Французские философы-просветители XVIII века об общественном прогрессе и цивилизации
План:
1) Французское Просвещение XVIII века и его основные черты.
2) Идея общественного прогресса.
3) Понятие цивилизации
4) Представления о государстве.Теория разделения властей.
1) Французское Просвещение и его основные черты.
18 столетие в истории Европы известно под названием «века Просвеще-
ния».В первую очередь,это был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кон-
дорсэ,француских философов,развивавших цельную и достаточно стройную
философскую концепцию концепцию Просвещения.
В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений,кото-
рые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветите-
лей на общество и общественное развитие.
* Важнейшим элементом,основной философии Просвещения было убеждение в
том,что все существующее в мире не только может,но и должно быть
объяснено на основе разума,т.е. рационалистически.Просветители явля-
лись прямыми наследниками «научной революции 17 столетия»,связанной
с открытиями Ньютона,Декарта,Галилея.Смысл ее может быть прекрасно
передан знаменитой фразой Галилея:»Природа,синьор,насмехается на ре-
шениями и повелениями князей,императоров и монархов и по их требова-
нию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения«.Деятелям »на-
учной революции 17 в.» было введено понятие научного закона как объ-
ективной и независимой от желания человека связи между явлениями
природы.Просветители распространили это понятие и на общество.По
мнению философов Просвещения,не только природа,но и общество должно
быть подвергнуто беспристрастному научному анализу,осмыслено рациона-
листически,с точки зрения действующих в обществе законов,
* Важнейшим законом развития общества философы просветители считали
то,что оно развивается от менее развитых форм к более развитым,т.е.
по пути прогресса.Именно просветителями была введена в философский
оборот идея общественно исторического прогресса,
* Рационализм в сочетании с идеей общественно исторического прогрес-
са служил в теориях просветителей обоснованием для критического ана-
лиза существующей общественной действительности.Критерием разумности
существующих общественных институтов служило прежде всего их соот-
ветствие требованиям разума,естественным правам человека (к ним от-
носились независимость личности и признание свободы человека),идее
прогресса.Современный общественный порядок порицался просветителя-
ми.Они критиковали абсолютную власть монарха,сословный строй,ограни-
чение личных прав и свобод,религиозные суеверия и невежество.Просве-
тители сформулировали стройную концепцию реформ,охватывающих все
сферы общественной жизни,направленную на достижение так называемого
«общественного блага»,общественного строя,при котором удовлетворяют-
ся потребности каждого члена общества,
* Осуществление этой программы реформ они связывали главным услови-
ем:Просвещением общества,распространение в различных его слоях науч-
ных знаний,норм морали,искоренение суеверий и невежества.Публикация
знаменитой «Энциклопедии» под руководством Дени Дидро рассматрива-
лась как первый шаг к просвещению общества,
* Особые требования предъявляли просветители к верховной власти.Они
по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были
одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных
правителей,которые на основе общих философских доктрин разрабатывают
программу конкретных политических действий и реформ.
Сказанного достаточно,чтобы понять,почему именно Просвещение стало
идейной основой Французской революции 18 века,направленной против
«старого порядка»:абсолютизм короля,сословного строя,бесправия
кресть-ян,революции,выдвинувшей знаменитый лозунг «свободы,равенства и братс-
тва».
Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов —
просветителей.
2) Идея общественного прогресса.
Идея общественно исторического прогресса в определенном смысле бы-
ла ядром философии просвещения.
1Далее необходимо включить материал о:
а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ,
б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей и
дать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и сов-
ременных представлений (см.вопрос о «понятии и критерии
общ.ист.прог.»)
3) Понятие цивилизации.
Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие циви-
лизации.По их мнению,цивилизация представляла собой,с одной сторо-
ны,определенный этап в развитии человеческого общества,следующий за
дикостью и варварством,с другой ,- всю совокупность достижений челове-
ческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов.
Употребляя термин Цивилизация в первом его значении,они подчеркива-
ли,сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отлича-
ют:возникновение пашенного земледелия,появление государства и писанно-
го права,городов,письменности.
Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого ра-
зума,они имели в виду признание естественных прав человека,уважение
его прав и свобод,осознание верховной властью ответственности перед
обществом,открытия науки и философии.
4) Представления о государстве.Теория разделения властей.
Большое значение просветители придавали государству.Напомним,с поли-
тикой государства они связывали надежды на успех общественных преобра-
зований и достижение «общего блага».
В философии Просвещении развивались различные варианты теории об-
щественного договора.Многие просветители разделяли концепцию Дж.Локка
(необходимо подробно рассказать о ней см.вопрос «теория общ.до-
гов.).Своеобразный вариант теории общественного договора разработал
Руссо (необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо «теория
о.д.»)В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разде-
ления властей Шарль Монтескье (1689-1755).В трактате «О духе законов»
он утверждал,что идеальный государственный строй должен быть построен
на основе принципа разделения властей,т.е. независимости в своих сфе-
рах трех ветвей власти законодательной,исполнительной и судебной.По
его мнению,такое разделение властей устанавливает их равновесие,не да-
ет простора для злоупотребления ,гарантирует соблюдение норм «общего
блага».Законодательная власть,опирающаяся на народное представитель-
ство,уравновешивает исполнительную власть короля и при это обе они
признают независимость третьей,судебной,власти.
Теория разделения властей,восходящая к некоторым идеям Аристоте-
ля,является важнейшим элементом современной представительной демокра-
тии.
Основные понятия:
Просвещение,рационализм,теория разделения властей,общественный дого-
вор,«общее благо».
Вопросы и задания:
1) Дайте определение основным понятиям темы.
2) Какие представления лежали в основе философии Просвещения?
3) Почему философия Просвещения явилась идейной основой Французской
революции 18 века?
4) Какие представления Просвещения отвергаются современным обществоз-
нанием? Используйте материал предыдущих тем.