Общая характеристика русской литературы XX в. до великой социалистической революции
В
русской литературе с 90-х гг. XIX в. отражены те явления, которые свойственны
периоду переходному от старой системы домонополистического капитализма к новому
империалистическому укладу, те симптомы, которые появились в литературе
передовых капиталистических стран (напр. во Франции) уже в 70—80-х гг. и которые
обозначали начавшееся загнивание капитализма. Однако процессы, характерные
вообще для империалистической эпохи, получают своеобразный вид в России, где
капитализм носил в себе элементы докапиталистических отношений, где империализм
имел военно-феодальный характер, был гораздо более грубым, средневековым.
Военнофеодальный характер русского империализма, то обстоятельство, что «в
России всесилие капитала сливалось с деспотизмом царизма (Сталин. Об основах
ленинизма, «Вопросы ленинизма», изд. 10, 1935, стр. 4), вели к особой остроте и
обнаженности классовых противоречий, незавуалированных политическими формами
буржуазной демократии, к революционизированию крестьянства, угнетаемого
пережитками крепостнических отношений, к особенно быстрому революционизированию
рабочего класса, боровшегося как против капиталистической эксплоатации, так и
против царизма. Этим определялось то обстоятельство, что Россия явилась самым
слабым звеном в системе мирового капитализма. Вместе с тем происходил быстрый
рост классового самосознания русского пролетариата, его превращение в авангард
мирового революционного движения. Русский пролетариат выдвинул величайших
вождей рабочего класса — Ленина, Сталина, — воспринявших и развивших
революционную пролетарскую идеологию Маркса и Энгельса, а таким величайшим
художником русского пролетариата, как М. Горький, еще до Великой
социалистической революции были созданы замечательные образцы пролетарской литературы
социалистического реализма. Созревание революции в условиях империалистической
эпохи, в условиях военно-феодального империализма и быстрого роста рабочего
класса, руководимого большевистской партией, выдвинуло гегемоном революции
пролетариат. Вместе с тем перед буржуазно-демократической революцией,
развивавшейся в 1905, вставала перспектива перерастания в революцию
социалистическую, гениально раскрытая вождем пролетариата В. И. Лениным.
Амплитуда общественной активности русской буржуазии, выраставшей под сенью
протекционизма, политически дряблой и напуганной революционным размахом
пролетариата, ограничивалась переходами от умеренной оппозиционности, от
попыток воспользоваться плодами революционной борьбы пролетариата, попыток
овладеть крестьянским движением — к прямой контрреволюционности в союзе с
крепостничеством и царизмом. В империалистическую эпоху основная линия
классового поведения дворянства, превращавшегося в аграрную фракцию буржуазии,
определялась также нарастанием революционного движения пролетариата и
крестьянства и заключалась в переходе от торможения капиталистического развития
в сельском хозяйстве к помещичьей ломке полукрепостнических аграрных отношений,
к расчистке для капитализма в сельском хозяйстве возможностей развития по
прусскому пути. Этот второй (после 1861) шаг по пути к буржуазной монархии на
основе укрепления прусского пути развития русского сельского хозяйства
осуществлялся дворянством в блоке с промышленной буржуазией в целях ликвидации
революционного движения. Половинчатые реформы, проводившиеся руками
крепостников-феодалов, усилив капиталистическую диференциацию деревни, не
разрешили поставленной задачи, не остановили революционизирования крестьянства,
которое оказалось к 1917 союзником рабочего класса, союзником, более
подготовленным, чем это было в 1905—1907.Основная
линия развития литературы в эпоху империализма — это кризис, деградация и
распад буржуазно-дворянского реализма, его натуралистическое перерождение и
переход к антиреалистическому методу на одном полюсе — в литературе
буржуазно-дворянской — и становление нового, социалистического реализма на
другом полюсе — в литературе пролетарской. Литература идущего к господству
революционного пролетариата стремится к наиболее широкому и углубленному
познанию объективной действительности, литература нисходящих, становящихся все
более реакционными общественных классов отражает действительность ущербно, ограниченно,
вынуждена ее так или иначе деформировать, вуалировать. Восходящий пролетариат,
в лице своих лучших художников, как М. Горький, Серафимович, Д. Бедный,
закладывает основы подлинно народного искусства, означающего новую ступень в
поступательном движении человеческой культуры. В то же время в условиях
империалистической эпохи литература господствующих классов становится
идеологией попятного движения, приобретает черты противокультурной
направленности (отрицание науки, развенчание человека, воззвание к первичным
инстинктам и т. д.), вступая в открытое противоречие с интересами широких масс
и с освободительным революционным движением, лишается возможности создавать
произведения народного значения. Вызванные условиями революционной ситуации
лозунги о «всенародном» искусстве (в кругу символистов) носили демагогический
характер, прикрывая искусство, по существу противонародное. Борьба против
социализма сочетается с реакционной ревизией как идеологии русской
революционной демократии и мелкобуржуазного радикализма, так и идеологии
западной буржуазии эпохи «свободного» капитализма. Воинствующий идеализм
империалистической эпохи ведет борьбу не только против воинствующего
диалектического материализма пролетариата, но и против естественнонаучного
материализма, позитивизма, рационализма, эмпиризма, атеизма и т. д.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru