Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»?
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «сильным русским
характером»?—————————————-
В драме
Островского показан сложный,трагический процесс раскрепощения оживающей
души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается
и живучесть морали«тёмного царства»,и шаткость этой морали. Глубоко
трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни
-мотив неминуемой гибели («Ты убей, загуби меня со полуночи…»):»Зачем
ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?«; »Зачем ты моей погибели
хочешь?«; »Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть её
чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! «Не жалей, губи
меня!» -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не
всякий,и мы убеждаемся в необычайной силе героини.А каковы первые слова
Катерины? Вслушаемся в них внимательно:»Для меня,маменька,всё одно, что
родная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя любит». В отличие от жены,Тихон
произносит свои оправдания жалобно,даже,может быть, плаксивым тоном и вместе с
тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». Катерина говорит
о том же, что и Тихон, возражая на упрёки.Но с каким достоинством, как просто
и искренне говорит она! Характерно и это обращение на«ты» (как к
равной),и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.В
первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона,мы представляем себе
Катерину как покрную жертву,человека со сломанной волей и растоптанной душой.
«Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только
плачет да тает как воск», -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед
нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером,с
живым,вольнолюбивым сердцем.Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом,не
побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться,но+
«громко,
во весь голос« зовёт любимого: »Радость моя, жизнь моя, душа моя,
люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой,напротив,она
свободна,хотя бы потому,что всё потеряла,что нечем ей больше дорожить,даже
жизнью: «Для чего мне теперь жить,ну для чего?»Борис говорит о
себе:«Что обо мне-то толковать!Я вольная птица».В сцене свидания
Катерина ему завидует:«Ты вольный казак».Но,по сути дела,кто из них
двоих более свободен?Остановимся
на репликах Бориса в сцене прощания: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле
еду: дядя посылает… Не застали бы здесь!». Борис скован страхом.
Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами «тёмного
царства«.»Опять жить? Нет,нет, не надо… нехорошо!» Характерно
здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи,с точки зрения Катерины,безнравственно.»А
поймают меня,да воротят домой насильно…»Как страшно звучит здесь это слово
-поймают,словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое
совершится над ней,Катерина восклицает: «Ах,скорей,скорей!» Жажда
освобождения торжествует и над тёмными религиозными представлениями.Катерина
проникается убеждением в своём праве на свободу чувства,на свободу выбора
между жизнью и смертью. «Всё равно, что смерть придёт,что сама…а жить
нельзя!»-размышляет она о самоубийстве,которое,с точки зрения церкви,
является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представление:
«Грех! Молится не будут? Кто любит,тот будет молится…»Мысль о любви
сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова
Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах,-они
обращены к любимому: «Друг мой!Радость моя!Прощай!» Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она
вырвалась из пут «тёмного царства» на волю.#