Мы
уже имели случай указать на ту роль, которую сыграло в нисходящем развитии
буржуазного романа. историческое выступление пролетариата. Созревание пролетарского
классового сознания в ходе революционного развития пролетариата порождает как
во всех областях культуры, так и в области романа новые проблемы и новые
творческие методы их разрешения. Выше мы могли убедиться, что проблема
деградации человека в капиталистическом обществе неизбежно должна была стать
центральной проблемой всей эстетики Р. Различное отношение буржуазии и
пролетариата к факту всеобщей деградации людей в капиталистическом обществе
Маркс характеризует следующим образом: «Класс имущих и класс пролетариата
одинаково представляют собой человеческое самоотчуждение. Но первый класс
чувствует себя в этом самоотчуждении удовлетворенным и утвержденным, в
отчуждении видит свидетельство своего могущества и в нем обладает видимостью
человеческого существования. Второй же класс чувствует себя в этом отчуждении
уничтоженным, видит в нем свое бессилие и действительность нечеловеческого
существования. Класс этот, чтобы употребить выражение Гегеля, есть в
отверженности возмущение против этой отверженности, возмущение, которое
необходимо вызывается противоречиями между человеческой природой класса и его
жизненным положением, являющимся откровенным, решительным и всеобъемлющим
отрицанием этой самой природы» (Маркс и Энгельс, Сочинения, т. III, стр. 55).
Поэтому пролетариат с его революционным классовым сознанием способен понять всю
диалектику капиталистического развития; рабочий класс видит в бедственности
своего положения «революционно-разрушительную сторону», которая опрокинет все
старое общество; он знает также, что капитализм — это дурная сторона, которая
вызывает движение, которая творит историю тем, что она порождает борьбу.Из
этой классово необходимой и принципиально новой позиции пролетариата в вопросе
о противоречиях капиталистического общества возникают в связи с
соответствующими изменениями в тематике Р. весьма важные новые проблемы формы.
Для пролетариата, а следовательно и для социалистического романиста, общество —
не «готовый» мир застывших предметов: классовая борьба пролетариата
развертывается в мире героической самодеятельности человека. Уже на буржуазном
Р. мы видели, к какому эпическому напряжению могла приводить борьба человека за
свое внешнее существование и внутреннее благополучие, пока она еще смело велась
против феодальной или капиталистической деградации. Пафос этой борьбы
усиливается для пролетариата не только потому, что существование трудящегося
индивида еще гораздо более угрожаемо при капитализме, но и потому, что борьба
против этой вечной угрозы индивидуальному существованию неразрывно связана с
общими вопросами всего пролетарского класса, с великой проблемой преобразования
общества. Борьба за свое личное существование неизбежно переходит у пролетария в
борьбу за революционную организацию всего рабочего класса для низвержения
капитализма. Строительство пролетарских классовых организаций есть дело
героической активности пролетариата. Эта героическая активность еще усиливается
тем обстоятельством, что борьба пролетариата есть вместе с тем процесс
очеловечения деградированных капитализмом рабочих. Диалектика самопорождения
человека посредством труда и борьбы воспроизводится здесь на высшей ступени
исторического развития. Если здесь, по словам Маркса, «воспитатель должен быть
сам воспитан», то этот процесс не есть приспособление к прозе буржуазной жизни,
как этого требовал Гегель для буржуазного Р., а, напротив, непрерывная борьба
вплоть до уничтожения последних остатков деградации человека в обществе и в
самом человеке. А из этой ситуации само собой вытекает, что ведущая такую
борьбу пролетарская личность необходимо должна стать «положительным» героем.
Это новое сближение с эпосом станет еще ясней, если вспомнить, что тогда как
даже в величайших буржуазных Р. объективные общественные проблемы могли
выражаться только косвенно, посредством изображения борьбы одних индивидов с
другими, здесь, в классовой организации пролетариата, в борьбе класса против
класса, в коллективном героизме рабочих, появляется элемент стиля, уже
приближающийся к сущности древнего эпоса, здесь изображается борьба одной общественной
формации против другой. Всемирно-историческое значение М. Горького состоит
именно в том, что он понял все эти новые тенденции, вытекающие из исторического
положения пролетариата, и выразил их в художественно законченной форме.Отмеченные
особенности классового развития пролетариата получают свое высшее выражение
после его победоносного прихода к власти. Победоносный пролетариат, взявший в
свои руки государственную власть, продолжает борьбу за выкорчевывание корней
классового общества. Завоевание государственной власти, диктатура пролетариата,
планомерное социалистическое преобразование хозяйства, уничтожение
экономических противоречий, которые были свойственны капитализму, и т. д. — все
это приводит и в области Р. к ряду коренных изменений, тематических и
формальных. Социализм уничтожает фетишизированную вещность экономических
категорий и общественных учреждений. Мнимая самостоятельность этих последних,
их фактически враждебная противоположность трудящимся массам исчезает.
«Государство — это мы» (Ленин). Борьба против деградации человека переходит
качественно на более высокую стадию, на которой она активно направляется против
объективных источников этой деградации (разрыв между городом и деревней, между
физическим и умственным трудом и т. д.), причем эта классовая борьба в области
экономики сопровождается идеологической борьбой против пережитков старого
общества в сознании людей. Прежняя неуверенность в завтрашнем дне прекращается,
и это дает возможность для искоренения тех видов идеологии, которые неизбежно
должны были развиться на основе этой неуверенности (религия). Классовая борьба
за уничтожение классов неразрывно связана с развитием бесчисленных форм новой
самодеятельности и активности, нового героизма трудящихся масс, она неразрывно
связана с борьбой за нового человека, за «всесторонне развитого человека».Все
эти моменты развития порождают в социалистическом реализме радикально новый тип
романа. Но мы смешали бы перспективы развития с самим этим развитием, если бы
за победами сегодняшнего дня забыли о борьбе, о внешних и внутренних
препятствиях, если на место извилистых путей, предписываемых объективной
диалектикой классовой борьбы и социалистического строительства, мы провели бы
какую-то утопическую прямую линию.Именно
поэтому надо ясно понять, что здесь идет речь о тенденции к эпосу. Борьба
пролетариата за «преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании
людей» развивает новые элементы эпического. Она пробуждает дремавшую до сих
пор, деформированную и направленную по ложному пути энергию миллионных масс,
поднимает из их среды передовых людей социализма, ведет их к действиям, которые
обнаруживают в них ранее неизвестные им самим способности и делают их вождями
стремящихся вперед масс. Их выдающиеся индивидуальные качества состоят именно в
том, чтобы осуществлять в ясном и определенном виде общественное строительство.
Они приобретают следовательно в растущей степени характерные признаки эпических
героев. Это новое развертывание элементов эпоса в Р. не является просто
художественным обновлением формы и содержания старого эпоса (хотя бы мифологии
и т. п.), оно возникает с необходимостью из рождающегося бесклассового
общества. Оно не порывает связи и с развитием классического Р. Ибо
строительство нового и объективное и субъективное разрушение старого
неразрывно, диалектически связаны друг с другом. Именно участием в борьбе за
социалистическое строительство люди преодолевают в себе еще существующие
идеологические пережитки капитализма. На художественной литературе лежит задача
показать нового человека в его одновременно индивидуальной и общественной
конкретности. Она должна освоить богатство и многогранность соц. строительства
для художественного творчества. «История вообще, история революций в частности,
всегда богаче содержанием, разнообразнее, разностороннее, живее, „хитрее“, чем
воображают самые лучшие партии, самые сознательные авангарды наиболее передовых
классов» (Ленин, Сочин., том XXV, стр. 230). Задача Р. в период строительства
социализма и заключается в конкретном изображении этого богатства, этой
«хитрости» историч. развития, этой борьбы за нового человека, за искоренение
всякой деградации человека. И литература социалистического реализма
действительно упорно и честно борется за этот новый тип Р., и в этой борьбе за
новую художественную форму, за Р., приближающийся к величию эпоса, но в то же
время непременно сохраняющий существенные признаки Р., ею уже достигнуты
значительные успехи (Шолохов, Фадеев и др.).Новое
отношение Р. социалистического реализма к проблемам эпического стиля придает
вопросу о наследстве на данном этапе развития совсем особое значение. Метод
социалистического реализма требует все более энергичного выявления
диалектического единства индивидуального и общественного, единичного и
типического в человеке. Как ни отличаются общественные условия буржуазного
реализма от условий развития социалистического реализма, все же старые
реалисты, с их беззаветной смелостью постановки и решения вопросов,
представляют то литературное наследство, критическое усвоение которого существенно
важно для социалистического реализма. Усвоение наследства этого великого
реализма должно быть конечно критическим; оно означает прежде всего углубление
творческого метода художественного реализма. Затем, из необходимой тенденции
развития социалистического романа в сторону эпической формы вытекает
требование, чтобы древний эпос и его теоретическая разработка тоже были
включены как важная часть в программу освоения культурного наследства. Для
литературы социалистического реализма большое историческое счастье, что ее
великий мастер и вождь М. Горький является живым посредствующим звеном между
традициями старого реализма и перспективами социалистического реализма. Русская
литература не знала того длительного господства декадентщины, какое установилось
на Западе в долгие годы революционного затишья. М. Горький находился еще в
непосредственных и даже личных отношениях с последними классиками старого
реализма (Толстой). Творчество Горького является живым продолжением великих
традиций реалистического Р. и вместе с тем их критической переработкой в
соответствии с перспективами развития соц. реализма.Г.
ЛукачСписок литературы
Теория
романа: Huet P. D., Essai sur l’origine des romans, P., 1670Blankenburg С., v., Versuch über den Roman,
1774Schlegel F., Brief über den Roman, в его кн. «Prosaische Jugendschriften», hrsg. v. Minor, Bd II, 2 Aufl.,
Wien, 1906Biedermann D., v., Der Roman als Kunstwerk, 1870
Spielhagen F., Beiträge zur Theorie u. Technik des Romans,
Lpz., 1883Voelker Р., Die Bedeutungsentwicklung des
Wortes «Roman», «Zeitschr. f. romanische Philologie», Bd X, 1886Wolff M. L., Geschichte der Romantheorie, Nürnberg, 1915
Duhamel G., Essai sur le roman, P., 1925
Sommerfeld M., Romantheorie u. Romantypus der deutschen Aufklärung,
«Deutsche Vierteljahrsschrift f. Literaturwissenschaft», 1926, S. 459—490Walzel O., Formeigenheiten des Romans, в его кн. «Das Wortkunstwerk», Lpz., 1926, S. 125—151
Massis H., Réflexions sur l’art du roman, P., 1927
Grellmann H., Roman, в кн. «Reallexikon der
deutschen Literaturgeschichte», hrsg. v. P. Merker u. W. Stammler, Bd III,
Berlin, 1928—1929 (дана литература). История романа.
Общая: Dunlop J.,
The history of fiction, Edinburgh, 1814 (неоднократно
переиздавалась, устарела)Keiter H., Der Roman. Geschichte, Theorie u. Technik des Romans, 4
Auflage, Essen — Ruhr, 1912. Античный роман: Rohde E.,
Der griechische Roman u. seine Vorläufer, 3 Aufl., Lpz., 1914. Средневековый
роман: Lot-Borodine M., Le roman idyllique au moyen âge,
Paris, 1914Burdach K., Die Entstehung des mittelalterl.
Romans, в его кн. «Vorspiel», Bd I, Halle,
1925. Америка: Van Doren C. C., The American novel, N.
Y., 1926Marble A. R., A study of the modern novel, British a. American, N.
Y.—L., 1928. Англия: Gazamian L., Le roman social en
Angleterre, P., 1903Dibelius W., Englische Romankunst, 2 Bde, Berlin, 1910
Maigron L., Le roman historique à l’époque romantique,
P., 1912Saintsbury G., The English novel, L., 1919
Baker E. A., The history of the English novel, 4 vv., L., 1924—1930
Vowinckel E., Der englische Roman der neuesten Zeit u. Gegenwart,
Berlin, 1926Rotter A., Der Arbeiterroman in England, seit 1880, Reichenberg,
1929. Германия: Pineau L., L’évolution du roman
en Allemagne au XIX-e siècle, P., 1909Dresch J., Le roman social en Allemagne, P., 1912
Mielke H. u. Homann H. J., Der deutsche Roman des 19 u. 20
Jahrhunderts, 7 Aufl., Dresden, 1920Gerhard M., Der deutsche Entwicklungsroman bis zu Goethes «Wilhelm
Meister», Halle a/S., 1921Borcherdt H. H., Geschichte des Romans u. der Novelle in
Deutschland, Bd I, Lpz., 1926. Испания: Schultheiss A.,
Der Schelmenroman der Spanier u. seine Nachbildungen, 1893. Италия: Albertazzi A., Storia dei generi letterari italiani: il romanzo,
Milano, 1903Marchesi G. B., Romanzi e romanzieri del Settecento, s. l., 1926.
Antonini G., Il romanzo contemporaneo in Italia, Aquila, 1928. Франция: Zola É., Le roman expérimental, Paris, 1880Его
же, Les romanciers naturalistes, Paris, 1881Brunetière F., Le roman naturaliste, P., 1883
Morillot P., Le roman en France depuis 1610 jusqu’à nos
jours, P., 1882Le Breton A., Le roman au XVIII-e siècle, P., 1898
Merlant J., Le roman personnel de Rousseau à Fromentin, P.,
1905Gilbert E., Le roman en France pendant le XIX-e siècle, 5-e
éd., P., 1909Brun L., Le roman social en France au XIX-e siècle, P., 1910
Reynier G., Les origines du roman réaliste, P., 1912
Его
же, Le roman réaliste au XVII-e siècle, P., 1914Le Breton A., Le roman au XVII-e siècle, 2-e éd., P.,
1913Martino P., Le roman réaliste sous le Second empire, P., 1913
Веселовский
А. Н., акад., Греческий роман, «ЖМНП», ч. CLXXXVIII,
1876, кн. II (по поводу работы о Роде по истории романа)Его
же, Раблэ и его роман, Опыт генетического объяснения, «Вестник Европы», 1878,
IIIЕго
же, Теория поэтических родов в их историческом развитии, ч. III. Очерки истории
романа, новеллы, народной книги и сказки, СПБ, 1884 (литографир. курс лекций,
читанных в СПБ университете в 1883—1884)Его
же, Из истории романа и повести, вып. 1. Греко-византийский период, СПБ, 1886
(ср. рец. А. Н. Пыпина, «Вестник Европы», 1886, XII)То
же, вып. 2. Славяно-романский, СПБ, 1888Стороженко
Н., Возникновение реального романа, «Северный вестник», 1891, № 12 (переп. в
сб. статей автора «Из области литературы», М., 1902)Лесевич
В., Происхождение современного романа. Genero picaresco, его возникновение,
значение и распространение, «Русская мысль», 1898, № 11, и там же, 1901, № 4Боборыкин
П. Д., Европейский роман в XIX ст., Роман на Западе за две трети века, СПБ,
1900 (ср. отзывы: Веселовский А. Н., акад., «Изв. II отд. имп. Акад. наук», т.
V, 1900, кн. 3Спасович
В., «Вестник Европы», 1900, № 10Коган
П., «Русская мысль», 1900, № 10Горнфельд
А., «Русское богатство», 1901, № 1 (ср.: Боборыкин П. Д., «Истинно-научное»
знание (Ответ моим критикам), «Русская мысль», №№ 8 и 9)Сиповский
В. В., Из истории русского романа и повести (Материалы для библиографии истории
и теории русского романа), ч. 1, XVIII в., СПБ, 1903Веселовский
А. Н., акад., Введение к изд.: Жозеф Бедье. Тристан и Изольда, перев. А. А.
Веселовского, СПБ, 1903Тиандер
К., Морфология романа, «Вопросы теории и психологии творчества», т. II, вып. 1,
СПБ, 1909Сиповский
В. В., Очерки из истории русского романа, т. I, вып. 1 (XVIII в.), СПБ, 1909То
же, вып. 2. Волшебно-рыцарский роман, СПБ, 1910Головин
К. (Орловский), Русский роман и русское общество, изд. 3, СПБ, 1914Шкловский
В., О теории прозы, М., 1925 (статьи: Строение рассказа и романа. Роман тайн.
Пародийный роман. Как сделан Дон-Кихот)Нусинов
И. М., Проблема исторического романа, В. Гюго и А. Франс, Гиз, М.—Л., 1927Грифцов
Б. А., Теория романа, ГАХН, М., 1927Французский
реалистический роман XIX в., Сб. статей, ГИХЛ, Л.—М., 1932Социалистический
реализм и исторический роман, «Октябрь», 1934, № 7 (дискуссия).Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru