Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Жюльена Сореля
Создавая
свой роман «Красное и черное», Стендаль ставил перед собой задачу отобразить
все сферы жизни, охватить все слои общества, передать основные тенденции,
проблемы, конфликты, возникающие в обществе. Поэтому сценой для развития
действия романа становится сама Франция.
Перед
нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей,
провинциального дворянства в образах де Реналей; высших и средних слоев
духовенства, представителями которого являются епископ Агдский, преподобные
отцы Безансонской духовной семинарии и аббат Шелан. Также мы встречаемся здесь
с Вально — ярким представителем буржуазии, мелким предпринимателем Фуке и
крестьянами — семьей Сорелей. Характеры многих героев, их нравы и образ жизни
предстают перед нами, в основном, такими, какими видит и понимает главный герой
— Жюльен Сорель. Он прекрасно сознает все недостатки этого общества, все его
пороки, несмотря на то, что сам страстно стремится занять место среди его
представителей.
Мы
видим, как с крахом империи аристократия и духовенство берут всю власть в свои
руки. Однако в их среде постоянно ощущается атмосфера неуверенности и страха.
Так, маркиз де Ла Моль и его окружение заранее готовятся к обороне, рассчитывая
на помощь иностранных войск. Де Реналь также находится в постоянном страхе
перед возможной революцией. Он готов на любые затраты во имя того, чтобы слуги
его «не зарезали, если повторится террор 1793 года». И только буржуазия не
знает страха. Ее тяга к обогащению с сознанием возрастающей власти денег только
увеличивается. Они, подобно Вально, не стесняются в средствах для достижения
своих целей. И, как мы видим, в этом жалком и низком обществе именно такие люди
имеют успех.
Невежественный
и грубый Вально, опускающийся до низкого подкупа, до ограбления сирот,
становится первым человеком Верьера — бароном и верховным судьей.
Жаждой
наживы и обогащения живет также маркиз де Ла Моль, который, располагая
возможностью узнавать все новости, удачно играл на бирже. Под безграничную
власть денег попадает и де Реналь, владеющий гвоздильным заводом и скупающий
земли, и даже старый крестьянин Сорель, за плату уступающий своего
«незадачливого» сына мэру Верьера, а в последствии открыто радующийся завещанию
Жюльена.
Вглядываясь
в образ Матильды де Ла Моль, мы видим, что она очень отличается от тусклой и
безликой великосветской молодежи. Это умная, красивая женщина, наделенная
огромной энергией, независимостью суждений и стремлением к яркой, наполненной
смыслом жизни. Матильда откровенно презирает свое вялое светское окружение. А в
Жюльене она видит незаурядного молодого человека, гордого, энергичного,
способного на дерзкие, иногда даже жестокие поступки. Однако в романе ее образ
в первую очередь является воплощением честолюбивого идеала Сореля. Брак с ней
для героя — единственная возможность занять свое место в великосветском
обществе.
Где
бы ни оказывался герой Стендаля, в Верьере или великосветском Париже, — он
видит одни и те же пороки, которыми поражено все вокруг. Он открывает везде
лишь моральную нечистоплотность, ничтожество, корыстолюбие и жестокость, с той
только разницей, что в придворных сферах Парижа все это искусно прикрывается
роскошью, титулами и лоском высшего света.
Во
всем этом жутком и душном мире только Луиза де Реналь видится герою тонкой,
цельной натурой. Только с ней Жюльен может быть самим собой, так как одна она
смогла разглядеть под маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя
чуткого, благородного юношу, впервые познающего бескорыстие и силу настоящей
любви. Ее чувство к герою естественно и чисто, она безоглядно любит его и
готова подарить ему настоящее счастье. Однако, на свою беду, она осмелилась
помешать карьере Сореля, скомпрометировать его своим письмом к маркизу де Л а
Молю. И Жюльен, ослепленный этим предательством женщины, обманувшей его святую
веру в нее, совершает свой роковой выстрел.
В
своем романе Стендаль убедительно дает понять читателям, что истинное отношение
его героя к окружающему светскому обществу должно было тем или иным образом
выступить наружу. Жюльен в глубине души — чистый и светлый человек, и эта
нравственная чистота никогда не позволила бы ему стать своим в мире Реналей и
Ла Молей. И перед самой своей смертью на судебном процессе он дает выход своим
чувствам. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих
судей, он бросает им в лицо грозную правду. Его судят и осуждают на смерть не
столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, имел
дерзость посягнуть на место в высшем свете. Он осмелился возмутиться социальной
несправедливостью и восстать против своей жалкой участи. Этого ему не могут
простить. И именно потому отправляют на гильотину.