Анализ и пути укрепления финансового состояния фирмы ЗАО МОДЕМТРАНСАВТО
ОТЗЫВ- ХАРАКТЕРИСТИКА
Дмитриева Елена Владимировна с 16 февраля 2004 г. по 10 мая 2004 г.
проходила преддипломную практику в фирме ЗАО «МодемТрансАвто» в отделе
бухгалтерии.
За время прохождения практики показала себя как способный, серьезный,
ответственный человек. Очень аккуратна и внимательна в работе с
документами. Работая над предоставленной информацией, выполняя задания, она
проявила не раз хорошие умственные способности и особую скрупулезность,
тщательность при работе с материалом, а также умение анализировать,
взвешивать сильные и слабые стороны, делать обобщения и выводы.
Елена Владимировна работая в отделе бухгалтерии показала свое
стремление освоить свою специальность, готовность освоения новых методов
работы и успешно их применять для решения поставленных задач, не
стеснялась обращаться за разъяснениями.
Порученное ей дело стремилась доделать до конца, старалась разобраться
во всех нюансах. Замечания по работе принимала правильно и старалась
устранить их.
Елена Дмитриева трудолюбивый, порядочный, добросовестный,
коммуникабельный человек.Руководитель практики от предприятия
_________________________ (подпись)ГРАФИК
прохождения преддипломной практики студента5 курса специальности
«____________________________________________________»
специализации «___________________________________________________________»Ф.И.О.____________________________________________________________________
|№ |Краткое содержание выполняемой работы |Срок выполнения |Отметка о |
|п/п | | |выполнении |
|1 |Знакомство с деятельностью фирмы ЗАО |16.02.04 -1.03.04| |
| |«МодемТрансАвто» | | |
|2 |Знакомство с организацией |1.03.04 – | |
| |бухгалтерского учета и структурой |15.04.04 | |
| |бухгалтерии | | |
|3 |Изучение источников бухгалтерской |15.04.04 | |
| |отчетности для проведения анализа |-29.04.04 | |
| |финансового состояния предприятия | | |
|4 |Знакомство с методикой расчета |29.04.04 | |
| |основных показателей, характеризующих |-12.05.04 | |
| |финансовое состояние фирмы | | |
|5 |Выполнение расчета коэффициентов |12.05.04 | |
| |ликвидности и финансовой устойчивости |-19.05.04 | |
|6 |Выполнение расчета рентабельности |19.05.04 | |
| |фирмы |-26.05.04 | |
|7 |Оформление отчета по преддипломной |16.05.04 | |
| |практике |-10.05.04 | |Руководитель практики от института __________________________________
(Ф.И.О.)Студент – практикант
__________________________________ (Ф.И.О.)
Содержаниестр.
1. Краткая характеристика фирмы ЗАО «МодемТрансАвто». 3
2. Организация бухгалтерского учета и анализа финансовой деятельности
в ЗАО «МодемТрансАвто». 5
2.1 Структура и функции бухгалтерии. 5
2.2 Бухгалтерская отчетность как источник анализа финансового состояния
фирмы. 5
2.3 Анализ основных показателей, характеризующих финансовое состояние
фирмы ЗАО «МодемТрансАвто». 6
2.3.1 Анализ коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. 6
2.3.2 Анализ коэффициентов рентабельности. 8
2.3.3 Оценка финансовой устойчивости ЗАО «МодемТрансАвто». 91. Краткая характеристика фирмы ЗАО «МодемТрансАвто»
Фирма ЗАО «МодемТрансАвто» образовалась в 1994 году в форме закрытого
акционерного общества. Фирма ЗАО «МодемТрансАвто» является одной из самых
крупных транспортных компаний г Самары и Самарской области с многочисленным
подвижным составом, на счету которого насчитывается более 25 автомобилей
марки «VOLVO –FH12». Виды деятельности фирмы: транспортные и
экспедиционные услуги, инвестиционная деятельность, аренда движимого и
недвижимого имущества. Потребители услуг – крупные фирмы города и области:
ЗАО «Родник», ОАО кондитерская фабрика «Россия», ООО «Элитон», ООО
«Лобазъ», ООО «Артек» и другие.
Основные технико-экономические показатели ЗАО «МодемТрансАвто»
приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ЗАО «МодемТрансАвто»
|№ | | |Колич. выражение |Темп |
|п/п|Наименование показателя |Ед.изм |показателя |изменения,|
| | | | |% |
| | | |2002г. |2003г. | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1 |Среднесписочная численность |чел. |42 |43 |102,3 |
| |работников | | | | |
|2 |Валюта баланса |т.руб. |9728 |18277 |187,9 |
|3 |Стоимость оказанных услуг |т.руб. |8875 |15693 |176,8 |
|4 |Балансовая прибыль |т.руб. |928 |2583 |278,3 |
|5 |Рентабельность | | | | |
| |-продаж |% |4,09 |10,9 |260,5 |
| |- активов |% |8,9 |16,09 |329,04 |Как видно из таблицы 1 заметно улучшилось финансовое состояние фирмы
по сравнению с 2002 годом. Балансовая прибыль увеличилась на 178%,
рентабельность продаж увеличилась на 160%, рентабельность активов
увеличилась на 229%.
На рисунке 1 представлена организационная структура управления ЗАО
«МодемТрансАвто».Рис. 1 Организационная структура управления ЗАО «МодемТрансАвто»
2. Организация бухгалтерского учета и анализа финансовой деятельности
в ЗАО «МодемТрансАвто».2.1 Структура и функции бухгалтерии
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель
фирмы. Бухгалтерский учет в фирме ЗАО «МодемТрансАвто» осуществляется
бухгалтерией, возглавляемой главным
бухгалтером. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование
учетной политики, обеспечивает контроль и отражение на счетах
бухгалтерского учета хозяйственных операций, представление оперативной
информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности,
проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в
целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов фирмы. В отделе
кроме главного бухгалтера есть еще три бухгалтера. Работа в бухгалтерии
фирмы ЗАО «МодемТрансАвто» подразделяется на следующие основные группы:— расчетная;
— материальная;
— производственно-калькуляционная;
— финансовая.2.2 Бухгалтерская отчетность (как источник анализа финансового состояния
фирмы).При формировании показателей бухгалтерской отчетности фирма
руководствуется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства
Финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34Н, Положением по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 от 6 июля 1999г. № 43Н,
Приказом Министерства Финансов РФ от 13 января 2002 г. № 44 «О формах
бухгалтерской отчетности организации».
В составе годового бухгалтерского отчета фирма представляет следующие
документы:
— форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
— форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
— форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
— форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
— форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
— «Пояснительная записка» — изложение основных факторов, повлиявших в
отчетном году на итоговые результаты деятельности фирмы с оценкой ее
финансового состояния.Форма № 1 является основным источником информации для проведения
анализа финансового состояния фирмы.
Бухгалтерский баланс показывает состояние имущества, собственного
капитала и обязательств фирмы на отчетную дату. Баланс состоит из актива и
пассива.
Актив баланса строится в порядке возрастания ликвидности средств, т.е.
скорости превращения этих средств в денежную форму. Он состоит их трех
разделов: внеоборотные активы, оборотные активы, убытки.
Отчет о прибылях и убытках содержит сведения о финансовых результатах
деятельности предприятия за отчетный период.
Отчет о движении капитала показывает структуру собственного капитала
фирмы в динамике.
Отчет о движении денежных средств отражает остатки денежных средств на
начало и конец отчетного периода, и потоки денежных средств от текущей,
инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
Таким образом, все элементы бухгалтерской отчетности связаны между
собой в единое целое и представляют собой систему взаимосвязанных
показателей, характеризующих результаты годовой деятельности фирмы.2.3 Анализ основных показателей, характеризующих финансовое состояние фирмы
ЗАО «МодемТрансАвто»2.3.1 Анализ коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости
Показатели ликвидности баланса показывают степень способности фирмы
покрывать свои краткосрочные обязательства текущими активами. Они являются
факторами, ограничивающими рост эффективности деятельности фирмы. Поэтому
необходимо отслеживать и управлять значениями показателей ликвидности.
Для оценки ликвидности используются:
— коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия);
— коэффициент срочной (быстрой) ликвидности;
— коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент общей ликвидности определяется по формуле
Кол = ТА , (1.1)
ТО
где ТА — текущие активы; ТО — текущие обязательства
Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости представлены в таблице 2
Таблица 2
Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости
|Показатель |Строки формы № 1 |На начало|На конец |Абсолютн|Темп |
| | |периода |периода |ое |роста|
| | | | |измене- |, % |
| | | | |ние | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1 . Коэффициент |Стр.(290-252-244-2|1,805 |1,503 |-0,302 |83,27|
|покрытия |30)/690 | | | | |
|2. Коэффициент |Стр.(490-390-252-2|1,061 |0,768 |-0,293 |73,26|
|финансирования |44) / (590+690) | | | | |Рекомендуемые значения коэффициента покрытия составляют 1,0 – 2,0.
Коэффициент покрытия уменьшился за год на 16,73%, что является тревожной
тенденцией для фирмы, мак как указывает на снижение способности фирмы
погашать свои обязательства.
Коэффициент финансирования также уменьшился на 26,74%. Это
характеризует увеличение степени зависимости фирмы от внешнего
финансирования.
Относительные коэффициенты ликвидности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Относительные коэффициенты ликвидности
| |Значение |Измене|Темп |
|Показатель | |-ние |роста|
| | | |, |
| | | |% |
| | | | |
| |На начало |На конец | | |
| |года |года | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1. Текущие обязательства, ТО, |3797,5 |6743,2 |2945,7|177,5|
|тыс. руб. | | | |7 |
|2. Денежные средства, ДС, тыс. |1915,2 |2114,2 |199,0 |110,3|
|руб. | | | |9 |
|3. Краткосрочные финансовые |35,0 |51,1 |16,1 |146,0|
|вложения, КФВ, тыс. руб. | | | |0 |
|4. Дебиторская задолженность, ДЗ,|796,7 |870,5 |73,8 |109,2|
|тыс. руб. | | | |6 |Проведенный анализ показывает, что фирма «МодемТрансАвто» имеет
тенденцию к уменьшению ликвидности. На начало 2003г. фирма имела проблемы с
ликвидностью в краткосрочном периоде. В конце года эти проблемы усилились.
Наблюдается снижение всех коэффициентов ликвидности на 17-38%.
2.3.2 Анализ коэффициентов рентабельности.Рентабельность активов показывает эффективность использования всего
имущества фирмы. Снижение данного показателя свидетельствует о падающем
спросе на продукцию компании и о перенакоплении активов.
Таблица 4
Анализ коэффициентов рентабельности
|Показатель |Строки баланса |На |На конец|Абсо-л|Темп |
| | |начало |периода |ютное |роста,|
| | |периода|2003г. |измене|% |
| | | | |-ние | |
| | |2003г. | | | |
|1. |050(ф.№2)/010( ф.№2) |0,0409 |0,1090 |0,068 |265,85|
|Рентабельность | | | | | |
|продаж, % | | | | | |
|2. |010(ф.№2)/(399 |1,1954 |1,4767 |0,281 |123,53|
|Оборачиваемость|—390-252-244) | | | | |
|активов, % | | | | | |
|3 . |050(ф.№2)/(399 |0,0489 |0,1609 |0,112 |329,04|
|Рентабельность |—390-252-244) | | | | |
|активов, % | | | | | |Формирование рентабельности собственного капитала можно представить в
виде схемы, изображенной на рисунке 2.Рис. 2 Формирование показателя рентабельности собственного капитала.
Анализ рентабельности собственного капитала представлен в таблице 5.
Таблица 5
Анализ рентабельности собственного капитала
|Показатель |На |На конец |Измене-|Темп |
| |начало|2003г. |ние |роста, |
| |2003г.| | |% |
| | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1. Выручка от реализации (ВР), т.р.|9617,3|18015,5 |8398,2 |187,32 |
|2. Прибыль (ПР), т.руб. |393,0 |1963,3 |1570,3 |499,57 |
|3. Сумма процентов за кредит |177,18|457,38 |280,2 |258,14 |
|(I),т.р. | | | | |
|4. Ставка налогообложения (Т ), % |30 |30% |0 |100,00 |
|5. Собственный капитал (СК), т.руб.|4142,1|5299,5 |1157,4 |127,94 |
|6. Сумма кредитов (Кр) |590,6 |1524,6 |934,0 |258,14 |
|7. Чистые активы (NA) |4732,7|6824,1 |2091,4 |144,19 |
|8. Чистая прибыль, N1 |151,07|307,09 |156,02 |204,59 |
| | |/ /' | | |
|9.Поправка на налоги и кредиты |0,384 |0,156 |-0,228 |40,63 |
| | |/ / / | | |
|10. Оборачиваемость чистых |2,032 |2,640 |0,608 |129,92 |
|активов(ОNA) | | | | |
|11. Рентабельность продаж (Rп) |4,08 |10,90 |6,82 |267,16 |
|12.Финансовый рычаг (ФР) |1,143 |1,288 |0,145 |112,69 |
| | | | | |
|13. Рентабельность собственного |3,64 |5,78 |2,14 |158,79 |
|капитала (РСК), % | | | | |Рентабельность собственного капитала фирмы «МодемТрансАвто» за
рассматриваемый период увеличилась на 58,79 % за счет увеличения
рентабельности продаж на 167,16 %, увеличения оборачиваемости чистых
активов на 29,92 % и увеличения финансового рычага на 12,69 %.
2.3.2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО «МодемТрансАвто»Оценка финансовой устойчивости предприятия проведена на основе данных
годового баланса и представлена в таблице 6.
Таблица 6
Оценка финансовой устойчивости ЗАО «МодемТрансАвто»
| |Значение |
|Показатель | |
| | |
| |На начало |На конец |Абсолютное |Темп |
| |2003 года, |2003 года, |отклонение,|роста, |
| |тыс. руб. |тыс. руб. |тыс. руб. |% |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1. Собственный оборотный |2951,6 |3235,0 |283,4 |109,60 |
|капитал (СОК) | | | | |Продолжение табл. 6
|1 |2 |3 |4 |5 |
|2. Собственный оборотный |3056,6 |3392,0 |335,4 |110,97 |
|капитал и долгосрочные | | | | |
|заемные средства | | | | |
|3 . Общая величина основных|6854,1 |10135,2 |3281,1 |147,87 |
|источников для формирования| | | | |
|запасов и затрат | | | | |
|4. Излишек (+) или |2605,1 |2385,2 |-219,9 |91,56 |
|недостаток (-) СОК | | | | |
|5. Излишек (+) или |2710,1 |2542,2 |-167,9 |93,80 |
|недостаток (-) СОК и | | | | |
|долгосрочных заемных | | | | |
|источников для формирования| | | | |
|запасов и затрат | | | | |
|6. Излишек (+) или |6507,6 |9285,4 |2777,8 |142,69 |
|недостаток (-) общей | | | | |
|величины основных | | | | |
|источников для формирования| | | | |
|запасов и затрат | | | | |
|7. Трехмерный вектор S |(1,1,1) |(1,1,1) |- |- |
|8. Качественная |Абсолютная финансовая устойчивость фирмы на |
|характеристика финансового |начало и на конец периода |
|состояния | |Оценка ликвидности и платежеспособности фирмы представлена в таблице 7
и таблице 8.
Таблица 7
Исходные данные для анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
|1. Актив |На начало |На конец |
| |года, тыс. |года, тыс. |
| |руб. |руб. |
|1 |2 |3 |
|1.1. Наиболее ликвидные активы, А1 |1950,2 |2165,3 |
|1.2. Быстрореализуемые активы, А2 |814,2 |908,3 |
|1.3. Медленнореализуемые активы, A3 |4089,7 |7061,6 |
|1.4. Труднореализуемые активы, А4 |1190,5 |2064,5 |
|Баланс |8044,6 |12199,7 |
|2. Пассив |На начало |На конец |
| |года, тыс.руб.|года, тыс. |
| | |руб. |
|2.1. Наиболее срочные пассивы, П1 |3292,0 |5325,6 |Продолжение табл. 7
|1 |2 |3 |
|2.2. Краткосрочные пассивы, П2 |505,5 |1417,6 |
|2.3. Долгосрочные пассивы, ПЗ|105,0 |157,0 |
|2.4. Постоянные пассивы, |4142,1 |5299,5 |
|П4 | | |
|Баланс |8044,6 |12199,7 |Таблица 8
Оценка ликвидности и платежеспособности фирмы ЗАО «МодемТрансАвто»
|Платежный излишек (+) / недостаток (-) |Процент покрытия обязательств|
|На начало года, |На конец года, |На начало года,|На конец |
|тыс. руб. |тыс. руб. | |года, |
| | |% |% |
|1 |2 |3 |4 |
|-1341,8 |-3160,3 |59,24 |40,66 |
|308,7 |-509,3 |161,07 |64,07 |
|3984,7 |6904,6 |3894,95 |4497,83 |
|-2951,6 |-3235 |28,74 |38,96 |Таблица 9
Относительные коэффициенты ликвидности
| |Значение |Измене|Темп |
|Показатель | |-ние |роста|
| | | |, |
| | | |% |
| | | | |
| |На |На конец | | |
| |начало |года | | |
| |года | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1. Текущие обязательства, ТО, тыс. |3797,5 |6743,2 |2945,7|177,5|
|руб. | | | |7 |
|2. Денежные средства, ДС, тыс. руб. |1915,2 |2114,2 |199,0 |110,3|
| | | | |9 |
|3. Краткосрочные финансовые |35,0 |51,1 |16,1 |146,0|
|вложения, КФВ, тыс. руб. | | | |0 |
|4. Дебиторская задолженность, ДЗ, |796,7 |870,5 |73,8 |109,2|
|тыс. руб. | | | |6 |
|5. Текущие активы, ТА, тыс. руб. |6854,1 |10135,2 |3281,1|147,8|
| | | | |7 |
|6. Коэффициент покрытия, Кол |1,805 |1,503 |-0,302|83,27|
|t | | | | |
|7. Коэффициент срочной ликвидности, |0,723 |0,450 |-0,273|62,24|
|Ксл | | | | |
|8. Коэффициент абсолютной |0,514 |0,321 |-0,193|62,45|
|ликвидности, Кал | | | | |Проведенный анализ показывает, что фирма «МодемТрансАвто» имеет
тенденцию к уменьшению ликвидности. На начало года фирма имела проблемы с
ликвидностью в краткосрочном периоде, в конце года эти проблемы усилились.
Наблюдается снижение всех коэффициентов ликвидности на 17-38%.————————
Рентабельность продаж
Рентабельность чистых активов
Оборачиваемость чистых активов
Финансовый рычаг
Рентабельность собственного капитала
Поправка на кредиты и налоги
Авто-электрики
Автослесари
Водители
Экспедиторы
Диспетчеры- менеджеры
Бухгалтер
Инженер по ремонту автотранспорта
Начальник отдела логистики
Главный бухгалтер
Зам. ген. директора по финансовым вопросам
Зам.ген. директора по транспортным вопросам
Зам.ген.директора
по общим вопросамГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Общее собрание акционеров