сложная и
многоаспектнаятема.Предметом исследования могут стать природа
реальности,ко-торую изучает наука,гносеологические проблемы получения
новогознания,структура научного знания,стили научного
мышления,гене-зис науки.Данная работа посвящена скорее философии,чем
нау-ке,цель ее- раскрыть социально-культурную роль философии
напримере науки.
Производство научного знания нельзя отождествлять с
при-обретением знания вообще.Накопление знания возможно и в
дона-учной форме.Говоря о науке,следует прежде всего понять
переходзнания в научное знание,т.е. понять возникновение науки
какопределенной формы общественного сознания.Проблема
возникнове-ния науки сводится к выяснению того,как возникло не само
зна-ние,а его определенная научная форма.Существенно
различатьзнание и форму знания,специальные продукты сознательной
работычеловеческой мысли и культурно-историческую форму
человеческо-го сознания,в рамках которой эти продукты были получены.
Форма знания есть важный исторический
феномен,которыйзаслуживает пристального внимания не только потому,что
даетопределенный,характерный для данной эпохи ракурс
рассмотренияморового содержания,но и потому,что выступает в качестве
важ-ного средства мотивации научной мысли,стимулирующего
разработ-ку конкретного материала с точки зрения определенной
фи-лософской позиции.
В данной работе предпринята попытка выявить влияние
фи-лософии на историческое развитие науки,которое
рассматриваетсякак процесс,детерминированный
философией.Это,разумеется,силь-ное упрощение,ибо на развитие науки влияет множество
другихфакторов,но такой подход позволяет проследить некоторые
за-висимости в чистом виде.Односторонность,если ее не
абсолютизи-ровать,способствует четкости изложения.
Выявить ход исторического развития науки во всей
полнотене является целью данной работы.Ее цель показать,что
разви-тие научного знания предполагает участие специфической
фи-лософской детерминации.Выявление механизма этой
детерминациитребует обращения к истории: к истории науки,к истории
филосо-фии.Но история науки и философии здесь только средства
иссле-дования.
Смысл данной работы заключается в доказательстве
сущест-вования философской детерминации в развитии
науки.Следователь-но,здесь необходимо было опираться на апробированный
истори-ко-философский и историко-научный материал.
1. ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ.
1.1 Начало
Современная наука есть результат длительного развития
че-ловеческой мысли,начало которому было положено в Древней
Гре-ции.Э.Гуссерль в своей последней работе «Кризис
европейскихнаук и трансцедентальная феноменология» отличает
величайшеезначение греческого народа для развития европейской
науки.Онговорил о феномене «Европы» в смысле европейской
научной куль-туры и в качестве места рождения этого феномена называет
Древ-нюю Грецию.Сопоставляя греческую философию с индийской и
ки-тайской,Гуссерль отмечает,что только у греков имела место
тео-ретическая установка,из которой развилась точная наука.
Наука как особая теоретическая форма знания возникает
неиз предметной практики,а из философского
мировоззрения.Разуме-ется,что само философское мировоззрение является продуктом
оп-ределенной исторической эпохи в становлении греческой
нау-ки,несомненно,решающую роль сыграла общественная
практика,ко-торая вела к рационализации мышления и всей жизни
греческогообщества.
Тысячелетняя практика первобытного общества не дала
нау-ки,да и не могла ее дать,ибо знание,вплетенное в
предметнуюдеятельность во всей ее конкретности и тогдашней
примитивностисамо становится конкретным и примитивным.Нельзя
сказать,чтопервобытные люди не обладали знаниями о мире:они не
обладалитеоретическими знаниями.Элементы объективного знания в
созна-нии людей были так тесно сплетены с субъективными
восприятиямипредметов,что провести четкую границу между ними было
невоз-можно.
Для того чтобы человеческая мысль смогла подняться
науровень чисто теоретического знания,надо было разрушить
тради-ционную прямолинейно-практическую ориентацию
человеческоймысли.Разрушение старого сознания происходило не путем
прямоговоздействия на сознание,а путем коренного переосмысления
ми-ра,из которого сознание исходит.
Смена мировоззренческих установок длительный
истори-ческий процесс.Мы остановимся только на завершающей
ступениэтого процесса,где новая мировоззренческая установка
получилаокончательное теоретическое оформление.
Э.Гуссерль из всей греческой философии выделяет
плато-новский идеализм,полагая,что наука как точное знание
начина-ется вместе с открытием идеи.Нас,однако,интересует не
миридей,а мир вещей.Платоновская философия не ориентирует
челове-ческое сознание на теоретическое отношение к миру вещей и
поэ-тому не может рассматриваться как мировоззренческая основа
на-учного знания.Теоретическая позиция,которую можно назвать
на-учной,выступает у Демокрита и получает оформление в
философииАристотеля.
Имея ввиду историческую перспективу и то
колоссальноевлияние,которое философия Аристотеля оказывало на
человеческуюмысль в течении многих веков,начнем изложение
непосредственнос Аристотеля,философскую позицию которого можно
рассматриватькак решение проблемы знания,не имеющего иных целей,кроме
само-го знания.
Аристотель был первым,кто сознательно исключил из теории
практический и этический интерес и попытался поставить
теоре-тическое знание прямо и непосредственно в соответствие
вещам.Аристотель разделяет знание в зависимости от цели на
тео-ретическое и практическое.»…Целью теоретического
знания яв-ляется истина,а целью практического дело…»
Теоретическоезнание у него не имеет другой цели кроме самого знания.
1.2. Родово-видовая онтология Аристотеля
«То,что мы ищем говорил Аристотель это начало
и при-чины существующего,притом,конечно,поскольку оно
существую-щее…Вообще всякое знание,основанное на рассуждениях или
ка-ким-то образом причастное рассуждению,имеет своим
предметомболее или менее точно определенные причины начала».
Он определяет четыре вида причин или начал.
1. Материальная причина,или просто материя
вещи,т.е.»то,из чего» возникает вещь.Например,медь для
статуи,глина длягоршка.
2. Формальная причина,или просто форма,т.е. то,что
оформ-ляет определенным образом материю вещи и делает ее
даннойвещью.
3. Движущая причина т.е. «то,откуда идет начало
движе-ния».Например,для ребенка причина отец.
4. Целевая причина,т.е. «то,ради чего»
происходит измене-ние.Например,причиной прогулки может быть здоровье как
цельпрогулки.
Однако Аристотель не настаивал на том,что причин
действи-тельно четыре.В «Метафизике» и в книге «О
возникновении живот-ных« он замечает,что »форма» и
«то,ради чего»,пожалуй одно итоже.
У него нередко встречаются замечания из которых можно по-
нять,что целевая и действующая причины представляют собой
раз-личные аспекты реализации форм.И так,основными причинами
илиначалами у Аристотеля являются материя и форма.
Это,разумеется,не означает,что все вещи состоят из
однойи той же материи и одной и той же формы.Материя и форма
явля-ются началами всех вещей в смысле аналогии,ибо для
различныхвещей они могут быть разными.
Существующая вещь является существующей не в
смыслечувственной данности,а потому,что она имеет свою собственную
антологическую сущность,т.е. существует сама по себе.Когда
жемы у вещи обнаруживаем и материю и форму,получается,что
онаимеет одновременно две сущности,а не одну,следовательно,она
несущность.Выход из затруднения Аристотель ищет в совершенно
но-вой для античной философии идее идее возможности.Форма
этосуть бытия вещи,это действительное существование вещи,а
мате-рия это возможность существования вещи,или сущее в
смыслевозможности.Аристотель находит совершенно уникальный способ
изображения вещей.Вещь оказывается одновременно и чем-то
опре-деленным,твердым / = форма / и чем-то текущим и
неопределенным/ = материя /,поскольку материя может принять другую форму.
Сущность /действительная сущность,форма/ это то,что
де-лает какую-либо вещь определенного вида.Сущность находится
вовсех вещах определенного вида вещей и поэтому имеет общий
ха-рактер.Перед Аристотелем возникает проблема,как трактовать
об-щее.
Если сущность выражает общее,то как это примирить с
нашимопытом,который фиксирует только единичное?Аристотель прямо
за-являет : «Материя же сама по себе не
познается».Можно сказать,что в единичном мы фиксируем не единичное /только
возможноебытие/,т.е. форму или сущность.
Сущность является общим наименьшего ранга,тем,что
нельзяотнять у вещи без того,чтобы не исчезла ее
определенность.»По-этому,говорит Аристотель, сути бытия нет у того,что не
естьвид рода,а имеется только у видов».
Проблема рода у Аристотеля не представляется
простой.В ряде случаев он рассматривает род как материю ,в других
слу-чаях как нечто подобное материи.
Вряд ли можно рационально решить проблему рода в
аристо-телевской философии,не касаясь проблемы возникновения и
унич-тожения вещей.Эта последняя,является одной из самых
старыхпроблем античной философии,наиболее последовательно была
раз-работана Гераклитом.
Чувственные вещи,по Гераклиту,не только текут
меняются,нодаже переходят в свою противоположность.Поэтому провести
гра-ницу в вещи между каким-то одним ее качеством и
другим,емупротивоположным ,невозможно.О каждой вещи можно сказать
чтоона существует и не существует .Аристотель не только не
отвер-гает изменения в мире,но,более того,подобно
Гераклиту,заявля-ет,что «нет иного изменения ,кроме как в
противоположное…».В этом ключ к пониманию проблемы рода,ибо возникновение
иуничтожения не могут происходить неупорядоченными ,
случайнымобразом,а как бы взаимно определяют друг друга.
Возникает вопрос : как же зти противоположности будут
пе-реходить друг в друга,если каждая из них есть неподвижная
сущ-ность,исключающая по своему характеру всякую примесь
противо-положного качества? Аристотель предлагает новую схему
движе-ния,согласно которой кроме двух противоположных форм /или
ка-честв/предмета,появляется еще нечто третье /материя/,что
явля-ется носителем этих противоположных форм и что в
возможностиявляется и тем и другим одновременно.
Смена противоположных форм обрисовывает в общей
неопреде-ленности материи локальные сферы,внутри которых эта
неопреде-ленность вводится в более или менее четкие
рамки,ограниченныепределами противоположных форм.Это и есть то,что
Аристотельназывает родами.Роды так же могут рассматриваться как
сущностьвещей,потому что как вид,отвечают на вопрос : «Что есть
даннаявещь?».
Любая наука,если она хочет говорить о вещах,должна
огра-ничиваться определенным родом вещей,иначе это будут
слова,закоторыми ничего не стоит.Нельзя,с точки зрения
Аристотеля,принаучных доказательствах переходить из рода в род,т.е.
доказы-вать что-то в отношении вещей одного рода при помощи
положе-ний,относящихся к другому роду.Сферы научного исследования
темсамым разграничиваются,и впервые под это разграничивание
под-водится теоретическая база.
Аристотель преобразовал традиционное греческое
представ-ление о началах всех вещей в учении о начале /причинах/
каждойопределенной вещи,в учении о сущности вещей.Его онтология
намногие века определила работу человеческой мысли.Мы назовем
эту онтологию качественно разнородной и посмотрим,какой
теоре-тический аппарат вырастает на ее основе.
1.3 Теоретический аппарат аристотелевской науки.
Аристотель продолжает линию античного рационализма и
ог-раничивает знание сферой бытия.»Ведь никогда не
докажешь,чтоне-сущее существует.»
Аристотель,исходя из определенного понимания
действитель-ности,разработал совершенную для своего времени
логическуюформу описания и объяснения фактов.Он показал как на
языкефактов можно выразить изменчивую,прихотливую
реальность,откры-вающуюся нашим чувствам.Суждение это не просто
соединениеили разъединение понятий,а словесное изображение бытия
состав-ной вещи.
Также Аристотель определяет случайные признаки
предметаот необходимых,связанных с сущностью предмета и вытекающих
изнее.Разделение признаков на случайные и те,которые присущи
ве-щам самим по себе,имеет принципиальное значение.Аристотель
де-лит сущее на две части: на случайное сущее и необходимое
су-щее.Только вторая часть сущего представляет научный
интерес,итолько с ней он связывает научное знание.Мы и
сегодня,повторяяАристотеля,говорим,что наука это знание существенного и
не-обходимого в вещах.
Аристотель для построения научного знания выбирает
путьлогического доказательства.Он строит науку как
доказательст-во,которое может стать предметом
обучения,и,следовательно,ори-ентируется на школу.
Какой же смысл доказательства? Его смысл получение
оп-ределения вещи.Определение через род и видовое различие
воз-никло в недрах философии Аристотеля и нашло там
теоретическоедоказательство.По существу доказательство и причинная
концеп-ция вещей у Аристотеля совпадают.
Причинная концепция Аристотеля создает фундамент
нау-ки,поскольку позволяет применить понятийный аппарат для
позна-ния отдельных вещей.
Аристотель впервые создает метод познания
действитель-ности как собственно человеческое оружие,отличное от
приро-ды,хотя и не противостоящее ей.Этим методом является
логи-ка.Вообще последователь Аристотеля и ,видимо сам
Аристотельрассматривали логику как инструмент философии,т.е. как
нечтоотличное от философии.На современном языке этот инструмент
фи-лософии можно было бы назвать теоретическим уровнем знания
то-го времени.Человек мог воспользоваться этим инструментом
всвоих целях.
Такое великое явление,как аристотелевская
философия,немогло не оставить заметных следов в науке.
Уже говорилось о значении логического учения Аристотеля.
Крупный вклад аристотелевская философия внесла и в
биоло-гию.
Классификация животных и растений вплоть до Линнея
являетсяразработкой общефилософского метода Аристотеля.
Данная философия имела большое значение не только для
би-ологии,она дала толчок развитию химии,точнее алхимии.
Хотя философия Аристотеля,ввиду ее качественного
характе-ра,была более применима к химии,чем к физике,однако она
оказа-ла значительное влияние и на эту область человеческого
знания.Говоря о научной форме в самом широком смысле этого
сло-ва,следует,пожалуй,подчеркнуть,что Аристотель заложил
основынауки,которая предлагает качественно-разнообразный
мир.Аристо-телевские структуры так точно вошли в человеческое
мышле-ние,что сейчас трудно представить себе что-либо иное.
В новое время развитие науки обнаружит тяготение к
иномупониманию реальности и приведет к выработке такой формы
зна-ния,которая онтологически предполагает
однородно-механическийи математический мир.
2. ОТ РЕЛИГИИ К НАУКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Крупнейшим событием всемирной истории было крушение
Древ-него мира и переход к Средневековью.Нас
интересуетидеологи-ческий аспект этого события то,как люди осознавали
распадсвоего прежнего социального бытия.Видимо,массы дошли до
край-ней степени отчаяния,разуверившись во всем,в том числе и в
се-бе.Неудивительно поэтому,что «благая весть» о
новом неземноммире,мире правды и справедливости сумели покорить
человеческоесознание.Идеологическим отражением указанного социального
пе-реворота явилось христианство.
Земной мир,включая и человеческий разум,оказался
вхристианском мировоззрении полностью зависимым от
Бога,произ-водным,не самостоятельным,пораженным.Прежние
мировоззренческиемодели были отброшены,и то,что в античную эпоху
считалосьистиной,теперь стало ложью.Христианство идеологически
разруши-ло античный мир.Таким образом в античном сознании получила
от-ражение материальная общеисторическая тенденция,которая в
ко-нечном итоге привела к смене рабовладельческого строя
феодаль-ным.
2.1. Религиозный рационализм.
После установления феодализма религиозное
мировоззрениеменяет свою ориентацию и движется на основе практических
пот-ребностей в рамках новых форм жизни не от мира,а к миру.
Для того чтобы знание могло превратиться в процесс
позна-ния,необходимо было найти объект познания.С точки зрения
рели-гиозного миропонимания изучение мира вещей было лишено
смыслаи пробудившийся разум обратился к изучению того,что в то
времясчиталось единственно подлинным,обёективным к богу.Разум
изб-рал путь схоластики.Схоластика это шаг в сторону от
типичнорелигиозной концепции.Это не просто зачатки рационального
зна-ния,восходящего к античности,но и приложение методов
рацио-нального познания к обёектам веры.
Античность оставила в наследство схоластике серьезную
те-оретическую проблему проблему реальности общих или
уни-версальных идей.Нас будет интересовать не сама проблема,а
ееприложение к анализу обёектов веры и прежде всего
бога.Религи-озный рационализм поправил теоретическое понимание на
отноше-ние : БОГ МИР и попытался установить какую-то связь
междуэлементами этого соотношения.
Реализм пытался основную форму религии БОГ МИР
сделатьболее ясной для ума и конкретизировал первый член отношения
стем,чтобы вывести из него второй.
Х11 в.можно назвать веком человеческого
пробуждения,векомосвобождения от серьезности,суровости и угрюмости,которыми
ре-лигия угнетала человеческую душу.Человек перестает бояться
Бо-га.Наоборот,он тянется к нему,уверенный в его доброте и
под-держке.
Интерес к миру привел к тому,что схоластика стала
раздва-иваться на познание мира и познание бога.Учение о
двойнойистине было попыткой освободить разум от давления со
сторонырелигии и направить его по пути свободного исследования.
Уже в начале Х111 в. создаются
университеты.Именноздесь,особой славой пользовались Парижский и Оксфордский
уни-верситеты,начинается чтение курсов по Аристотелю.Его слова
ивлияние резко возрастают.
Нельзя исключить возможности,что наука в дальнейшем
моглаполучить развитие на базе философии Аристотеля.Но этого
непроизошло.
Религиозный рационализм это не только теория,это
однов-ременно и практика теоретического общения.
2.2. Онтологический индивидуализм.
На рубеже Х11 — Х1V в.в. в идеологии Средневековья
наме-чается существенный поворот,который можно назвать кризисом
ре-лигиозного рационализма.Речь идет о разрушении
схоластическойонтологизации рациональных форм.
Общество пока еще не ставит задачу устрашить
религиозноемировоззрение.Речь идет лишь о перераспределении в рамках
ре-лигиозного понимания мира силы и значимости основных
мировыхэлементов: общего и отдельного.Речь,следовательно,шла не
обизменении основных элементов общей картины мира,а о
внутреннейпереработке ее,об исправлении отношения зависимости
междуосновными элементами этой картины.
Эту задачу выполняют Дукс Скот и Уильямс Оккам.По
сущест-ву они разрушают схоластику,ибо подрывают ее основу
возмож-ность познания бога при помощи разума.В это время,когда
онто-логия и гносеология еще не отделились друг от друга,всякое
из-менение изменение в истине означало одновременно и изменение
вобёекте,т.е. новое понимание обёекта.Разрушая
схоластику,какпознание бога,Скот и Оккам одновременно как бы преобразуют
са-мого бога,т.е. совершают крупнейшую мировоззренческую
опера-цию,которая изменила мировую онтологию.
Они отрицают универсалии в уме бога.Универсалии / или
по-нятия / это человеческое творение,которые неприложимы к
бо-гу.Поскольку универсалии нет в боге,поскольку их нет и в
ве-щах.Универсалии это онтологические фикции и существуют
толь-ко как продукты нашего ума.Они опираются не на
онтологическуюподлинность,а на подобие индивидуальных вещей.Таким
образомотдается единичное богу,а общее человеку.
Наука считают они всегда есть знание общего,а не
еди-ничного,но хотя наши понятия и возникают из
ощущений,вызывае-мых внешними предметами,им никакая сущность не
соответству-ет.Следовательно,наука не заключает в себе божественного
со-держания,а становится человеческой.Научное знание
сталорассматриваться как находящееся по эту сторону от
вещей,каккоренящееся только в человеке,а не как знание
потусторонне-го.Бог как обёект знания перестал существовать.Но тем
сильнееон стал утверждаться как обёект веры.
В Х1V в.получает развитие мистика и в тоже время
начина-ется период Возрождения.В теоретическом плане последнее
обсто-ятельство представляет гораздо больший интерес.
Слова перестали внушать доверие,в них чувствовался
произ-вол.Споры вокруг того или иного термина,бесконечные
уточненияи оговорки слишком мало походили на выражения природы
ве-щей,которая сама по себе бесспорная и должна убеждать прямо
инепосредственно.Небывалый расцвет живописи,особенно в ХV
XV1в.в. является реакцией на словесную пустоту
схоластическоймудрости.Живопись приобрела мировоззренческий статус,как выра-
жение подлинности мира и выполняла ту роль,которая
выпалавпоследствии на долю науки.Леонардо да Винчи один из
наибо-лее глубоких умов Возраждения прямо отождествлял живопись
снаукой и предпочитает ее всем другим наукам.Живопись
главнаясфера проявления принципиальной позиции Возрождения была
од-новременно и наукой того времени.
Центр тяжести научной работы перемещался с
комментирова-ния сочинений древних на живое наблюдение вещей.Это сразу
даетгромадное приращение научного материала и научных
сведений.По-лучает значительное развитие описательная
биология.Появляютсятравники И.Бока / 1494 1554 / и О.Брунфельс / 1488 1534
/.В области зоологии выделяются работы У.Альдрованди / 1522
—1605 /,который впервые дает систематическое описание
анатоми-ческого строения тела животных,снабжая описание рисунками
ске-летов,мускулатуры и внутренних органов.
Рисунок основной язык новой науки.И она пользуется
имне только как средством изображения,но и как средством
пости-жения вещей,ибо сами вещи представляются продуктами
«естест-венного художества» творческих сил природы.Леонардо да
Винчи спомощью рисунков изучает закономерности полета птиц.Эти
рисун-ки поражают своей аэродинамической правильностью.
Методологическая роль «живописного» подхода
к науке осо-бенно проявила себя в области анатомии человека,которая в
этотпериод стала базироваться на изображении результатов
вскрытиятрупов.
Влияние живописного метода с точки зрения
наглядностипроявилось в тенденции связать механику,прежде всего статику
сгеометрией.Крупнейшими представителями геометрической
статикибыли Г.Убальди / 1545 1607 / и С. Стевин / 1548 1620
/.ив-рписный подход довольно отчетливо просматривается в учении
огеометрической оптике,который привел к обёяснению действия
оч-ков и хрусталика человеческого глаза,изобретению
лупы,мик-роскопа и зрительной трубы.
Мировоззренческой задачей эпохи было теоретически
освобо-дить индивидуальный предмет из-под власти общего / схоласти-
ческих универсалий /.Конечно при этом думали больше о
себе,чемо вещах.Теоретический,культурный индивидуализм всегда
имеетобщечеловеческое значение,возвышающее
личность.Теоретическийиндивидуализм был предвестником практического индивидуализ-
ма,которому еще предстояло возникнуть и для которого
работалаистория.
2.3. Пантеизм
Философской формулой Возрождения становится
панте-изм,т.е.стремление ликвидировать запредельность бога и
сбли-зить его с миром.
Пантеизм развивался как антитеза
религиозно-схоласти-ческому рационализму и был в большей мере обращен в
сторонуискусства,чем науки. Это попытка выработать некое
воззре-ние,среднее между эмпирией и понятием,которое заключало в
себеи то и другое и которое одновременно не было бы ни тем,ни
дру-гим. Чисто рациональное знание в рамках пантеизма
невозмож-но.Новому рационализму еще предстало возникнуть.
Есть основания считать,что представителем и притом
круп-нейшим представителем науки пантеизма является И.Кеплер /
1571 1630 /. Он был первым,кто стал искать обёяснение
небесныхдвижений не путем приспособления видимых явлений к
схемам,ко-торые одобряет разум,а посредством согласования их
огромноймассой наблюдений,т.е.брать рациональное не само по
себе,ав связи со всей суммой его проявлений.
Следует различать пантеизм метод и пантеизм
мировозз-рение.Мировоззрение превращается в метод,который может
функци-онировать независимо от своей исходной онтологической базы.
Метод пантеизма состоял в том,чтобы общее и
отдельноерассматривать как реальности одного уровня,а не как род
ивид,и общее мыслить как реализованное в
отдельном.Разработкаэтой идеи привела к двум крупнейшим открытиям
интегральномуисчислению и теории вероятностей.
Теория вероятностей,так же как и интегральное
исчисле-ние,не могла быть построена в виде формально строгой
тео-рии,ибо,согласно пантеизму,форму нельзя отрывать от
содержа-ния.Теория вероятностей долгое время представляла собой
рядзадач более или менее общего характера,требующих в каждом
слу-чае своего особого метода решения.Только начиная с Я.Бернули
/1654 1705 / и даже,пожалуй,с Лапласа / 1749 1827 /
теориявероятностей становится систематически изложенной теорией.
Пантеизм,уподобляющий мир целостному организму,не мог
неповлиять на исследования в области биологии.Особенно
плодот-ворной в этом отношении оказалась идея
развертывания,раскрытиямирового разнообразия из единой основы.
К пантеистической картине мира примыкает также
широкораспространенные в биологии / особенно в ХY111 /
представленияо едином плане творения всех живых существ.Эти
представлениятолкали исследователей на путь сравнения различных видов
орга-низмов,выявления общего в их сравнении и связанного с этим
вы-явления различных вариантов общей модели.
В пантеизме мы находим немало элементов
диалектики,хотянаучной эту диалектику назвать нельзя. Пантеизм не
ищетединства всего сущего при помощи опыта,а заранее
предполагаетэто единство и даже фиксирует его в виде завершенной
сущности— бога.
В пантеизме сохраняется еще божественный субёект,к
кото-ромуотносятся все вещи включая и человека.Человек в
рамкахпантеистического мировоззрения постигает вещи
непосредствен-но,как они даются в опыте,а через божественную
сущность,т.е.человек для познания вещи должен становится на точку
зрениябога.
«…Пантеизм, замечает Ф.Энгельс, является
выводом изхристианства,еще неотделенным от своей предпосылки…».
3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Мир в ХY1 в. начал серьезно меняться. Первичные
формыжизни рушатся.
Исчезло благодушие.Человек сжался и напрягся,стал
серьез-нее и деловитее.Общественный порядок,который служил
защитойодним и сдерживающим фактором для других,распался, и
откровен-ный эгоизм,алчность и жестокость вырвались наружу.В мире
вновьвоцарились беззаконие,хаос,откровенное насилие.
Бог перестает играть сколько-нибудь существенную роль
вмировой практике и отступает на задний план.Человеческий
разумосвобождается от давления религиозной морали.Мораль и
познаниеопределились отреклись друг от друга.Разум стал чисто
позна-вательным инструментом.
Познание вот истина эпохи,куда философия направила
об-щественный интерес. Не случайно проблемы
познания,особеннопроблема нахождения эффективного метода познания,были в
центревнимания философии того времени и составляли жизненный
нервфилософской работы.
3.1. Механический рационализм
3.1.1. Начало переворота
Формирование научного мировоззрения начинается с
Галилеяи Ф.Бэкона. Однако новое не может быть абсолютно
новым.ТакФ.Бэкон в философии стоит еще наточке зрения качества и
следо-вательно,принадлежит прошлой эпохе. Он не создает
новое,сколь-ко доводит до возможного предела развитие старого,которое
вего руках начинает превращаться в свою противоположность.
Бэкон исходит из схоластического учения о четырех
типахпричин и среди этих причин выделяет формальную причину
илиформу,которая осуществляет творческую силу
природы,придающуювещам определенность. Он задается целью выявить природные
фор-мы в их собственном виде,сделать их доступными для
челове-ческого познания,обнаружить чистое действие формы.
«Формы —это законы и определения чистого действия,которые создают
ка-кую-либо простую природу,как,например,темноту,свет,вес во
все-возможных материалах и воспринимающих их предметах.»
В сущности,формы у Бэкона сводятся к законам чистого
действия,и в этом заключается основное отличие Бэкона
отАристотеля,в остальном его формы очень похожи на формы
Аристо-теля.
Бэкон является родоначальником метафизики в смысле
опре-деленного метода познания вещей,ибо он сориентировал умы людей
на анализ,разложение единичного и целого на составные
части,напростые натуры.
Ф.Бэкон создает метод,с помощью которого,как он
счита-ет,можно прийти к действительной подлинности природы.
МетодБекона представляет собой не чисто логическое средство
позна-ния природы,а философский инструмент перехода от
ложноговзгляда на мир к истинному. Это не столько метод научного
поз-нания внутри определенной онтологии,сколько метод
преобразова-ния старой онтологической картины в новую. Причем преобразова-
ние это совершается постепенно шаг за шагом,от вещи к вещи.
Идо тех пор, пока оно не будет завершено,идет научный
про-цесс,который и воплощает в себе это онтологическое
преобразо-вание.Наука оказывается тем самым важным рычагом создания
но-вого мира,орудием в борьбе мировоззрений.
После Ф.Бэкона деление на материю и форму начинает
терятьсмысл .Материя и форма сливаются в единое в простую
натуру.Такое вещество нельзя представлять в виде идеального
факто-ра,постижимого лишь при помощи экспериментального
анализасложной вещи. Анализ завещание Ф.Бэкона,которое он
оставилнауке.
Философская программа Ф.Бэкона обнаружила свою
значимостьособенно в химии,главной задачей которого стало разложение
телвплоть до простых элементов.
При помощи метода простых материй были достигнуты
значи-тельные успехи в науке.
Бэконовская философия,акцентировавшая внимание на
методеисследования,подчинила этому методу и саму
реальность,разрезавее на обособленные качественные формы. Но главный
недостатокбэконовского метода состоит в том,что он ограничивает
практикучеловека рамками природы,приковывает ум к вещам и не
оставляетему никакой свободы и самостоятельности.
Бэконовскую позицию нельзя считать адекватным выражением
новых социальных потребностей того времени. В ней
недостаточновыявлена практическая преобразовательная функция нового
исто-рического содержания,не сформирована теоретическая
возможностьобразования предметов иного типа,чем в прежнем виде.
Впервые такая возможность проявляется в мире Галилея.
Егомеханическое понимание вещей представляет собой новую
позициювне прежней качественной природы и позволяет строить
матери-альную практику / речь идет о эксперименте / по
определенныммоделям,видоизменять и корректировать опыт.
Экспериментирование и оформление его результатов в
видеопределенного рода зависимостей дало свои плоды,и вело
наукувперед. Галилеевский ключ позволил открыть многие замки
приро-ды: были достигнуты большие успехи по изучению расширения
телпод влиянием теплоты,упругости воздуха,приведшие к
открытиюзакона Бойля-Мариотти,доказано наличие веса у
воздуха,открытоатмосферное давление и изменение плотности воздуха с высотой
имногое другое. На основе опытного изучения природы были
созда-ны различные физические приборы и инструменты.
Галилей однако,не вполне преодолевает влияние прежней
/ качественной / онтологии. Математический язык для
негосредство описания реальности,путь который лежит через идеали-
зацию опытных явлений,воспринимаемых сквозь призму
понятийпрежней онтологии. Математика Галилея еще довольно
эмпирич-на,геометрически наглядна и в целом не выходит за пределы
ужеизвестных методов.
Нарождающаяся наука буржуазии вырастает из пучины
проти-воречия,знаменуя собой принципиальный поворот к новому
понима-нию мира вообще. Настала пора закладки новых
мировоззренческихоснов. Необходимо было решиться на принципиальный и
полныйразрыв с укоренившимися религиозно-философскими взглядами
намир.
3.1.2. Декарт
Декарт истинный родоначальник новой философии. С
негоначинается человеческая философия и наука.
Разумеется,не только Декарт,но и многие
другие,ощущалиимпульсы и пытались перевести новое социальное содержание
наязык сознания. Но никто из них не сумел этого сделать столь
жеотчетливо и выпукло,как он.
Декарт находит для науки новую универсальную точку
отсче-та,способную заменить собой бога. Он предполагает
рассматри-вать вещи ни сами по себе,а по отношению к нашему
интеллекту.Наука это определенный,обусловленный человеческим
разумомспособ рассмотрения вещей. «Мы не ставим, пишет
Декарт,-…обсуждать,какие бог поставил перед собой,создавая мир…
Но, рассматривая его как причину всех вещей,мы
постараемсялишь с помощью вложенной им в нас способности
рассужденияпостичь,каким образом могли быть созданы те вещи,которые
мывоспринимаем по средством наших чувств.»
Декарт переворачивает отношения знания и бытия,идя не
отбытия к истине,как это до сих пор было принято,а наоборот
отистины к бытию. Для Декарта открывается вход в сферу
техни-ческого приложения науки. Поскольку истина для него не
соот-ветствие знания бытию,а модель для создания соответствующего
этой истине бытия,следовательно речь идет о таком
бытие,кото-рого никогда не было в видимом мире,т.е. об искусственно
соз-данном бытии,о бытии,которое с его точки зрения,не
менееестественно,чем чисто природное бытие.
Итак главная мысль Декара не познание вещей самих по
се-бе,а познание мира через разум человека.
С Декарта начинается разделение науки и
искусства.Последнее не может уже претендовать на подлинное
изображениедействительности. Его задача описывать человека и
окружающуюего среду в том виде,в каком он ее воспринимает.
У Декарта мы находим идею всеобщего языка
науки,кото-рым,по его мнению,должна быть математика. Он свел все меры
ве-личин к мере длины,иначе говоря к действительному числу. Он
жеввел удобную,принятую и сейчас почти без изменений
алгебраи-ческую символику. Алгебра для Декара не просто одна из
матема-тических наук,не просто обобщение арифметики,а
универсальныйметод познания вещей.
Нельзя не отметить великую идею Декарта идею
уравнения.Различие между вещами свелись у него к чисто
количественнымразличиям. Декарт поставил все вещи в одинаковое отношение
кинтеллекту,по существу уровнял их. Причем,что
существенно,ста-ло возможным приравнивание известных и неизвестных
величин,ибонеизвестная величина принципиально,по качеству,не
отличаетсяот известных.
Еще одно открытие Декара координатный метод. Данный
ме-тод позволяет описать различные линии единообразным
спосо-бом,преодолевая неудобную классификацию древних.
Координатныйметод позволяет описать линии не через их внутреннюю
сущ-ность,а путем отнесения к чему-то постороннему для них
коор-динатной сетке. Координатная сетка служит механизмом
переводагеометрической сущности линии на универсальный язык
алгебры,инаоборот. Это « наоборот» очень существенно,так
как тем самымфиксирует возможность построить линию не из ее внутренней
сущ-ности,как это предполагалось в религиозно-схоластической
онто-логии,а при помощи методов человеческого разума.
Соединение алгебры с геометрией вовсе не является
счаст-ливой находкой Декара,а представляет собой сознательное
прове-дение определенной философской программы,ибо позволяет
общееучение о величинах приложить к реальности.
Мир Декара зажил собственной «безбожной»
жизнью. О миреГалилея,хотя он также построен из механической
материи,нельзясказать,что он свободен от бога. Божественные
схемыприсутствуют в нем,заставляя,например, планеты двигаться
покругу и запрещая им двигаться по эллипсу.Декарт
переосмыслива-ет понятие « природа».Природа в его трактовке
перестает бытьнекой порождающей сущностью и вполне совпадает с
материей.Природы независимой от бога у Галилея еще нет. Новое
естест-вознание в мировоззренческом значении начинается с
Декарта,ибоДекарт впервые создает мир без бога,хотя и при помощи
бога.Итак Декарт заложил фундамент нового
мировоззрения,охватываю-щего как природу,так и человека.
Можно отметить наиболее характерные особенности той
формынауки,которая стала складываться под влиянием новых
мировозз-ренческих ориентаций:
-формируется механическая концепция науки,которая
подлин-ными свойствами вещей считается
протяженность,фигуру,перемеще-ние и др.
-в рамках этой концепции вырабатывается новое
представле-ние о природной необходимости представление о законах
приро-ды,действующих по мировым горизонталям;
-для передачи природного разнообразия вводятся
представ-ления об атомном,корпускулярном строении материи;
-методами исследования природы в новой науке
становятся:эксперименты,механическая гипотеза,механическая модель;
-в новом однородном-механическом мире получают знания
ко-личественные характеристики вещей,и в связи с этим язык
новойнауки начинает приобретать математическую форму.
3.2. Наука мировоззренческого синтеза.
Примерно со второй половины ХY11 в. социальная
атмосферастала меняться. В общественном,и прежде всего
философском,соз-нании выявилась тенденция к частичной реабилитации прежнего
мировоззрения и мировоззренческому компромиссу.
3.2.1. Ньютон
Новые достижения науки оказываются связанными с
духовнойатмосферой,которая может быть охарактеризована как реакция
нареволюционные тенденции рационализма,как стремление возродить
старые онтологические схемы.
Ньютон противоречивая фигура. Широко раздвигая
горизон-ты науки,он,бесспорно,является одним из самых ярких
представи-телей человеческого прогресса. Но,двигая науку
вперед,он,одна-ко,выступает представителем старого умонастроения.
Возвращение к прежней схоластической форме знания
послеДекарта было невозможно. Однако,закладывая фундамент
механи-ки,Ньютон во многих пунктах возвращается к
схоластикепоскольку в основе схоластики лежали идеи Аристотеля, к
Аристотелю. Он,как и последний,ищет безотносительное
бытие,бы-тие само по себе. Не гипотезы о бытии,а само,по мнению
Ньюто-на,должно стать основой науки.
Метод Ньютона можно назвать экспериментальным.Метод
Де-карта модельным.Декарт не пытается исследовать
действитель-ную природу вещи,а защищает эту природу
механико-геометри-ческой моделью,которая позволяет понять опытное проявление
ве-щи.Ньютон же пытается раскрыть реальный механизм вещи,и
поэто-му его рассуждения на каждом этапе имеет экспериментальное
вы-явленное соответствие природе самой вещи.
Рабочим механизмом Ньютона является не индукция,а
некаяонтологическая и одновременно методологическая
схема,котораяпозволяет отделить единичное по отношению к общему.У
Декартанет общего.У него мир представляет собой скопление
отдель-ностей,механизмом функционирования которых является
соударе-ние.Позиция Ньютона напоминает схоластическую
схему,котораятакже на первый план выдвигала соотношение единичного и
общего.А.Энштейн высоко оценивал ньютоново понимание
прост-ранства и времени.Ньютон начинает рассматривать тела по
отно-шению к абсолютному пространству и при этом обнаруживает в
нихнечто неожиданное массу.
Различные пропорции в отношении к пространству это
иесть масса как качество тела,независимое от
пространственногопротяжения.Масса у Ньютона не рациональное понятие,ибо
егонельзя вывести из одного только разума.Ньютон связывает
массус весом,заявляя,что веса тел пропорциональны массам,и
доказы-вает это опытом. У Декарта вес не имеет никакого отношения
кмассе,которая определяется им только через
пространственныехарактеристики.
Инертность была и у Декарта,и она играла
определеннуюроль в столкновении тел,но его инертность нельзя было
считатьскрытой силой,ибо она полностью сводилась к размерам тел
и,так сказать наглядно демонстрировала себя.У ньютона через
силыинерции тело вводится в идеальный мир сил,в связи с чем
появ-ляется дополнительная возможность,которой не было в мире
Де-карта,- возможность в рамках механического мировоззрения
до-пустить неконтактные взаимодействия.Таким образом для
воз-действия на ньютоновскую массу удар не обязателен.
Ньютон изменил обёект науки.Наука стала превращаться
изнауки о вещах в науку о движении.Движение у Декарта
былоконституционным принципом мира,но оно не являлось
обёектом,ко-торый надлежит изучать.У Ньютона индивидуальность
физическогоявления характеризуется посредством движения и тем
самымописание опытной реальности сводится к теории
движения.Ньютонпревращает механику в науку о движении,движение
становитсяосновным теоретическим обёектом науки.Декарт обёясняет мир
издвижения.Ньютон обёясняет само движение.
Теорию Ньютона можно считать синтезом рационализма и
схо-ластики.Она впитала в себя все положительное,что перешло
всхоластику от Аристотеля.Противоречие между унаследованными
отпрошлого идейными привычками и новой формой современного
емузнания определило характер научного творчества
Ньютона.ФизикаНьютона, говоря языком Гегеля,представляет собой как бы
отри-цание отрицания,оригинальный синтез положительного
содержанияаристотелевского и декартовского мировоззренческих подходов.
3.2.2. Лейбниц
Казалось,что теоретическую задачу эпохи /применительно
кперестройке научного знания / и нельзя решить иначе,чем
этосделал Ньютон.Почему и откуда возник другой философский
под-ход,подход Лейбница? Лейбниц и Ньютон философские
выразителиодной и той же эпохи.Однако их учения нельзя рассматривать
какэтапы развития одного философского направления.
Лейбниц продолжает традиции новой философии,но
развиваяее,движется,подобно Ньютону,назад,восстанавливая
некоторыеидеи старого / декартовского / мировоззрения.Он исходит
изпредпосылок рационализма,поскольку стоит на позициях
доступ-ности мира человеческому пониманию,т.е. смотрит на мир
глазамичеловека,а не бога.
Мир Лейбница пестрая разногласица
метафизическихлиц.Каждая монада / отдельный ум / представляет собой
индиви-дуализм,отличный от другого в силу «внутреннего
принципа раз-личия.» Лейбниц изначально допускает,что в основе
мира лежитнесубстанциональное единство,а субстанциональное
различие.Кэтому и сводится его знаменитый принцип
индивидуализма.Монадыне взаимодействуют между собой,и,следовательно каждая из
нихстроит свою собственную гипотетическую «как бы
вселенную».ПоЛейбницу, Вселенная существует через воспроизведение при
помо-щи бесконечного множества монад,каждая из которых выражает
этуВселенную в определенной стадии ее развития:»…
можно ска-зать,что повсюду и всегда существует одна и та же вещь с
раз-личными степенями совершенства».Подход Лейбница
напоминаетстатистический метод Гиббса.В настоящее время в
статистикеэтот метод,получивший название эргодической гипотезы
восприни-мается как определенный теоретический инструмент
исследования.Лейбниц становится на позиции отдельного ума /
монады/.Но монада оказывается у него одновременно и индивидуальным
исубстанциональным мышлением.Лейбниц приходит к идее
разви-тия,где исчезает онтологическая разница между
различнымисостояниями,которые проходит монада,и процесс познания
оказы-вается не приближением к образу,а творением монады самой
себя.Понимание монады как действующего и развивающегося
су-щества расширяло представление о психике.Лейбниц во
многомпредвосхитил последующее развитие психологии.
Лейбниц сделал существенный шаг в понимании движения и
мыможем сказать,что этот шаг прямое следствие его
онтологии.Вмире Декарта движение берется абстрактно,безотносительно к
ин-дивидуальности тела.Характеристиками тела считаются размер
иформа,а движение как бы извне присоединяется к телу.Так и
уНьютона: движение и тело связывались внешним образом при
помо-щи силы.У Лейбница сила перестала быть внешним фактором,а
ста-ла выражением внутренней активности тела.Лейбниц
детализируетфизическую реальность и тем самым делает существенный шаг
впе-ред в понимании связи материи и движения.
Лейбниц сосредотачивает свои усилия на разработке
форма-лизма дифференциального и интегрального исчисления.Именно
онвводит знаки интеграла и дифференциала,знак
производной,емупринадлежат многие фундаментальные термины математики :
«функ-ция«,»константа«,»переменная«,»параметр».
Лейбниц благодаря своей философски более общей точки
зре-ния,сумел подняться над математическим
эмпиризмом,обособитьматематическое знание от физического,наглядно-геометрического
содержания и разработать исчисление,содержание которого
раз-вертывается аналитически,т.е. создать то,что получило
анализбесконечно малых величин.
Лейбниц является завершителем той линии философского
раз-вития,начало которой восходит к Декарту,и создает
онтоло-гию,позволяющую окончательно оформиться новой
неаристоте-левской науке.Важнейшим признаком такого преобразования
науч-ной формы является выработка нового-количественного-языка
нау-ки.Дифференциальное и интегральное исчисление возникло не
изпотребностей математики,а из нужд нового мира и
преставлялособой адекватный язык новой онтологической
реальности.Онтоло-гия Лейбница ушла в прошлое,а язык формально
завершеннаяэкспликация этой онтологии остался и продолжает служить
лю-дям.
Подводя итоги рассмотрению научной формы эпохи
мировозз-ренческого синтеза,необходимо отметить прежде всего
следующиеее особенности:
формируется динамическая концепция науки как
дальнейшееразвитие механического естествознания;
основными обёектами изучения становятся
движение,коли-чественные изменения вообще;
вырабатывается дифференциальное воззрение на
мир,напроцессы,которые совершаются в мире;
складываются представления о природной связи во
време-ни,о необходимой зависимости будущего состояния от
предшеству-ющего;
оформляется теоретический язык новой
науки,позволяющейзнанию развиваться в рамках общей понятийной модели.
3.3. Сенсуализм
Рационализм был крупнейшим революционным переворотом
вфилософии.Его особенностью явилось перемещение
философскойподлинности из внечеловеческой сферы в сферу,доступную
челове-ку.Он давал картину мира с позиции человеческого,а не
божест-веннного разума.Но этот разум,хотя и был
человеческим,т.е.доступным пониманию отдельной личности,не принимал в
расчетиндивидуальность.
Рационализм еще продолжал набирать силу,обрастая
верени-цей новых научных достижений,а уже из гущи жизни стала
проби-ваться новая философская позиция.Ее новизна не сразу стала
за-метна: новое в его начале всегда с трудом отделимо от
старо-го.Новая эпоха философского развития получила название
эпохиПросвещения.
3.3.1. Локк
Теоретическим родоначальником эпохи Просвещения
являетсяДжон Локк / 1632 1704 /.
Локк,подобно Ньютону и Лейбницу,строит свою
философскуюреальность по принципу уровней.У него нет идеи
развития,веду-щей в глубину вещей,но явно вырисовывается трехёярусная
струк-тура :
1. реальность самой природы,
2. сенсуалистический опыт,
3. сфера рациональной достоверности.
Локк намечает новую,неиндивидуальную философскую
схе-му,ставя между миром вещей и человеческим Я
ощущения.Ощущенияпредставляют собой в философской схеме Локка важнейшее
теоре-тическое звено.Опыт Локка лежит где-то между
необходимостьюприроды и человеческим произволом.Локк ищет середину.Он
хочетзнания о мире,но такого знания которое существенно для
поведе-ния человека.Средством смягчить жесткую необходимость
природыи одновременно снять личностный произвол как раз и
являетсясенсуализм.
Сенсуалистический опыт у Локка это основная
исходнаяданность,от которой можно двигаться и к реальности вещей,и
кдеятельности нашего ума.
Локк как бы продолжает традицию Декарта основателя
но-вой философии,предлагая исходность из того,что нам в
большеймере доступно из нас самих,из нашего собственного бытия.
Естественный выход из философии Локка не в науку о
приро-де,не в математику и даже не в познание как таковое,а в
сферуреальной человеческой жизни,организации человеческого
поведе-ния и человеческого общения при помощи разума.После Локка
фи-лософия обратилась к человеку,его жизненным
интересам,сталаживее,доступней‑обнаруживая тенденцию к
изяществу,остроу-мию,наделяя изложения публицистическим жанром,сарказмом и
ед-костью.
Значение локковского учения для психологии нельзя не
за-мечать.В учении Локка содержатся корни будущего
психологизмакак учения,которое основой творчества считает
психологическоеначало. «У Локка,-пишет С.Рубинштейн, оформляются
основы но-вой «Эмпирической психологии». На смену психологии
как науки одуше выдвигается «психология без души» как
наука о явленияхсознания,непосредственно данных во внутреннем опыте.Это
пони-мание психологии определило судьбы психологии вплоть до ХХ
в.»Локковский психологизм,правда не сразу,дал свои плоды в
наукео языке.Локк оказал большое влияние и на развитие
политэконо-мии.
Философия Локка влила новую,свежую струю в
политическиеучения,и сам,Локк был выдающимся теоретиком в этой
области.Ондал теоретическое обоснование либерализму и исследовал с
этихпозиций сущность и назначение государственной власти.
Но,пожалуй,самым значительным следствием философской
по-зиции Локка была теория воспитания,изложенная им в
«Мыслях овоспитании» / 1693 /. Воспитание у Локка превращается
в важ-нейший конституирующий фактор: люди,по его мнению,на 9/10
ста-новятся тем,что они есть,благодаря воспитанию.Воспитание
Локкпонимал в широком смысле,включая сюда среду и обычаи страны.
В мыслях о воспитании Локка содержится много новых
прог-рессивных моментов : учет индивидуальных особенностей
ребен-ка,роль примера,воспитание не при помощи правил,а путем
упраж-нений,рекомендации учить через игру и
т.д.Несомненно,лок-ковская философия стала исходным пунктом для разработки
новыхпринципов воспитания и обучения,характерных для эпохи
Просве-щения в целом.
Хотя философия Локка не была сориентирована на
приро-ду,это не означает,что она не оказала никакого влияния
наестествознание.Большое значение для науки имело учения Локка
ономинальных сущностях,произвольно устанавливаемых
челове-ком,которое получило широкое распространение и в
естественныхнауках.Особенно ярко локковский подход обнаружил себя в
биоло-гии,где необходимость различия общего и отдельного всегда
былаострой.
3.3.2. Французский материализм
В конце ХY111 в. Европа пережила глубочайшую по
своемузначению историческую ситуацию ситуацию радикальной
критикистарых общественных порядков,центром которых стала
Франция.Не-обходимость социально-политических
перемен,реформ,преобразова-ний и т.п. ощущалась повсюду,не только во Франции.
Теорети-ческой моделью,в рамках которой работала передовая мысль
тоговремени,была идеология Просвещения.Разум и просвещение
вотосновной лозунг эпохи.
В этих условиях философия Локка не могла служить
идеоло-гической основой социально-политического оправдания
социальныхтребований,исходящих от разума.
Французские просветители вышли не столько из
науки,сколь-ко из общественного движения в целом.Они олицетворяли
собойпротест против старого общества / в том числе и против
старойнауки /. Борьба с общественной реакцией,особенно с
цер-ковью,приняла в их учениях открытую форму,форму четкого
иясного противопоставления материи и духа,природы и бога.
Французские материалисты четко сформулировали общую
прог-рамму обёяснения сознания и бытия.Прямое следствие этой
прог-раммы задача связать психологию с мозгом.Материализм это
непросто философское обёяснение сознания.Это ответ на
вопрос,-что делать науке,-искать связь сознания с мозгом.Мы
знаем,чтои сейчас эта задача не утратила своей актуальности.
Человек в мире французских материалистов не только
всесвое содержание получал из опыта,но и сам,как восприемник
опы-та,стал материальным освободился от души,привязывающей его
кбогу,и целиком погрузился в природный мир.Принципиальная
граньразделяющая материальное и идеальное стерлась,исчезла.
Признание природы первичной реальностью необходимо
влечетза собой вывод об отсутствии каких-либо оснований для
социаль-ной иерархии,сословного неравенства,привелегий и т.д.,ибо
вселюди сделаны из одного и того же материала.Отсюда-
революцион-ный дух нового мировоззрения,которое требовало перехода
кестественному порядку независимо от места,от реальных
возмож-ностей.
Никогда еще буржуазная философия не выдвигала
стольблестящей плеяды философов-публицистов:
ярких,остроумных,глу-боких и страстных.
Но каково же отношение французских материалистов к
науке?Какое место занимает наука в их общей философской концепции?
Цель французов общественное переустройство во имя
благалюдей.Критикуют они общественный порядок,обычаи и нравы
своеговремени от лица природы.Природа для них не только
подлин-ность,но и оружие борьбы за торжество истины.Французские
мате-риалисты повернули социальные интересы в сторону
естествозна-ния и тем самым способствовали будущему расцвету и
широкомураспространению реальных знаний и естественных наук.
Науку они связывали с пользой.Точку зрения пользы
выдви-нул Локк,но он еще разделял науку и пользу,для него
наукаоставалась чисто рациональным знанием,хотя и имеющим
отношениек реальности.Французы не считали ум основной человеческой
сущ-ностью и не стремились к удовлетворению потребностей
разу-ма.Они разум подчинили пользе и сориентировали науку на
обслу-живание материальных интересов.
Из всех областей науки французский материализм в
особен-ности стимулировал исследования в области биологии и
преждевсего физиологии.Он дал физиологии цель и одновременно
метод— обёяснить жизненные и прежде всего психические процессы
наоснове физико-химических законов.
Эпоха Просвещения,революционным ядром которой был
фран-цузский материализм,связала науку с общественным
развитием,собщественным прогрессом.Наука выступала как средство борьбы
снесправведливостями,общественным
неравенством,насилием,пред-рассудками;как средство,помогающее раскрыть истинную
реаль-ность мира,на основе которой можно строить заново
общественныеотношения и человеческую жизнь;как средство улучшения матери-
альной жизни людей и удовлетворения материальных интересов.
Влияние идеологии Просвещения на науку может быть
сумми-ровано следующим образом:
Просвещение,прежде всего французский
материализм,ориен-тирует знание на природу как первичную подлинность всего
су-ществующего и способствует утверждению в научном
сознанииестественно-научного материализма;
в научном знании в связи с этим появляется тенденция
ксведению высших сфер бытия к природной основе,т.е. тенденция
кредукционизму;
особую роль приобретает установка познания на
опыт,по-тому,что посредством опыта осуществляется контакт с
подлин-ностью вещей;
научное знание при помощи концепции опыта получает
ори-етацию в направлении практических приложений и связывается
счеловеческой пользой.
Просвещение высоко поднимает статус разума и
науки.Наукав идеологии Просвещения рассматривается как единственно
верноевыражение подлинности самой природы,в соответствии с
которойдолжна строится жизнь.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В поступательном развитии научного знания можно можно
об-наружить периодичность.Она обёясняется социальной
периодич-ностью,которая отражается в сознании.Новое общественное
созна-ние в своем движении от исходного пункта до
завершенияпредставляет собой теоретическое
преобразование,аналогичноепереходу от одной общественно-экономической формации к
дру-гой.Наука,будучи вплетенной в общий идеологический
поток,под-чиняется его периодичности.
В течении длительного периода,от христианства до
Декар-та,люди осмысливали мир и самих себя через
абстракцию«бог»,т.е. как бы смотрели на мир глазами бога.В
другую эпо-ху,от Декарта до французских материалистов
включитель-но,осмысление мира происходит через теоретическую
конструкциючеловека.В первом случае реальный человек какую-то часть
свое-го общественного содержания отчуждал от себя и превращал в
са-мостоятельный предмет.Во втором случае реальный человек и
тео-ретическая конструкция тяготели к сближению,к совпадению.
«Бог» и «человек» являются
фундаментальными переменнымипротивостоящих друг другу мировоззрений,теоретическое
измене-ние которых / переменных / отражало реальное общественное
дви-жение.В развитии абстракции «человек» труднее
зафиксироватьопределенные ступени.Акцент делается то на разум,то
наопыт,хотя общая линия была более сложной.Наступление
капита-лизма не обрывает философского развития на буржуазной
осно-ве,однако идеологическая инициатива переходит к тем
социальнымсилам,которые являются носителями новой исторической
тенденции.ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. Сочинения в 4-х т.,т.1.М.,1975
2. Аристотель. Метафизика.М-Л.,1934
3. Аристотель. О возникновении животных.М-Л.,1940
4. Бекон Ф. Сочинения в 2-х т.Изд.2,т.1,2.М.,1978
5. Маркс К.и Энгельс Ф. Сочинения т.1
6. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом
разу-ме.М-Л.1936
7. Хорев Н.Г. Философия как фактор развития
науки.М.,19798. Декарт Р. Избранные философские произведения.М.1950
9. Husserl E. Husserliana,Bd. Haag,
195410. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии.М.,1940