Важное место в романе «Евгений
Онегин» занимает образ Татьяны Лариной – «милый идеал» Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие
женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то,
что героиня – «русская душою». Что же делает ее такой и какие черты ее
характера близки Пушкину?
Какой русский человек не любит
природу и русскую красавицу-зиму! Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете:
Дика, печальна, молчалива, … Как
лань лесная, боязлива…
Татьяне нравится встречать восход солнца,
бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее
лоне. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья и противопоставляет
«постылую жизнь» высшего света в Петербурге родным, близким для сердца
деревенским местам, обширным просторам.
Татьяну Пушкин наделяет
нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с которым
«неразлучно воспоминанье старины». Ведь героиня – воплощение национального
характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты
личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой
крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла
от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга.
Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, «милых преданий
простонародной старины», русских снов служит тому доказательством.
Пушкин всегда рад подчеркнуть
индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны
искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого
кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было
свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина «не шутя», серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое,
трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной
простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с
признаниями самого Пушкина!
И, наконец, Пушкин восхищается
природным умом своей героини. Интеллектуальное
развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть
«постыллой жизни мишуру», сохранить свой высокий нравственный облик. И свет
видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и
прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее
страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна
порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она
никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное
превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин
создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По
словам Белинского, «он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую
женщину».