Министерство Образования Кыргызской Республики
Кыргызский Национальный Технический Университет
им И. Раззакова
Кафедра Философии и Социальных наук
по предмету Философия
на тему:Выполнил: ст. гр. ССП-1-04
Юсупов Э.Бишкек 2004.
План:
1. Введение;
2. Социальные функции науки;
1. Познавательная и мировоззренческая функции науки;
2. Функция науки как непосредственной производительной силы;
3. Функция науки в качестве социальной силы;
4. Культурная функция науки;
5. Другие социальные функции науки;
3. Заключение;
4. Список использованной литературы.1. Введение.
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и
производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным
критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое
развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже
XX—XXI веков.
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе
играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей.
Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных
показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель
экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного
развития государства.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус
в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными
слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема
особенностей научного познания и его соотношения с другими формами
познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время
имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является
необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными
процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой
наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного
познания требует анализа его социальной обусловленности и его
взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается
внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В
функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в
решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более
благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять
основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также
сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из
главных функций:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное
назначение которой — как раз познание природы, общества и человека,
рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и
закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов,
осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового
научного знания;
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой,
главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира,
исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,
обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать
мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно,
ведущую роль в этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана
для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий,
форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки
в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом
«цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все
это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё
более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в
качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех
многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки
используются для разработки масштабных планов и программ социального
экономического развития. При составлении каждой такой программы,
определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений
и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как
носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно
также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их
разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных,
естественных и технических наук.
5) культурная, образовательная функция заключается главным образом в
том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного
развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная
функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,
систему образования и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др.2. Социальные функции науки.
Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается
внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В
функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в
решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более
благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное.
Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более
того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону
развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально
отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия
назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами
жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею
социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и
мировоззренческае, во-вторых, функции науки как непосредственной
производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, в
четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что
научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных
проблем, возникающих в ходе общественного развития.2.1 Познавательная и мировоззренческая функции науки.
Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность
знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется
познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая,
поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в
сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим,
религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение
которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-
теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей,
объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление
прогностической деятельности, то есть производство нового научного
знания;
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной
функцией, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной
картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека
к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны
разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации,
хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность
знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется
познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая,
поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в
сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим,
религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает
исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то
есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с
обществом. Так, в период становления науки как особого социального
института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных
общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха
Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в
сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная
борьба между теологией и наукой.
В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной
инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие
проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о
смысле и высших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся науки
оставались проблемы более частного и «земного» порядка.
Коперниковским переворотом, случившимся четыре с половиной столетия
назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять
формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе
проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности
человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки
выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и
устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему
Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов,
утверждавшихся теологией, но и согласиться/с представлениями, которые резко
противоречили обыденному мировосприятию.
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие
драматические эпизоды, как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные
конфликты в связи с учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чем
наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной
мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения
Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.
Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы
на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого
научные представления не могли превратиться в составную часть культуры
общества. Итак, мировоззренческая функция науки помогает человеку не только
объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную
систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии,
выработать свое мировоззрение.
Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления познавательно
— мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенно становились в
глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой
человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как
социального института в структуре общества.2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.
Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в
функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве
важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное
машинное производство, которое возникло в результате индустриального
переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки
в непосредственную производительную силу.
Производственная, технико-технологическая функция призвана
для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий,
форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении
науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как
особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным
работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.
Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы,
то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее
очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать
беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического
прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и
во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении
картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в
непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и
проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки,
техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.
В период становления науки как социального института вызревали
материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался
необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался
соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было
изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила
односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития
техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало
новым научным дисциплинам.
Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало
что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству,
медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но
прежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и не
испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто
систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда
результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не
вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших
возможностей, которые сулило практическое использование результатов научных
исследований.
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая
основа слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное
развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые
начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного
совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого
резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее
решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь,
как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась
подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал
революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную
силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического
использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как
прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической
информации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают и
в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все
это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный
импульс для своего развития, поскольку «применение науки к
непосредственному производству само становится для нее одним из
определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более
явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.
Для современного производства, да и не только для него, все более широкое
применение научного знания выступает как обязательное условие самого
существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое
время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.2.3 Функция науки в качестве социальной силы
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более
отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и
в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы
социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно
многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки
используются для разработки масштабных планов и программ социального и
экономического развития. При составлении каждой такой программы,
определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий,
учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие
ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.
Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и
программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие
общественных, естественных и технических наук.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных
проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую
проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет
одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как
истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды,
почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не
безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.
Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто
стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы
надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности,
политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.
Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и
параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука затрагивает
социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда
пыталась преподать себя как дополнительная социальная сила, связан с первой
демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп,
который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики,
пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли
«двумя или более часами» раньше.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для
решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин
возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения,
первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения,
выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все
это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции
социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на
общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое
развитие, социальное управление и те социальные институты, которые
участвуют в формировании мировоззрения.2.4 Культурная функция науки.
Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том,
что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного
развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная
функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,
систему образования и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным
феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает
исключительно важное место в сфере духовного производства.
Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е.
к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный
потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей
процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в
качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание
совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и
существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в
терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в
процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной
эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим
инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными
«очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой»,
сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт,
составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей,
превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой
происходит становление и формирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне
освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной
памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную
наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема
интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного
выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата
в научном сообществе и коллективе.2.5 Другие социальные функции науки.
На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной
картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе.
Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и
интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом
знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других
субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция
науки.
Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается
главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным
фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и
рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный
процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию,
формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит
педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через
культурную деятельность и политику, систему образования и
средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и
др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым
имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место
в сфере духовного производства.
Прогностическая функция — наука позволяет человеку не только изменять
окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать
последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут
показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации
по их определению.
Управленческо — регулятивная функция выражается в том, что наука
должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы
управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений
и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи
и экономисты осуществляют информационное обеспечение
управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников
государственного аппарата, своими практическими рекомендациями
способны повышать эффективность управленческих решений,
совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые
отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность
могут значительна поднять уровень управленческой культуры
руководящих кадров.
Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает
наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного
интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных
поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты,
определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства,
сообщества и этоса.
Практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует
все другие функции науки, характеризует её как универсальную
преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество,
все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется
главным образом через практическую, производственную деятельность
людей, в которой происходит процесс материализации, «овеществления»
научного знания, идей ученых.Заключение.
В своем докладе я рассмотрел такую важную в философии тему, как
«Социальные функции науки». Раскрывая тему, я показал, что социальные
функции науки были и остаются актуальными, так как в функциях науки
обнаруживаются возможности и способности участвовать в решении кардинальных
проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий
и содержания жизни людей, в формировании культуры.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус
в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями
общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей
научного познания и его соотношения с другими формами познавательной
деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи
философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую
значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой
внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно
необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях
развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует
анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными
феноменами духовной и материальной культуры.
У порога XXI века – века развития науки и высоких технологий,
социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, тем самым
вызвали надежду при решении самых разных проблем, возникающих в ходе
общественного развития.Список использованной литературы:
1. Введение в философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. М-
1989;
2. А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Вопросы философии. М-1998;
3. В. С. Степин, В. Г. Горохов и М. А. Розов. Философия науки и
техники. М-1989;
4. Дж. Д. Бернал. Социальная функция науки. М-1938;
5. Лешкевич Т. Г. Философия науки и техники. М-1984;
6. lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0191.asp;
7. cultura.nm.ru/philosophy/glava_61.dhtml.