б Анне
Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена
по-разному – восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами,
что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о поэте; писали
потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего
торжественными словами.Она родилась в
Одессе в 1889 году, в семье флотского и военного инженера. Детство и отрочество
ее прошли в Царском селе. Девичья фамилия Анны Андреевны – Горенко, а псевдоним
Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны.Себя она несколько раз называла «петербурженкой». И конечно, творчество ее и
даже облик принадлежит Петербургу – Петрограду – Ленинграду. В образе многих
поэтов есть какое-то таинственное соответствие духу и строению избранного ими
города.Вхождение ее в литературу
было внезапным и победительным. О раннем ее формировании знал, может быть, один
ее муж, Николай Гумилев. Анна Андреевна писала, как показывала Гумилеву стихи и
он посоветовал ей заняться танцами. Но вскоре, во время африканского путешествия
Гумилева, готов был «Вечер». Эта первая книга
вышла в свет в 1912 году:«Так беспомощно грудь
холодела,Но шаги мои были
легки.Я на правую руку
наделаПерчатку с левой
руки…»Вскоре Гумилев писал ей:
«Твои строки о «приморской девчонке» … мало того, что нравятся мне, они
меня пьянят. Так просто сказано так много, и я совершенно убежден, что из всей
послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй (по-своему), Нарбут окажетесь самыми
замечательными».Как-то Анна Андреевна
заметила: «Слава пришла сразу только к Хлебникову и ко мне».Блок записал о ней еще до
выхода «Вечера», что стихи Анны Ахматовой «чем
дальше, тем лучше».А вскоре после выхода «Вечера» наблюдательный Корней Иванович Чуковский отметил в ней черту
«величавости», той царственности, без которой
нет ни одних воспоминаний об Анне Андреевне.Осип Мандельштам после
второй ее книги «Четки» (1914) предсказал
провидчески: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов
величия России».«Вечер» и «Четки» единодушно были признаны книгами любовной лирики. Правда,
говорилось, что и любовь может быть величавой, и вспоминали Сафо, Данте и
Петрарку. К таким поэтам примеряли Ахматову.Ахматовой повезло. У нее
были блестящие предшественники. Но учителем она назвала Иннокентия Анненского,
необычайного поэта.…Кто был предвестием,
предзнаменованьем,Всех пожалел, во всех
вдохнул томленье-И задохнулся…-
Так позже скажет о нем
Ахматова в стихотворении «Учитель».Ахматова поначалу
причисляла себя к акмеизму. Это естественно, потому что главой творческого
объединения молодых, названного ими «Цех поэтов»,
был ее муж Николай Гумилев и вращалась она в кругу таких ярких талантов, прочно
вошедших в историю отечественной литературы, как С.Городецкий, О.Мандельштам,
В.Нарбут, М.Лозинский.Да Ахматова с самого начала
не умещалась в рамки какой-либо школы. Она могла оттолкнуться от символизма, но
не от главной его величины – Александра Блока. Он и был ее сокровенным
учителем. Она и в ту, боевую пору акмеизма не могла отказаться от Блока. Во
второй книге «Четки» (1914) Ахматова поместила
известное стихотворение, посвященное встрече с Блоком в декабре 1913 года,- «Я
пришла к поэту в гости». Отозвался на эту встречу и
Блок стихотворением «Красота страшна, вам скажут…»Ахматова возвращает поэзию
к «лирическому реализму», к точности слова, к
реальной сущности переживания, к его жизненному подтексту. Женщина из объекта
поэзии становится ее субъектом.После явления Ахматовой
нарастающим потоком в поэзию хлынули женщины, теперь их в нашей поэзии, вероятно,
больше, чем мужчин. До Ахматовой любовная лирика была надрывной или туманной,
мистической и экстатической. После первых ахматовских книг стали любить «по-ахматовски». И не одни только женщины. Есть свидетельство, что
Маяковский часто цитировал стихи Ахматовой и читал их любимым.В военные и революционные
годы Ахматова выпустила три книги – «Белая стая»
(1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). В названных
книгах Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Как сказал
А.Твардовский о стихах Ахматовой, «они отличаются необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».К началу 20-х годов в
основных своих чертах сложилась поэтическая система Ахматовой. Главные из них –
дисциплина стиха, ясность, сдержанность, сжатость. Эти признаки, во многом
почерпнутые в русской классической традиции, часто мешают увидеть новаторские
стороны ахматовской поэтики. Проза была стихией, из которой росла Ахматова. Ее
стихи можно было рассматривать как спрессованные романы.В общении Анна Андреевна
была необычайно естественна и проста. Охотно слушала стихи. Охотно их читала.
Умела разговаривать откровенно и задушевно. И особо поражала несравненным своим
остроумием. Это не была простая шутливость или желание позабавить. Это была подлинная
острота ума, глубокого, иронического, беспощадного и часто печального.Анна Андреевна Ахматова
умерла в марте 1966 года.Ахматова была не из тех,
кто много пишет. Даже полное собрание ее сочинений не будет многотомным. Она не
то чтобы писала с трудом,- наверное, для нее не существовало технических
трудностей стиха. Но писание для нее было трудом душевным, почти физическим.Свои книги Анна Ахматова
строила не по хронологии, а по единому композиционному замыслу. Они читаются
как целостное поэтическое произведение.«Время от ее вступления в литературу до наших дней,- писал В.Жирмунский в 1970 году,- превышает число
лет, прошедших от смерти Пушкина до начала русского символизма. Это целая
эпоха, обозначенная в жизни страны и всего человечества величайшими
историческими сдвигами и потрясениями (…) А между тем связь поэзии Ахматовой с
традициями прошлого не отягчает ее творчество ненужным балластом времени;
напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя».Список
используемой литературы:1. Ахматова А. Я голос ваш… М.: Кн. Палата,1989.-
Вступительная статья Давида Самойлова.