Деревенская
проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы,
которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это
вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие
проблемы, актуальные в любое время. Ведущее место среди писателей второй
половины XX столетия занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и
пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с
Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел
дать вам волю”) и другие.
Особое
место в этом ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца
родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки
Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю,
труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого
начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении
человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по
жизненной зрелости, и по нравственному опыту.
И
как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского крестьянства.
Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел
“острейшие схлесты и конфликты”. “Сама потребность взяться за перо лежит,
думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину,
которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими
людьми”, — писал Шукшин.
Самобытность
этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и
уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина
оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.
Шукшин
не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Именно поэтому он
непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит, то
вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин
признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека- не-догматика,
человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен,
поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная
душа”. Герои писателя действительно импульсивны и естественны. Они остро и
порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком. Серега Безменов
отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены (“Беспалый”). Оскорбил
очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в
вытрезвитель (“А поутру они проснулись…”). Герои Шукшина могут даже покончить
с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”), потому что они не выдерживают
оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки героев Шукшина определяют
сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”).
Василий
Шукшин не идеализирует своих странных, “с чудинкой” героев. Но в каждом из них
он находит то, что близко ему самому.
Деревенская
проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального
характера, характера земледельца. Он показывает, что главное в нем — влечение к
земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека — это и источник жизни,
и связь поколений; и родной дом, и пашня, и степь. Это та самая малая родина с
ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни…
Главным
героем, в котором воплотился русский национальный характер, стал для Шукшина
Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен роман Василия Шукшина “Я пришел
дать вам волю”. Писатель считал, что Степан Разин чем-то близок современному
русскому человеку, что его характер является воплощением национальных
особенностей нашего народа. И это важное для себя открытие Шукшин хотел донести
до читателя.
Крестьянство
издавна занимало в России самую главную роль в истории. Не по силе власти, а по
духу — крестьянство было движущей силой российской истории. Именно из темных,
невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван
Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила
та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и часть выдающейся русской
интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему,
занимают особое место в литературе. Василий Шукшин сумел создать в своей прозе
новый образ крестьянина. Это человек большой души, он независим и немного
чудаковат. Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его
произведения. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром
поступке”, — говорил Василий Шукшин. Творчество самого писателя наглядно
доказывает это.