Наука БЖД

Дата: 15.05.2014

		

Московский департамент образования.
Московский городской педагогический университет.

Реферат
на тему: «Наука БЖД, цель, задачи и практическое применение».

Выполнен: студенткой очно-
заочного отделения 5 курса 2
группы Ратниковой А. А.

Москва

2004
План работы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Наука БЖД……………………………………………………………………4
2. Цель, задачи и практическое значение науки………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….8
Библиография…………………………………………………………………….9

Введение.
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой
обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать
благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека,
его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного
и естественного происхождения и достижением комфортных условий
жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.
Дисциплина «БЖД» интегрирует области знаний по охране труда (ОТ),
охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее
началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и
вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у
человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка
риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических
бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология,
эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория
надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает
вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый
вопрос.

1. Наука БЖД.
БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии
человека со средой обитания.
Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных)
условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его
среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия
вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание
оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для
высшей работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни
и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому
объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений
и процессов в системе «человек – среда обитания».
Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение
потенциальной опасности.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного
взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей
в чрезвычайных ситуациях.
Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия,
способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты
деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к
длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания,
т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных
воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не
превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного
воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не
превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного
воздействия.
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается
соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим
системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты
(экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических
процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля
режима работы.

2. Цель, задачи и практическое значение науки.
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита
человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и
естественного происхождения и достижение комфортных условий
жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и
умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических,
биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и
определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности
жизнедеятельности.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
— идентификация (распознавание и количественная оценка)
негативных воздействий среды обитания;
— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или
иных негативных факторов на человека;
— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и
вредных факторов;
— создание нормального, то есть комфортного состояния среды
обитания человека.
Основные функции БЖД — обеспечить безопасность труда и
жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:
— описание жизненного пространства;
— формирование требований безопасности к источникам негативных
факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т.
д.;
— организацию мониторинга состояния среды обитания и
инспекционного контроля источников негативного воздействия;
— разработку и использование средств биозащиты;
— реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
— обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех
уровней и форм деятельности.
Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач,
которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение
БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Заключение.
Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания
человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В
современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной,
бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при
возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.
Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в
области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на
воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках,
количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания;
принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей;
сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти
к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих
позиций.

Библиография.
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А.
Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с.
2. Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное
пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.
3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия
«Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий