Сборник практических заданий по предмету
«История государства и права России’1 код
(РИ 93)
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1
Сравните (в виде таблицы) проекты М. Сперанского, А.Аракчеева,
Н.Новосельцева и декабристов в области государства
и права. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли, и почему?Задание 2
Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников,
либералов и революционеров в области государственного устройства и местного
самоуправления накануне реформ 60-х гг. XIX века и после их
проведения. Выделите причины расхождений в их позициях. К каким выводам вы
пришли, и почему?Задание 3
Сравните реформы СЮ. Витте, П.Д. Святополка-Мирского и П.А.
Столыпина в области государства и права. Выделите
общее и особенное. Составьте соответствующую таблицу. К каким выводам вы
пришли, и почему?Задание 4
Составьте таблицу, наглядно представляющую альтернативы развития
государства и права России в 1917 г. Используйте для
этого, в частяости, программы действий Временного правительства, генерала
Корнилова, лидеров большевиков. К каким выводам вы пришли, и почему?Задание 5
Сравните подходы Л.П. Берия, Г.М. Маленкова и Н.С.Хрущева к
реформированию советской политической системы, вопросам государства и права.
Найдите черты сходства и различия. Заполните на основе полученных данных соответствующую таблицу. К каким выводам вы
пришли, и почему?Задание 6
Представьте наглядно (в виде таблицы, графика или т.п.) основные
этапы становления и развития права частной собственности в России (не позднее,
чем с 1917 г. и по настоящее время). Выделите особенности каждого этапа и определите его значение. К каким выводам вы
пришли, и почему?Задание 7
Представьте наглядно (например, в виде графиков) основные формы,
которые прошло российское государство в своем развитии с момента возникновения
и до настоящего времени (формы правления, формы территориального устройства и
общественно-экономические формации). Можно ли выделить при этом определенную
цикличность? Какие тенденции существуют в
настоящее время? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.Задание 8
Сравните подходы (в области права) и практику взаимоотношений
Российской империи с входившими в ее состав территориями и Российской Федерации
с ее субъектами. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли и
почему? Какой опыт Российской империи может быть полезен для современной
России? Аргументируйте свой ответ, приведете примеры.Задание 9
Сделайте сравнительный анализ (в виде таблицы, графика или т.п.)
процессов, происходящих в настоящее время в области государства и права в
странах Востока, в Европе и других странах мира? Выделите общее и особенное.
Какое значение имеют эти процессы для развития государства и права Российской
Федерации? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.Задание 10
Представьте наглядно (в виде таблицы, графика и т.п.) подходы
современных российских политических деятелей политологов, ученых к вопросам
дальнейшего развития государства и права Российской Федерации. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли, и почему?
Аргументируйте свой ответ, приведите примерыЗадание 1
Сравните (в виде таблицы) проекты М. Сперанского, А.Аракчеева,
Н.Новосельцева и декабристов в области государства
и права. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли, и почему?
М.Сперанский | А.Аракчеев | Н.Новосельцев | Декабристы (Муравьев) | Декабристы (Пестель) | |
Идеи |
К 1809 Сперанский Сперанский первым в |
Проект отмены крепостного права, укрепление русской армии, дисциплина и самодержавие |
Проект свержения самодержавного строя, отмена крепостного права | Согласно проекту Н. Муравьева, будущая Россия должна представлять собой федеративное государство -он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Штатов. Империя делилась на отдельные федеральные единицы, которые Муравьев назвал “державами”, обладающих определенной автономией, со своими ”столицами”, законодательными и исполнительными органами власти, правом самостоятельно решать свои внутренние дела. В заключительной части “Вступления” к первому варианту проекта определены следующие взаимоотношения центральной власти и этих административных единиц: ”Под надзором государя одно законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения, общие для всего государства; частные распоряжения, касающиеся до областей, представлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие Столичного, и таким образом достигается благосостояние целого и частей”/1, с.29/. |
Два центральных вопроса Будущее государственное |
Идеи в области права |
Примиряя новые идеи с реальностью, Сперанский заявлял, что законодательная инициатива должна принадлежать монарху и ему же последнее слово, но ни один закон не должен войти в силу без рассмотрения в Государственной думе. |
Конституция Н. Муравьева провозглашает: ” Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства”; “Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя”/1, с.36/. В этих статьях нашло свое выражение одно из основных положений естественного права право народа самому устанавливать законы и определять тот образ правления, какой ему наиболее подходит и какой защищает его права и свободы. |
Полное название документа, каллиграфически выведенное на заглавном листе, гласит: «Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления». Последние слова указывают на непосредственное назначение документа: это прежде всего наказ временному правительству, которое будет создано в результате переворота, программа его деятельности. Вместе с тем это проект будущего государственного устройства России, т. е. проект конституции. Мы встречаем в «Русской правде» значительные куски текста, представляющие собой концентрированный социально-экономический анализ положения дел в России, а также за ее пределами. Они особенно интересны с точки зрения развития общественной мысли. |
А.Аракчеева и М.М.Сперанского
роднило происхождение, оба поднялись с самых сословных низов, всего в жизни
добивались упорным трудом, оба были ненавидимы за это высшим светом. Но
Сперанский, в противовес русаку Аракчееву, был в России символом либеральных,
прозападных сил. Сперанский первым в России заявил о необходимости создания
конституционного правового государства и обеспечения гражданских прав и свобод.
И Аракчеев, и Сперанский в проекте рассматривали отмену крепостного права.
Конституционные проекты
Пестеля и Муравьева являются одними из первых документов в истории России, так
кардинально предусматривающие изменение тогдашнего строя России.
Несмотря на различие,
Конституции с “Русской Правдой” (в вопросах о форме правления, административном
устройстве, в решение аграрного вопроса, избирательной системы), в основном, по
многим положениям (идея гражданской свободы и народного представительства,
уничтожении личного рабства и введения законного управления, ликвидация
сословных перегородок и установление формального равенства всех граждан) эти
проекты были сходными. Поэтому противопоставление одного проекта другому, по
моему мнению, неправомерно. Невзирая на ограниченность в решение некоторых
важных социальных проблем, противоречивость и утопичность отдельных положений,
нельзя отрицать, что оба проекта являются замечательными памятниками
декабристкой мысли и что они отражают горячее стремление декабристов
приспособить к российским условиям передовые идеи Века Просвещения.
Движение декабристов
наложило глубокий отпечаток на дальнейшую историю России, ибо это было первое
организованное выступление против самодержавно-крепостнических порядков в
России и стало началом первого, дворянского периода в революционном движении в
России. Политико-правовые взгляды декабристов, также сыграли большую роль. Так,
например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своего времени,
оказывали влияние на ход государственных реформ в XIX веке ( как рассказывают
современники, материалы допросов декабристов были настольной книгой императора
Николая I) и идеологию будущих поколений общественных деятелей России.
Задание 2
Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников,
либералов и революционеров в области государственного устройства и местного
самоуправления накануне реформ 60-х гг. XIX века и после их
проведения. Выделите причины расхождений в их позициях. К каким выводам вы
пришли, и почему?
Персоналии | Содержание предложения |
Министр внутр.дел С.С.Ланской, помощник Левшин |
1) немедленное освобождение крестьян без земли; 2) отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов с условием выкупа, что было сложно, ибо: а) помещикам нужна была сумма выкупа сразу; б) государство не могло дать крестьянам в рассрочку приблизительно в 1 млрд. рублей; 3) проведение ряда подготовительных мер для первоначального перевода крестьян во временно-обязанное состояние. |
генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, член Секретного комитета по крестьянскому делу |
В апреле 1857 года генерал-адъютант Я.И. Ростовцев подготовил Александру II записку о способах постепенного освобождения крестьян, содержащую дальновидный анализ перспектив освобождения крестьян с землей. В ней учитывались даже такие сложные последствия реформы, как рост крестьянского малоземелья в результате вызванного ею демографического взрыва. Однако, как пишет М.Д. Долбилов: “… предложенные Ростовцевым способы не отличались определенностью и вращались в старом замкнутом кругу
мер по “по умягчению” |
П.Д.Киселев, бывший министр государственных имуществ при Николае 1. |
По его убеждению, полное личное освобождение невозможно без одновременного превращения крестьян в собственников наделов. Именно понимание этой стороны проблемы делало его сторонником отсрочки освобождения до той поры, когда сложатся условия для выкупа крестьянской земли. |
Ни у императора, ни у
Министерства внутренних дел, ни у передовых эшелонов русского общества не было определенного
плана действий. Вся программа заключалась в быстром реагировании на происходящее
в стране. А происходящие в стране было сложным и неоднозначным. Крепостники
запугивали Александра II грозящими России бедами. Дворянское общественное
мнение во главе с частью высшего чиновничества всячески старались затормозить
осуществление реформы.
Однако, начало делу
освобождения крестьян от крепостного ига было положено. Именно по этому поводу
Герцен скажет об Александре II “Ты победил, Галилеями!” А Чернышевский напишет
в “Современнике”: “История России с настоящего года столь же различна от всего предшествовавшего,
как различна была ее история со времен Петра от прежних времен. Новая жизнь,
теперь для нас начинающаяся, будет настолько же прекраснее, благоустроеннее, блистательнее
и счастливее прежней, насколько сто пятьдесят последних лет были выше XVII столетия
в России. Благословение, обещанное миротворцами и кротким, увенчивает
Александра II счастьем, каким не был увенчан еще никто из государей Европы,
счастьем – одному начать и совершить освобождение своих подданных.”
Поскольку после
опубликования рескриптов дело освобождения крестьян получило огласку, 20 января
1858г. Секретный комитет был переименован в “Главный комитет по крестьянскому делу
для рассмотрения постановлений и предложений и крепостном состоянии.” Председателем
его стал князь А.Ф. Орлов, а несколько позднее – великий князь Константин
Николаевич. 21 апреля 1858 года Александр II утвердил программу Главного комитета
по крестьянскому делу на принципах рескрипта Назимову. Основные вопросы,
рассматривавшиеся в губернских комитетах, сводились к определению размера наделов,
повинностей за землю и установлению предела вотчинной власти. При этом большая
часть комитетов высказать за сокращение крестьянских наделов. Повинности же
предлагалось сохранить прежними, а в отдельных губерниях – даже увеличить.
Герцен, внимательно следивший за ходом подготовки реформы, писал об Александре
II: “Нет, не по его плечам эта ноша”; “Тихо, ужасно тихо идут дела на Руси,
слабая рука Александра Николаевича дрожит”.
Противникам реформ из Главного
комитета удалось уже из рескрипта петербургскому генерал-губернатору убрать
слова о немедленном освобождении крестьян из крепостной зависимости и о том,
что размеры выкупа усадьбы не должны превышать ее реальной стоимости. Император
согласился на эти изменения. Александру II стало ясно, что условия освобождения
будет вырабатывать не Главный комитет, большинство которого было против
освобождения крестьян. С другой стороны, при враждебном отношении к реформе
большинство помещиков и скрытом сопротивлении ей значительной части
государственного аппарата, Александр II явно не хотел открыто поддерживать ни
тех, ни других. Он занял позицию судьи, который ищет компромисс между двумя
точками зрения.
Пока же, Министерство
внутренних дел сделало ответный ход, подготовив свое наставление губернским дворянским
комитетам, включавшее в себя следующее:
1) Освобождение крестьян
с землей.
2) Определение
повинности крестьян в пользу помещиков.
3) Выкуп усадьбы.
4) Полная личная независимость
крестьян от помещиков, право их переходить на другие земли и прочее.
Задание 3
Сравните реформы СЮ. Витте, П.Д. Святополка-Мирского и П.А.
Столыпина в области государства и права. Выделите
общее и особенное. Составьте соответствующую таблицу. К каким выводам вы
пришли, и почему?
Персоналии | Содержание реформ |
С.Ю.Витте | В 1894-1895г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам, ввел золотые деньги обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мир войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличил налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. |
П.Д.Святополк-Мирский | Надеясь с помощью либеральных реформ привлечь буржуазную оппозицию.на сторону правительства и тем способствовать разрешению рев. кризиса, С.-М. разработал проект реформ: частичная амнистия, ослабление цензуры, включение в Гос. совет выборных представителей от земств и городских дум и др., к-рый был отвергнут как чересчур левый. 18 янв. 1905, когда начавшаяся рев. похоронила разработанный им проект «О мерах к усовершенствованию государственного порядка», С.-М. был уволен в отставку и заметной полит. роли более не играл. |
П.А.Столыпин |
Согласно 1 статьи |
Реформы совершенно разные, и политические
деятели также совершенно разные. Конечно, можно сравнивать все что угодно, но в
некоторых случаях сравнения получаются некорректные, если сравниваются
общественные явления с разными основаниями. Это как раз такой случай.
Единственное общее, что можно найти – эти реформы были по-своему
прогрессивными.
Также необходимо
отметить, что при проведении всех реформ ярко проявляется основная причина
неудач буржуазных реформ попытка их проведения в рамках феодальной системы. К
слову, скажем, что можно встретить утверждение, будто столыпиными реформам
просто не хватило времени для положительных результатов. На наш взгляд, эти
реформы по своей сущности не могли быть реализованы эффективно в той ситуации.
Этого времени у них попросту не могло быть: на каком- либо этапе они попросту
завязли бы. Опять повторим, что невозможно, не меняя надстройки, изменить
базис- социально- экономические отношения и, следовательно, проводить
буржуазные реформы в рамках абсолютизма (даже с избранием представительного
органа сущность власти мало чем изменилась) не представляется возможным. Здесь
конечно мы имеем в виду максиму преобразований. Можно допустить, что
столыпинские реформы, если бы они продолжались, скажем, еще лет 10, принесли бы
определенные результаты, главным из которых было бы создание слоя мелких
крестьянских собственников- фермеров, да и то в том случае, по выражению
Ленина, если «обстоятельства сложились исключительно благоприятно для
Столыпина»[2]. Но разве не эти самые
фермеры в США стали базой для появления одной из наиболее антибюрократических
форм демократической республики? На наш взгляд самым реальным результатом было
бы создание общественной силы, которая неминуемо привела бы в конце
концов к революции. Но не социалистической, а лишь буржуазной. Но разве можно
считать такой итог успешным с точки зрения абсолютизма, в рамках и во имя
которого претворялась в жизнь аграрная реформа?
Задание 4
Составьте таблицу, наглядно представляющую альтернативы развития
государства и права России в 1917 г. Используйте для
этого, в частности, программы действий Временного правительства, генерала
Корнилова, лидеров большевиков. К каким выводам вы пришли, и почему?
Уже несколько поколений задаются вопросом: был ли
Октябрьский переворот 1917 года неизбежной и был ли у России выбор пути
развития? Этот вопрос тем более актуален, что в данный момент Россия переживает
переходный период, закономерности которого во многом схожи с ситуацией 1917
года; сходство в переходном характере этапа, в неустойчивом состоянии
общества, в противостоянии политических сил, в социальном расслоении. Как и с
1917 году, перед страной стоит выбор между конструктивным ходом развития и
дальнейшим усугублением противостояния в обществе, чреватым грозно
вырисовывающейся перспективой гражданской войны.
Такой разговор особенно
важен сейчас, когда страна находится в состоянии тяжелейшего кризиса и когда
еще многие наши соотечественники, питаясь иллюзиями, оглядываются назад в
надежде увидеть там пути решения сегодняшних проблем.
Персоналии |
Альтернативы развития государства и права в 1917 г. |
Временное правительство |
Февральская Но Вместо |
Корнилов | 21 августа Корнилов заявил, что Временное правительство «большевики и германские шпионы,» призвал всех сознательных граждан России противодействовать правительству. К вечеру новость о мятеже и продвижении войск к Петрограду напечатали все газеты. Основной удар предстояло нанести 1-ому конному корпусу и «Дикой» дивизии генерала Крымова. В ответ на заявление Корнилова Керенский издает указ о неподчинении самозванцу и о блокировании железных дорог на пути продвижения его частей. Войска генерала Крымова не смогли продвинуться дальше, среди них стало заметно влияние большевистских агитаторов. Сам Крымов стал самой трагичной фигурой в истории мятежа. Оказавшись между двух огней приказами Керенского и Корнилова он окончательно потерял контроль над ситуацией и собственными войсками. 30 августа стало окончательно ясно, что мятеж окончательно провалился и мятежные войска не продвинутся далее. Крымов по приказу Керенского прибывает в Петербург, где 31 августа, узнав об окончательном провале дела, кончает жизнь самоубийством. |
Большевики |
В самом начале Решение 22 октября ВРК В Отсталость страны и |
Таким образом, живой ход
истории вновь и вновь ставил народ перед выбором: между самодержавием и
конституционной монархией (1905 год), между конституционной монархией и
республикой (к февралю 1917 г.), между политикой продвижения и торможением
реформ, между конструктивным, демократическим развитием и гражданской войной,
между Корниловым и большевиками, после Октября между однопартийностью Ленина
и многопартийностью Ногина, и т.д. Что же определило судьбу России, что подвело
черту, стало «точкой возврата», после которой отпал выбор между
гражданским миром и войной, страна вышла из конструктивного русла истории,
революцию лишили содержания анархия, убийства и погромы, и наступление бури
стало только вопросом времени. Четкую границу провести, вероятно, невозможно
саботаж реформ правительством и исполнительной властью на местах, расстрелы
демонстраций, война, голод, с одной стороны, бескультурье, озлобление народа,
разлив уголовщины, убийств, погромов, с другой, толкали страну в пропасть. Но
показателем, знамением невозможности компромисса стал корниловский мятеж 25-31
августа 1917 года.
Таким образом, победа
революции на территории огромной страны свидетельствовала о поддержке идей
большевизма народными массами и о слабости его противников. Она оказалась
осуществленной благодаря парламентскому, экономическому и политическому
кризису, слабости и ошибкам Временного правительства, падению его авторитета,
авантюризму правых сил, замешательству меньшевиков и эсеров, энергии
большевиков, политической воли и политическому искусству В. И. Ленина.
Большевики победили под демократическими лозунгами. Народ в своей массе не
осознавал в конце 1917 года, что он делает социалистический выбор.
Приход к власти
большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы. Главными причинами
этого явились отсутствие твердой государственной власти, замедленный характер
реформ, война, нарастание революционных настроений. Большевики сумели
использовать эту ситуацию, чтобы на практике реализовать свою идеологическую
доктрину.
Экономическая политика
новой, большевистской власти в первый период ее существования прошла путь от
«социализации земли» и «рабочего контроля» до
продовольственной диктатуры, комбедов, широкой национализации и строгой
централизации.
Большевикам по
объективным причинам пришлось отодвинуть на далекую перспективу идею мировой
революции и постепенно налаживать внешнеполитические связи.
В результате разгона
Учредительного собрания власть перешла в руки большевиков, что создало
предпосылки формирования однопартийной системы и не дало развиться системе
парламентаризма.
Октябрьский переворот
1917 года — это результат рокового совпадения во времени глубокого и
болезненного кризиса модернизации, переживавшегося тогдашней Россией, страшной
многолетней войны и специфической идейно-нравственной атмосферы,
господствовавшей среди российской демократической интеллигенции.
Задание 5
Сравните подходы Л.П. Берия, Г.М. Маленкова и Н.С.Хрущева к
реформированию советской политической системы, вопросам государства и права.
Найдите черты сходства и различия. Заполните на основе полученных данных соответствующую таблицу. К каким выводам вы
пришли, и почему?
Персоналии |
Подходы к реформированию политической системы, |
Берия | Как заместитель председателя Совета министров СССР, он получал сведения о состоянии экономики страны, отдельных ее отраслей, в частности о «великих стройках социализма»; в качестве руководителя разведки Берия был в курсе многих вопросов политики и международных отношений, реальных проблем, возникавших между СССР и другими странами. Берия непосредственно отвечал за разработку ядерного оружия, а это связывало его с армией, с созданием новых видов вооружений. Он имел наиболее достоверную информацию о внутриполитической обстановке в стране, о настроениях людей, о всех сколько-нибудь заметных выражениях протеста. Вряд ли Берия считал себя ответственным за массовые репрессии 1930-х гг. Он был назначен наркомом внутренних дел осенью 1938 г., когда пик этих репрессий остался позади. В 1939 г. часть репрессированных даже была освобождена. Это опять-таки не было личной заслугой нового наркома, но отличало его от Маленкова, Кагановича, Ворошилова или Хрущева, персонально ответственных за террор 1930-х гг. Многочисленные проблемы, накапливавшиеся в послевоенный период, требовали решения. Страна больше не могла содержать армию по нормам военного времени, иметь 2,5 млн. заключенных, тратить деньги на «великие стройки», по-прежнему эксплуатировать крестьянство, нагнетать конфликты по всему миру, создавать даже из своих недавних союзников новых врагов, как это случилось с Югославией. Рисковали стать взрывоопасными отношения со «странами социалистического лагеря». Нестабильность правящего номенклатурного слоя, угрозы репрессий ухудшали управляемость государством. Реформы становились неизбежными. Берия стал первым, кто сознательно решился на их осуществление. Неожиданно и сильно проявилось его вмешательство — как первого заместителя председателя Совмина — в те области государственной жизни, которые, казалось, не входили непосредственно в его компетенцию. Позиция Берия в области международных отношений предполагала необходимость скорейшей нормализации отношений с Югославией, преодоления идеологического конфликта, унаследованного от Сталина. Берия, по словам Маленкова, «предлагал не поправить курс на форсированное строительство социализма, а отказаться от всякого курса на социализм в ГДР и держать курс на буржуазную Германию». В дальнейшем это станет одной из статей обвинения против бывшего министра МВД. |
Маленков |
На первый взгляд
Эта позиция Маленкова действительно может показаться совершенно
Почему именно Маленков первым официально озвучил идею «оттепели»? Да потому,
Когда Берия стал затевать заговор против Сталина, он, очевидно, поставил Как ни опасался Маленков, что его официально объявят союзником Берия, это в |
Хрущев |
XX съезд изменил всю политическую Отменялись наиболее В 1959 году на XXV съезде КПСС Хрущёв выдумал самую авантюрную из Гораздо значительнее на структуру производства Третья реформа Хрущёва |
Начало
десталинизации и даже возникновения самого выражения «культ личности» ошибочно
связываются с Хрущевым и XX съездом: впервые это выражение было употреблено
через три месяца после смерти Сталина, когда Берия был фактически правителем
страны. В статье без подписи «Коммунистическая партия – направляющая и
руководящая сила советского народа» (безусловно напечатанной по решению
Президиума ЦК) «Правда» от 10 июня 1953 года писала: «…пережитки давно
осужденных партией антимарксистских взглядов на роль масс, классов, партий,
элементы культа личности до самого последнего времени имели место в
пропагандистской работе, проникли на страницы отдельных книг, журналов и
газет». Статья констатировала: «сила нашего партийного и государственного
руководства в его коллективности», а «существо политики нашей партии изложено в
выступлениях Г. М. Маленкова, Л. П. Берия и В. М. Молотова». Эту скрытую
антисталинскую программу Берия, несомненно, разделял и Маленков, но Хрущев был
против нее, ибо она вела к популярности Берия и Маленкова, что не входило в его
честолюбивые планы. Никакой собственной программы при этом у Хрущева не было,
его только не устраивало создание новой тройки – Маленков, Берия, Молотов. Как
и всякому выученику Сталина. Хрущеву была важна не программа, сталинская или
антисталинская, а власть, важно было взять этот самый «руль партии и
государства» из «тех рук» в свои собственные руки. Мы уже знаем, что Хрущев
этого потом добился, но добился потому, что никто из его коллег и не помышлял,
что ему по плечу такая задача… Тут история той же партии как бы вновь
повторилась: Сталина единодушно выдвинули на пост генсека при Ленине, ибо его
считали «тихоней» и бездарью и собирались использовать его в своих целях.
Выдвигая Хрущева исполняющим обязанности первого секретаря ЦК после смерти
Сталина, думали примерно то же: мужик, недотепа, партийный винтик, его так же
можно использовать в своих целях, как на протяжении двадцати лет это делал
Сталин…
В
целом, заслуги Н.С.Хрущёва можно было бы перечислять долго. Здесь названы
только важнейшие. Однако характеристика хрущёвского десятилетия была бы
незавершённой, если бы не был проведён анализ просчётов, допущенных лично
Н.С.Хрущёвым.
Значительная
часть просчётов была обусловлена сложнейшим его окружением и чертами его
характера. Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей
как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была
сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку
сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало
впечатление «рывков» и отнюдь не создавало ему авторитет. Причиной тому был
импульсивный характер Н.С. Хрущёва. Ему не чужд был и волюнтаризм. Особенно
подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки
решать глобальные задачи, хотя условия к тому времени объективно ещё не
созрели.
Главная
причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы
руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому
получили широкую поддержку в массах.
Главная
причина поражения реформ они не были подкреплены демократизацией политической
системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу командно –
административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы
начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным
административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. И всё-таки несмотря на
ошибки и просчёты Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для
страны необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями
современности.
Задание 6
Представьте наглядно (в виде таблицы, графика или т.п.) основные
этапы становления и развития права частной собственности в России (не позднее,
чем с 1917 г. и по настоящее время). Выделите особенности каждого этапа и определите его значение. К каким выводам вы
пришли, и почему?
Этапы становления и развития права частной |
Содержание этапов становления и развития права частной |
Советский этап | Частной собственности не было закреплено в законодательстве, у граждан была только личная собственность |
Этап приватизации |
Приватизацию Вот почему опыт В Главный В России приватизация |
Современный этап |
Важной, но не всегда Статья Новый Собственник земельного |
Разрушение и полная
дискриминация частной собственности в нашей экономике в недавнем прошлом
привела к тому, что были утрачены не только негативные стороны частного
предпринимательства, но и его сильные мотивационные стороны. При обосновании
необходимости частной собственности важно ответить на вопрос: «Является ли
частная собственность тормозом развития экономики, или она и сегодня эффективна
и полезна?» Опыт индустриально развитых стран показал, что потенциал этой формы
собственности полностью еще не использован. Важно также помнить, что частная
собственность служит непосредственной основой других форм собственности и
различных форм хозяйствования (например, акционерных предприятий и фермерских
хозяйств).
Как показывает анализ
воплощения практики реформ в жизнь, России навязывается такой вариант
преобразований, при котором и без того технически сложный и социально крайне
болезненный процесс фундаментальной смены общественно-политического устройства
должен быть пройден по историческим меркам в крайне сжатые сроки. При этом, по
существу, предлагается весьма странный путь всеобщей и сквозной
«обвальной» приватизации, которая практически прикрывает гигантские
масштабы операций по переводу общенародной собственности в руки номенклатурно-теневых
структур.
В заключение
необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе
разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую
силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют
лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в
целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности
экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из
нас.
Задание 7
Представьте наглядно (например, в виде графиков) основные формы,
которые прошло российское государство в своем развитии с момента возникновения
и до настоящего времени (формы правления, формы территориального устройства и
общественно-экономические формации). Можно ли выделить при этом определенную
цикличность? Какие тенденции существуют в
настоящее время? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Формы правления в истории России
Форма правления | Описание |
Монархия |
Московское Постепенно Главой Начальной формой С середины XVII века |
Республика |
Формально СССР был республикой. Еще в Прежде Местные Советы Современная Россия
Непосредственное Представительную демократию осуществляет не народ В Формирование института Институт президентской Поэтому идея об Вскоре после этого В России вопрос об Конституция Российской |
Республиканская форма
правления характеризуется отсутствием монарха обычно наследственного главы
государства и наличием власти у избираемых народом органов. Исторический опыт
России привел к тому, что монархия нередко понимается как самодержавие,
абсолютизм. Но вопрос сложнее. Демократические режимы многих современных
парламентарных конституционных монархий (Великобритании, Нидерландов, Бельгии,
Швеции, Японии и др.) вряд ли предпочтительнее тоталитарных политических
режимов многих «республик» (Ирака, Сирии, в прошлом СССР, Румынии и
др.).
По форме правления
современное российское государство представляет президентскую республику,
основанную на разделении властей.
Однако
реализуя идею разделения властей, российское общество подчас упускает из виду,
что это разделение не должно вести к безвластию или многовластию, что власть
едина как государственная власть, но организация этой власти в демократическом
государстве предполагает ее разделение по функциям в сфере управления, других
сферах.
Форма современного
российского государства получила свое закрепление в Конституции и становится
основой для ее модернизации как по организации, так и по формам деятельности.
В условиях существования
прямого народовластия осуществление власти конституируется народом, т.е.
гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и
самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все
граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается
таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления,
определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных
полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.
Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической
легитимации является базовым в понимании демократии.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций
государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и
при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто
называется системой сдержек и противовесов. В настоящее время она
представляется единственно возможной схемой организации государственной власти
в демократическом государстве.
На федеральном уровне организации государственной власти в
Российской Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции
выглядит следующим образом. Законодательный орган Федеральное Собрание
принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов
государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность
исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния возможность
постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в
формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение
законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право
законодательной инициативы, обязательность представления заключений
Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных
федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству
сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.
Подвергается
критике современная форма правления России. Предлагается президентскую
республику сделать президентско-парламентской, сняв часть полномочий с
Президента и сделав его более подконтрольным Государственной Думе. Пока
такие попытки не проходят, а что будет дальше – будет известно из результатов
парламентских и президентских выборов, итоги которых в настоящее время не
возьмется предсказать никто.
Формы территориального устройства
Формы территориального устройства | Описание |
Унитарное государство | Складывание русского государства проходило одновременно с образованием русской народности. Его основную территорию составляли Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская, Муромо-Рязанская и восточные провинции Чернигово-Северских земель. Территориальным ядром формирования великорусской народности были земли междуречья Оки и Волги. |
Федеративное государство |
Актом Конституция СССР 1924 Современная Россия
В соответствии с Государственная В качестве одной из |
В федерации существует
два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский
(уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер
государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из
палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее
формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от
численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего
населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать
государственный аппарат и на местном уровне.
Практика федеративных
государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов
решается на основе трех принципов:
— принцип исключительной
компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только
она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы,
не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения
(компетенции) субъектов федерации:
— принцип совместной
компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как
федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные
органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов
федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения;
— принцип трех сфер полномочий
предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских,
земельных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномочий,
отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации
В таком многонациональном
государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства
является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие
интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и
народности.
Общественно-экономические формации
Общественно-экономические формации | Содержание |
Первобытнообщинная |
Уже античные источники При этом необходимо |
Феодальная |
Киевская Русь — исторический термин для обозначения Раннефеодальному |
Капиталистическая |
Развитие капитализма в сельском Быстрая модернизация |
Социалистическая | Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном Законе – Конституции СССР 1924 г. История ее создания, по сути дела, начинается с принятия I съездом Советов СССР 31 декабря 1922 г. «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор затем стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. |
Одной из стран,
находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к
другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой
политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии,
по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент,
характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и
индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от
западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и
сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции;
преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим
составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных
сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В
результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации
привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда,
резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России
оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть
найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта,
проведения активной и реалистической государственной политики в целях
формирования более динамичного и гуманного общества.
По мнению многих
русский менталитет предполагает наличие сильной руки, жандарма и т.п., но я с
этим не могу согласиться, ибо считаю, что те ростки свободы, которые у нас уже
есть на сегодня, должны сохраняться и приумножаться.
Задание 8
Сравните подходы (в области права) и
практику взаимоотношений Российской империи с входившими в ее состав
территориями и Российской Федерации с ее субъектами. Выделите общее и
особенное. К каким выводам вы пришли и почему? Какой опыт Российской империи
может быть полезен для современной России? Аргументируйте свой ответ, приведете
примеры.
Подходы |
|
Российская империя |
земли и народы, Таким образом, с административно-правовой 1908—1911 гг./ из 442 депутатских мест 403 были заняты депутатами от 51 |
Советский Союз |
Так именно Временному В советский период |
Российская |
Разграничение властей Одним из Равноправие народов Конституция Российской Федерации Видовой Статьи 71 и 72 Конституции |
В федеративном
государстве функционирует правовая система, построенная на принципе
централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую
систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия
собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип принцип
субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов
федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не
противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным
законам.
В соответствии с
ч.3 ст.5 Конституции федеративное устройство Российской Федерации основано на
ее государственной целостности, единстве системы государственной власти,
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской
Федерации.
Разные
субъекты Федерации используют свои конституционные права по-разному. Прежде
всего это проявляется в установлении состава государственных органов и способов
регулирования их деятельности. В ряде республик утвержден пост президента (как
главы государства или высшего должностного лица и главы исполнительной власти).
В то же время в Дагестане, например, вертикаль исполнительной власти
возглавляет коллегиальный орган Госсовет, формируемый Конституционным
собранием Республики и выполняющий функции главы государства.
Таким образом,
российское государство представляет собой федерацию, объединяющую субъекты:
республики, края, области, два города федерального значения, автономную
область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы
субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно
осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой
деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время
значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы
государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и
Правительство.
В таком
многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного
устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично
сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами
каждой нации и народности.
Задание 9
Сделайте сравнительный анализ (в виде
таблицы, графика или т.п.) процессов, происходящих в настоящее время в области
государства и права в странах Востока, в Европе и других странах мира? Выделите
общее и особенное. Какое значение имеют эти процессы для развития государства и
права Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Наименование процесса |
Сущность процесса |
«Демократический транзит» |
Речь идет о так называемой третьей демократической волне в мировой политической истории, начало которой обычно датируется 1974 г., когда в Португалии пала салазаровская диктатура; затем демократическая волна распространилась на другие диктатуры в Южной Европе Испанию и Грецию и далее на Латинскую Америку Аргентину, Бразилию, Боливию, Уругвай, Эквадор, Перу и др. К середине 80-х гг. она достигла Азии (Филиппины, Южная Корея, Тайвань и др.). Наконец, в 1989-90-х гг. под влиянием усиливающегося коллапса СССР демократизация захватила страны Центральной и Восточной Европы. В 1991 г. крушение советской системы привело к образованию пятнадцати «новых демократий». |
Глобализация |
В С С другой стороны, это |
Интеграция |
Впервые В Евросоюзе не было и нет единого мнения и в вопросах делегирования |
В российской прессе в качестве основных
конфликтных вопросов расширенного Союза вырисовываются следующие проблемы:
— высокий уровень безработицы, социальное
неравенство с растущей бедностью, обостряющаяся конкуренция, страхи, связанные
со свободой передвижения:
— дальнейшее уменьшение равенства шансов в
области образования и повышения квалификации:
— отрезвление правящего политического класса в
новых государствах-членах ЕС, осознание ими того факта, что рыночная экономика
и радикальная приватизация не регулируют и не решают проблем общества;
— спор вокруг переходных сроков и специальных
условий, например, при переходе на высокозатратные стандарты ЕС в экологии и
на транспорте, с целью сделать вступление для этих стран финансово возможным;
— структурная политика, использование фонда по
укреплению связей, критерии выбора целевых областей для будущей политики ЕС по
предоставлению субсидий и помощи;
— вовлечение и участие в милитаризации союзной
внешней политики и политики в области безопасности.
Ю.Шишков не исключает, что в сторону ЕС и НАТО
станет склоняться «политический выбор Украины, Белоруссии (разумеется, после
ухода А.Г.Лукашенко), Молдавии и трех закавказских государств СНГ»[7].
Таким образом, Россия может остаться в одиночестве, если не считать пяти
центральноазиатских стран СНГ, которые по многим параметрам не готовы к
реальному интегрированию с ней, да и не представляют для нее особого
экономического интереса. С 2002 году доля Казахстана в общем объеме экспорта
России составляла 2,2%, а четырех стран Средней Азии – 1,8%[8].
Ю.А.Борко дает прогноз, что в 2020-х – начале
2030-х годов Турция и страны-наследницы Югославии присоединятся к ЕС[9].
Как считает Ю.В.Шишков, «никакие трудности уже не
смогут остановить интеграционный процесс в Европе, а тем более повернуть его
вспять»[10].
Процесс демократизации в России также существенным образом отличается
от «классических» моделей. Следует отметить, что, если страны Восточной Европы
оцениваются как в целом ориентированные на формирование элементов
консолидированной демократии, то режим в России большинством исследователей не
рассматривается как демократический. Анализ режима в России и других странах
бывшего СССР происходит в рамках альтернативных и промежуточных форм
политического развития при постоянном подчеркивании особого характера
российской трансформации.
Я прихожу к
выводу, что политический режим в России и большинстве ее регионов в настоящее
время соответствует характеристикам гибридного режима, хотя в отдельных
регионах можно говорить о наличии авторитарной ситуации. Особенностью
гибридного режима является его относительная устойчивость, которая заключается
в отсутствии «явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию
режима в сторону авторитаризма либо демократии устойчивой».
Задание 10
Представьте
наглядно (в виде таблицы, графика и т.п.) подходы современных российских
политических деятелей политологов, ученых к вопросам дальнейшего развития
государства и права Российской Федерации. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли, и почему?
Аргументируйте свой ответ, приведите примеры
Мы будем рассматривать в данном вопросе не политических деятелей, подходы
которых не являются серьезными исследованиями, а скорее являются
популистическими, а исследования серьезных ученых- политологов, ко мнению
которых можно относиться с уважением.
Персоналии | Пути развития государства и права России |
А.Ю. Мельвиль |
1. Уровень международных факторов (геополитические, 2. Уровень государство- и нациеобразующих факторов. Сначала в 3. Уровень структурных социально-экономических обстоятельств. 4. Уровень социально-классовых факторов. В России отсутствовала 5. Уровень |
В.Гельман |
Еще одна модель демократизации России построена В. Гельманом. Механизм |
X. Линц, А. Степан | Процесс демократизации в России не был обусловлен массовым распространением ценностей и ориентаций, характерных для гражданской политической культуры. Однако, как свидетельствуют результаты некоторых социологических опросов и как показывает мировой опыт, постепенное усвоение этих ценностей и норм россиянами возможно. |
Представленные в данной работе модели не являются единственными,
скорее они более качественно объясняют особенности происходящего процесса
демократизации в России. Как видно из проведенного анализа, они по-разному
прогнозируют дальнейшее развитие событий.
Современные
исследователи единодушны в том, что демократия жизненно необходима России,
потому что она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает
достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной
формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным
фактором развития становится человек. Только демократия обеспечивает
максимально возможную свободу обмена идеями и распространения информации, без
которых невозможно осуществить переход к информационному обществу XXI века;
содействует развитию гражданского общества и самостоятельных политических
партий, способных контролировать власть, удерживая ее от изоляции и застоя;
может реализовать принцип разделения и взаимного контроля властей, который
является наиболее эффективным средством против бюрократической деградации
государства.
Устойчивая
демократия необходима России как обязательное условие динамичного развития в
XXI веке.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ананьин Б.В.,
Ганелин Р.Ш.. С.Ю. Витте // Вопросы истории. №8,1990г.
2.
Ананьич Б.В.
Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970.
3.
Аникин А.В. Путь
исканий. Социальные идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990
4.
Блохин В.Ф.,
Боровикова В.Г., Ветошко А.Н. С.Ю. Витте Гений Российской политики. //
История Отечества №2 1994.
5.
Боканов А.
Русский Бисмарк // Родина №2 1990
6.
Витте С.Д.
Воспоминания в 3-х томах. М. 1960.
7.
Восстание
декабристов. Документы. Т. 7. С
8.
Гернет М.Н.
История царской тюрьмы, т. 11-Госюриздат, М., 1961.
9.
Герцен А.И. О
развитии революционных идей в России // Собр.соч. Т.7.
10.
Гессен А. Во
глубине сибирских руд. М., 1963
11.
Дружинин Н.
Революционное движение в России ХIХ века. М.: Наука, 1985
12.
Иванова В. Узники
Петропавловской крепости.-Лениздат, 1966
13.
Избранные
социально-политические и философские произведения декабристов.
Т1.-М.:Госкомиздат,1951.
14.
Карташёв Б.,
Муравьёв Вл. Пестель. М.: Молодая гвардия, 1967
15.
Кризис
самодержавия в России. 1895 – 1917 гг. Л. 1984
16.
Лебедев Н.М.
Пестель – идеолог и руководитель декабристов. М., 1972.
17.
Миронова И. …Их
дело не пропало. – М.:Знание, 1975
18.
Моряков В.И. Из
истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей конца XVIII века // Рейндаль и Радищев. М.,
1981.
19.
Нечкина М.В.
«Русская правда» и движение декабристов // Восстание декабристов. Документы.
М., 1958. Т.7.
20.
Нечкина М.В.
Движение декабристов. М., 1955.
21.
Павлов-Сильванский
Н.П. Декабрист Пестель перед Верховным уголовным судом. Ростов н/Д., 1907
22.
Россия на рубеже
веков: исторические портреты. М. 1991.
23.
Семеновский В.И.
Политические и общственные идеи декабристов. СПб, 1909
24.
Соловьев Ю.Б.
Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л. 1970
25.
Страны
Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. М.: Наука, 2002.
206 с.
26.
Сыроечковский
Б.Е. П.И.Пестель и К.Ф.Герман (к вопросу о ранних политических воззрениях
Пестеля) // Ученые записки кафедры истории СССР МГУ им.М.В.Ломоносова. 1954.
Вып.167
27.
Форш О. Первенцы
свободы. -Молодая гвардия, М., 1963
28.
Шишков Ю. Россия
в экономике Европы: нарастающее единство. – М., 2004.
29.
Шищков Ю.В.
Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ.
М., 2001
30.
Эмерсон М. Слон и
медведь. Европейский Союз, Россия и их ближнее зарубежье. М., 2001.
31.
Юридические
произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.
[1] Н. Эйдельман.
«Революция сверху» в России. М., 1989, с. 162
[2] Ленин В.И. Собр.соч.Т.44 С.291
[3] Никита Сергеевич Хрущев
материалы к биографии. Сост. Ю.В. Аксютин М., 1989. С.91
[4]
Гайдар Е. От союзного базара к российскому рынку // Московские новости, 1991,
10 ноября.
[5] Насонов А. Н. «Русская земля» и образование
территории Древнерусского государства. М., 1951.
[6] Интеграционные проблемы в современном мире: учебное
пособие / Под ред. А.С.Маныкина. – М.: МАКС Пресс, 2005. С.110
[7] Шишков Ю. Россия в экономике
Европы: нарастающее единство. – М., 2004. С.110
[8] Там же. С.111
[9] Борко Ю.А. Расширение и
углубление европейской интеграции // Мировая экономика и международные
отношения, 2004, № 7. С.15-29
[10] Шищков Ю.В.
Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не
интегрируются страны СНГ. М., 2001. С.250