О. Нестерова
А.В.Сухово-Кобылин
(1817-1903 гг.) почти ровесник Тургенева, да и жили они по соседству. Имение
его Кобылинка располагалось во Мценском уезде. Драматург прожил долгую жизнь
знал пять российских императоров, был знаком с самыми выдающимися людьми своей
эпохи и в трилогии своей «Свадьба Кречинского», «Дело»,
«Смерть Тарелкина» предсказывал будущие нелегкие времена,
предчувствовал, что «светопредставление уже близко; сейчас идет
репетиция…« Один из современников сказал о трилогии » Это пьесы
будущего».
Сама
жизнь Сухово-Кобылина похожа на искусно сотворенную драму. Аристократ, богач,
красавец, получивший прекрасное образование в университетах Москвы,
Гейдельберга и Берлина, он пережил страшное потрясение: 7 ноября 1850 г. нашли
зарезанной его гражданскую жену француженку Луизу Деманш. На него пало
подозрение. Правда, вскоре оно было отметено из-за отсутствия доказательств, но
началось дело, которое тянулось долго. Полгода даже довелось провести в тюрьме,
и здесь он заканчивал свою первую пьесу «Свадьба Кречинского». И хотя
все тяжелые обвинения были с него сняты, людская молва навсегда соединила его
имя с этим нераскрытым убийством. Все случившееся изменило жизнь
Сухово-Кобылина. Из сора и мути многотомных судебных разбирательств,
крючкотворства и требования взяток выросла великая трилогия.
Премьера
«Свадьбы Кречинского» 24 ноября 1855 года в Малом театре имела
небывалый, феноменальный успех. У кассы случались драки. На первые 20
спектаклей все билеты были распроданы в один день. Судя по авторскому дневнику,
Сухово-Кобылин на первых порах не пропустил почти ни одного спектакля и очень
переживал за судьбу своей первой пьесы, радовался ее бурно растущей славе.
Сразу же волной аншлагов пьеса прокатилась по всей провинции. И на орловской
сцене она ставилась часто. В последний раз герои ее выходили на тургеневские
подмостки в 1952 году. В комедии привлекала стремительность интриги,
неожиданные сюжетные повороты, эффектные зачины и финалы, наполненные правдой
жизни характеры, очерченные ярко и рельефно, неподдельный живой юмор. Многие
реплики вошли в разговорную речь афоризмами и поговорками, а имена главных
действующих лиц Кречинский и Расплюев стали нарицательными. Пьеса помогла
раскрыться такому количеству актерских дарований!
Кречинский
натура недюжинная и страстная. Этот блестящий карточный игрок и в жизни ведет
отчаянную, азартную игру. Он любит рисковать и в этом находит высшее
наслаждение жизнью. Знает все законы света, окружен ореолом женского почитания.
Он уже в летах и на грани банкротства огромное состояние растворилось в
карточных долгах. Вот-вот его объявят несостоятельным. Выгодная женитьба
способ спастись от неминуемого позора и бесчестия. Вчера на московском балу он
сделал предложение дочери богатого ярославского помещика Муромского. Как
изобретательно и ловко разворачивает он свое сватовство к Лидочке, виртуозно и
вдохновенно расставляет свадебный капкан льстит, очаровывает, завоевывает
симпатии своих будущих жертв. Но спасительная брачная авантюра тоже требует
денег, и Кречинский идет на невиданную аферу закладывает ростовщику булавку
Лидочки с огромным одиночным бриллиантом солитером, незаметно подменяя ее
фальшивой копией.
Все
события и персонажи пьесы устремляются к свадьбе, но приходит возмездие, и
звучит знаменитое -«Сорвалось!»
Смех
Сухово-Кобылина и беззаботный, и горький, тревожащий. Драматург предупреждал,
что если зритель только смеется на спектаклях по его комедии, то это не совсем
та реакция, которой бы желал автор. Зритель, забавляясь и смеясь, должен
содрогнуться. Душевное содрогание очищает, это свойство высокой нравственной
культуры.
Особенность
нового обращения к «Свадьбе Кречинского» в декорационном решении.
Уже
несколько лет в экспозиции притеатрального музея истории орловской сцены
представлен макет известного художника В.А.Шестакова (1898-1957 гг.), созданный
им для спектакля «Свадьба Кречинского» в Театре имени В.Э.Мейерхольда
в 1933 г.
Заслуженный
деятель искусств Б.Н.Голубицкий, который давно уже задумал постановку
«Свадьбы Кречинского», увидел в этом макете, чудом уцелевшем и
любовно восстановленном, счастливую подсказку театральной судьбы, угадал
заключенную в нем образную энергию, пульсирующую современность. Так вновь на
орловской афише появилось имя выдающегося художника В.А.Шестакова, и на сцене
родного ему театра разместились придуманные им декорации.
Шестаков
говорил: «Театр моя жизнь», и понял он это именно в Орле, городе,
где родился, где провел детство и юность. В память об этом мемориальная доска
на его отчем доме на улице 2-ой Курской. В 1917 г. стал художником в Орловском
театре. Известны его первые работы в те сезоны. Потом учеба в Москве,
увлечение конструктивизмом. Его, начинающего, заметил великий Мейерхольд и
пригласил главным художником сначала в Театр Революции, затем в ГОСТИМ.
Возвращение
В.А.Шестакова через восемь десятилетий на родную сцену еще одно обыкновенное
чудо театра, который помнит свои корни, традиции, дорожит талантливыми
открытиями предыдущих поколений и сберегает в памяти тех, кто служит ему
искренне.
Кречинского
играет народный артист России П.С.Воробьев, Расплюева заслуженный артист
России А.А.Магдалинин.
В
спектакле заняты заслуженные артисты России Е.А.Карпова, М.М.Корнилов,
Н.Е.Чупров, артисты С.А.Малых, Е.Н.Полянская, С.И.Коленов, А.В.Царьков,
В.В.Межевикин, и др.