Религия в философии Фейербаха

Дата: 13.03.2013

		

Московский
институт сферы
социальный
отношений

Реферат

на
тему:

«Религия
в философии
Фейербаха»

учащейся
группы 02-98

Степановой
Юлии Валерьевны

Москва

1999
г.

Оглавление.

Введение. 4

Антропологический
материализм
Л. Фейербаха. 4

Людвиг
Фейербах как
историк философии. 7

Критика
религии и
теологии. 7

Миросозерцание
древности и
христианства. 11


философии
Фейербаха) 11

Религия
и наука 14


философии
Фейербаха) 14

Критический
обзор Фейербаха
философии за
период от Бэкона
до Спинозы. 17

Атеизм
фейербаха. 23


отрицаю бога;
для меня это
значит: я отрицаю
отрицание
человека) 23

Выводы. 26

Список
литературы. 27

Введение.

Антропологический
материализм
Л. Фейербаха.

В середине
XIX века с острой
критикой идеализма
выступил немецкий
философ Людвиг
Фейербах. С
точки зрения
Фейербаха,
идеализм есть
не что иное,
как рационализированная
религия, а философия
и религия по
самому их существу,
считал Фейербах,
противоположны
друг другу. В
основе религии
лежит вера в
догматы, тогда
как в основе
философии —
знание, стремление
раскрыть
действительную
природу вещей.
Поэтому первейшую
задачу философии
Фейербах видел
в критике религии,
в разоблачении
тех иллюзий,
которые составляют
сущность религиозного
сознания. Религия
и близкая к ней
по духу идеалистическая
философия
возникают, по
мнению Фейербаха,
из отчуждения
человеческой
сущности, посредством
приписывания
богу тех атрибутов,
которые в
действительности
принадлежат
самому человеку.

Согласно
Фейербаху, для
освобождения
от религиозных
заблуждений
необходимо
понять, что
человек — не
творение бога,
а часть — и притом
наиболее совершенная
— вечной природы.
Он писал: ”Мое
учение или
воззрение может
быть поэтому
выражено в двух
словах: природа
и человек. С
моей точки
зрения, существо,
предшествующие
человеку, существо,
являющиеся
причиной или
основой человека,
которому он
обязан своим
происхождением
и существованием,
есть и называется
не бог — мистическое,
неопределенное,
многозначащие
слово, а природа
— слово и существо
ясное, чувственное,
недвусмысленное.
Существо же,
в котором природа
делается личным,
сознательным,
разумным существом,
есть и называется
у меня — человек”.
Ф. Энгельс писал
о сочинении
Фейербаха
”Сущность
христианства”:
”Природа всегда
существует
независимо
от какой бы то
ни было философии.
Она есть та
основа, на которой
выросли мы,
люди, сами продукты
природы. Вне
природы и человека
нет ничего, и
высшие существа,
созданные нашей
религиозной
фантазией, это
— лишь фантастические
отражения нашей
собственной
сущности”.

Материализм
Фейербаха
существенно
отличается
от материализма
XVIII века, поскольку,
в отличие от
последнего,
не сводит всякую
реальность
к механическому
движению и
рассматривает
природу не как
механизм, а
скорее как
организм. Он
характеризуется
как антропологический,
так как в центре
внимания Фейербаха
— не отвлеченное
понятие материи,
как у большинства
французских
материалистов,
а человек как
психофизическое
единство, единство
души и тела.
Исходя из такого
понимания
человека, Фейербах
отвергает его
идеалистическую
трактовку, при
которой человек
рассматривается
прежде всего
как духовное
существо. Согласно
Фейербаху, тело
в его целостности
как раз и составляет
сущность
человеческого
”Я”. Духовное
начало в человеке
не может быть
отделено от
телесного, дух
и тело — две стороны
той реальности,
которая называется
организмом.
Человеческая
природа, таким
образом, толкуется
Фейербахом
преимущественно
биологически,
и отдельный
индивид для
него — не исторически-духовное
образование,
как у Гегеля,
а звено в развитии
человеческого
рода.

Критикуя
идеалистическую
трактовку
познания и
будучи недоволен
абстрактным
мышлением,
Фейербах апеллирует
к чувственному
созерцанию.
Полагая, что
ощущение составляет
единственный
источник нашего
познания. Только
то, что дано
нам через органы
чувств — зрение,
слух, осязание,
обоняние, — обладает,
по Фейербаху,
подлинной
реальностью.
С помощью органов
чувств мы познаем
как физические
объекты, так
и психические
состояния
других людей.
Фейербах не
признавал
никакой сверхчувственной
реальности
и отвергал
возможность
чисто отвлеченного
познания с
помощью разума,
считая последнее
изобретением
идеалистической
спекуляции.

Антропологический
принцип Фейербаха
в теории познания
выражается
в том, что он
по-новому
интерпретирует
само понятие
”объект”. По
Фейербаху,
понятие объекта
первоначально
формируется
в опыте человеческого
общения, и поэтому
первый объект
для всякого
человека — это
другой человек,
”Ты”. Именно
любовь к другому
человеку есть
путь к признанию
его объективного
существования,
а тем самым к
признанию
существования
вообще внешних
вещей.

Из
внутренней
связи людей,
основанной
на чувстве
любви, возникает
альтруистическая
мораль, которая,
по убеждению
Фейербаха,
должна встать
на место иллюзорной
связи с богом.
Любовь к богу,
согласно немецкому
философу, есть
лишь отчужденная,
ложная форма
подлинной любви
— любви к другим
людям.

Людвиг
Фейербах как
историк философии.

Критика
религии и теологии.

Л.
Фейербах известен
у нас главным
образом как
автор антирелигиозных
сочинений, как
критик теологии
и идеализма.
Да и сам философ
заявлял, что
вопрос, который
неизменно был
в центре его
внимания, — это
вопрос о сущности
религиозного
мира и борьбе
против него.
Этой задаче
подчинено уже
первое его
сочинение
«Мысли о смерти
и бессмертии»
(1830), принесшее
ему немало
огорчений; за
смелую критику
христианской
догмы о личном
бессмертии
он был отстранен
от пре­подавания
в Эрлангенском
университете,
лишен возмож­ности
устроиться
на работу в
другом месте.
Фейербах был
вынужден на
долгие годы
уединиться
в деревне Брукберге.

индивидуальное
бессмертие,
Фейербах
отстаивает
идею морального
бессмертия:
человек достигает
его, создавая
что-либо непреходящее,
писатель —
благодаря
влиянию своих
сочинений. В
1841 г. выходит
«Сущность
хрис­тианства»
Фейербаха,
работа, в которой
он уже как сторонник
философского
материализма
срывает таин­ственный,
мистический
покров с религии,
сводит ее к
сущности человека.
К «Сущности
христианства»
непосредственно
примыкает цикл
лекций о «Сущности
религии» (1848).
Таким образом,
критика религии
и теологии,
действительно,
постоянно
оставалась
главной темой
Фейербаха до
конца его жизни.
Однако перу
Фейербаха
принадлежат
и довольно
многочисленные
труды по истории
философии. Его
ин­терес к этой
области не был
кратковременным
и слу­чайным.
По окончании
Берлинского
университета
он читал курс
лекций по логике
и метафизике
в Эрлангене.
Еще в 1833 г. он выпускает
в свет объемистую
книгу «История
философии
нового времени
от Бэкона
Веруламского
до Бенедикта
Спинозы». В
1837 г. выхо­дит
его монография
«Изложение,
развитие и
критика философии
Лейбница», в
следующем году
— «Пьер Бейль».
Эти капитальные
труды Л. Фейербаха
по истории
философии
принесли ему
довольно широкую
известность.
Кроме этих
капитальных
трудов Фейербах
в 30-х годах пишет
ряд рецензий
на историко-философскую
литературу.
Следует особо
отметить одну
из них, в которой
была дана критика
выступавшего
против Гегеля
кантианца
Бахмана («Анти-Гегель»).
Характерная
особенность
всех историко-философских
сочинений
Фейербаха
состоит в том,
что они про­низаны
борьбой против
религиозного
мировоззрения;
мыслитель
рассматривает
в них историю
философии как
процесс освобождения
человеческого
разума из-под
власти религии
и теологии. Как
известно, Гегель
противопоставлял
религию и философию,
но лишь по форме,
объявляя философию
более адекватным,
логическим
выражением
истины, а религию
— ее отражением
в символических
представлениях.
Фейербах
противопоставляет
их по существу
и приходит к
материализму
через полное
преодоление
религии. Во
введении к
«Истории философии»
Фейербах го­ворит
о положении,
в котором очутились
наука, фило­софия
и искусство
в средних веках.
Безраздельное
господство
религии в тот
период, отмечает
он, привело к
страшному
оскудению и
упадку, особенно
в области знания.
Как мог христианин,
живущий только
в боге, отрешенный
от мира сего,
понять природу
и сохранить
склонность
к ее изучению?
Природа имела
для него лишь
значение конечного,
случайного,
несуществен­ного.
Не менее отрицательна
была роль религии
в раз­витии
искусства. Она
лишала его
свободы и
самостоя­тельности,
делала из него
средство своего
украшения и
возвеличивания.
Незавидное
место было
отведено и
философии: она
должна была
при помощи
разума до­казать
истинность
догм религии.
Но человеческое
сознание и «в
этих трудных
усло­виях
пробивало себе
путь к свободе.
Эта же средневе­ковая
философия,
столь униженная
своим желанием
обосновать
предмет веры,
по мнению Фейербаха,
не­вольно
доказывала
авторитет
разума. Лишенный
подхо­дящих
предметов и
занятий и заключенный
в темницу
человеческий
дух «делает
всякий случайно
попавший ему
на глаза предмет,
как бы он ни
был ничтожен
и недостоин
внимания, объектом
своих занятий
и из не­достатка
средств удовлетворяет
свою жажду
деятель­ности
самым нелепым,
ребяческим
и превратным
обра­зом. То
же можно сказать
об искусстве.
Хотя оно было
подчинено
церкви, однако
прекрасное,
как таковое,
стало предметом
внимания. Искусство
изгоняло из
мрачной религиозной
среды меланхолию
и мизантро­пию
и открывало
перед человеком
чарующий вид
пре­лести земной
жизни, мир свободы,
красоты, гуманно­сти
и знания. Великую
победу одержал
человеческий
разум над религией
в эпоху Возрождения.
Произведения
антич­ных
авторов, указывал
Фейербах, лишь
потому были
приняты в ту
пору с таким
энтузиазмом,
что пробуж­денный,
свободный и
мыслящий дух
признал в них
свои собственные
творения. Разум
опять вернулся
к природе и
сделал ее объектом
своего исследования,
есте­ствознание
опять вошло
в почет и получило
широкое развитие.

Миросозерцание
древности и
христианства.


философии
Фейербаха)

Сущность
язычества
проявлялась
в единстве
рели­гии и
политики, духа
и природы, бога
и человека. Но
человек во
время язычества
был не человеком
вообще, а человеком
определенным
национально:
греком, рим­лянином,
египтянином,
иудеем; следовательно,
и его бог был
национально
определенной,
особенной
сущно­стью,
противостоящей
сущности, или
богу, других
народов, т. е.
сущностью,
противоположной
духу, вы­ражающему
сущность всего
человечества
и в таком качестве
всеобщее единство
всех пародов
и людей.

Устранением
этого противоречия
в язычестве
была языческая
философия,
которая вырывала
человека из
его национальной
замкнутости
и самообособленности,
возвышала над
ограниченностью
народного
самомне­ния
и народной веры
и приводила
к космополитической
точке зрения.
Она поэтому
подобно силе
мыслящего духа,
расширяя ограниченное
сознание народа
до всеобщего
сознания, была
как бы неумолимым
роком по отношению
к богам язычества
и духовным
основанием
гибели особенностей
языческих
народов как
господствующих
над миром
божественных
сил. Но философия
устраняла это
противоречие
лишь в мышлении,
т.к. отвлеченно.

Это
противоречие
нашло свое
действительное
разре­шение
только в христианстве,
ибо в нем слово
стало плотью,
т. е. всеобщий
разум, обнимающий
все народы и
всех люд ей,
устраняющий
все враждебные
различия и
противоположности
между людьми,
этот всеобщий
и чистый разум,
составляющий
поэтому сущность
чело­вечества,
тождественную
с божественной
сущностью, стал
предметом
непосредственной
достоверности,
пред­метом
религии. Христос
не что иное,
как сознание
че­ловеком
единства своей
и божественной
сущности, сознание,
которое, когда
наступило время
его превра­щения
во всемирно-историческое,
должно было
стать непосредственным
фактом, соединиться
в одной лич­ности,
затем воплотиться
в одном индивидууме
и противоставить
себя миру,
пребывавшему
еще в древнем
противоречии
народных различий,
как творца
новой мировой
эпохи.

Поэтому
в христианстве
бог как дух
стал предме­том
человека, ибо
бог только в
той чистоте
и всеобщ­ности,
в которой он
признавался
христианством
как всеобщая
сущность, очищенная
от всякой
националь­ной
и иной естественной
особенности
и различия,
яв­ляется духом.
Но дух постигается
не во плоти, а
лишь в духе.
Поэтому вместе
с христианством
установилось
различие между
духом и телом,
чувственным
и сверх­чувственным
— различие,
которое, однако,
по мере определенного
развития ряда
моментов в
истории христианства
усилилось до
противоположности,
даже до раздвоения
духа и материи,
бога и мира,
сверхчувственного
и чувственного.
А так как в этой
противопо­ложности
сверхчувственное
определялось
как сущест­венное,
а чувственное
как несущественное,
то христи­анство
стало в своем
историческом
развитии
антикосмической
и отрицательной
религией,
отвлекающейся
от природы,
человека, жизни,
мира вообще,
и не только от
суетной, а и от
положительной
стороны мира,
религией, не
признающей
и отрицающей
свою истин­ную
сущность.

Религия
и наука


философии
Фейербаха)

Когда
этот отрицательно
религиозный
дух утвер­дился
и стал господствующим
духом времени
в каче­стве
истинной абсолютной
сущности, перед
которой все
другое должно
исчезнуть как
суетное и ничтож­ное,
то как неизбежное
следствие этого
погибли не
только искусство
и изящные науки,
но вообще науки,
как таковые.
Не многочисленные
войны и набеги
того времени,
не естественная
грубость тогдашних
народов, а только
отрицательно
религиозная
тенденция была
настоящей, по
крайней мере
духовной причиной
их падения и
гибели, ибо для
духа с такой
тенденцией
да­же искусства
и науки подходят
под понятие
суетного и
мирского, простой
забавы.

Особенно
это касалось
природы, которая
при гос­подстве
такой тенденции
должна была
погрузиться
во мрак забвения
и неизвестности.
Как мог ограниченный
христианин,
живший лишь
своим богом,
отвлеченным
от сущности
мира, иметь
вкус к природе
и к ее изу­чению!
Природа, существенная
форма которой
есть чувственность,
каковую он
считал как раз
подлежащей
отрицанию,
отвлекающей
от божественного,
имела для него
лишь значение
конечного,
суетного,
несуществен­ного.
Но может ли дух
сосредоточиться
на том, что имеет
для него значение
только конечного
и суетного,
сделать его
предметом
серьезного,
длительного
изуче­ния? Сверх
того, какой
интерес представляет
познание временного
жалкого творения,
если известен
творец? Как
может тот, кто
находится в
близких отношениях
с хозяином, так
унизиться,
чтобы вступить
в те же от­ношения
с его служанкой?
А какое иное
положение и
значение могла
иметь природа
с точки зрения
от­рицательной
религиозности,
чем служанки
божьей?
Теологически-телеологический
способ рассмотрения
природы есть
единственно
соответствующий
этой точке
зрения; но именно
этот способ
рассмотрения
и не объ­ективный,
и не физический,
и не проникает
в саму природу.

Сообразно
с этой точкой
зрения природа
как бы скрылась
от взоров
человеческого
духа. Подобно
тому как в священные
молитвенные
дома тех времен
свет проникал
не через чистую
прозрачную
среду, а сквозь
пестро окрашенные
окна, как будто
чистый свет
для набожной
общины, обратившейся
от мира и природы
к богу, представлял
нечто отвлекающее
и нарушающее,
как будто свет
природы несовместим
со светом молитвы
и дух воспламеняется
молитвой только
в окутываю­щей
природу темноте,
так было и в ту
эпоху, когда
дух снова пробудился
к мышлению,
обратив взор
к природе, а
свет ее проник
в человека,
омраченный
и преломленный
средой аристотелевской
физики, так как
под властью
отрицательной
религиозности
он как бы боялся
открыть свой
взор и собственной
рукой сорвать
запретный плод
с древа познания.

Хотя
отдельные лица
в средние века
особенно рев­ностно
занимались
изучением
природы и вообще
так называемая
светская ученость
еще держалась
и почи­талась
в монастырях
и школах, все-таки
науки оста­вались
подчиненным,
побочным занятием
человеческого
духа, имели
скромное,
ограниченное
значение и
должны были
оставаться
в таком положении,
пока религиозный
дух был верховной
судебной инстанцией,
законодатель­ной
властью, а церковь
— властью
исполнительной.

Критический
обзор Фейербаха
философии за
период от Бэкона
до Спинозы.

Основоположниками
новой науки
и философии,
по мнению Фейербаха,
были Бэкон и
Декарт. Главное
значение Бэкона
Фейербах видел
в том, что он
науку, основанную
на опыте, сделал
«наукой всех
наук», принципом,
матерью всех
человеческих
знаний. Существенным
достижением
Бэкона, согласно
Фейер­баху,
является то,
что он дал метод,
органон, логику
опыта. Бэкон
— противник
скеп­тицизма;
человеческий
ум, требовал
он, не должен
ог­раничиваться
наблюдением
внешней стороны
явлений, но
должен проникнуть
вглубь, познать
их причины,
внутреннюю
сущность и
форму. Выясняя
характерные
черты материализма
Бэкона, Фейербах
отмечал как
его заслугу
то, что он стремился
понять вещи
в их качественном
бытии. Фёйербах
вместе с тем
критиковал
английского
материалиста
за его учение
о «двойственности
исти­ны». В
этом смысле
он считал Бэкона
непоследовательным.
Ведь основная
тенденция
бэконовской
системы, указывал
Фейербах, прямо
противоречит
религиозным
догматам. В
физике, естествознании
Бэкон отвергает
истину христианства,
порождавшую
предрассудки,
ко­торые он
объявлял величайшими
препятствиями
к изу­чению
природы. В
непосредственной
связи с учением
Бэкона Фейербах
рассматривает
учение Гоббса
называя последнего
одним из интереснейших
и остроумнейших
материали­стов
нового времени,
но в то же время
указывая на
крайне механистический
характер его
материализма,
отличающий
его от Бэкона.
Мышление Гоббса,
по его мнению,
совершенно
равнодушно
к специфическим
осо­бенностям
вещей, простирая
на все области
законы или
категории,
имеющие силу
лишь в ограниченной
сфере бытия
— механике.
Фейербах, однако,
не осуждает
за это Гоббса,
более того, в
этой механистической
односто­ронности
он видит историческое
значение системы
ан­глийского
материалиста.
Он пытается
найти объясне­ние
этого явления
в характере
науки того
времени, с точки
зрения которой
материя как
субстанция
обладает лишь
одним атрибутом
— величиной
или протя­женностью,
качественное
своеобразие
не дано в вещах,
оно создается
посредством
механического
движения.

Социальная
философия
Гоббса, особенно
его учение о
государстве,
доказывал
Фейербах, зиждется
на тех же механических
началах. Как
в философии
в центре стоит
изолированный
предмет, так
и в социологии
ис­ходным пунктом
служит единичный
человек, индивид.
Человек в
естественном
состоянии —
разрозненная
и равнодушная
к другому, подобному
себе существу
масса.

Какую
позицию в вопросе
об отношении
философии к
религии занимал
Гоббс? Был ли
он атеистом?
Неко­торые,
говорит Фейербах,
не без основания
считали английского
философа атеистом.
В самом деле,
по его воззрению,
лишь телесное,
т. е. материальное,
сущест­вует
реально. Бестелесную,
нематериальную
субстан­цию
даже в мыслях
нельзя себе
представить.
Бог — по­нятие
общее, а всякое
общее понятие,
с точки зрения
номиналиста
Гоббса, не имеет
никакого реального
со­держания.
Поэтому для
характеристики
бога обычно
пользуются
различными
отрицательными
определения­ми.
Положительное,
существенное
принадлежит
атеиз­му, пустое
и неопределенное
— теизму. Итак,
хотя Гоббс и
«не отрицает
бога, но его
теизм, — писал
Фейер­бах, —
по существу,
по содержанию…
есть атеизм,
его бог лишь
отрицательная
сущность или,
вернее, не-сущность».

Как
мы уже отмечали,
Фейербах считал
Декарта наряду
с Бэконом одним
из основоположников
филосо­фии
нового времени:
в лице Декарта
человеческое
мыш­ление
утверждает
себя как суверенное
и истинное
бы­тие, выражением
чего было знаменитое
положение
фи­лософа: «Я
мыслю, следовательно,
я существую».
Слабую сторону
философии
Декарта, как
полагал Фейербах,
составляет
то, что он дал
лишь количественную
харак­теристику
материи, сведя
ее к протяженности.
Другой существенный
недостаток
воззрения
Декарта, по его
мнению, состоит
в том, что Декарт
брал материю
вне движения.
Однако главным
пороком учения
Декарта в целом,
по Фейербаху,
является его
дуализм. Нигде
он не про­тиворечит
себе больше,
чем в вопросе
о соотношении
между духом
и телом, протяженной
и мыслящей
суб­станцией.
Декарт, как и
Бэкон и Гоббс,
дока­зывает
Фейербах, всегда
имел в виду
практический
интерес, стремился
устранить
бессилие людей
не мо­литвами,
а реальными
средствами
— наукой и
экспе­риментом.
Если «Декарт-теолог
и Декарт-философ
находятся в
состоянии
борьбы между
собой», то Спиноза,
по мнению Фейербаха,
уже не знает
такой раздвоен­ности,
такого противоречия.
Бог, или субстанция,
у Спинозы, разъясняет
Фейер­бах, не
по времени
существует
прежде вещей,
а лишь по природе.

Фейербах
придавал огромное
значение основному
принципу Спинозы
о единстве
материального
и духов­ного
и уже в то время
по существу
материалистически
истолковывал
соотношение
этих двух сторон
человече­ской
жизни. Когда
тело инертно,
отмечал он, то
и дух не расположен
к мышлению,
когда тело
находится во
сне, то одновременно
с ним и дух пребывает
в бездея­тельности.
Мыслит не душа
как нечто
изолированное
от тела, мыслит
само тело.

Его
знаменитое
положение «бог,
или природа»,
по мнению Фейербаха,
двусмысленно.
Тут, с одной
стороны, Спиноза
устраняет бога
в природе, с
другой — устраняет
природу в боге.
«Прочь это
проти­воречие!
Не «бог, или
природа», но
«либо бог, либо
природа» — вот
лозунг истины.
Там, где бог
отождест­вляется
или смешивается
с природой или,
наоборот, природа
с богом, там
нет ни бога, ни
природы, но
есть мистическая,
амфиболическая
смесь. Вот основной
недостаток
Спинозы». Это
слова зрелого
уже материалиста
Фейербаха о
Спинозе. Примечательно,
что сходную
оценку он вы­сказывал
еще в своей
ранней работе
по истории
фило­софии.

Монография
«Пьер Бейль»
завершила цикл
историко-философских
исследований
Фейербаха. Она
отличается
от предыдущих
исследований
существенным
обстоятельством.
В первых двух
сочинениях
он противопоставлял
религии главным
образом философию
и естествознание.
Тут же он пока­зывает
враждебность
религии не
только науке
и фило­софии,
но и искусству
и морали. Человек
не может сво­бодно
творить, мыслить
и действовать,
оставаясь
рели­гиозным.
В этом отношении
не может быть
никакого компромисса.
Следует сделать
выбор: служить
науке, философии,
искусству или
религии.

Фейербах
настаивает
на независимом
от религии
существовании
эстетического
чувства. Творение
искус­ства
— продукт чувства
красоты. Христианский
худож­ник мыслит
и изображает
не христианское,
как тако­вое,
а прекрасное,
иначе его творения
не будут волно­вать
нехристианина.
Искусство
поднимает свой
предмет за
пределы отдельных
религий в сферу
общечеловече­ского.
Художественные
произведения
католического
искусства,
которые трогают
и некатоликов,
и даже враж­дебно
настроенных
к католицизму
людей, могли
воз­никнуть
только из свободного
и независимого
от рели­гии
духа. Там, где
монашеский
образ жизни
пользуется
славой самой
высокой добродетели,
искусство
обяза­тельно
имеет дурную
репутацию. Там,
где наслаждение
объявляется
грехом, где
человек ненавистен
самому себе,
не разрешает
себе никакого
удовольствия,
где бо­лезнь
считается
естественным
состоянием,
где истощение,
умерщвление
плоти являются
законом, эстетиче­ское
чувство — основа
искусства —
должно быть
в опа­ле. Как
же может тот,
кого религия
обязывает
бежать от лицезрения
женщины, избегать
всех поводов
для не­целомудренных
мыслей, воздержаться
от чувственных
наслаждений,
спокойно любоваться
прекрасным
изо­бражением
мадонны? Если
мы, пишет Фейербах,
все-таки встречаем
красоту в
католическом
искусстве, «то
это можно объяснить
только той же
причиной, вслед­ствие
которой вблизи
мужских монастырей
строились
женские, соединенные
с первыми потайными
ходами».

Характерной
чертой историко-философской
концеп­ции
Фейербаха, как
мы видели, был
несомненный
инте­рес к
представителям
материалистического
направле­ния.
Замечательно,
что Фейербах
сам придавал
огромное значение
своему интересу
к представителям
материализма
для своей ду­ховной
эволюции. Благодаря
влиянию
материа­листов-эмпириков,
отмечал Фейербах,
он пришел к
убеждению об
истинном характере
чувственности
и лежащего в
ее основании
материального
объекта. Ин­терес
к Бэкону, Гоббсу,
Гассенди, Спинозе
привел его к
материализму.
И к чести Фейербаха,
надо сказать,
что, идя к материализму,
он, как показывает
его отно­шение
к Доргуту, всячески
отмежевывался
от вульгар­но-материалистического
способа мышления.

В своем
отношении к
материалистической
традиции Фейербах
резко расходится
с Гегелем, который
всегда высокомерно
и пренебрежительно
относился к
предста­вителям
материализма.
Бэкона, например,
Гегель упре­кал
в том, что тот
хотел «жить
постоянно
погружен­ным
в материю и
иметь своим
предметом
действитель­ность,
а не разум» и
«не обладал
способностью
рассуж­дать,
исходя из всеобщих
мыслей и понятий».

Атеизм
фейербаха.

(Я отрицаю
бога; для меня
это значит: я
отрицаю отрицание
человека)

Фейербах
рассматривает
историю философии
нового времени
под углом зрения
борьбы ряда
тенденций:
эм­пиризма
с рационализмом,
реализма с
романтизмом,
а в некоторых
случаях материализма
с идеализмом.
Од­нако ^центральную
тенденцию он
видел, как было
пока­зано выше,
в борьбе разума
с верой, науки
с религией,
философии с
теологией. Этой
борьбой, показывает
Фейербах, пронизана
вся философия
нового времени
— Бэкона и Гоббса,
Гассенди и
Декарта, Лейбница
и Бей-ля, Декарта
и Спинозы. Фейербах
отмечал стремление
каждого из этих
мыслителей
освободить
человеческий
ум от религиозного
влияния и их
несомненный
вклад в это
дело. Но никто
из них, по его
мнению, не
осво­бодился
полностью от
дуализма веры
и разума. «Фило­софы
новейшего
времени признавали
веру, но так,
как законная
жена признается
в качестве
уполномоченного
лица мужа, когда
он уже внутренне
с ней разошел­ся».
Фейербах требовал
последовательности
и бес­компромиссности
в этом вопросе
. Срывая с божества
его таинственность,
Фейербах вначале
еще полагал,
что человеческое
мышление, как
таковое, обладает
самостоятельным
бытием. Под
влия­нием
гегелевского
принципа тождества
субъекта и
объ­екта, мышления
и бытия он на
место сверхчувственного
бога поставил
сверхчувственный
разум, мышление.

Следует
подчеркнуть,
что для Фейербаха
атеизм не сводился
к простому
отрицанию бога.
Эту точку зрения
он считал характерной
для XVII и XVIII вв. «Кто
обо мне не говорит
и не знает ничего
большего, кроме
того, что я —
атеист, тот
вообще ничего
не говорит и
ничего обо мне
не знает. Вопрос
о том, существует
ли бог или нет,
как водораздел
между теизмом
и атеизмом
достоин семнадцатого
и восемнадцатого,
но отнюдь не
девятна­дцатого
века. Я отрицаю
бога; для меня
это значит: я
отрицаю отрицание
человека, я
утверждаю
чувствен­ное,
истинное,
следовательно,
неизбежно также
полити­ческое,
социальное
место человека
взамен иллюзорного,
фантастического,
небесного
пребывания
человека, кото­рое
в действительной
жизни неизбежно
превращается
в отрицание
человека. Для
меня вопрос
о бытии или
небытии бога
есть лишь вопрос
о бытии или
небытии человека».

Таким
образом, Фейербаха
не удовлетворял
нега­тивный
атеизм его
предшественников.
Атеизм Фейер­баха
требует положительного
утверждения
человека в
противоположность
его религиозному,
фиктивному
ут­верждению.
Утверждение
человека должно
быть не только
реальным, но
и всесторонним,
охватывающим
все сферы его
бытия. Фейербах
понимал, что
немногого стоит
забота «о ясности
и здоровом
состоянии
головы и сердца»,
если «желудок
не в порядке»
и «основа
челове­ческого
существования
повреждена.
По Фейербаху,
для того чтобы
вылечить «болезни
головы и сердца»,
к которым он
относил и
религиоз­ную
идеологию,
необходимо
решение проблемы
«же­лудка».
Со ссылкой на
физиологию
и антропологию
он высказывал
ценную мысль,
что духовная
(а значит, и
религиозная)
эмансипация
человека является
частью более
широкой, в том
числе социальной
и политической,
его эмансипации.
Упомянув эту
чрезвычайно
важную задачу,
Фейербах, однако,
сознавал, что
его произведе­ния
едва ли намечают
достаточно
конкретные
пути для ее
решения. Он
поэтому ставит
перед собой
гораздо более
скромную задачу
— «основательное
исследование
и исцеление
головных и
сердечных
болезней
человече­ства».
Тем самым Фейербах
ограничивал
свой атеизм
узкими рамками
просветительства.

Выводы.

Изучение
историко-философских
сочинений
Фейер­баха
показывает,
что его путь
к материализму
и ате­изму не
был, как выражался
он, «случайным»
и «про­извольным»,
но «органическим»
и «необходимым»
и пролегал
через его сочинения
30-х годов. Каждое
из этих сочинений
было ступенью
в его духовной
эволю­ции, а
от последнего
из них, монографии
«Пьер Бейль»,
переход к «Сущности
христианства»,
по словам самого
Фейербаха, уже
был нетруден.

Список
литературы.

    Фейербах
    Л. Сущность
    религии // Избранные
    философские
    произведения.
    М., 1955.

    Энгельс
    Ф. Людвиг Фейербах
    и конец классической
    немецкой философии.
    С прил.: К. Маркс.
    Тезисы о Фейербахе.
    М.: Политиздат

Фейербах
Л. История философии
«Мысль» М, 1974.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий