Бунин

Дата: 12.03.2014

		

Бунин
 

·    
Вступление……………………………………………………..2

·    
Краткие
биографические сведения………………………..3

·    
Первый сборник
стихов………………………………………4

·    
Выход в большую
литературу………………………………7

·    
Поэма
“Листопад”…………………………………………..—

·    
Рассказ
“Антоновские яблоки”…………………………….8

·    
Повесть
“Деревня”……………………………………………9

·    
Повесть
“Суходол”………………………………………..…11

·    
Книга “Чаша
жизни”………………………………………..13

·    
Автобиографический
роман «Жизнь Арсеньева­»………14

·    
Сборник «»Темные
аллеи«»…………………………………….16

·    
Последние годы
жизни………………………………………18

·    
Список использованной
литературы……………………..20

Так
знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви
поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир
его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с
ними переживаний.

А. Блок 

Я
хочу посвятить свой реферат одному замечательному поэту – Ивану Алексеевичу
Бунину.

          Так уж сложилось, что
Бунина принято называть «взрослым» писателем, ведь нет ни одного его рассказа
или стихотворения, которые могли бы войти в круг детского чтения. Но когда
юноше открывается мир этого художника, становится очевидным: знакомство с
«Листопадом», «Деревней» и «Митиной любовью» является немалым нравственным
приобретением.

Эту тему я выбрала не случайно, потому
что в произведениях Бунина мне удалось увидеть ту красоту, ту силу русской
природы, которую никто до него не смог так точно донести до читателя. 

          Но не только тема природы
звучит в его творчестве. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам
любви, смерти и природы.

          Мгновения любви по Бунину
становятся вершиной жизни человека. Это состояние возвышает души, оно не
бесплодно для героев его произведений.

          Темы его рассказов,
повестей, стихотворений настолько разнообразны, что кажется, что это – сама
жизнь.

          В своем реферате я
попытаюсь раскрыть читателю все темы творчества Бунина. А так как тематика его
рассказов менялась на протяжении всей жизни, то она также будет меняться и на
этих страницах.

Алексей Николаевич, отец поэта,
помещик Орловской и Тульской губерний, родился в 1824 году. В молодости был
офицером, участвовал в Крымской кампании в 1855-1856 годов, куда отправился
добровольцем. Там встретился  с А. М. Толстым.

          Учился он в Воронежской
гимназии, вместе с Н. С. Лесковым, но очень недолго: бросил занятия с первого
класса. В старости много читал.

          Из девяти его детей пять
умерло в раннем возрасте.

          (23) 10 октября 1870 года
родился Иван Алексеевич Бунин, в Воронеже, куда его родители переселились на
время из деревни для воспитания старших сыновей: Юлия (13лет) и Евгения (12
лет). Что же касается младшего, то мать его всегда говорила, что «Ваня с самого
рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он
«особенный», «ни у кого нет такой души, как у него».

          В 1874 году Бунины решили
перебраться из города в деревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской
губернии, в последнее поместье семьи.

          В деревне от матери и
дворовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве,
лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и
обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе
с крестьянскими детьми, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и
сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой
трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того
чувственного, вещественного, из чего создан мир», — писал Бунин в
автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Именно в этом возрасте
обнаружилось в нем художественное восприятие жизни, что, в частности,
выражалось в способности изображать людей мимикой и жестами; талантливым
рассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин написал первое стихотворение.

          На одиннадцатом году он
поступил в Елецкую гимназию. Там он писал стихи, подражая Лермонтову и Пушкину.

          Быть естественным, как сама
природа – вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и
страстная жажда соединения с ней – эта тема классической поэзии звучит в
стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно:  «Ты раскрой мне, природа,
объятия, чтоб я слился с красою твоей!» («Шире, грудь, распахнись для
принятия…»).

          Свои первые литературные
опыты – стихи и рассказы – Бунин посылал в столичные газеты и журналы. В эти
годы испытал серьезное воздействие этического учения Л. Н. Толстого, который
позднее станет для него главным художественным авторитетом.

          С осени 1889 года началась
его работа в редакции газеты «Орловский вестник», печатал в ней свои рассказы,
стихи, литературно-критические статьи, и заметки в постоянном разделе
«Литература и печать».

          В редакции Бунин
познакомился с Варварой Владимировной Пащенко. В 1891 году она вышла замуж, но
брак их не был узаконен, жили они не венчаясь. Юношеский роман Бунина составил
сюжетную основу пятой книги «Жизнь Арсеньева», выходившей отдельно под
названием «Лика».

          В конце 1891 года Бунин
издает первый сборник стихов – как приложение к газете «Орловский вестник»
«Стихотворения 1887-1891гг.», который позднее сам автор оценивал отрицательно.
Стихотворение «Не пугай меня грозою» из этого сборника включалось Буниным в
большое количество последующих изданий.

          Многие представляют себе
Бунина сухим и холодным. В. Н. Муромцева – Бунина говорит: «Правда, он хотел
таким казаться, — он ведь был первоклассным актером». Он был из тех, кто не
перед каждым раскрывался.

          К концу 1892 года стихи и
проза Бунина стали чаще появляться в «толстых» журналах – «Вестник Европы»,
«Мир Божий», «Русское богатство» — и привлекали внимание корифеев литературной
критики. В эту пору лирика поэта приобрела более объективный характер;
автобиографические мотивы, свойственному сборнику стихов, по определению самого
автора, не в меру интимных, постепенно исчезали из его творчества, которое
получало теперь более завершенные формы.

          Весной и летом 1894 года он
путешествовал по Украине. «Я в те годы, — вспоминал он, — был влюблен в
Малороссию, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал
песни, душу его».

          1895год – переломный в
жизни Бунина: после «бегства» Пащенко, в январе он оставил службу в Полтаве и
переехал сначала в Петербург, затем в Москву. Теперь он входил в литературную
среду, где познакомился с множеством писателей. Особенно важными были
знакомство с А. П. Чеховым и сближение с участниками московского литературного
кружка «Среда» (в него входили: М. Горький, А. Куприн, Л. Андреев, Н. Телешов
и  другие молодые писатели-дебютанты 1890-х годов).  Большой успех на
литературном вечере, состоявшемся 21 ноября, ободрил его. Там он выступил с
чтением рассказа «На край света».

          Но только в 1897 году этот
первый сборник рассказов «На край света» вышел в печать. Повествуя о нищете и
голоде крестьян, о переселенцах («Танька», «Вести с родины», «На край света»),
о разорении мелкопоместных («На хуторе», «В поле»), Бунин тогда уже двупланово
изображал деревню. Социальные драмы и трагедии он оттенял поэзией и красотой
природы и человеческой души.

          Быть естественным, как сама
природа – вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и
страстная жажда соединения с ней – эта тема классической поэзии звучит в
стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно:  «Ты раскрой мне, природа,
объятия, чтоб я слился с красою твоей!» («Шире, грудь, распахнись для
принятия…»).

          В 1896 году во всю силу
поэтическое дарование писателя раскрылось в переводе «Песни о Гайавате»
Лонгфелло. И это не случайно. Нравственный и эстетический пафос поэмы был
созвучен бунинскому мироощущению, которое не поддавалось полновесному выражению
в собственных произведениях: скрывали робость, власть традиции, неопытность.

          В июне 1898 года Бунин
уехал в Одессу. Здесь он сблизился с членами «Товарищества южнорусских
художников», собиравшихся на «Четверги», подружился с художниками Е. И.
Буковецким, В. П. Куровским (о нем у Бунина стихи «Памяти друга») и П.А.
Нилусом (от него Бунин взял кое-что для рассказов «Галя Ганская» и «Сны
Чанга»).

          Блестящий перевод
Лонгфелло, успех первых книг, дружба с Чеховым, расширение
литературно-художественных связей – словом, выход в большую литературу, — все
это расковало духовные силы Бунина. К началу века он стал писать более смело,
самостоятельно, не оглядываясь на авторитеты.

          В 1990-е годы большая часть
бунинских стихотворений и рассказов публиковалось издательством «Знание»,
которым руководил М. Горький, дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он
считал, талантом своего писательского поколения. Одним из первых предсказал
Бунину неординарную литературную судьбу А. П. Чехов. Чеховское дружеское
участие очень много дало молодому писателю, а его предсказание скоро
подтвердилось: вышедший в 1901 году поэтический сборник Бунина «Листопад» был
отмечен Пушкинской премией Российской Академии наук, появление его новых
произведений одобрительно встречалось большей частью влиятельных критиков.
Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передаче настроения. Блок за
«Листопад» и другие стихи признавал за Буниным право на «одно из главных мест»
среди современной русской поэзии.

          Поэма «Листопад» и рассказ
«Антоновские яблоки» открывают новый период в творчестве Бунина. Он пишет о
красоте и величии природы, о ее постоянном движении и обновлении, что приобщает
человека к гармонии и вечности.

          О книге стихов Бунина
«Листопад» Горький написал: «Я проглотил ее, как молоко! Какое-то матовое
серебро, мягкое, теплое, льется в грудь со страниц этой простой, изящной
книги».  «Листопад» стал прологом, «дверью» в художественный мир, который
современники красиво назвали «бунинским материком». Этот «материк» состоял из
трех больших тем: темы России; темы нового буржуазного мира с его материальным
прогрессом и обесцениванием духовных приоритетов в жизни  и темы любви. 

Для Бунина характерен
особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем
контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе «Антоновские
яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по
поводу умирания дворянских усадеб. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом
с его старосоветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд,
нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и
сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых
сословий. Бунину запомнились радостные лица осенью, когда в деревне всего
вдоволь. Автор и рассказчик – герой «Антоновских яблок»  — любовно
рассматривает старинные альбомы со стихами, книги в коже. Тут у Бунина ничего
своекорыстного, «помещичьего» нет.

Расставаясь с прошлым,
писатель пытается сохранить в памяти потомков то, что достойно преемственности.

          М. Горький двойственно
оценил «Антоновские яблоки». «Это — хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог,
спел. Красиво, сочно, задушевно». А рядом сомнение: «Хорошо пахнут «Антоновские
яблоки» — да! — но — они  пахнут отнюдь не демократично».

          Сопоставляя «старое» и
«новое», И. А. Бунин отдает предпочтение «старому». Прошлое для него идеально и
не подлежит критическому анализу.

          Ностальгическая грусть
Бунина о текучести жизни, о смене форм и содержания ее – прекрасное,
благородное чувство признательности тем, кто жил, трудился, воспитывал детей в
любви к Отечеству, к родной земле, в уважении к семье, роду.

          С надеждой ждать грядущее,
но не исключать из памяти ушедшее, помнить о связи времен, — эта мысль Бунина,
в разных вариантах, прошла через всю русскую литературу двадцатого века.

          С 1902 года начало выходить
отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина в издательстве
Горького «Знание».

          Революция 1905 года и
наступившая затем реакция обострили раздумья художника о судьбах России и
народа, о русском национальном характере.

          У него возрос интерес к
истории, к прошлому не только родины, но и всего человечества. Чуть ли не
ежегодно совершал он поездки по Европе и по странам Ближнего Востока.

          Впечатления от путешествий
по Ближнему Востоку вылились в цикл путевых поэм «Тень птицы» (1907-1911). В
них отразилось своеобразие и противоречивость социально-философской мысли
писателя тех лет, его раздумья о прошлом и будущем человечества. Они сочетают в
себе дневниковые записи – описания городов, экскурсы в историю их культуры и
гибели царств.

          Проза и стихи Бунина обрели
теперь новые краски. Предшествовавшая проза, как отмечал сам Бунин, была
такова, что «заставила некоторых критиков трактовать» его, например, «как
меланхоличного лирика или певца дворянских усадеб, певца идиллий». Академия
наук присудила Бунину в 1909 году вторую Пушкинскую премию за стихи и переводы
Байрона; третью – тоже за стихи. В этом же году Бунин был избран почетным
академиком.

          Повесть «Деревня»,
напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной
популярности Бунина.

          Эта повесть вобрала в себя
всю боль и скорбь, всю силу негодующей авторской мысли и горькой мучительной
любви к России, ее замученному народу.

          «Деревня» — книга
эпохальная, мужественная, высокогражданская. «Так глубоко, так исторически
деревню никто не брал; — не раз говорил Горький, видевший значение повести в
том, что она заставила «разбитое и расшатанное русское общество серьезно
задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом – быть или не
быть России?», «заставила мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

Своеобразным ключом ко всем сценам и
лицам «Деревни» могут служить слова писателя: «опять всем нутром своим ощутил я
эту самую Русь… опять сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна,
ужасна и хороша она».

          Бунинская «Деревня»
потрясла безрадостью картин народной жизни, постановкой общих вопросов о судьбе
России, раздиравшейся изнутри, особенно после революции 1905 года,
непримиримыми противоречиями.

          На грустные мысли наводила
вековая народная серость и разорение. Что за край такой, чернозема полтора
аршина, да такого, а пяти лет не проходит без голода. А что за дороги – в
деревню въехать нельзя, грязь по колено. Тысячу лет лапти носят, ничего лучшего
не придумают. Бабы хлеба спечь не умеют: корка отваливается, а внутри
кислятина. Несчастный народ! Чего с него спрашивать! Какие тут могут быть
улучшения: вся деревня таскает зимой щиты с железной дороги, тем и топится.
Даже природа здесь лишена очарования: не просторы, а десятины, годные для купли
– продажи. 

          В такой терпкой правде
нуждалось само русское передовое движение. В данном случае пессимизм Бунина не
был клеветой на народ, он помогал вывести «нацию рабов» к светлому будущему.
Сам далекий от революции, Бунин подводил к мысли, что только ее очистительная
буря сметет царский строй, сонную одурь с народа и спасет Россию. Бунин не
уставал повторять, что века татарского ига, первобытнообщинного и
патриархально-крепостнического прошлого не канули в Лету. Понимая неизбежность
новых народных мятежей, Бунин попадал в мучительный круг неразрешимых
противоречий, что придавало трагическое звучание всей книге.

               «Деревня» —
действительно этапное произведение Бунина. Демократизм писателя стал конкретнее
и многостороннее. Все внимательнее он вглядывается в мир простого человека,
ищет в забитом мужике, в его кажущемся бессилии внутреннюю силу.

Взгляд на русскую деревню выработался
у Бунина отчасти под влиянием путешествий, «после резкой заграничной оплеухи».

          Мрачную, жуткую картину
возрождения деревни нарисовал Бунин. Он верил в необходимость реформ, но
полагал, что русскому народу еще предстоит пройти долгий путь самовоспитания и
самоочищения прежде, чем он сумеет организовать жизнь на началах разума и
красоты.

          После жгуче современной
«Деревни» Бунин почти сразу взялся писать «Суходол» — книгу о временах
крепостного права, об оскудении и разорении мелкопоместных. Если в «Деревне»
преобладал интерес к быту, устоям, укладу русской жизни, то в новой повести
главной стала проблема национального характера, «русской души», «психики
славянина».

          Повесть «Суходол»
обозначила новый творческий взлет Бунина после «Деревни» — в смысле большой
психологической глубины и сложности образов, а также новизны жанра. Этих два
произведения объединяла мысль о России, о народе, о русском характере, — мысль
тревожная, полемически страстная.

          «Суходол» показывает
выморочную судьбу мелкопоместной массы дворянства – не культурных «верхов», а
наинизших, близких деревне и мужику. Жизнь предков сохраняет былое очарование и
влечет к себе Бунина.

          Эта повесть, пожалуй,
первая вещь Бунина, где в нерасторжимом единстве схвачена монолитность русской
жизни, ее истории, быта, природы, характеров с их крайностями, изломами,
странностями.

          Суходол, как символ русского
бытия, — вершинный образ, в котором наиболее сгущенно  полнокровно отразилось
сложное представление Бунина  о России и русском характере.

          Нет предела косности
судохольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о
прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, «потерянных» могил
символизирует потерю целого сословия. В «Суходоле» Бунин неоднократно проводит
мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия
сводятся лишь к материальной стороне.

          Бунин шел своим собственным
путем, не примыкал ни к каким литературным течениям или группировкам. Критика
отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать в мир поэзии «будничные
явления жизни». «Низких» тем,  недостойных внимания поэта, для него не было.

          Бунин превосходно чувствует
и мастерски изображает обыденную жизнь. Для его прозы простая композиция,
отсутствие острой интриги, резко выраженных завязок и развязок.

          Только в двух рассказах —
«Лирник Родион» и «Хороших кровей» — раскрыл писатель целесообразную
направленность внутренних сил, талантливости простого человека. Лирник Родион и
коновал Липат, в отличие от многих других бунинских персонажей, достойно
реализует свои способности: один радует людей пением, другой лечит животных,
«смиряет, уравновешивает буйные силы природы». Эти рассказы, в особенности
«Лирник Родион», дают представление об авторском идеале человеческой личности.
Сокровенная связь с народом, родиной, ее историей и природой, многогранностью
чувств, простота и отзывчивость свойственны Лирнику Родиону. На развитие именно
этих качеств возлагал надежды писатель, мечтая о том, чтобы «жизнь, люди были
прекрасны, вызывали любовь, радость».  

             Среди произведений
Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало. В
поле зрения писателя попадает вся жизнь героя. Пример этого – книга «Чаша
жизни» (1915 год)

          Это произведение
затрагивает проблемы человеческого бытия. Французский писатель, поэт и
литературный критик Рене Гиль писал Бунину о созданной по-французски «Чаше
жизни»: «Как все сложно психологически! А вместе с тем, — в этом и есть ваш
гений, все рождается из простоты и из самого точного наблюдения
действительности: создается атмосфера, где дышишь чем-то  странным и тревожным,
исходящего из самого акта жизни! У вас есть излучение жизни, полной сил, и
тревожит именно своими силами, силами первобытными, где под видимым единством
таится сложность, нечто незбывное, нарушающее  привычную ясную форму».

          Рассказ «Чаша жизни» всем
содержанием раскрывает смысл своего заглавия. Просто физическое существование,
сколь бы длительным оно ни было, не имеет цены, «чаша жизни» в ее
одухотворенности, в любви прежде всего.

          Чувство родины, языка,
истории у него было огромно. Бунин говорил: «Все эти возвышенные слова, дивной
красоты песни, соборы – все это не нужно, все это создавалось веками…». Одним
из источника его творчества была народная речь.

          В июле1911 года появился в
«Русском слове» рассказ «Мертвое поле» (позднее озаглавленный «Страна
содомская»).

          Писал Бунин в эти дни и
стихи. Вот что он писал о своих произведениях: «… В мои задачи входило
изображение жизни мужиков и мещан. Меня интересуют не мужики сами по себе, а
душа русских людей вообще».

           Одно из ярких свидетельств
буржуазной действительности – знаменитый рассказ «Господин из Сан-Франциско»,
написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

          Жизнь, чувства, красота
природы—вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе
тому, кто сделал своей целью деньги. Они иссушили в господине из Сан-Франциско 
чувство прекрасного, ослепили его.

          Рассказ страшный,
трагический, о самых гнусных и чреватых духовной гибелью страстях: сребролюбии
и алчности, тщеславии и гордыне, чревоугодии и сладострастии, обольщении
ценностями мира, где властвует культ золота, культ потребления.

          Трагическая духовная
слепота постигла поэта в 1917 году. Началась социальная драма писателя, жившего
интересами человечества. Он не разглядел грядущего великого социального
обновления России. Не поняв Октябрьской революции, охарактеризовать ее словами,
читать которые было «больно и противно» (Горький), в 1920 году Бунин навсегда
покинул свою родину.

          Он говорил своей жене Вере
Николаевне, что «не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру,
к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в
новом мире он не улавливает ее».

          Бунин как художник
постоянно рос. «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета
Елагина» (1925), а затем «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) и многие другие
произведения знаменовали новые достижения в русской прозе. Бунин сам говорил о
«пронзительной лиричности» «Митиной любви». Это больше всего захватывает в его
повестях и рассказах в последних трех десятилетий. В них также можно сказать
словами их автора – некая «модность», стихотворность. В прозе этих лет волнующе
передано чувственное восприятие жизни. Современники отмечали большой
философский смысл таких произведений, как «Митина любовь» или «Жизнь
Арсеньева».

          В них Бунин прорвался «к
глубокому метафизическому ощущению трагической природы человека».

          С прежней силой
раскрывалась им тема возвышенной любви. На первое место здесь следует поставить
такой рассказ, как «Митина любовь». Погибает юноша, не выдержав потери любимой,
недостойные люди зло сыграли на ее любви к искусству. Герой не вынес «прозы
жизни». Гадким подобием любви предстала перед ним сцена: «господин в смокинге,
с бескровным, бритым лицом» «снисходительно» обнимает молодую няньку. Убеждение
Бунина в необходимости утверждения истинной, чистой, естественной любви
осталось неизменным.

          То, что писатель оставался
всю жизнь верен своим лучшим убеждениям, подтверждается, в частности, его
автобиографическим романом «Жизнь Арсеньева».

          К. Г. Паустовский писал,
что это произведение – «одно из самых замечательнейших явлений мировой
литературы».

          Это едва ли не самая
оригинальная и необычная книга в творчестве Бунина и по жанру, и по форме
(тону) повествования.

          Пять книг «Жизни Арсеньева»
— это своеобразная летопись душевной жизни героя, начиная с младенчества,
первых проблесков сознания до юности, исполненной самых поэтических и самых
тревожных дум и чувств.

          Необычность жанра
произведения связана, прежде всего, с тем, что многоцветная и трепетная жизнь
дана одновременно в нескольких планах: в восприятии Арсеньева-ребенка и
Арсеньева-рассказчика, прожившего долгую жизнь. Такое совмещение создает ту
особенную многомерность изображения,  действительности, которая вообще была
свойственна таланту Бунина.

          Размышления
Арсеньева-старого и разнообразие детских и юношеских ощущений рождают в книге
то богатство интонаций, которое придает многогранность сознаний и эмоций
талантливого человека. В итоговой книге писатель добился той предельной
раскованности повествования, к которой стремился давно, еще в рассказах в
начале века. При этом автор редко навязывает читателю свое мнение. Скорее он
приглашает нас вместе с ним подумать о жизни, в которой далеко не все просто,
ясно, легко разрешимо. Многое осталось неясно самому художнику.

          Защищая право человека на
самобытность, на выявление своих способностей, художник подошел к постижению
самых таинственных, интересно-психологических рубежей, которые разделяют людей,
мешая их полному взаимопониманию и счастью.

          В 1927-1930 года Бунин
написал краткие рассказы («Слон», «Небо над стеной» и многие другие) – в
страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк, они вошли в книгу «Божье
дерево». Профессор Софийского Университета П. Бицилли писал: «Мне кажется, что
сборник «Божье дерево» — самое совершенное из всех творений Бунина и самое
показательное. Ни в каком другом нет такой четкости и тонкости письма, такой
творческой свободы. Это – то самое, казалось бы, простое, но и самое редкое и
ценное качество, которое роднит Бунина  с  наиболее правдивыми русскими
писателями, с Пушкиным, с Толстым, с Чеховым: честность, ненависть ко всякой
фальши…».

          В 1933 году Бунину была
присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за «Жизнь
Арсеньева». Когда Бунин приехал в Стокгольм получать  Нобелевскую премию, в
Швеции его уже узнавали в лицо. Фотографии Бунина можно было увидеть в каждой
газете, в витринах магазинов, на экране кинематографа. Бунин надвигал на глаза
барашковую шапку и ворчал:

          —Что такое? Совершенный
успех тенора.

Тема любви   в цикле
рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».

«Всякая любовь – великое
счастье, даже если она не разделена», — эти  слова из сборника «Темные аллеи»
(1937-1944) могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. Эту книгу
рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны, можно назвать
энциклопедией любовных драм. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и
прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что написал я в
жизни…» — признавался Бунин другу Телешову в 1947 году.

 В годы тяжких испытаний,
в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин
напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в
мире.

«…Разве бывает несчастная
любовь?… Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» — В этих словах
Натали, героини одноименного рассказа, без нажима, музыкально передан
сокровенный смысл бунинской книги.        Как сказал сам Бунин, книга «Темные
аллеи» повествует о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких
аллеях». В этих рассказах он утверждал истинные духовные ценности, красоту и
величие русской женщины, способной на большое самоотверженное чувство.

Основной темой цикла
становится уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки
человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к
которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.

Рассказы цикла «Темные
аллеи» — образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь
всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники
слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных
писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

          При немцах Бунин ничего не
писал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевателям относился с
ненавистью, радовался победе русских и союзных войск. В 1945 году он навсегда
распрощался с Грассом, где провел шесть лет  с 1939 года и первого мая
возвратился в Париж. Последние годы он много болел. Все же написал книгу
воспоминаний и работал над книгой «О Чехове».

          Книга «Воспоминания»
(1950), в ряде очерков меткая и яркая (воспоминания о Л. Н. Толстом, Чехове, 
Куприне, Рахманинове и др.), оказалась ядовитой и злой в тех главах, где речь
шла о революции и о советских писателях – Горьком, Маяковском, Блоке, Есенине,
А. Толстом.

          Книга «О Чехове» осталась
незавершенной.

          Он вновь и вновь правил
свои сочинения стилически, был на редкость взыскательным художником, составлял
«Литературное завещание», обращаясь к будущим издателям с просьбой печатать
только достойное и отредактированное им.

          «Всякий настоящий писатель,
— говорил Бунин еще в 1930 году, — конечно, может кое-что сказать о себе не
хуже других, ибо непременно должен быть хорошим критиком: ведь его работа
каждую минуту требует строжайшей самокритики, ума, вкуса, такта, меры,
тончайшего чувствования каждого слова…».

          Подводя итоги своему
многолетнему литературному труду, Бунин по-пушкински ясно произнес «сам свой
высший суд»: «Жить мне осталось, во всяком случае, недолго. И, приводя в
порядок по мере моих уже очень слабых сил мои писания, в надежде, —  тоже
довольно слабой, — что они будут когда-нибудь изданы, я перечитал их уже почти
все и вижу, что я не ценил их прежде так, как они того заслуживают, что они во
многих отношениях замечательны по своей оригинальности, по разнообразию,
сжатости, силе, по внутренней и внешней красоте, — говорю это не стыдясь, ибо
уже без всякого честолюбия, только как художник».

               Надежда его
осуществилась. Книги его издаются и переиздаются ныне огромными тиражами.
Бунина читают сейчас на всех европейских языках и на некоторых восточных.

          Прозу Бунина приравняли к
произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он «обновил»
русское искусство и по форме, и по содержанию.

          Иван Алексеевич Бунин
скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете.
Был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в склепе, в цинковом
гробу. Надгробие сделано по эскизу художника А. Н. Бенуа, исполненном на
фотографии, которую прислал из древнего Изборска Л. Ф. Зуров.

          Творчество
Бунина – крупное художественное явление в русской литературе двадцатого века.
Горький называл Бунина «прекрасным знатоком души каждого слова». Твардовский
писал: «Бунин – по времени последний из классиков  русской литературы, чей опыт
мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идти на снижение  
требовательности к мастерству, на культирование серости, безъязыкости и
безличности наши прозы и поэзии. Перо Бунина – ближайший к нам по времени
пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского
литературного письма, ясной и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым
ухищрениям формы ради своей формы».

                   Ты
мысль, ты сон.

Сквозь
дымную метель

Бегут
кресты – раскинутые руки.

Я
слушаю задумчивую ель –

Певучий
звон… Все — только мысль и звуки.

          То, что лежит в
могиле, разве ты?

          Разлуками,
печалью был отмечен

          Твой трудный
путь. Теперь из нет. Кресты

          Хранят лишь
прах. Теперь ты мысль.

                                      Ты
вечен.

                    Список
использованной литературы:

ü А. Баборенко «И. А. Бунин» материалы
для биографии Изд. «ИХЛ» 1967 год

ü Предисловие П.А. Николаева «Ликующее
и скорбное слово», Изд. «Просвещение» 1986 год

ü А. К. Тарасенков
«Поэзия Ивана Бунина» Изд. «Советский писатель» 1956 год

ü file://D:\REFERATS\
index.rar\Index. Html

ü И. А. Бунин «Повести и рассказы»,
предисловие В. И. Кулешова «Иван Алексеевич Бунин». Изд. «Детская литература»
1975 год

ü Вступительная статья Л. Крутиковой
«Верность призванию» Изд. «художественная литература» 1970 год, И. А. Бунин
«Избранное»

ü Вступительная статья О. В. Михайлова
«Об И. Бунине» Изд. «Советская Россия» 1978 год И. Бунин «Рассказы»

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий