Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького На дне
Критика
российской
действительности
в пьесе А.М.Горького
“На дне”
Хорошо, когда
прочитанная
книга оставляет
след в душе. И
если он яркий,
мы вдруг задумываемся
над тем,
какое
значение имеет
для нас это
произведение,
что оно дало
нам.
Со
времени создания
пьес Горького
прошло много
лет, но и теперь
они читаются
и идут в театрах.
Видимо,
им
предопределена
долгая жизнь.
Можно сказать,
что это энциклопедия
предреволюционной
России, история,
запечатленная
мастерски и
жизненно, но
нельзя забывать,
что в них много
общечеловеческого,
подходящего
не
только
к прошлой, но
и к нынешней
жизни.
“Человек это
великолепно!
Это звучит…
гордо!” Эти
слова, сказанные
на заре ХХ века,
определяли
твор-
ческую
линию писателя.
Он любил людей,
поэтому его
воображение,
пронизанное
прекрасной
мечтой о вели-ком
призвании
человека, рождало
такие изумительные
образы, как
Данко.
Но
он же выступал
и со страстным,
горячим протестом
против всего,
что принижало
человека, против
всех
“свинцовых
мерзостей
жизни”.
В
пьесе “На дне”
с большой силой
и непревзойденным
художественным
мастерством
показаны те
ужасные
условия
жизни, которые
толкают на
“дно” ее, в “яму”.
И тогда человек
перестает
быть человеком.
Да разве ж
это
люди обитают
в омерзительной
ночлежке Костылева
? Они
утратили все
человеческое,
потеряли даже
об-лик человека,
превратились
в жалких, никому
не нужных
существователей.
Конечно, во
многом они сами
виноваты в
том, что с ними
случилось:
у них не хватило
твердости или
уме-ния бороться
с судьбой, желания
трудиться,
преодолевать
трудности. Но
виноваты и
социальные
условия. Это
была
эпоха быстрого
обогащения
одних и обнищания
других, эпоха,
когда рушились
остатки вековых
устоев. В
каждой
загубленной
судьбе мы видим
сплав общественных
и личных проблем.
Но
даже и здесь,
“на дне” жизни,
действуют
свои неумолимые
волчьи законы.
Здесь свои
“короли” и под-
властные,
эксплуататоры
и эксплуатируемые,
хозяева и работники.
Законы общества
преследуют
человека от
рождения
до смерти, от
царских чертогов
до вонючей
ночлежки. Только
в последних
все гораздо
обнаженнее,
а
отношения
более дикие.
И в этом обвинение
строю и обществу!
Жизнь здесь
для нормального
человека хуже
каторги.
Она толкает
людей на преступления,
черствость,
бесчестность.
Ворует Васька
Пепел, умирает
в страш-
ных
муках Анна,
идет на самое
ужасное в жизни
Настя, окончательно
спивается
Актер. Они уже
не поднимутся.
А
ведь это люди,
которые знали
когда-то и другую
жизнь. И поэтому
полна страстных
мечтаний о
будущем
Наташа,
думает о светлых
чувствах Настя,
верит в свою
мечту больной
и опустившийся
Актер. У них
только и
осталось
в жизни, что
вера. “У нас
нет имени! Даже
собаки имеют
клички, а мы
нет!” с горьким
чувством вос-
клицает
Актер. И в этом
возгласе нестерпимая
обида человека,
выброшенного
за борт жизни.
У них отняли
все, у этих забытых
людей, но не
смогли отнять
веры в лучшее.
Этим качеством
с избытком
обладал сам
Горький,
наделял
он им и своих
героев.
Странник Лука,
появляющийся
в пьесе, сумел
заронить и
зажечь в сердце
каждого искру
надежды и мечты.
Но после его
ухода еще тяжелее
стала жизнь
ночлежников.
Люди эти так
изломаны, что
им уж нечего
ждать. И надежда,
оброненная
Лукой, лишь
разбередила
их раны. Поманил
странник, а
дороги не показал.
Как ореховая
скорлупа, раздавлены
мечты Клеща
о лучшем времени,
и в результате
мы видим его
падшим
крайне
низко:
“Никогда
уже он не выберется
отсюда”. И читателю
становится
не по себе от
этих слов.
Пьеса утверждает:
так больше жить
невозможно
!
Многие свои
мысли вкладывает
автор в уста
Сатина. Порой
странно слышать
такие высокие
слова от ка-
торжника
и шулера. Мы
понимаем, что
в Сатине погибли
недюжинная
натура, сильный,
ясный ум. Гордые
сло-
ва
о человеке
стали крылатыми,
они заставляют
верить, что
люди достойны
лучшей участи.
Пьеса “На дне”
проникнута
горячим и страстным
призывом любить
человека, сделать
так, чтобы имя
это
действительно
звучало гордо.
Пьеса имела
огромный политический
резонанс, звала
к переустройству
общества,
выбрасывающего
людей “на дно”.
Нет и не может
быть счастья,
пока человек
несвободен,
пока несправедли-
вость
господствует
на каждом шагу.
Человек достоин
счастья и свободы
потому уже, что
он Человек !
Сейчас, в эпоху,
когда мы вновь
заговорили
о гуманизме
и милосердии,
когда призываем
“милость к пад-
шим”,
пьеса Горького
обретает иное
значение. Это
не только
исторический
документ, не
просто выдающееся
творение
человеческого
ума, это и произведение,
которое вновь
и вновь будет
обращать взоры
людей к вечным
проблемам
добра, милосердия,
социальной
справедливости.