Комплекс занятий с использованием нетрадиционных способов изображения живой и неживой природы
Комплекс занятий
с использованием нетрадиционных способов изображения живой и неживой природы развитие
направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возрастаПодготовительный
этапТема: Паучок –
домовичокЦель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.Задачи:
установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного
творчества с естественнонаучными данными; учить детей нетрадиционной технике
воскографии; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие;
воспитывать бережное отношение к природе.Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка бумага, воск, краски, фломастеры или карандаши, вода, кисти. Репродукции
с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный паук». Литература: книги Ю.
Аракчеева «Кто развесил в лесу кружево», Л. Яхнина «Воздушные узоры».Ход занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Предлагается прослушать Рассмотреть картины |
Отгадывают загадку. Слушают рассказ. Рассматривают картины. |
Основной |
Педагог: «Поселите у Осуществление индивидуальной Педагог: «Дайте имя Оставить рисунки |
Дети слушают Самостоятельная работа детей. |
Физминутка | Подвижная игра «Ловкий паучок». |
Играют в игру. Соблюдают правила. |
Заключительный |
Педагог: «В доме должно Выставка рисунков |
Уборка рабочего места. Анализ своих работ детьми. |
Тема: Пасмурный день
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
формировать отношение к природным явлениям как к части мироздания; учить детей
рисовать в нетрадиционной технике по сырому; развивать ассоциативное мышление
и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – два листа бумаги, кисть, краски, вода. Провести
предварительное наблюдение за природой, домами, людьми в сырую, пасмурную
погоду, в туман, в дождь обратить внимание на расплывчатость объектов, на
мутные силуэты.
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный | Рассказать детям о пасмурной погоде. Рассматривание разных цветовых пятен, непонятных расплывчатых фигур на что похожи они. Песня «Дождик» муз. Л.Б. Гавришевой. |
Принимают участие в Слушание музыки |
Основной |
Показ Осуществление |
Дети слушают и смотрят показ педагога. Самостоятельная работа детей. |
Физминутка | Игра «Жмурки» | Соблюдают правила игры. |
Заключительный |
Педагог: «В доме должно Выставка рисунков |
Уборка рабочего места. Дети обсуждают |
Обучающий
этап
Тема: Золотая осень
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
вызывать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов; учить
работать в технике размыва, закрашивать лист полностью; развивать способность к
отражению природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное
отношение к природе.
Предварительная
работа: экскурсия в
осенний парк, рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», В.Поленова
«Золотая осень», Е. Волкова «Октябрь»; заучивание стихотворений А.Кушнера «Что
я узнал?», З.Федоровской «Осень».
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – лист бумаги, кисть, салфетка, акварель, вода, нить, кусочек
целлофана, фартук. Музыка: Чайковского «Времена года».
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Загадать загадку об Дни стали короче, Длинней стали ночи. Кто скажет, кто знает – Когда это бывает? Читает стихотворение: Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила, Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!» |
Отгадывают загадку Слушают стихотворение |
Основной |
Почтальон приносит Прежде чем приступить к Затем нужно чтобы лист Осуществление Вот мы и продлили |
Слушают письмо Ответы детей на вопросы. Объяснение последовательности Самостоятельная работа детей. |
Физминутка |
Мы – листочки, Мы – листочки. Мы осенние листочки. Мы на веточке сидели. Ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали, А потом летать устали. Перестал дуть ветерок – Мы присели все в Ветер снова вдруг подул И листочки быстро сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели. |
Движения по тексту |
Заключительный | Выставка рисунков и анализ детских работ. Мы ваши листочки отправим по почте в волшебный лес. |
Тема: Морозный узор
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после
полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой
«манкография»; развивать способность к отражению природных явлений с помощью
цветовых образов; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – лист голубой бумаги, манка, кисть для клея, клей, салфетка,
акварель белого цвета, вода. Провести предварительное наблюдение за морозными
узорами на окнах- обратить внимание на форму, направление, цвет.
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный | Загадать загадку о морозе. Прочитать стихотворения о морозе. Беседа о морозных узорах |
Отгадывают загадку Принимают участие в |
Основной |
Педагог предлагает Осуществление По окончании дети |
Самостоятельная работа детей. Слушают рассказ. |
Физминутка | Подвижная игра «Два мороза» |
Соблюдение правил |
Заключительный | Выставка рисунков и анализ детских работ. |
Дети обсуждают получившиеся рисунки. |
Тема: Весеннее дерево
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
формировать отношение к растениям как к части природы; учить детей рисовать с
помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к
цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов свои впечатления;
воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – лист бумаги, тычки разных размеров, краски, вода. Провести
предварительное наблюдение за деревьями весной- обратить внимание на форму
первых листочков. Репродукции: картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Литература: «Салют весне» з. Александровская, «Весна» А.Плещеева.
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный | Прочитать стихотворения о весенних деревьях (Верба, Береза, Ольха). Рассматривание картин, фотографий цветущих, не цветущих весенних деревьев. |
Слушают стихотворения. Рассматривают картины. |
Основной |
Показ Осуществление Чтение рассказов А.М. |
Самостоятельная работа детей. Слушают рассказы. |
Физминутка |
Наши алые цветки Распускают лепестки |
Движения руками по тесту |
Заключительный | Выставка рисунков анализ детских работ. |
Дети обсуждают получившиеся рисунки. |
Тема: Одуванчики
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в
стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью
прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка, а при изображении белой
головки использовать прием «набрызга»; развивать способность к отражению с
помощью цветовых образов своих впечатлений; воспитывать бережное отношение к
природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – лист зеленой или голубой бумаги, зубная щетка, расческа или
плоская палочка, кисть твердая (щетина), акварель, вода. Провести
предварительное наблюдение за деревьями весной- обратить внимание на форму
первых листочков. Рисунки, иллюстрации одуванчиков. Рассказ А.М. Пришвина
«Золотой луг».
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Загадать загадку об Рассматривание картин, |
Слушают стихотворения. Принимают участие в Рассматривают картины. |
Основной |
Показ последовательности Осуществление Чтение рассказов А.М. |
Смотрят показ педагога. Самостоятельная работа детей. Слушают рассказ. |
Физминутка | «Одуванчики в траве» | Движения руками по тесту |
Заключительный | Выставка рисунков анализ детских работ. |
Дети обсуждают получившиеся рисунки. |
Тема: Летний пляж
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
учить рисовать в нетрадиционной технике «по-сырому»; развивать способность к
отражению природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное
отношение к природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – лист плотной бумаги, широкая и узкая кисти, салфетка,
акварель, вода.
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный | Загадать загадку о лете. Прочитать стихотворения С.Я. Маршака из цикла Времена года. Беседа о летних забавах |
Отгадывают загадку Слушают стихотворения. Принимают участие в |
Основной |
Педагогом предлагается Осуществление По окончании дети |
Смотрят показ, слушают объяснения Самостоятельная работа детей Рассказы 2-3 детей |
Заключительный | Выставка рисунков и анализ детских работ. |
Тема: Путешествие с
облаками
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
формировать отношение к земной природе как к части мироздания; учить детей
рисовать в нетрадиционной технике; развивать ассоциативное мышление и образное
восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка черная гуашь, воск, спички, лист бумаги, кисть, вода. Репродукции:
с картин Ф.В. Васильева «После грозы», Н.К. Рериха «Небесный бой», фотографии
облаков. Музыка: К. Дебюсси «Облака», песня В. Шаинского «Белые кораблики». Литература:
стихи А.С. Пушкина «Туча», В.Я. Брюсова «Облака», В.В. Маяковского «Тучкины
штучки».
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Предлагается послушать Дети прослушали песню Рассказала детям об Продемонстрировать |
Слушают стихотворение. Слушают песню, отвечают После прослушивания Рассматривают картины. |
Основной |
Показ Осуществление |
Дети слушают и смотрят показ педагога. Слушают объяснения. Самостоятельная работа детей. |
Физминутка | Выполнение движений под музыку «Облака». |
Дети танцуют. |
Заключительный |
Педагог: «В доме должно Выставка рисунков |
Уборка рабочего места. Анализ своих работ детьми. |
Творческий
этап
Тема: Наши собаки
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
учить раскрывать особенности графических средств путем использования их в
передаче в образной поэтической форме; учить детей рисовать восковыми мелками и
акварелью одновременно; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие;
воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка бумага, воск, краски акварельные, вода, кисти. Фотографии:
собак разных пород. Литература: книги О.Ж, Палмер «Ваша собака», стихи
Ю.Филиппова «Три приятеля больших точка, линия и штрих». Материалы: бумага,
восковые мелки, акварель, листы альбомные, кисти, вода.
Ход занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Предлагается посмотреть Вопросы: каких размеров |
Рассматривают Принимают участие в беседе. Отвечают |
Основной |
Прочитать стихотворение Разобрала с детьми Предложила нарисовать Осуществление Оставить рисунки |
Дети слушают стихотворение. Слушают объяснения. Самостоятельная работа детей. Слушают сказку. 2-3 ребенка рассказывают рассказ. |
Физминутка | Дети создают театрализованные образы бульдогов, овчарок, пуделей мимикой, жестами и телодвижениями передавая повадки животных. |
Имитируют движения собак. |
Заключительный |
Педагог: «В доме должно Выставка рисунков |
Уборка рабочего места. Анализ своих работ детьми. |
творческий
способность дети
Тема: Подарок маме
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
закреплять умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать
тему, сюжет и используемые материалы.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – листы бумаги, зубная щетка, кисти, карандаши, нетрадиционный
материал, акварель, вода. Провести беседу о предстоящем празднике «8 марта».
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Прочитать стихотворения Беседа о подарках, |
Слушают, принимают участие в беседе. |
Основной | Педагог предлагает детям подумать, что бы они подарили маме к празднику. Помогает, обсуждает с каждым рисунок и средства его исполнения (например, выложить цветы мимозы пшеном, цветочную полянку разноцветной манкой, набрызгом и другими техниками). |
Самостоятельная работа детей. |
Заключительный | Выставка детских работ. | Анализ своих работ |
Тема: Разноцветные
дождики
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
сформировать у детей образы явлений природы; формировать умение адекватным
образом использовать нетрадиционные изобразительные средства и техники;
развивать ассоциативное мышление и образное восприятие.
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые. Репродукции:
с картины И.И. Левитана «Перед грозой»; К.А. Сомова «Радуга». Музыка: К.
Дебюсси «Облака», «Сказка про дождик и тучу», Шестакович. Литература: стихи
А.Н. Майкова «Летний дождь», Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко», народные
заклички, песни. Загадки про дождь, облака, тучи, радугу.
Ход занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Предлагается прослушать Все вместе произносят Рассматривают картины |
Отгадывают загадку. Слушают музыку. Дети пальчиками Делятся впечатлениями от картин. |
Основной |
Педагог: «Дождик может После чего дети рассмотрели |
Дети слушают Смотрят показ Самостоятельная работа детей Рассматривание картины |
Физминутка | Имитация цветка, проросшего из земли, как цветок рос, и распускался. |
Имитируют движения по тексту |
Заключительный | Выставка рисунков анализ детских работ. |
Анализ своих работ детьми. |
Тема: Краски радуги
Цель:
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой
природы.
Задачи:
закрепить последовательность расположения цветов в спектре; учить работать в
технике размыва, закрашивать лист полностью; развивать способность к отражению
природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное отношение к
природе.
Предварительная
работа: чтение
сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», рассматривание иллюстраций с
изображением радуги, заучивание фразы для запоминания расположения цветов
спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
Материалы
и оборудование: у
каждого ребенка – лист плотной бумаги, широкая и узкая кисти, салфетка,
акварель, вода. Музыка: песня «Радуга» сл. Н.В. Нищевой, муз. Л.Б. Гавришевой.
Ход
занятия
Этапы | Содержание, деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный |
Загадать загадку о Читает стихотворение: Только дождик удалился В небе мостик появился. Яркой выпуклой дугой, Будто поясок цветной. Мост воздушный без Дождик с солнцем И никто, хоть рядом По нему не проходил. |
Отгадывают загадку Слушают стихотворение |
Основной |
Почтальон приносит Сколько цветов у На что похожа радуга? Когда она появляется в В каком порядке Осуществление Все мы весело играли В небе радугу рисовали. Посмотрели на часы В группу нам пора идти. Вот мы и победили злого |
Слушают рассказ. Ответы детей на вопросы. Самостоятельная работа детей. |
Физминутка | Движения под песню «Радуга» сл. Н.В. Нищевой, муз. Л.Б. Гавришевой. |
Движения под музыку |
Заключительный | Выставка рисунков и анализ детских работ. |