Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста
Министерство
общего и профессионального
образования
Башкирский
государственный
педагогический
университет
Кафедра социальной
и практической
психологии.
Факультет
психологии.
Специальность
020400
Курс
6.
Автореферат
к выпускной
квалификационной
работе
Боброва
Людмила Валерьевна
Тема:
Соотношение
особенностей
общения и тревожности
у детей подросткового
возраста.
Научный
руководитель:
Старший
преподаватель
социальной
и практической
психологии
Курунов Виктор
Валерьевич
Уфа 2003 г.
В настоящее
время, когда
идут масштабные
перемены и
быстрые процессы
социально-экономических
и политических
изменений в
обществе, труднее
всего приходится
подросткам
с их еще не
устоявшимися
мировоззрением,
подвижной
системой ценностей.
Подростковый
возраст традиционно
считается самым
трудным в
воспитательном
отношении.
В решении
сложных и
многогранных
задач воспитания
личности значительная
роль принадлежит
изучению умения
личности общаться,
которая в зависимости
от ее психологических
особенностей
может стимулировать,
а может подавлять
активность
личности.
Целью исследования
является определение
соотношения
коммуникативных
способностей
и личностной
тревожности
у детей подросткового
возраста.
Задачи исследования:
Изучить и
проанализировать
научно-психологическую
литературу
по проблемам
общения в
подростковом
возрасте.
Выделить
и изучить
психологические
особенности
общения подростков.
Выявить
степень тревожности
и коммуникативных
способностей
у детей подросткового
возраста.
Определить
взаимосвязь
между коммуникативными
способностями
и уровнем
тревожности.
Проанализировать
и обобщить
результаты
эмпирического
исследования.
Подобрать
практический
и психологический
материал для
построения
модели программы
коррекции
коммуникативных
особенностей
и тревожности
у детей подросткового
возраста.
Объектом
исследования
является особенности
общения детей
подросткового
возраста.
Предметом
исследования
выступает
соотношение
личностной
тревожности
с особенностями
общения у детей
подростков.
Гипотеза
исследования
состоит в том,
что уровни
коммуникативных
способностей
подростков
зависят от ряда
определенных
свойств личности,
в том числе и
тревожности.
Гипотеза строилась
на том, что в
подростковом
возрасте происходят
качественные
изменения
общения по
сравнению с
детьми младшего
школьного
возраста, а
также усиливается
потребность
в общении в
целом.
С целью
подтверждения
гипотезы были
использованы
методика КОС,
автор Б.А. Федоришин
и методика
Айзенка (опросник
E.P.Q.).
Вопросник КОС
предназначен
для диагностики
коммуникативных
и организаторских
способностей
для детей старшего
возраста.
Методика
Айзенка (опросник
E.P.Q.)
предназначен
для изучения
индивидуально-психологических
черт личности,
в частности
нейротизма.
А также
использовалась
одна из форм
естественного
эксперимента
– характерологическая
беседа. В беседе
с наибольшей
полнотой
обнаруживается
субъективная
сторона личности
– самосознание,
самооценка
свойств личности,
переживания
и эмоциональные
отношения.
Для проверки
гипотезы и
определения
коэффициента
ранговой корреляции
использовали
формулу Спирмена.
Эмпирические
исследования
были проведены
среди учащихся
8 В класса, школы
№ 55 г. Уфы. В классе,
где проводились
исследования
29 учащихся, из
них 15 мальчиков,
14 девочек.
Дипломная
работа включает
2 главы. В I
главе были
раскрыты проблемы
общения подростков,
а также факторы
и особенности
проявления
тревожности
в подростковом
возрасте.
Были получены
следующие
выводы.
С возрастом
складывается
ситуация нарастания
у подростков
потребности
в личностном
общении с педагогами
и родителями
и невозможности
ее удовлетворения.
Сверстники
также выступают
значительной
фигурой в жизни
подростка. Для
него в этом
возрасте гораздо
важнее иметь
репутацию
хорошего товарища,
пользоваться
доверием сверстником.
Неудовлетворённость
в общении вызывает
у подростков
глубокие переживания,
которые могут
порождать
тревожность.
Общение и тревожность
тесно взаимосвязаны.
Во II главе
было проведено
эмпирическое
исследование
соотношения
особенностей
общения и тревожности
у детей подросткового
возраста. Полагаясь
на данные этого
исследования,
мы можем сделать
следующие
выводы:
Очень мало
подростков
обладают высоким
уровнем развития
коммуникативных
способностей,
что составляет
лишь 4 человека.
Эти данные
говорят о неумении
подростков
общаться, неумении
проявлять такие
качества как
подлинность,
искренность,
доверие друг
к другу, что
приводит к
нарушениям
сферы межличностного
отношения, а
это в свою очередь
к возрастанию
тревожности.
Проанализировав
и обобщив результаты
эмпирического
исследования,
пришли к выводу,
что результат
коэффициента
ранговой корреляции
попадает в зону
значимости,
что подтверждает
гипотезу.
Следовательно,
существует
взаимосвязь
между личностной
тревожностью
и проявлением
коммуникативных
способностей
у детей подросткового
возраста.
В заключении
можно сказать,
что:
Не успешность
в общении со
сверстниками,
родителями,
педагогами
часто приводит
к мучительным
переживаниям
подростка.
Именно сферой
межличностных
отношений
обусловлено
возрастание
тревожности
у подростков.
Тревожность,
закрепившись,
становится
достаточно
устойчивым
образованием.
Чтобы этого
не случилось,
перед нами
встает принципиально
новая задача
– готовить юных
граждан к общению.
От общения
все в большей
мере зависит
успешность
профессиональной
деятельности,
активности
в общественной
жизни, наконец,
личное счастье
каждого.
Министерство
общего и профессионального
образования
Башкирский
государственный
педагогический
университет
Кафедра социальной
и практической
психологии.
Факультет
психологии.
Специальность
020400
Курс
6.
Выпускная
квалификационная
работа.
Боброва
Людмила Валерьевна
Тема:
Соотношение
особенностей
общения и тревожности
у детей подросткового
возраста.
Научный
руководитель:
Старший
преподаватель
социальной
и практической
психологии
Курунов Виктор
Валерьевич
Работа допущена
к защите:
Заведующий
кафедрой:
Дата представления:
Дата защиты:
Оценка:
Уфа 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
…………………………………………………………………………3