ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОсновные участники
инвестиционно-строительного процесса и их взаимоотношенияВ период плановой централизованной системы
управления экономикой инвестиционно-строительный процесс представлял собой
использование государственных капитальных вложений для создания государственной
собственности. Основным инвестором являлось государство, в функции которого
входило изъятие средств у предприятий и перераспределение их в централизованном
порядке.Государственными заказчиками строительства
объектов являлись министерства и ведомства, через которые государством
осуществлялся процесс изъятия средств у подведомственных предприятий и
последующего их использования. Государственные капитальные вложения
направлялись на финансирование строительства объектов, включенных в титульные
списки строек. В их состав входили собственные средства предприятий
(амортизационные отчисления, фонды развития производства), средства общественных
организаций и граждан.Конкретными заказчиками-застройщиками,
осуществлявшими строительство объектов по внутрипостроечным титульным спискам,
являлись действующие предприятия, в производственную структуру которых входили
отделы капитального строительства (ОКС). При возведении новых объектов и
производственных мощностей создавались дирекции строящихся предприятий. По мере
ввода этих предприятий в эксплуатацию дирекции передавали свои функции
заказчика отделам капитального строительства.Заказчиками строительства жилых домов выступали
управления капитального строительства (УКС) при органах исполнительной власти
областных и краевых центров, действующие предприятия, жилищно-строительные
кооперативы (ЖСК).Подрядчиками строительства являлись строительно-монтажные организации, тресты, управления строительства,
производственные строительно-монтажные и проектно-строительные объединения
(ПСМО и ППСО). В их состав входили структурные подразделения: строительные
управления (СУ), строительно-монтажные управления (СМУ), монтажно-строительные
управления (МСУ), управления начальника работ (УНР), строительно-монтажные
поезда (СМП), передвижные механизированные колонны (ПМК) и др.Отношения между заказчиками и подрядчиками
оформлялись договорами строительного подряда. Их формы и порядок заключения
утверждались государственными органами. Финансирование строительства
осуществлялось под контролем государственного банка (Стройбанка) по правилам,
установленным государством. Отдельные предприятия вели строительство хозяйственным
способом без привлечения подрядных организаций. С ликвидацией плановой
централизованной системы управления народным хозяйством, приватизацией
государственной собственности, разгосударствлением экономики в России начали
формироваться рыночные отношения, в условиях, развития которых наблюдались
изменения организационных форм инвестиционно-строительного процесса, функций
отдельных ее субъектов, характера инвестиций[5].С переходом на рыночные отношения значительно
изменился характер инвестиционно-строительного процесса, в частности, его
состав и функции субъектов (рис. 1).В роли основных элементов инвестиционно-строительного
комплекса выступают инвесторы, заказчики и пользователи объектов инвестиционной
деятельности. Структура и взаимосвязь элементов ИСК представлена в Приложении
А.
Рисунок 1 — Основные
субъекты инвестиционно-строительной деятельности