблема, которая
нуждается в дальнейшем решении — это выяснение того, каким образом конкретный
состав людей, которые образуют круг общения человека в разные годы его жизни,
влияет на формирование личности.

Для решения этой проблемы
необходимо рассмотреть не только общие условия, которые делают других людей
значимыми для человека и увеличивают степень податливости его на их воздействия.
Важно установить, как эти условия должны меняться от возраста к возрасту, в
зависимости от пола человека, его профессии и индивидуально-личностных свойств,
чтобы у него сохранялась высокая степень податливости на воздействие
определенных людей [2]. Необходимо выяснить и то, каким должен быть круг общения
у каждого конкретного человека на каждой ступени его жизни, чтобы формирование
его личности шло наиболее успешно. Наконец, важно понять, как создать для человека
такой круга общения, чтобы не только предметно-практическую деятельность, но и
его взаимодействие с другими людьми можно было сознательно и целенаправленно
использовать для оптимального развития его личности.

Изучение
стиля общения предпринималось преимущественно в отечественной психологии и, как
правило, с позиции деятельностного подхода. Не удивительно, что первой стилевой
характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в конце
60-х гг., было понятие индивидуального стиля деятельности. По мнению одного из
первых его исследователей Е.А. Климова, индивидуальный стиль деятельности — это
“индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно
или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей
(типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями
деятельности”. В этом определении подчеркивается инструментальная функция стиля
и двоякая его обусловленность индивидуальностью и средой [47].

 В
структуре индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлин выделял три основных
компонента: стиль операций, стиль действий или реакций и стиль
целеполаганий
, однако в эмпирических исследованиях третий компонент
практически не изучался, и основной акцент был сделан на первых двух. Особенно
хорошо был проанализирован операциональный стиль, проявляющийся в различном
соотношении ориентировочных, исполнительских и контрольных операций [47].

Следующим
шагом в развитии стилевого подхода к индивидуальности было введение В.С.
Мерлиным понятия индивидуального стиля общения [Мерлин В.С. Индивидуальный
стиль общения // Психологический журнал. – 1982. – Т 3. — 24]. Стиль общения
стал рассматриваться им как частный случай стиля деятельности с выделением тех
же компонентов. Все характеристики стиля деятельности, описанные выше, были
автоматически перенесены на стиль общения. Он также стал рассматриваться как
системообразующий фактор индивидуальности, в котором находят свое отражение
свойства всех ее уровней: от физиологического до социально — психологического.

Стили
общения можно рассматривать как самостоятельный феномен, имеющий свою специфику
по сравнению со стилями деятельности, а также разграничить стили ролевого
(профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и
содержание этих двух видов общения очень различны [47]. Далее было бы целесообразным
выделить в рамках каждого из этих стилей общения в соответствии с компонентами
общения, предложенными Г.М. Андреевой [47], коммуникативный, интерактивный и
социально-перцептивный стили общения. Исследования данных стилей ведутся уже давно,
правда, без использования этих названий. Соотношение между стилями общения
можно представить в виде схемы (рис. 1).

Стили общения

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий