1.Древнее царство Египет.
1.1.Источники и историография Древнего Египта
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе
внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей
цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и
ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной
государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не
иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен
людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы .
Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились
и античные философы, историки, писатели. «Вырезанные на камне изображения —
это магические знаки,» -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке
нашей эры. «Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф
обозначает целое слово или даже фразу», — предполагал историк Плутарх,
живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и
Геродот, и многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений
исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это
произошло лишь в XIX веке. Но после дешифровки иероглифов перед нами
обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая
несколько тысяч лет на берегах Нила. Мы можем сейчас по достоинству оценить
огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и
искусств.
В своей истории древнегреческий историк Геродот довольно подробно
описывает прошлое Египта подробнее, чем он, например, описывал историю
вавилоно — ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит
бессистемный характер.
Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны,
осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с
египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же
получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не
было возможности.
Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги
своих предков — из-за гордости за свою страну. Но вместе с тем, многие
сведения Геродота представляют большой исторический интерес.
В I-II вв. н.э. Греческий писатель Плутарх посвятил вопросам
египетской религии целую книгу, которую назвал «Об Исиде и Осирисе».
Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. До
н.э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое
количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом языке
«Египетскую историю», в которой дал хронологическую схему и по ней разложил
ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.
В Египте сохранились многие исторические памятники — пирамиды, храмы,
колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать об истории страны.
Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в
течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822г.
Французский ученый Ф.Шампольен обнаружил ключ к чтению египетских
иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов
вперед.
Что же касается памятников — пирамид, храмов и т.д. — то здесь были
некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком.
Нужны были раскопки для их открытия.
Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в
которых с середины II тыс. года до н.э. хоронили египетских фараонов. В
отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению,
скальные гробницы делали под землей и засекречивали.Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили
30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-
1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на
земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.
В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул «Сын
Солнца», достигло апогея. Символом их величия стало строительство
гигантских пирамид — гробниц фараонов. Пирамидальные гробницы с вложенными
внутрь оружием, утварью, драгоценностями и, конечно, самой мумией умершего
были характерны для погребения высших классов египетского общества. Но
никогда они не достигали таких размеров, как знаменитые пирамиды Хеопса,
Хефрена и Минкерина. Затраты на их строительство оказались непосильными для
государства и пирамиды следующих фараонов стали значительно меньше, но
украшались внутри и содержали несметные богатства, которые подвергались
разграблению еще в древнее время.
За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти
фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества
(комы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее
сотрясали восстания рабов и городской бедноты. История Египта хорошо
известна из многочисленных папирусов и надписей на камне, дошедших до
нашего времени. Египтяне пользовались иероглифическим письмом, изменявшимся
от изображения предмета к условному значку. Иероглифы были расшифрованы в
начале XIX века французским ученым Франсуа Шампольоном.
Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена —
гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со
своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны
XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу,
охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть
Ливии, Намибию. Удачные военные походы привели к невиданному обогащению
аристократии и жречества. Жрецы стали так могущественны, что начали
угрожать власти фараонов. Поэтому фараон Аменхотеп IV выступил против них и
провел религиозно-политическую реформу.
Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с
головами священных животных (крокодила и кошки) он заменил культом одного
бога — Атона, олицетворявшего Солнце и изображавшегося в виде круга, а себя
назвал Эхнатоном. Роль жречества свелась на нет, фараона поддержали средние
слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Реформа привела к
изумительному взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов
появились прекрасные изображения с изысканными формами. К этому времени
относится знаменитый бюст Нефертити, жены Эхнатона. Художники начинают
изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека.
Но реформа была обречена на неудачу: сельское население не хотело
перемен и поддержало жрецов. После смерти Эхнатона (возможно,
насильственной) произошел возврат к традиционной религии. Преемник Эхнатона
Тутанхамон вошел в историю как жесткий человек, «самым важным действием
которого в жизни была смерть». Его гробница, открытая в начале XX века,
оказалась первой нетронутой грабителями, дошедшей до нас. Найденные там
предметы быта и искусства вошли в сокровищницу мирового искусства, подробно
рассказали о жизни Египта в период Нового царства.
В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый
завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Огромная
статуя Рамзеса (так называемый «колосс родосский») считалась в древности
одним из чудес света, но до нас не дошла. Преемники Рамзеса II воевали
много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей
иноземных завоевателей.
Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы.
Последний период независимости Египта кончился в 6 веке до н.э. захватом
его могущественным Персидским царством. В 4 веке до н.э. сама Персия пришла
в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского.
Полководец Александра Птоломей получил Египет после распада Македонской
державы. Для Египта начался новый период — эллинизм, тесно связанный с
историей Древней Греции и Древнего Рима.РАННЕЕ ЦАРСТВО 3100 — 2600 года до н.э. 1 – 3
династии.
СТАРОЕ ЦАРСТВО 2600 — 2134 года до н.э. 4 – 7
династии.
1 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 2134 -2040 года до н.э.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 2040 — 1640 года до н.э. 11 – 14
династии.
2 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1640 — 1550 года до н.э
НОВОЕ ЦАРСТВО 1550 — 1070 года до н.э. 18 – 20
династии.
3 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1070 — 712 года до н.э.
ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ 712 — 332 года до н.э.1.2.Страна и население
Рабовладельческое общество в Египте сложилось несколько раньше, чем
это произошло в других странах. Здесь возникло первое в мире государство.
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые
говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет»
происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это
слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из
древнеегипетских городов — Мемфиса. По древнеегипетски же, согласно
принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-
Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности
произносилось как Хэ-ку-Птах.
Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли
«Кеме» — «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли
окрестной пустыни.
Египет расположен в северо-восточной части Африки. В древности им
считали саму долину реки Нила. Теперь же к нему относится не только
пересекающая всю страну с юга на север долина, но и также пустынное, сильно
пересеченное Восточное, или так называемое Аравийское нагорье,
расположенное между Нилом и Красным морем, а на западе — Ливийское
плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими
оазисами. С севера страну омывает Средиземное море. Восточное нагорье
упирается в Красное море, которое отделяется от Средиземного только узким
перешейком. На западе границы Египта проходят по малонаселенным пустынным
местностям. В древности южной границей страны считались первые — по течению
реки последние — пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская
Эфиопия, или Нубия.
По мнению ученых, климат Египта 10-12 тысячелетий назад был мягче,
прохладнее, а атмосферных осадков здесь выпадало значительно больше.
Затем, уже в послеледниковый период, климат здесь становится все
более сухим, жарким, степи превращаются в пустыни, а растительный и
животный мир постепенно беднеет.
Уже в течение тысячелетия в Египте, даже на побережье Средиземного
моря, количество осадков мало, а дальше от побережья дожди иногда не
выпадают по несколько лет.
Нил — одна из величайших рек в мире, длина её 6500 км. Вся долина
Нила по существу является гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь
Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской.Долина и дельта
Нила с плодородными аллювиальными почвами являются одним из наиболее
густонаселенных районов на земном шаре.
Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения
различных племен Северо — Восточной Африки, а возможно также, и некоторых
племен, впоследствии живших в передней Азии. Если судить по дошедшим до
нашего времени изображениям и костным останкам, древние египтяне были
людьми крепкого телосложения. Цвет их кожи был смуглый, а волосы черные и
гладкие.
Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-
хамитской семьи языков. Больше всего изучены взаимоотношения
древнеегипетского языка с семитическими языками, а меньше всего — с другими
родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.
1.3.Возникновение государства в Египте.
Как установили ученые, во времена, которые предшествовали образованию
объединенного государства, Египет распался на несколько десятков отдельных
областей. По-гречески эти области назывались номами. Первое государство
возникло в пределах небольших номов, которые охватывали несколько
поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция
вождя и святилище, почитаемого здесь божества. На территории Верхнего
Египта в период нового царства насчитывалось 22 нома, в Нижнем Египте — 20
номов. В силу природных условий номы — древнейшие государственные
образования стремились к объединению, в следствии чего появились более
крупные царства. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно
царство и Нижнего Египта — в другое крупное царство произошло в IV
тысячелетии до н.э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого
цвета, а Нижнего — красного цвета. Некоторое время царства существовали
рядом друг с другом и вели между собой войны. Но тенденция к объединению
продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению Верхнего и
Нижнего царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю
долину от первого порога до среднеземноморского побережья. Раннее царство
(XXXI XXIX в.в. до н.э.). Объединение Верхнего и Нижнего царств было
революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного
государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила,
появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной
системы, без которой невозможно существование продуктивного и
земледельческого хозяйств. На смену постоянным внутри египетским войнам,
ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было
достигнуто в результате множественных воин между Верхним и Нижним
царствами.
В более поздние времена постоянно разграничивались две половины
государства — верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе царя
соединялись два властителя — верхнеегипетский и нижнеегипетский. Это
говорит о том, что в древности существовали в Египте два раздельных царства
— Нижнее и Верхнее.
До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи,
которая была высечена на камне примерно в середине III тысячелетия до н.э.
Судя по ним, в летописи перечислялись египе6тские цари и от времени их
царствования имелись погодные записи. Необходимо отметить, что египетские
цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя
являлись священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к
тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя
иносказательно: пер-«о» — «большой дом», откуда происходит видоизмененное
слово «фараон».
Увы, мы не знаем, сколько времени продолжался ранний период в
истории Египта определенно можно сказать, что около 3000 г. До н.э.
государство в долине Нила уже существовало.
Точное летоисчисление древнеегипетской истории также невозможно за
недостаточностью данных. Поэтому время зачастую обозначается не столько
столетиями, сколько — условно — династиями.
Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон,
написавший около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение об истории
Египта, насчитывал до 30 династий фараонов.1.4.Источники права
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием
государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть
сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли.
Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.
В Египте существовало несколько видов земельных владений:
государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать
различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот,
инвентарь и пр.
Существовали несколько видов договоров — договор займа, договор найма,
купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий
несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и
действия религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое
положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены
и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача
жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон.
Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и
муж и жена.
Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1)
государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной
тайны; 2) религиозные — убийство священных животных, чародейство: 3) против
личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти
больного; 4) против собственности — кража, обмеривание, обвешивание; 5)
преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные
и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме
того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный
характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы,
допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.1.5.Объединение Египта.
Как свидетельствуют исторические источники, в начале II династии
древнеегипетские цари нарушили вековую традицию и перестали использовать
абидосское кладбище. Впоследствии, еще при той же династии, в Абидосе опять
стали появляться царские погребения, однако теперь цари уже носят новую,
несколько необычную титулатуру.
Как уже отмечалось выше, правители Египта обычно именовали себя богом
Гором. Теперь же, в период II династии, мы обнаруживаем царя, который
неожиданно объявил себя не Гором, а его противником — богом Сетом. Мало
того, другой, следующий за ним царь, уже под самый конец династии, вдруг
провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, как считают
ученые приблизительно так: «Тот, в ком умиротворились оба бога».
Трудно сказать со всей определенностью, были ли такие изменения
титулатуры связаны с кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог
Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях
двух своих изваяний он символически изобразил Нижний Египет пораженным. Там
же изображены трупы бунтарей, а также указано число павших врагов: на одном
изваянии — 48205, на другом — 47209. На двух каменных сосудах представлена
богиня Верхнего Египта, которая вручает Гор-Хасемему, украшенному
верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в « год поражения
Нижнего Египта».
Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу
II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в
истории Египта — эпоху Древнего царства. «Белые стены» царя Менеса — город
Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее
распространенному мнению, к одному из названий этого города — Хет-ка-Птах,
что значит « Усадьба двойника Птаха» — главного бога столицы, и восходит
греческое Айгюптос и наше наименование страны — Египет.2.Боги Древнего Египта
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,
поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения
явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за
видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы,
реки, ручьи, деревья — всё это были божества, историю которых
воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.
Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки,
покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и
изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску
и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На
вершине божественного египетского пантеона, — говорит Мариэтт,
известный французский египтолог, — восседает бог единый, бессмертный,
несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в
глубине его сущности. Он — творец, неба и земли, он сотворил все,
что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог,
существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».
Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне
святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому
что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для
непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит
и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до
бесконечности.
Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в
религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума,
философского или суеверного.Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается
бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую
божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу — бог, олицетворяющий
пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут —
женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб — это
бог Земли, или по сути сама Земля. Нут — богиня Неба, или также само Небо.
По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между
ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сетх и
Нефтида.
Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского
пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым
из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в
утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис
подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его
культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила
его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего
брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил
его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида
нашла все эти куски и похоронила.
Вскоре он родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы
отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей
природы. Исида — великая богиня — мать, символ материства, супружеской
верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал
сухой, песчанный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца,
богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю
землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами
тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он
боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак
анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг ( ). В
средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет
весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным
отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит
над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также
духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и
обездоленных. Его женой и женским воплошением души была богиня Амаунет.
Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой
природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в
его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством
справедливости. О Пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. Он
считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом
всех богов и мира.
Сын Осириса — бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских
богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей
отца — Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом
был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов.
В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским
воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски
и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде
человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с
просьбой о покровительстве в потусторон- нем мире.
Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в
пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обрашались с
молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях.
Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем
мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его
женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в
облике женщины с головой льва.
Но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме того
существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде
славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит,
Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых
человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от
зла, болезней, опасных животных.
2.1.Обожествляемые животные
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его
довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных
животных.
Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в
храме постоянно проживал живой бык — олицетворение бога быка. Белые и
черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая
кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги.
Встречается также культ священной коровы.
Весьма распостранен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека.
При многих храмах содерживались священные крокодилы, которых кормили жрецы,
а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов
захоронялись.
Чрезвычано был распостранен культ сокола (или ястреба) как воплошение бога
Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с
черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных
также содержали при храмах, а после их смерти бальзомировали.
Широко был распостранен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом.
Сушествовала также кошачая богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась
специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их
бальзамировали и хоронили на специальном кошачем кладбище. Для кошек иногда
делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре
первой спасали кошку, а только затем детей и имушество.
В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60
божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также
черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира
Анубисом.
Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе
фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи
предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы
устанавливались каменные стеллы с изображением змей.
Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную
роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и
называлось — хепри.