Н.Н. Мисюров, Омский государственный университет,
кафедра русской и зарубежной литературы
Дядюшка-поэт,
желанный гость лучших домов «допожарной» Москвы, модник и любимец
женщин, образованный любитель праздности и раб собственной барской лени,
таков был наставник юного Пушкина на Парнасе, воображаемой горе муз и райских
кущ литературного досуга. Современники были к нему неравнодушны. Одни уверяли,
что сочинения его «принадлежат славе», другие язвили по поводу его
дендизма: «Парижем от него так и веяло… В простодушном самохвальстве
давал он дамам обнюхивать свою голову». Но этот изысканный карамзинист,
друг всех друзей на свете, галантный собеседник и дамский любезник был автором
неприличнейшей скандальной поэмы…
Распрощавщись
с «осьмнадцатым» столетием воспоминиями о петровских реформах и
дикостях бироновщины, с героями придворных утех Елисаветы Петровны и богатырями
матушки Екатерины, философической пагубой вольтерьянства и блистательным
театром «дворянского зерцала» русская культура вступала в свой
грядущий золотой век … Смерть плешивого и курносого Великого Магистра
Мальтийского Ордена восприняли как милосердие Провидения: страхи целой России
перед самодержавным идиотизмом Павла окончились. Запутанным обстоятельствам
насильственной кончины императора на радостях не придали значения постыдное
холопство уже так укоренилось в русском характере, что бесцеремонное свержение
вчерашних кумиров сделается для нас на два века вперед чем- то вроде
национальной забавы…
Престол
занял старший сын, любезнейший молодой человек, выученик масонов, мечтавший как
можно скорее осчастливить плодами европейского Просвещения вверенную ему Богом
и судьбой державу. «Дней Александровых прекрасное начало» такую
поэтическую формулу эпохи обронит Пушкин, племянник более знаменитого тогда
дяди (едва заметная ирония след разочарования в ожиданиях общества). Муштра,
ружейные артикулы, уставы и мундирная жизнь пугавшей великосветскую толпу
Гатчины сменились благопристойными парковыми досугами Царского Села, балами,
прогулками у прудов (где утопилась карамзинская Бедная Лиза изумились
приятному открытию, что и крестьянки любить умеют!), непременным предобеденным
чтением tete-a-tete в укромных гротах на английский манер и китайских беседках,
похвальным увлечением всего двора изящными искусствами.
Опыты
в стихах и прозе сделались всеобщим пристрастием, но поэзия оказалась наимодной
среди всех других наслаждений образованного вкуса и восторжествовала.
Стихотворцев хватало с избытком. Фортуна к иным бывала злодейкой-мачехой, славу
добывать приходилось в жестоких журнальных баталиях. Воевали с обидами, до
упаду, инвалиды выбывали с Парнаса прямехонько в «Дом сумасшедших»
(один из поэтов, А. Воейков, породнившийся с В. Жуковским, друг
«арзамасцев», сочинял месяц за месяцем бесконечную сатиру, героями
коей оказывались очередные проигравшие соперники), иные несчастные пииты, раз и
навсегда посрамленные литературными оппонентами, канув бесследно в Лету, более
не появлялись на страницах альманахов и в светских салонах…
Василия
Львовича Пушкина судьба хранила… Забавный щеголь и герой светских анекдотов,
дамский угодник, остроумец и весельчак, приятнейший собеседник, прирожденный
артист-декламатор (чтение вслух и импровизации на литературные темы были в
моде!), завзятый театрал и кумир закулисной жизни, почитатель хорошеньких
актрисок и товарищ в загульных «подвигах» гениев русской сцены. Он
страстный библиофил, чьим книжным собранием восхищались умники обеих столиц, не
менее страстный барин-хлебосол, чьим московским приемам дивились гастрономы и
поклонники Бахуса. Он водил дружбу с Карамзиным, певцом Бедной Лизы, и
Жуковским, поэтическим «дядькой» всех чертей и ведьм, князем Вяземским,
рожденным крестьянкой, и бароном Дельвигом, наследником старинного рыцарского
рода. В доме его бывали Денис Давыдов, героей из героев и гуляка из гуляк, и
Адам Мицкевич, литовец по крови, поляк по духу, поэт по призванию. Что же до
недоброжелателей и врагов, то их у него не было!
Род
Пушкиных обилен фамильными связями и известен с допетровских времен и в высшем
обществе, и в поместных дворянских кругах; бывали среди них и бояре, и графы.
Наш герой родился в семье отставного полковника-артиллериста и безвылазно
живущего в Москве помещика Льва Пушкина в 1766 г.; дедушка будущего творца
«Евгения Онегина» был человеком далеко не бедным и сумел дать детям
своим прекрасное домашнее образование.
В
1791 г. Василий и Сергей явились на службу в Измайловский полк, с малолетства
записанные, как было принято в те времена, в доблестные гвардейцы. Александр
Пушкин в «Капитанской дочке» посмеется потом над этой привычкой
чадолюбивых русских дворян простодушным обманом облегчать государеву службу
отпрыскам: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в
Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего
родственника».
Хоть
и устраивались жестокие сражения на обширном театре военных действий доброй
половине Европы от Брауншвейга до Измаила, Василий Пушкин ревностно осваивал
поэтическое поприще, невзирая на тяготы военной службы. В 1793 г. будущий
«дедушка» Крылов, а пока издатель и комедиограф, в своем журнале
«Санкт-Петербургский Меркурий» опубликует первые стихотворные опусы
Василия Львовича. Да, не ходил он с непобедимым фельдмаршалом и князем
Италийским Суворовым через Альпы, не гонялся за польскими конфедератами под
Гродно под водительством храброго генерала Михельсона! Каждому свое: рожденный
поэтом не умеет носить ружье, владеть мастерски саблей и оборонять отечество,
заметил один немецкий юноша-романтик Вильгельм Ваккенродер как раз в это же
бурное и суровое время. Это только Гаврила Державин и в седле со шпагой, и за
столом с ложкой, и на придворном куртаге, и у конторки с пером в руках
одинаково хорошо смотрелся…
Поэтические
досуги измайловца-сентименталиста имели успех. Сатиры на господ скотининых и
глупомотовых, равно как и чувствительные «пиески», а также застольная
анакреотика были замечены читающим столичным обществом. В 1797 г. Василий
Львович решил не искушать фортуны и вышел в отставку, поселившись в Москве
подалее от глаз императора Павла. Он прибился к тихой семейной гавани,
женившись на известной красавице Капитолине Вышеславцевой. Однако скоро
разразилась буря: разгневанная супруга потребовала от Священного Синода
расторжения брака, уличая мужа в «прелюбодеянии с вольноотпущенной девкой
Аграфеной дочерью Ивановой». Хороша поди была сия девка, на чьи ласки
променял Василий Львович спокойствие и счастие семейное судился он аж до 1806
г.! Церковный суд наказал его обетом безбрачия (недолго печалился
«любезник» соединил вскоре жизнь свою навеки с московской купчихой
Ворожейкиной, она нарожала ему детишек, а он хлопотал о передаче собственной доли
памятного всем нам села Болдино в обеспечение будущности
«воспитанников», ибо законными детьми их не признавали)…
Избавившись
от объятий ревнивой жены и оставив разлюбезную девицу Аграфену, Василий Львович
отправился путешествовать мир посмотреть и себя показать. И то, и другое
удалось ему, баловню судьбы!.. Сентиментальное путешествие чувствительного
наблюдателя с добрым сердцем и острым умом в духе Лоренса Стерна и не понявшего
его иронии обличителя Радищева все еще было модным modus vivendi: добрейший
Карамзин в «Письмах русского путешественника» умудрится даже
французскую революцию описать в стернианских категориях, и славный племянник
Василия Львовича отдаст дань этому «юмористическому» жанру в своем
«Путешествии из Москвы в Петербург» как бы навыворот, пародируя
«запретную» книгу и полемизируя с предшественником…
Германские
земли, туманный Альбион (в континентальную блокаду Наполеоном взятая Англия) и,
конечно же, вожделенная для всех путешествующих русских дворян Франция. Он не
только осмотрел Лувр, Политехническую школу, Дом инвалидов и Версальский парк,
но и удостоился приема у первого консула Бонапарта. Будущий император
Наполеон сошелся с чудаковатым русским барином на театральных увлечениях: оба
преклонялись перед талантом знаменитейшего трагика Тальма, оба снисходительно
восприняли милое позерство друг друга (выбившийся в люди корсиканец еще был
демократичен в общении, а небогатый русский аристократ был обходителен и
отличался душевностью).
Знакомство
с властителем умов тогдашней Европы помогло Василию Львовичу пристроить в
престижном журнале «Mercur de France» свой перевод четырех русских
народных песен. Случай небывалый по тем временам! Галломания еще не перешла во
«французоедство», и всякая иная национальная культура безо всякого
сомнения почиталась младенческой в сравнении с французской. Два письма из
Берлина в духе «сентиментального путешествия» напечатаны были в
карамзинском «Вестнике Европы». Пришла желанная и заслуженная слава!
В
отечество Василий Львович вернулся во всем блеске заграничной моды, московские
дамы были от него без ума. Князь Вяземский язвительно сообщал: «Одет он
был с парижской иголочки с головы до ног; прическа a la Titus,
умащенная…» Пушкин-модник сделался героем литературных экспромтов и
светских шуток: «Все тропки знаю булевара, Все магазины новых мод…»
Пушкин-племянник не упустит случая подтрунить над дядюшкиными милыми
слабостями, осмелившись в шутливой поэме «Граф Нулин» наделить своего
забавного персонажа некоторыми чертами обожаемого старшего родственника:
«В Петрополь едет он теперь С запасом фраков и жилетов, Шляп, вееров,
плащей, корсетов, Булавок, запонок, лорнетов, Цветных платков, чулок a
jour…»
Щегольство,
слава Богу, не заслонило в нем увлеченного книжника и умнейшего рассказчика-
собеседника. А уж сколько поэтических новинок, иноземных и русских, знал он
наизусть и превосходно декламировал! Из-за границы вывез он не одни склянки с
помадой и духами, но и бесценную библиотеку: вместе с домашними книгами его
собрание оказалось одним из лучших в России граф Бутурлин, сам книжник и
богач, завидовал страшно! …Поскольку родители Сашеньки Пушкина воспитанием
будущего русского гения почти не занимались, а библиотека папеньки состояла
большей частью из французских «шедевров» игривого направления, то
можно догадаться, что библиотека дяди и дядюшкино попечение спасли для потомков
«мальчика резвого и кудрявого» (не забудем, что в Царскосельский
Лицей пристроит племянника именно Василий Львович, благодаря своей популярности
в придворных кругах и личному знакомству с вдовствующей
императрицей-матерью)…
Редкая
столичная, равно как и уездная барышни, не имели в своих альбомах стишков
Василия Львовича. Добропорядочные отцы семейств из провинции, столпы
московского барства, важные чиновники Северной Пальмиры все знали его басни
(басенный обширный труд Крылова едва только был начат первой книгой, а басенный
талант Дмитриева явно иссякал вечно остроумить и воспитывать шутя мало кому
удавалось!).
Редкий
гарнизонный прапорщик и тем более гвардейский повеса не имели потаенного
списочка его скандально-прелестной поэмы «Опасный сосед»! Вот уж где
развернулся талант Василия Львовича! Один из мемуаристов изумленно записывал,
что Пушкин превзошел самого себя, ибо поэма с рискованным сюжетом (некто Буянов
ведет повествователя к публичным девкам и устраивает там спьяну
герои-комическую потасовку, описанную слогом Гомера!) не оскорбила ничей слух,
всем понравилась: «…заставила самых строгих людей улыбаться
соблазнительным сценам, с неимоверной живостью рассказа, однако же с некоторою
пристойностью им изображенным». Друг Василия Львовича, поэт Батюшков
восклицал: «Вот стихи! Какая быстрота, какое движение!..»
И
выбор предмета, и слог и впрямь могли изумить хоть кого: «Что прибыли,
друзья, пред вами запираться! Я все перескажу: Буянов, мой сосед, Имение свое
проживший в восемь лет С цыганками, с блядями, в трактирах с плясунами, Пришел
ко мне вчера с небритыми усами, Растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком,
Пришел, и понесло повсюду кабаком…» Столь пикантного сюжета фривольная
поэма распространялась, разумеется, в списках. А то нам все твердили, что
переписывались ночью при свече только революционные вирши масонов-декабристов
Рылеева с Пестелем. Не уж, читающая Россия многое что любила! Василий Львович
не притворничал и не обижался даже на «пиратское» мюнхенское издание
1815 г. слава ему льстила, и он признавался, что считает «Опасного
соседа» лучшим своим творением. Почитайте-ка, насладитесь шутливым эпосом
об обычных и за двести лет не переменившихся досугах русского человека!..
Когда
в 1812 г. в покинутую Москву входили французы, Василий Львович едва успел
выехать, с врагами и мародерами он не желал общаться на их галантном
французском языке (многие тогда в высшем обществе вдруг заговорили на родном
наречии, кто из патриотизма, а кто с перепугу вспомнили о своей русскости). В
огне злополучного московского пожара погибло все нажитое имущество, сгорела
бесценная библиотека, растерялись-разошлись по друзьям рукописи его сочинений.
Он не унывал, хотя в Нижнем Новгороде страшно бедствовал, поселившись в простой
мужицкой избе и не имея даже шубы в лютую русскую зиму. Василий Львович
продолжал писать патриотические стихи, предрекал Наполеону, «гордящемуся
на стенах древнего Кремля», бесславный исход из России. Однако и на каламбуры
его хватало по-прежнему, острил и комически подыгрывал чувствительным вкусам
дам, с мужчинами «спорил до слез о преимуществах французской
словесности« (отделяя »нашествие двунадесяти языков» и
бесчинства оголодавшей и отчаявшейся в ожидании справедливого возмездия
французской орды в Первопрестольной от несомненных заслуг французской культуры
перед целым миром).
Он
вернулся домой тотчас же по изгнанию врага: «Москва красуется бедствиями
своими и на нее должны обращаться взоры всей Европы». Василий Львович
деятельнейшим образом участвовал в становлении московского Благородного
собрания, хлопотал о других, писал стихи и журнальные памфлеты. В знаменитых
битвах сторонников адмирала Шишкова, литературного «старовера», и
сторонников Карамзина с его почти домашним сообществом «Зеленая
лампа» Пушкин-дядя был по одну сторону с Пушкиным-племянником.
Отношения
меж «братьями по Аполлону» были удивительными, младший боготворил
наставника и соперника: «Я не совсем еще рассудок потерял, От рифм
бахических шатаясь на Пегасе. Я знаю сам себя, хоть рад, хотя не рад, Нет, нет,
вы мне совсем не брат, Вы дядя мой и на Парнасе…» Василий Львович же
справедливо полагал, что рано или поздно их обожаемый «Сверчок»
сделается первым среди них: «Желания твои сходны с моими; я истинно желаю,
чтобы непокойные стихотворцы оставили нас в покое. Это случиться может только
после дождичка в четверг. Я хотел было отвечать на твое письмо стихами, но с
некоторых пор Муза моя стала очень ленива… Мы от тебя многого
ожидаем…»
В
письмах к «любезнейшим» друзьям и близким из многочисленной родни
Василий Львович все чаще честно признавался, что вдохновение его
«тормошить надобно, чтоб вышло что-нибудь путное»; просьбы о каких-то
башмачках для Аннушки, жалобы о непривезенном, но обещанном кем-то табаке,
сетования на нарушения заведенных правил Аглинского клуба при очередном
баллотировании старшин и сплетни о шумных карточных проигрышах, страстях вокруг
приданого какой-нибудь именитой невесты все больше заслоняют в его переписке
разборы литературных новинок, рассуждения о ходе отечественной словесности. Но
христианский оптимизм не покидает его доброй натуры: «Желаю, чтоб все мы
воскресли к новым радостям и новым удовольствиям!»
Хлопотами
друзей и при поддержке подписчиков вышло в 1822 г. почти полное издание его
сочинений «Стихотворения Василия Пушкина» (разумеется, без
скандальной поэмы!). Он и в в 1820-е гг. по-прежнему жил литературой, сочинял,
отвечал на дружеские послания и колкие эпиграммы недругов его друзей, печатался
по преимуществу в «Дамском журнале» и «Литературном
музеуме», все чаще воспринимали его как талантливого дядю гениального
племянника… Незадолго перед кончиной он отправил ему,
«поэту-чародею», скромный поэтический подарок стихотворный памфлет
против еще одного придирчивого критика (Н. Полевому за несправедливые нападки
на пушкинское послание «К вельможе» досталось изрядно!).
«Бедный
дядя Василий! описывал сам Пушкин последние часы и слова несчастного, на
смертном одре восклицавшего: «как скучны статьи Катенина!» Вот, что
значит умереть честным воином, на щите, с боевым кликом на устах!» Князь
П. Вяземский назвал это «лебединой песнью литератора старых времен, т.е.
литератора прежде всего и выше всего». В начале тихого московского бабьего
лета 1830 г. «Нестора Арзамаса, в боях воспитанного поэта» и
«опасного для певцов соседа» («на страшной высоте Парнаса»)
погребли на смиренном кладбище Донского монастыря… «Тот вечно молод, кто
поет», написал ему однажды К. Батюшков; почти семидесятилетний любимый
дядя и добрый, бескорыстный как поэтический соперник наставник был для
Александра Пушкина воистину «парнасским отцом» и столь жизнелюбивым,
вечно молодым «братом по Аполлону».
Список литературы
Пушкин
В. Л. Стихи. Проза. Письма / Сост., вст. ст., примеч. Н.И. Михайловой. М.,
1989.
Пушкин
А.С. Полн. собр. соч. / Изд. АН СССР. 3-е изд. М., 1962-1966. Т.1-3, 4, 10.
Батюшков
К.Н. Опыты в стихах и прозе / Изд. подг. И.М. Семенко. М., 1977.
Вяземский
П.А. Записные книжки / (Лит. памятники). М., 1963.
Вацуро
В.Э. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
Кунин
В.В. Библиофилы пушкинской поры. М., 1979.
Масон
Ш. Секретные записки о России / Пер. с фр.; Вст. ст. Е.Э. Ляминой. М., 1996.
Михайлова
Н.И. «Парнасский мой отец». М., 1983.