Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
Одним из
характерных представителей ренессанснойфилософии был
Николай Кузанский (1401-1464). Анализ егоучения позволяет
особенно ясно увидеть различия междудревнегреческой и
возрожденческой трактовками бытия.Николай
Кузанский, как и большинство философов еговремени,
ориентировался на традицию неоплатонизма. Однакопри этом он
переосмыслил учение неоплатоников, начиная сцентрального для
них понятия единого. У Платона инеоплатоников, как
мы знаем, единое характеризуется черезпротивоположность
«иному», не-единому. Эта характеристикавосходит к
пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшимединое многому,
предел беспредельному. Кузанец,разделяющий
принципы христианского монизма, отвергаетантичный дуализм
и заявляет, что «единому ничто непротивоположно».
А отсюда он делает характерный вывод:«единое есть
все» формула, звучащая пантеистически и прямопредваряющая
пантеизм Джордано Бруно.Эта формула
неприемлема для христианского теизма,принципиально
отличающего творение ( «все» ) от творца(единого); но,
что не менее важно, она отличается и отконцепции
неоплатоников, которые никогда не отождествлялиединое со
«всем». Вот тут и появляется новый,возрожденческий
подход к проблемам онтологии. Изутверждения, что
единое не имеет противоположности, Кузанецделает вывод, что
единое тождественно беспредельному,бесконечному.
Бесконечное это то, больше чего ничего неможет быть,
Кузанец поэтому называет его «максимумом»;единое же это
«минимум». Николай Кузанский, таким образом,открыл принцип
совпадения противоположностей (coincidentiaoppositorum)
максимума и минимума. Чтобы сделать болеенаглядным этот
принцип, Кузанец обращается к математике,указывая, что при
увеличении радиуса круга до бесконечностиокружность превращается
в бесконечную прямую. У такогомаксимального
круга диаметр становится тождественнымокружности, более
того с окружностью совпадает не толькодиаметр, но и
центр, а тем самым точка (минимум) ибесконечная прямая
(максимум) представляют собой одно и тоже. Аналогично
обстоит дело с треугольником: если одна изего сторон
бесконечна, то и другие две тоже будутбесконечными.
Таким образом доказывается, что бесконечнаялиния есть и
треугольник, и круг, и шар.Совпадение
противоположностей является важнейшимметодологическим
принципом философии Николая Кузанского, чтоделает его
одним из родоначальников новоевропейскойдиалектики. У
Платона, одного из крупнейших диалектиковантичности, мы
не находим учения о совпадениипротивоположностей,
поскольку для древнегреческой философиихарактерен
дуализм, противопоставление идеи (или формы) иматерии, единого и
беспредельного. Напротив, у Кузанца местоединого теперь
занимает понятие актуальной бесконечности,которое и есть,
собственно, совмещение противоположностей —единого и
беспредельного.Проведенное,
хотя и не всегда последовательно,отождествление
единого с бесконечным впоследствии повлеклоза собой перестройку
принципов не только античной философиии средневековой
теологии, но и античной и средневековойнауки математики и
астрономии.Ту роль,
какую у греков играло неделимое (единица),вносящее меру,
предел как в сущее в целом, так и в каждыйрод сущего, у
Кузанца выполняет бесконечное теперь на неговозложена
функция быть мерой всего сущего. Еслибесконечность
становится мерой, то парадокс оказываетсясинонимом точного
знания. И в самом деле, вот что вытекаетиз принятых
Кузанцем предпосылок: «…если бы однабесконечная линия
состояла из бесконечного числа отрезков впядь, а другая из
бесконечного числа отрезков в две пяди,они все-таки с
необходимостью были бы равны, посколькубесконечность не
может быть больше бесконечности». Каквидим, перед лицом
бесконечности всякие конечные различияисчезают, и двойка
становится равна единице, тройке и любомудругому числу.
В геометрии,
как показывает Николай Кузанский, делообстоит так же, как
и в арифметике. Различение рациональныхи иррациональных
отношений, на котором держалась геометриягреков, Кузанец
объявляет имеющим значение только для низшейумственной
способности рассудка, а не разума. Всяматематика, включая
арифметику, геометрию и астрономию,есть, по убеждению
Кузанца, продукт деятельности рассудка;рассудок как раз и
выражает своей основной принцип в видезапрета
противоречия, то есть запрета совмещатьпротивоположности.
Николай Кузанский возвращает нас к Зенонус его парадоксами
бесконечности, с тем, однако, различием,что Зенон видел в
парадоксах орудие разрушения ложногознания, а Кузанец
средство созидания знания истинного.Правда, само это
знание имеет особый характер оно есть«умудренное
неведение».Тезис о
бесконечном как мере вносит преобразования и вастрономию. Если
в области арифметики и геометриибесконечное как
мера превращает знание о конечныхсоотношениях в
приблизительное, то в астрономию эта новаямера вносит, кроме
того, еще и принцип относительности. И всамом деле: так
как точное определение размеров и формымироздания может
быть дано лишь через отнесение его кбесконечности, то
в нем не могут быть различены центр иокружность.
Рассуждение
Кузанца помогает понять связь междуфилософской
категорией единого и космологическимпредставлением
древних о наличии центра мира, а тем самым —о его конечности.
Осуществленное им отождествление единого сбеспредельным
разрушает ту картину космоса, из которойисходили не только
Платон и Аристотель, но и Птолемей иАрхимед. Для
античной науки и большинства представителейантичной философии
космос был очень большим, но конечнымтелом. А признак
конечности тела это возможность различитьв нем центр и
периферию, «начало» и «конец». СогласноКузанцу, центр и
окружность космоса это бог, а потому хотямир не бесконечен,
однако его нельзя помыслить и конечным,поскольку у него
нет пределов, между которыми он был бызамкнут.
Бесконечная вселенная
Коперника и Бруно.
ГелиоцентризмЭти
положения Кузанца противоречат принципамаристотелевской
физики, основанной на различении высшего —надлунного и
низшего подлунного миров. Кузанец разрушаетконечный космос
античной и средневековой науки, в центрекоторого
находится неподвижная Земля. Тем самым онподготовляет
коперниканскую революцию в астрономии,устранившую
геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картинымира. Вслед за
Николаем Кузанским Коперник (1473-1543)пользуется
принципом относительности и на нем основываетновую
астрономическую систему.Характерная
для Николая Кузанского тенденция мыслитьвысшее начало
бытия как тождество противоположностей(единого и
бесконечного) была результатом пантеистическиокрашенного
сближения бога с миром, творца с творением. Этутенденцию еще более
углубил Джордано Бруно (1548-1600),создав
последовательно пантеистическое учение, враждебноесредневековому
теизму. Джордано Бруно опирался не только наНиколая Кузанского,
но и на гелиоцентрическую астрономиюНиколая
Коперника. Согласно учению Коперника, Земля,во-первых, вращается
вокруг своей оси, чем объясняется сменадня и ночи, а
также движение звездного неба. Во-вторых,Земля вращается
вокруг Солнца, помещенного Коперником вцентр мира. Таким
образом, Коперник разрушает важнейшийпринцип
аристотелевской физики и космологии, отвергая вместес ним и
представление о конечности космоса. Вслед заКузанцем Коперник
считает, что Вселенная неизмерима ибезгранична; он
называет ее «подобной бесконечности»,одновременно
показывая, что размеры Земли но сравнению сразмерами Вселенной
исчезающе малы.Отождествляя
космос с бесконечным божеством, Брунополучает и
бесконечный космос.Снимая, далее,
границу между творцом и творением, Бруноразрушает и
традиционную противоположность формы какначала неделимого, а
потому активного и творческого, с однойстороны, и
материи как начала беспредельного, а потомупассивного, с
другой. Бруно, таким образом, не толькопередает самой
природе то, что в средние века приписывалосьбогу, а именно
активный, творческий импульс. Он идетзначительно
дальше, отнимая у формы и передавая материи тоначало жизни и
движения, которое со времен Платона иАристотеля считалось
присущим именно форме. Природа,согласно Бруно, есть
«бог в вещах».Пантеизм Бруно
прокладывал путь к материалистическомупониманию природы.
Неудивительно, что учение Бруно былоосуждено церковью
как еретическое. Инквизиция требовала,чтобы итальянский
философ отрекся от своего учения. ОднакоБруно предпочел
смерть отречению, и в 1600 году был сожженна костре.
Новое
соотношение между материей и формой, новоепонимание материи
свидетельствует о том, что в XVI векесформировалось
сознание, существенно отличное от античного.Если для
древнегреческого философа предел вышебеспредельного,
завершенное и целое прекраснеенезавершенного,
то для философа эпохи Возрождениявозможность богаче
актуальности, движение и становлениепредпочтительнее
неподвижно-неизменного бытия. И не случайнов этот период
особо притягательным оказывается понятиебесконечного:
парадоксы актуальной бесконечности играют рольсвоего рода метода
не только у Николая Кузанского и ДжорданоБруно, но и у таких
выдающихся ученых конца XVI-начала XVIIвека, как Галилей и
Кавальери.