Министерство образования и науки Украины
Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова
Реферат по дисциплине:
Высшее образование и Болонский процесс
Внедрение Болонского процесса
Выполнил:
В. гр.5231м
Козловский А.В.
Проверил:
Кротов А.И.
Николаев 2010
Содержание
Вступление
1. Болонский процесс: история и перспективы развития
2. Кредиты ЕСТS и кредитно-модульная система
3. Основные задачи, принципы и этапы формирования Европейского пространства высшего образования
4. Принципы, пути и средства адаптации высшего образования Украины к Европейскому пространству высшего образования
5. Сотрудничество Украины и Европейского Союза в области образования и науки
6. Приоритетные направления реформирования высшего образования
7. Организация оценки результатов работы студента
Литература
Вступление
В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в общем контексте Европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, свободу получения образования любого уровня и другое, что является неотъемлемым атрибутом гражданского демократического общества.
С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в Европейский Союз, обеспечения всестороннего вхождения Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство и создания предпосылок для обретения Украиной членства в Европейском Союзе Указами Президента Украины утверждена Стратегия интеграции Украины к Европейскому Союзу. Основными направлениями культурно-образовательной и научно-технической интеграции определено внедрение европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, распространение собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС.
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО было разработано и принято Лиссабонскую конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе), большинство из которых и сформулировали впоследствии принципы Болонской декларации. Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность различных образовательных систем и ставит целью создание условий, при которых большее количество людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, сможет быть мобильными на европейском рынке труда.
Через год четыре страны Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали так называемую Сорбонську декларацию, задача которой направлены на создание открытого европейского пространства высшего образования, который должен стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Основная идея этих документов двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS), международное признание бакалавра уровня высшего образования, что придает лицу квалификацию и право продолжать обучение по программам магистра согласно положений Лиссабонского соглашения.
Именно таким образом постепенно создавались условия для интеграционных процессов в сфере высшего образования европейских стран. Украина была и является активным участником этих процессов. Избранные пути модернизации высшего образования Украины созвучны общеевропейским подходам. Принципы Болонской декларации в полной мере решено ввести в 2010 году, а 2005-й определено как промежуточный этап мониторинга сделанного.
В целом определяющими критериями образования в рамках Болонского процесса являются: качество подготовки специалистов; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейском рынке труда; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентоспособности Европейской системы образования.
Эти требования являются определенной программой развития высшего образования Украины.
1 Болонский процесс: история и перспективы развития
Европейский Союз это составляющая реальность сегодняшнего исторического развития, что свидетельствует о преимуществах демократического развития стран для каждого отдельного европейца. И Болонская система реформирования высшего образования стала одной из составляющих евроинтеграции. Учитывая единство границ Украины с Евросоюза, историческое, культурно-цивилизационную, территориальную идентификацию Украины, а также вхождения в единое европейское общеобразовательное пространство и стратегический курс государства на интеграцию в Євросоюз, целесообразной и своевременной возникает необходимость изучения процессов европейской интеграции, а также перспектив их развития для Украины.
Имея широкие представления об объединении Европы, поскольку этот процесс происходит на протяжении второй половины ХХ начала XXI века, объективно необходимо выделить процесс перестройки системы европейского высшего образования. Украина сделала важный шаг, присоединившись в 2005 году к Болонской декларации, и получила официальное признание европейским сообществом внешнеполитического курса нашего государства, направленного на евроинтеграцию. Таким образом, нам отводится обязанность способствовать созданию европейского научно-образовательного пространства, а также принять активное участие в развитии Большой Европы «Европы знаний».
Главной целью данной разведки является отслеживание развития основных этапов Болонского процесса и оценка его исторической перспективы.
Толчком к радикального реформирования европейской системы высшего образования стали студенческие забастовки 1968 года, прежде всего Парижского университета Сорбонны, которые привели к коренным изменениям в законодательстве европейских стран. Обеспокоенность европейской общественности обуславливалась качеством обучения, конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений, которые уступали на рынке труда своим североамериканским коллегам.
Процесс перестройки высшего образования, который длится уже более 37 лет, принято называть Болонским, хотя есть все основания считать его Сорбоннсько-Болонским. Он имел постепенный характер и развивался от низа до верха: студенты университеты правительства европейских стран. Так, 18 сентября 1988 года, во время празднования 900-й годовщины старейшего университета Европы в г. Болонья, было подписано великую Хартию университетов (Magna Charta Universitatum). Вся научно-образовательная элита Европы поддержала фундаментальные принципы дальнейшего развития высшего образования и науки. Четыре украинских университеты подписали эту Хартию: Харьковский государственный университет им. В.Н. Каразина, Днепропетровский государственный университет, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт».
Через десять лет, 25 мая 1998 года, на праздновании 800-й годовщины Парижского университета Сорбонны, министрами образования Германии, Франции, Италии и Соединенного Королевства Великобритании было подписано «Сорбоннську декларацию», направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. А в следующем году, а именно 19 июня 1999 года в Болонье появилась подписано от имени правительств министрами образования 29 стран «Болонская декларация », которая сформировала требования и критерии к национальных систем высшего образования в свете создания единого европейского образовательно-научного пространства до 2010 года.
Отныне каждые два года проходят встречи министров высшего образования стран Европы, на которых подводятся итоги Болонского процесса и уточняются задачи на будущее. В Праге 19 мая 2001 года было подписано Пражское коммюнике. Численность стран-участниц Болонского процесса увеличилось до 33. В Берлине 19 сентября 2003 года количество стран, которые присоединились к Болонскому процессу, достигло 40. Следует отметить активное участие в реформировании систем высшего образования стран Центральной и Восточной Европы.
Украина присоединилась к Болонскому процессу на саммите министерств в г. Бергене (Норвегия) 19-20 мая 2005 года. Хотя заметим, что научные и образовательные контакты украинцев с европейскими высшими учебными заведениями имеют давнюю традицию, которая достигает средних веков.
Таким образом, развитие европейского образовательно-научного пространства это межправительственная инициатива, начатая в Сорбонне в 1998 году, продолжена в Болонье в 1999 году, в Берлине в 2003 году, в Бергене в 2005 году. Отныне эта система объединяет 45 стран «Большой Европы».
Эта политика имеет две основные цели:
превратить европейский континент на безграничное пространство, в котором студенты, преподаватели и исследователи могли бы свободно переезжать из одной местности в другую;
сделать это пространство прозрачным и привлекательным для всего мира.
Основные векторы совместных действий можно кратко изложить следующим образом:
принятие трехуровневой структуры высшего образования, которое имеет три основных уровня, достичь которых можно в течение аналогичного срока обучения: лиценциат (укр.: бакалаврат), мастер (укр.: магистратура), докторат (укр.: аспирантура);
разработка модульного принципа образования в соответствии с европейской системой кредитов ESTS;
обеспечение взаимного признания дипломов на европейском уровне;
интеграция потребностей в профессиональном образовании на разных уровнях и обеспечение образовательных потребностей на протяжении всей жизни;
содействие мобильности студентов и преподавателей и предоставление образовательным учреждениям образования европейского измерения;
разработка методологических основ для оценивания качества образования;
опора на участников образовательного процесса, прежде всего на университеты (Европейская ассоциация университетов) и студентов (Национальные союзы студентов Европы).
Какие перспективы открывает Болонский процесс для Украины? Прежде всего, это новые возможности, связанные с перспективой вхождения в общеевропейского образовательного пространства, а именно:
— признания украинских дипломов на международном уровне;
— большая мобильность в європросторі для студентов и преподавателей;
— совместные образовательные и поисковые проекты с европейскими университетами;
— конкурентоспособность на европейском и мировом рынке труда.
Интеграционные процессы необходимо связать с важными концептуальными изменениями относительно содержания и форм обучения. В этой области перед украинскими педагогами тоже открываются новые и интересные перспективы.
Прежде всего надо отметить, что интеграционные процессы, как это неоднократно подчеркивается в учредительных документах Болонского процесса, соединяются с сохранением и развитием неповторимого национального опыта, культурного наследия каждой страны. Итак, «евростандарт» в образовании, ни в коем случае не означает уніформізації, нивелирования специфики образовательных систем европейских стран, а направлены на их взаимное согласование и гармонизацию с потребностями современного мира.
Не случайно именно «гармонизация» выступает одним из ключевых понятий многих документов. Смысловая нагрузка этого понятия является чрезвычайно емким, ведь главной целью воспитания и образования является научить молодого человека жить в гармонии с окружающим миром и самим собой путем познания этого мира, определение своего места в нем, освоение определенного рода деятельности. В современных условиях умение адаптироваться к быстрым изменениям во всех сферах человеческой жизнедеятельности, готовность отвечать на вызовы современности становится насущной необходимостью.
С целью приспособления образовательной деятельности в динамике современного жизни европейская реформа предоставляет гибкую систему учебных кредитов, предоставляет возможность зачисления и накопления в общем образовательном достижения человека не только ее предыдущих учебных достижений, но и практического опыта в определенной области, а система непрерывного образования дополняется возможностью учиться в течение всей жизни, в собственном темпе, в соответствии с индивидуальных потребностей и возможностей человека. Обучение становится мультидисциплинарная, учитывает необходимость овладения по меньшей мере одним иностранным языком, новейшими информационными технологиями.
Богатый украинский опыт послужит надежным «стартовой площадкой» для дальнейшего совершенствования национальной системы образования и ее согласования с европейской, а также развитие образовательных воздействий.
Общепризнанным фактом является то, что отечественное образование всегда отличалась фундаментальной глубиной знаний, которые она оказывала и сейчас предоставляет ученической и студенческой молодежи, в отличие от более узкоспециализированного профилирования образования на Западе. Эти традиции отечественного образования во многом соответствуют новой для европейских университетов тенденции к багатодисциплінарного обучения, определенной в рамках Болонского процесса реформирования. В то же время предложенные этой реформой новые направления образовательной деятельности представляют для украинского образования значительный интерес.
Во-первых, это новые принципы органического сочетания обучения и научно-исследовательской работы в университетских заведениях. Ожидаемое усиление поисковой, творческой деятельности преподавателей и студентов будет способствовать постоянному обновлению образования, которая будет адаптироваться к последним достижениям науки, а также активному включению студентов к самостоятельной профессионально ориентированной деятельности в рамках разработки индивидуального проекта под руководством преподавателя-исследователя. Введенный реформой системы учебных кредитов также приспособлен к постоянному обновлению смыслового наполнения и форм обучения. Кроме того, европейской реформой предусмотрено установление более тесного взаимодействия между учебным заведением и работодателем на различных этапах подготовки будущего специалиста.
Во-вторых, необходимость более гибкой образовательной системы, которая могла бы, с одной стороны, быстро реагировать на новые потребности общества, а с другой предоставлять человеку не только нужны в современном мире знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности, но и научить ее быстро адаптироваться к новым условиям в будущем.
То есть необходимо внедрять гибкое взаимодействие теоретических, прикладных и практических аспектов обучения, а это касается не только университета, но и школьного образования. Особенно важным представляется показать ребенку с первых лет обучения, а затем и молодому человеку, который стремится получить высшее образование, тесная связь обучения с жизнью и в практических, конкретных, и в общих аспектах.
Активизация такого обучения способствовала бы развитию умения применять общие знания в конкретной жизненной ситуации, устанавливая для этого необходимы междисциплинарные связи. Таким образом, у будущего специалиста формируется ответственность за окружающую среду, культурное наследие, воспитание активной жизненной позиции.
2 Кредиты ЕСТS и кредитно-модульная система
Внедрение кредитной системы, подобной ECTS, является одним из ключевых вопросов Болонского процесса. Заметим, что кредитная система, как система измерения учебной нагрузки, и кредитно-модульная система организации учебного процесса вовсе не синонимы. Если кредитно-модульная система организации учебного процесса требует коренной перестройки организационных основ обучения, то кредитная система оценки трудоемкости обучения может существовать и в рамках традиционной лекционно-семинарской системы организации учебного процесса. На наш взгляд, перестройка организационных основ учебного процесса должно осуществляться очень осторожно, постепенно, особенно в техническом образовании.
Относительно системы кредитов существуют Указания, которые уже были опубликованы в отечественных источниках Система ECTS с точки зрения разработчиков этой системы кратко может быть охарактеризована следующим образом.
Что такое система кредитов?
Система кредитов это систематический способ описания образовательной программы с помощью присвоения кредитов каждом ее компонента. Определение кредитов в системе высшего образования может базироваться на различных параметрах, типа нагрузки студента, результатов обучения и объема аудиторного нагрузки.
Что такое ECTS?
Европейская система перевода и накопления кредитов(ECTS) система, которая разработана в интересах студентов и базируется на определении нагрузки студентов, необходимого для достижения целей программы. Необходимо осуществлять уточнения этих целей, а именно результатов обучения и приобретенных умений.
Как была разработана ECTS?
ECTS была разработана в 1989 году в рамках программы Erasmus, что в настоящее время является частью программы Socrates. ECTS единственная успешно протестирована система кредитов, используемая по всей Европе.
Сначала ECTS предназначалась только для перевода кредитів.Система способствовала зачете образования, которая была добыта за рубежом, и, таким образом, повышала качество и количество мобильных студентов в
Европе. В последнее время ECTS превращается в систему накопления, которую вводят по всей Европе на институциональном, региональном и национальном уровнях. Это одна из ключевых целей Болонской декларации 1999 года.
Зачем нужна ECTS?
ECTS упрощает понимание и сравнение учебных программ для всех студентов (отечественных и иностранных). ECTS стимулирует мобильность и академическое признание. Она помогает университетам организовывать и просматривать их учебные программы. ECTS может быть использована для различных программ и форм обучения. Эта система делает получения высшего образования в Европе более привлекательным для студентов из других континентов.
Какие главные особенности ECTS?
• ECTS базируется на соглашении о том, что 60 кредитов составляют нагрузки студента очной формы обучения в течение академического года. В большинстве случаев нагрузки студента очной формы обучения в Европе равен 36/40 неделям в год, и в этих случаях один кредит равен 24-30 рабочим часам. Нагрузка означает приблизительное время, которое нужно среднем студенту для достижения необходимых результатов обучения.
• Кредит это также способ перевести в количественное отношение результаты обучения. Последние является комплексом умений, которые означают, что должен знать, понимать и быть способным сделать студент после завершения обучения, независимо от его продолжительности. ECTS кредиты могут быть получены только после завершения требуемой работы и соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.
• Распределение кредитов ECTS базируется на официальной продолжительности цикла программы обучения. Общая нагрузка, необходимое для получения степени бакалавра, которое требует 3-4 года обучения, равна 180-240 кредитам.
• Нагрузка студентов в ECTS включает время, проводимое за слушанием лекций, семинаров, самостоятельного обучения, подготовки и сдачи экзаменов и т.д.
• Кредиты распределяются по всем образовательных компонентах программы обучения (модули, дисциплины, стажировки, дипломная работа и т.д.) и отражают количество работы, необходимой для выполнения каждого компонента в связи с общим количеством необходимой работы для завершения полного года обучения в данной программе.
• Успеваемость студента характеризуют локальными / национальными оценками. Желанными, особенно для случая перевод кредитов, есть дополнительные ECTS оценки. Оценочная шкала ECTS ранжирует студентов на статистической основе. Распределение оценок между студентами, получившими по курсу оценку выше неудовлетворительной, выглядит таким образом:
А — лучшие 10%
B — следующие за ними 25%
C — следующие за ними 30%
D — следующие за ними 25%
E — следующие за ними 10%
Для неуспевающих студентов ставятся оценки FX и F. Между ними существует разница, которая заключается в том, что FX означает: “не выполнил какую часть работы, необходимой для получения оценки выше неудовлетворительной”, а F: “не выполнил всю необходимую работу”. Включение оценок FX и F в Расшифровку Оценок не является обязательным.
Какие документы являются основными для ECTS?
• Текущий Информационный пакет / Каталог дисциплин учреждения образования на двух языках (или только на английском для программ, которые преподаются на этом языке) можно найти в Интернете и/или публикуется в твердой копии в одном буклете или большем количестве буклетов. Информационный пакет / Каталог дисциплин должен содержать документ, который позволяет иностранным студентам получать интересующую его информацию.
• Соглашение об обучении, который содержит список дисциплин, которые студент будет изучать, согласованный с ответственным отделом учебного заведения, где студент будет проходить обучение. В случае возникновения потребности в переводе кредита Соглашение об обучении должна согласовываться между студентом, старым и новым заведениями перед отъездом студента до нового заведения, и обновляться по мере возникновения изменений.
• Расшифровка оценок (Академическая справка) отражает успешность студента, показывая список дисциплин, которые он изучал, полученные кредиты и локальные оценки (возможно, и оценки ECTS). В случае перевода кредита Расшифровка оценок выдается перед отъездом студенту, что отбывает, его учебным заведением, а другим заведением студенту, который приезжает на учебу, в конце периода его обучения.
Как получить аккредитацию ECTS?
• Аккредитация (присуждение лейбла) ECTS осуществляется в отношении к учреждений образования, что правильно оформили заявку по всем программам первого и второго циклов. Эта аккредитация повысит рейтинг Вуза как надежного партнера в рамках европейской и международной кооперации.
• Критериям аккредитации будут: Информационный пакет (онлайн-копия или твердая копия в виде одного или большего количества буклетов) на двух языках (или только на английском для программ, которые преподаются на этом языке), использование кредитов ECTS, образцы Соглашений об обучении, Расшифровка оценок и доказательства наличия высокого уровня аккредитации.
В отношении внедрения кредитной системы в отечественной технической образовании возникает много вопросов. Отметим три вопроса, которые, на наш взгляд, требуют первоочередного обсуждения.
1. Как определить «кредитную вес» учебной дисциплины?
2. Как согласовать отечественные образовательные программы высшего технического образования, содержащие существенную гуманитарно-социальную составляющую, с соответствующими программами западноевропейских университетов, где гуманитарно-социальная составляющая отсутствует?
3. Как получить аккредитацию ECTS?
Для определения «кредитной веса» учебной дисциплины вряд ли необходимо разрабатывать сложные методики. Даже авторы системы ECTS не предлагают подобных методик, потому что понятие кредита скорее относительное, а не абсолютное. Если принять во внимание, что, согласно ECTS студент имеет «усвоить» 30 кредитов, то кредит очень удобно «привязать» к общему объему часов, которые отводятся на изучение той или иной дисциплины. Например, в НТУ «ХПИ» все семестры 17-недельные и три недели отводится на экзаменационную сессию. Недельная учебная нагрузка студента сейчас планируется в объеме 54 академических часов (6 дней по 9 часов в день с учетом самостоятельной работы). Это не противоречит действующему законодательству, поскольку 54 академических часа это 40,5 астрономических часов. Таким образом, совокупный семестровый общий объем составляет 54 × 20 = 1080 акад. часов, а один кредит соответствует 36 часам общего объема (при условии, что сумма общих объемов всех дисциплин, которые изучаются в данном семестре, составляет 1080 часов). Если общий объем, который планируется на изучение и-й учебной дисциплины, составляет Ni часов, то «кредитная вес» этой дисциплины Ки будет равняться Ni × 30 / 1080, или Ni / 36. Расчетные значения надо исправлять с точностью до 0,5 кредита, учитывая, что сумма кредитов за семестр должен равняться 30.
Более сложной является проблема, связанная с наличием в отечественных образовательных программах высшего технического образования существенной гуманитарно-социальной составляющей, которая достигает 20% общего учебного времени. Таким образом, если в Европе студенты технических университетов в семестр получают 30 кредитов фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин, то отечественные студенты всего 24. Очевидно, этот фактор может стать серьезным препятствием признание отечественного образования за рубежом.
Наконец, наиболее сложной, на наш взгляд, по крайней мере сейчас, является проблема получения знаков (лейблов) ECTS. Эта процедура заразное имеет прецедентов в отечественном высшем образовании, но для того, чтобы
кредиты, которые выдают отечественные учреждения образования, признавались за рубежом, проблеме получения знаков ECTS надо не только уделить соответствующее внимание, но и сделать несколько важных шагов, одним из которых является создание института координаторов ECTS на национальном, региональном и институциональном уровнях.
3 Основные задачи, принципы и этапы формирования Европейского пространства высшего образования
Гармонизация архитектуры системы европейского высшего образования является основной задачей Болонского процесса. Определяющие свойства европейского высшего образования: качество, конкурентоспособность высших учебных заведений Европы, взаимное доверие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций на доступеневому и післяступеневому уровнях, мобильность студентов, привлекательность образования.
Основные задачи и принципы создания зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса): введение двухциклового обучения; внедрение кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности европейской системы образования.
Болонская декларация выдвигает задачу добиться, чтобы ученые степени должны соответствовать европейскому рынке труда, а следовательно, быть свидетельством квалификации при трудоустройстве в отрасли деятельности, по которой получено образование. Классификация степеней и квалификаций имеет важное значение, потому что их присвоения свидетельствует о важных переходные рубежи от системы образования к рынку труда в пределах конкретной страны.
Страны-участницы Болонского процесса договорились в пределах своей компетенции и уважая различия в культуре, языке, национальных образовательных системах, а также автономию университетов проводить политику межправительственного сотрудничества с привлечением европейских неправительственных организаций, функционирующих в сфере высшего образования. С целью укрепления Европейского пространства высшего образования и распространение европейской системы высшего образования в мире было предложено в ближайшем времени реализовать конкретные меры, которые должны принести ощутимые результаты на данном пути, такие как:
· внедрение системы образования на основе двух ключевых учебных циклов: до дипломного (бакалавр) и последипломного (магистр);
· утверждение загальносприйнятної и сопоставимой системы ученых степеней, в том числе путем введения стандартизированного Приложения к диплому;
· применение Европейской Кредитной Трансферной Системы (далее ECTS) как соответствующего средства содействие мобильности студентов;
· сближение систем контроля качества и аккредитации с целью выработки сопоставимых критериев и методологий.
Участники Болонского форума одобрили двухэтапную систему высшего образования, отмечая, что введение подобной системы желаемое и в других европейских странах.
Двухэтапная система высшего образования вводится на основе двух ключевых учебных циклов: неоконченное высшее (додипломная) образование и законченное высшее (последипломное) образование, причем продолжительность первого цикла — не менее трех лет.
Ученый (академический) степень, которая присваивается по завершении первого цикла, на европейском рынке труда должна восприниматься как соответствующий уровень квалификации. По завершении первого цикла высшего образования присваивается ученый (академический) степень бакалавра.
Конечным результатом второго цикла обучения на протяжении 1-2 лет должно быть ученый (академический) степень магистракак во многих европейских странах. Обучение на втором цикле идет по индивидуальным программам, в составлении которой активное участие принимают студент и научный руководитель.
В случае соискание ученой степени должны выдаваться стандартизированные Приложения к дипломам, которые содержат подробную информацию об обучении, предназначенную для учебных заведений и потенциальных работодателей.
Главными функциями Приложения к диплому является:
1) гарантирования его обладателю признание работодателями приобретенных им знаний и умений;
2) указание возможности, которую предоставляет полученная квалификация относительно доступа к дальнейшего академического или профессионального обучения;
3) информирование относительно подробностей, касающихся прав выпускника высшего учебного заведения, в отношении его профессионального статуса.
Практика показывает, что далеко не все формы дипломов хорошо выполняют это задание. Причиной этого специалисты считают слишком малое количество информации, которую содержит диплом. Срок диплом имеет здесь расширенное значение, поскольку речь идет о произвольные образовательные документы аттестационного плана (образовательные квалификации).
Классификация степеней и квалификаций имеет важное значение, потому что их присвоения свидетельствует о важных переходные рубежи от системы образования к рынку труда в пределах конкретной страны.
В контексте Международной Стандартной Классификации Занятий (МСКЗ 88) “квалификация” определяется как способность работника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках определенного вида деятельности. Она имеет следующие два параметра:
1) уровень квалификации, который определяется сложностью и объемом задач и обязанностей, которые выполняет рабочий;
2) квалификационная специализация, которая определяется определенной отраслью нужных знаний.
В сфере труда “квалификация” определяется как уровень подготовки, степень годности до какого-нибудь вида труда. При этом подчеркивается, что:
· специалисты одной профессии могут иметь разную квалификацию;
· независимо от квалификации специалиста перечень параметров, характеризующих всех специалистов одной и той профессии, одинаковый;
· отличие специалистов одной профессии, но разной квалификации, определяется значениями параметров, характеризующих квалификацию специалиста.
Итак, для определения квалификации необходимо знать:
o перечень параметров ( наиболее общих и существенных признаков) профессиональной работы;
o значения этих параметров, чтобы ввести пределы квалификации, которые позволят отличать ее от других квалификаций, связанных с этой профессией.
Термин “квалификация” в Европе согласно МСКО и Лиссабонской декларации используется для обозначения любого свидетельства, сертификата, диплома или грамоты, подтверждающие успешное выполнение определенной образовательной программы в конкретной предметной области.
Таким образом в определенные квалификации имеют место разногласия.
Имея квалификацию преподавателя выпускник высшего учебного заведения в Европе имеет право трудоустраиваться в определенной предметной области. Он самостоятельно устраивается на рынке труда.
Для высшего образования в контексте Болонского процесса наибольшее значение имеет тот факт, что в Украине в пределах деятельного подхода спецификация термина „квалификация” содержательно более наполнена и дифференцированная. Согласно этому программа высшего образования определенного направления подготовки более требовательна, но менее гибкая, поскольку в соответствии с Законом Украины “О высшем образовании” высшее профессиональное образование направлено на определенную первичную должность.
“Профессиональная” квалификация более объемный, чем “образовательная” за счет “набора обязанностей”. Однако за счет этих же “обязанностей” имеет место сужение объема и сложности задач определенной предметной области, которые изучаются, поскольку необходимость и достаточность объема и сложности задач оговариваются “обязанностями”, а не определенной глубиной изучения предметной области.
Выпускник высшего учебного заведения Украины, согласно закону “О высшем образовании” и приказом № 285, имеет трудоустраиваться на первичную должность, которая предусмотрена Отраслевым стандартом определенного образовательно-квалификационного уровня подготовки. Трудоустройство выпускников возложена на высшие учебные заведения.
Для обеспечения качества высшего образования должна усиливаться требование приведения в соответствие к сфере труда.
Несмотря на разногласия указанные выше, Верховная Рада Украины 03.12.1999 года ратифицировала механизмы осуществления положений Лиссабонской конвенции О признании квалификаций высшего образования в Европейском регионе” и это создает необходимые предпосылки реализации Украиной Болонских принципов.
Среди проблем современной высшей школы в Украине выделяется вопрос соотношения академического образования, что дает возможность роста в академическом плане, и профессионального образования, что дает возможность быстро адаптироваться на рынке труда. В этом ключе Украина пытается сохранить прекрасную фундаментальное образование, фундаментальную подготовку.
Образовательно-квалификационный уровень высшего образования в Украине формально объединяет в программах образования как академическую, так и профессиональную направленность. В настоящее время это приводит к проблеме формирования содержания образования. С одной стороны, сокращается учебное время, необходимое для глубокого понимания предметов социально-экономического и естественно-научной направленности (то есть для фундаментализации образования), с другой стороны, страдает практическая подготовка тех, кто учится, поскольку они не получают полноценных навыков профессиональной работы (то есть не получают определенного уровня квалификации). Собственно, сейчас потребность в «квалификации» в традиционном смысле слова отпала, поскольку в Украине нет больше планового хозяйства.
Просмотр статуса квалификаций в украинском образовании будет означать смену ориентиров: от подготовки студента к будущему принудительного «распределения» настало время перейти к новой философии образования, основанной на подготовке выпускника высшего учебного заведения для конкретного рынка труда.
Высшая школа готовит выпускника не к конкретному рабочему месту, а к свободного поиска работы на рынке труда. В Украине до сих пор существует чрезмерно дробная и эклектичная система записей в документах о высшем образовании.
4 Принципы, пути и средства адаптации высшего образования Украины к Европейскому пространству высшего образования
Структура высшего образования Украины по своей идеологией и целями согласована со структурами образования большинства развитых стран мира.
Для вхождения Украины в европейское пространство высшего образования нужно внедрить в системе высшего образования:
Ø широкомасштабную долгосрочную стратегию системной модернизации всей системы образования;
Ø систему качества образования, которая соответствует стандартам ЕС, потребностям рыночной экономики, внутреннего развития государства и общества;
Ø государственный реестр направлений подготовки и специальностей, согласно международной стандартной классификации образования (МСКО 96 и 97) и международной стандартной классификации занятий (МСКЗ 88);
Ø общепринятую и сравнительную систему ученых степеней;
Ø законодательно усиленные условия для облегчения трудоустройству украинских граждан в Европе и международной конкурентоспособности системы высшего образования Украины;
Ø систему кредитов на образец Европейской системы трансфера кредитов (ЕСТS), как соответствующего средства содействие мобильности студентов (пример внедрения кредитно-модульной системы см. ниже);
Ø законодательно усиленные условия для обеспечения мобильности через устранения препятствий на пути эффективного использования права на свободное передвижение с непосредственной целью:
1) обеспечение студентам доступа к учебных возможностей, а также в соответствующих образовательных услуг;
2) обеспечение признания и зачисления времени, который преподаватель, исследователь или член административного персонала провел в европейском учебном заведении, проводя исследования, преподавая и выполняя соответствующую к своей профессии работу, с сохранением их законных прав;
3) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
В настоящее время нормативные документы Министерства образования и науки Украины содержат информацию, которая:
ü в широком смысле направлена на реализацию градации опыта и знаний;
ü подает, что образовательно-квалификационные уровни высшего образования имеют профессиональную направленность и склонность соответствовать требованиям рынке труда;
ü раскрывает положения по формированию содержательных модулей.
Для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса необходимо:
· привести в соответствие требованиям Болонской декларации Закон Украины «О высшем образовании» в части определения содержания и статуса образовательно-квалификационных уровней высшего образования;
· привести в соответствие классификации ученых степеней системы образования и Перечня квалификаций, которые используются на рынке труда, в том числе и Европейском;
· определить затраты учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля, то есть увязка учебного модуля по кредитам;
· разработать методику расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними;
· разработать и утвердить нормативно-правовые акты по регулированию деятельности преподавательского персонала и студенческого контингента высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса;
· разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно внедрение тестовых технологий объективного педагогического контроля знаний обучающихся.
· разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно сертификации на соответствие, в процессе которой устанавливается уровень компетентности индивида и его соответствие социальным ролям, на которые он претендует;
· разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно селекции индивидов для выполнения конкретных социальных ролей на основе его профессиональной пригодности, способности и готовности.
Для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса необходимо разработать и законодательно урегулировать процедуру контроля качества и аккредитации, а также усиление международной конкурентоспособности выпускников высшей школы Украины.
Политика в области качества высшего образования, профессиональной подготовки и сертификации специалистов направляется на достижение оптимальной степени упорядочения педагогической деятельности с учетом личностных, социальных, экономических и государственных потребностей и интересов акционеров высшей школы.
Программы качества предполагают вычленение структурно-функциональных свойств индивида, профессионально важных качеств специалиста, его направленности, интеллектуального развития и профессиональных умственных способностей, определяющих свойства локального психологической среды обучения и влияют на успешность профессионального обучения.
Педагогический эксперимент по введению кредитно-модульной системы организации учебного процесса
На выполнение основных задач коллегии Министерства образования и науки от 28 февраля 2003 г. (протокол № 2/3-4), направленные на реализацию Послания Президента Украины к Верховной Рады Украины «Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы: «Европейский выбор» и Национальной доктрины развития образования Украины, Департаментом высшего образования совместно с высшими учебными заведениями проведен анализ состояния и возможных путей реформирования организации учебного процесса в высших учебных заведениях.
Проведенный анализ показал, что нынешняя система подготовки специалистов с высшим образованием имеет определенные недостатки, а именно:
· отсутствие систематической работы студентов в течение учебного семестра;
· низкий уровень активности студентов и отсутствие элементов соревнования в учебных достижениях;
· возможность необъективного оценивания знаний студентов;
· значительные затраты бюджета времени на проведение экзаменационной сессии;
· отсутствие гибкости в системе подготовки специалистов;
· недостаточный уровень адаптации к быстроменяющихся требований мирового рынка труда;
· низкая мобильность студентов относительно изменения направлений подготовки, специальностей и высших учебных заведений;
· имела возможность выбора студентом учебных дисциплин.
Для преодоления недостатков существующей системы подготовки специалистов может быть введение кредитно-модульной системы, которая предусматривает решение следующих задач:
· отхода от традиционной схемы «учебный семестр учебный год, учебный курс»;
· рационального разделения учебного материала дисциплины на модули и проверки качества усвоения теоретического и практического материала каждого модуля;
· проверки качества подготовки студентов к каждому лабораторного, практического или семинарского занятия;
· использование более широкой шкалы оценки знаний;
· решающего влияния суммы баллов, полученных в течение семестра, на итоговую оценку по учебной дисциплины;
· стимулирование систематической самостоятельной работы студентов в течение всего семестра и повышение качества их знаний;
· повышение объективности оценки знаний студентов;
· внедрение здоровой конкуренции в обучении;
· выявление и развитие творческих способностей студентов.
В то же время украинском высшем образовании и университетам необходимо преодолеть немало трудностей и ограничений на пути к Европейскому пространству высшего образования:
1) Адаптация пока незавершенной реформы системы образования к требованиям и принципов Болонской декларации (в частности, введение системы кредитов, реформа научных степеней в соответствии с общеевропейскими стандартами, взаимное признание ученых степеней, полученных за рубежом и в Украине и т.п.) требует увеличения финансирования высшего образования. Экономическое положение Украины является существенным ограничением для адаптации и продолжение реформ в высшем образовании, приведение ее к европейским стандартам.
2) Незавершенность адаптации национального законодательства к стандартам европейского права, а также неготовность европейских стран и ЕС к ликвидации миграционных препятствий для граждан Украины, изменения законодательства, связанного с облегчением передвижения и трудоустройства студентов. Это ограничение противоречит и не позволит реализовать принцип мобильности в Болонском процессе для Украины
3) Отсутствие постоянно действующих общественных структур форумов педагогов и их сотрудничества с ассоциациями образования и научных исследований Европы, использование опыта Европейской сети обеспечения качества в сфере высшего образования (European Network of Quality Assurance in Higher Education) и информационного обмена и обеспечения задач и принципов Болонского процесса в образовательном пространстве Украины и информирование общественности об их преимущества для украинского высшего образования.
4) Избыточное количество учебных направлений и специальностей, соответственно 76 и 584. Лучшие же мировые системы высшего образования имеют в 5 раз меньше.
5) Недостаточное признание в обществе уровня “бакалавр” как квалификационного уровня, его невостребованность отечественной экономикой. Как правило, прием в вуз мы осуществляем не на бакалавриат, а на специальность.
6) Угрожающая в массовом измерении тенденция к ухудшению качества высшего образования, что нарастает со временем.
7) Увеличение разрыва связей между университетами и работодателями, между сферой образования и рынком труда.
8) Неоправданная путаница в понимании уровней специалиста и магистра. С одной стороны, имеет место близость программ подготовки специалиста и магистра, их эквивалентность по образовательно-квалификационному статусу, а с другой они аккредитуются по разным уровням, соответственно за III и IV.
9) Мы смирились с пренебрежением передовыми научными исследованиями в учреждениях образования, которые являются основой университетской подготовки. Наша система научных степеней сложная по сравнению с общеевропейской, что усложняет мобильность преподавателей и научных работников в Европе.
10) Неадекватно потребностям общества и рынка труда решается судьба такой распространенной звена образования, как техникумы и колледжи, это при том, что их численность в государстве, в четыре раза больше, чем ВУЗОВ III и IV уровней аккредитации вместе взятых.
11) Отошла в прошлое некогда хорошо организованная для централизованной экономики система повышения квалификации и переподготовки. Новой системы, которая удовлетворяла бы потребности рыночной экономики, в Украине не создано. Поэтому очень важен общеевропейский принцип “образование через всю жизнь” пока что в условиях нашего государства не может быть в полной мере реализован
12) Университеты Украины не берут на себя роль методологических центров, новаторов, пионеров общественных преобразований, по которым должна идти страна. Уровень автономии ВУЗОВ в этих вопросах значительно ниже среднеевропейского. Не выполняют роль методологических руководителей учреждения образования, которые имеют статус национальных, в то время, когда их количество достигло около 40% от общего количества ВУЗОВ III и IV уровней аккредитации.
Эти и другие препятствия ухудшают распознавания нашей системы высшего образования внешним миром, усиливают изоляционистские тенденции, ухудшают мобильность наших студентов, преподавателей и научных работников в пределах европейского образовательного пространства и рынка труда.
Относительно согласования двухуровневой системы, то эта проблема не была бы слишком сложной, если бы перед нашей системой образования не предстала в полном объеме проблема решения судьбы техникумов и колледжей.
Вердикт общественности и государства по этому вопросу может определиться на пересечении нескольких решений, например, полностью интегрировать лучшие техникумы и колледжи в заведения III, IV уровней аккредитации, создав им условия для предоставления образовательно-квалификационного уровня “бакалавр”, остальные же трансформировать в учреждения среднего профессионального образования для предоставления выпускникам уровня высококвалифицированных рабочих.
Ответственное решение мы должны принять по образовательно-квалификационного уровня “специалист”. Очевидно, пока специалисты востребованы нашей экономикой, этот уровень следует сохранять. Целесообразнее параллельно вводить по формуле 4+2 образовательно-квалификационный уровень “магистр” соответствующей отрасли. Магистр инженерии, магистр права, магистр бизнес администрирования и другие. Реальная же судьба уровней “специалист” и “магистр” в нашей стране решится со временем в соответствии с их востребованности на рынке труда, который также постепенно будет интегрироваться в общеевропейский.
Аналогичный подход можно было бы применить к системе научных степеней в Украине. Согласно Берлинскому коммюнике 2003 года нам было бы выгодно дополнительно к имеющейся системы “кандидата и доктора наук” ввести научную степень “доктора философии” в соответствии с международными стандартами. Для многих ученых были бы сняты препятствия в мобильности на европейском научном и образовательном пространстве. Традиционная же система научных степеней была бы, как и раньше, востребована на внутреннем рынке труда до того времени, пока судьба как первой, так и второй систем окончательно не решится в будущем.
Дальнейшие действия для достижения шести целей Болонского процесса: принятие системы легкозрозумілих и адекватных степеней; принятие системы двухцикловой образования (доступеневе и післяступеневе обучения); внедрение системы кредитов системы накопления кредитов (ЕСТS) или других совместимых с ней систем, которые способны обеспечить как дифференциально-разрешительную, так и функции накопления; содействие мобильности студентов и преподавателей (устранение препятствий свободному передвижению студентов и преподавателей); обеспечение высококачественных стандартов высшего образования; содействие европейскому подходу к высшего образования (внедрение программ, курсов, модулей с «европейским» содержанием); обучение в течение всей жизни; совместная работа высших учебных заведений и студентов как компетентных, активных и конструктивных партнеров в создании и формировании Европейского пространства высшего образования.
5 Сотрудничество Украины и Европейского Союза в области образования и науки
Трудно переоценить важность для Украины развитию всесторонних отношений с Европейским Союзом. Становясь все более уверенно ведущим геополитическим игроком, ЕС играет особую роль как во внешней, так и внутренней политике нашего молодого независимого государства. Собственно, уже с конца 1990-х годов украинская власть официально определила, что интеграция в ЕС является стратегической целью страны, что соответствует в целом ожиданиям значительной части украинского общества, создает надежные основания для достижения демократического консенсуса по содержанию в среде политических элит Украины.
ЕС также не раз заявлял, что выступает за углубленный развитие отношений с Украиной, признает его своим стратегическим партером и даже, устами своих представителей, не отрицал, что дверь к нему для Украины могут быть открытыми. Несмотря на явный дисбаланс стремлений Брюсселя и Киева, несовпадение еврооптимизма новой власти в Украине и умеренной українофілії нового состава Еврокомиссии, двусторонние отношения Украины с ЕС действительно являются важными для продвижения демократии, реализации идеалов верховенства права, укрепления безопасности и политической стабильности во всем восточноевропейском регионе.
Пройденный путь: достижения и вопросы, требующие критического осмысления
Надо признать, что помощь Украине с момента ее формирования как независимого государства со стороны ЕС и его стран-участниц является крайне важным стабилизирующим фактором развития нашего государства. Без этой поддержки, как в виде прямых инвестиций, кредитов, грантов, так и в форме содействия допуска украинских товаров на внутренние рынки ЕС, украинский социальное и политическое развитие было бы значительно скромнее.
Трудно сейчас переоценить и роль в политической поддержке ЕС в рамках двустороннего диалога и механизмов сотрудничества, определенных сначала Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, а потом уточненных на основе Общей стратегии ЕС относительно Украины и в других документах политико-правового характера. Без сомнения, не стоит пренебрегать той позитивной роли, которую сыграл ПЬЕС, его главные политики в правовом, мирном разрешении политического кризиса ноября прошлого года. Кроме признания действенности такой помощи во внутриполитической стабилизации, именно „призвание” приглашение ЕС официальным Киевом, как правящей элитой, так и тогдашней оппозиции, в качестве арбитра и „миротворца” веско засвидетельствовали высокий авторитет ЕС в нашей стране, степень политической, ценностной веса европейского фактора в нашей внутренней политике, ее способность эволюционировать от постсоветских до современных европейских правил поведения участников политического процесса.
Несмотря на всю важность политических и экономических аспектов двусторонних отношений, сфера научного и образовательного сотрудничества также остается в поле зрения как Киева, так и Брюсселя. Надо упомянуть в первую очередь поступления, которые Украина получила в рамках программы технической помощи для новых независимых государств (бывших республик СССР) ТАСИС. Такие критически важные отрасли украинской науки и техники как, например, производство и использование ядерной энергии, выработки новейших технологий, в частности космических и информационных, получали и продолжают получать значительную помощь от стран ЕС и Союза в целом.
В этой статье остановимся лишь на отдельных, а именно гуманитарных аспектах сотрудничества в области образования и науки Украины с ЕС, где общая картина менее оптимистична, а, главное, результаты сотрудничества почти не известны представителям нашего научно-образовательной среды.
Важным шагом для интеграции, или, скромнее выскажемся, приближения отечественной образовательной и научной общественности к ЕС стало распространение действия программы „Темпус” на Украину. Ней успело воспользоваться немало национальных учебных заведений. Прежде всего, это Киевский, Одесский и Харьковский национальные университеты, Тернопольская академия народного хозяйства и другие известные в Украине ВУЗ. Поскольку с распадом СССР и общим упадком системы финансирования научных институтов НАН Украины именно университеты и другие классические высшие учебные заведения при наличии надлежащей кадровой базы были вынуждены принять на себя заботу о развитии частично фундаментальных и, в значительно большей степени, прикладных наук, не говоря уже о гуманитарные науки. Как раз в области выполнения программ „Темпус” отдельным ВУЗАМ удалось наладить продуктивные научно-образовательные контакты с коллегами из университетов Западной и Центральной Европы, учиться современному менеджменту исследовательскими и образовательными проектами, перенять крайне нужен опыт управленческой деятельности в сфере образования и науки.
Стоит вспомнить и то, что в последние годы Украина получила доступ (правда, как представительница „третьих стран” для ЕС) и до программы „Эразмус Мундус”, что является дополнительным важным каналом ее интеграции в европейское образовательное пространство, поскольку открывает определенные возможности для приобщения к европейскому образовательной среды не только преподавателей, но и студентов, к тому же за счет ЕС.
Конечно, сохраняют определенное значение и дальше развиваются программы двух и трехстороннего сотрудничества между Украиной и государствами членами ЕС. Добрые традиции такого сотрудничества в гуманитарной сфере на уровне министерств и академий наук существует между Украиной, Германией, Австрией, в меньшей степени Францией, Великобританией и некоторыми другими членами ЕС. К сожалению, эти программы достаточно забюрократизированы, недостаточно гибкие, ограниченные за финансовыми ресурсами. Худшая же их недостаток и, что доступ к участию в них для работников украинских университетов является затруднительным.
Очевидно, немалое значение имеет то, что все больше украинских университетов становятся участниками двустороннего сотрудничества со странами „старыми” и „новыми” членами ЕС. Одной из наиболее устойчивых форм такого сотрудничества является партнерство на долговременной основе. Таких собратьев в странах ЕС имеет уже немало наших университетов, в частности Национальный университет „Киево-Могилянская Академия”, Львовский национальный университет им. И. Франко, университет „Львовская политехника”, Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича и другие столичные и региональные научно-образовательные центры. Другой вопрос: или этот инструмент сотрудничества является эффективным, удовлетворяет ли он интересы обеих сторон? К тому же, сотрудничество украинских коллег с партнерами в таком формате является ресурсно асимметричным. То есть, мы ожидаем от своих коллег гораздо больше, чем можем предложить им.
Расширение ЕС, которое состоялось 1 мая 2004 года, создало новое качество отношений между ним и Украиной в области образования и науки. Очевидно, что все большее значение отныне будут иметь программы трансграничного сотрудничества, к выполнению которых исторически лучше подготовлены учреждения науки и образования с обеих сторон границы расширенного ЕС. Парадокс в том, что эту роль должны и будут вынуждены взять на себя региональные ВУЗЫ, которых ни отраслевая бюрократия, ни центральная власть не рассматривали в качестве основных партнеров западных образовательно-научных заведений. В противовес этому, важность предварительных контактов и опыта сотрудничества между университетами Украины и новых членов ЕС Польши, Словакии и Венгрии будет усиливаться общим интересом к успешного решения насущных проблем нового пограничья ПЬЕС. Что неизбежно потребует использования потенциала местных университетов и других ВУЗОВ на этих территориях.
Дефициты развития украинского образования и науки: какая помощь необходима?
Несмотря на все перечисленные (и не упомянутые) позитивы сотрудничества между ЕС и Украиной, актуальные потребности национального образования и науки значительно превышают имеющиеся отечественные и зарубежные ресурсы ее развития. За годы независимости наше государство не уделяло должного внимания развитию высшего образования и научных исследований не только в сфере действительно очень расходных фундаментальных разработок, но и в значительно невибагливіших гуманитарных науках. Это привело к резкому сокращению ресурсов научного развития в Украине, значительного оттока высококвалифицированных кадров исследователей и преподавателей в другие сферы трудовой деятельности, побудило тысячи из них до выезда за границу в поисках работы. Хотя за несколько последних лет финансирование и оплата труда научных работников и университетских преподавателей несколько улучшается, ситуация в этой сфере остается крайне сложной; она не отвечает даже определенным национальным законодателем нормам и критериям развития высшей школы и науки.
6 Приоритетные направления реформирования высшего образования
Обеспечение инновационного характера развития высшего образования, внедрение информационных, телекоммуникационных технологий, интерактивных форм и методов обучения, гибких учебных программ переподготовки и повышения квалификации, изучение, обобщение и обмен положительным отечественным и зарубежным опытом обучения, наращивание и модернизация вычислительной техники и программного обеспечения, повышения эффективности их использования в учебном процессе.
Обеспечение оптимизации структуры высшего образования и объемов подготовки и переподготовки кадров с высшим образованием в контексте инновационного развития экономики; предоставление государственной поддержки подготовке специалистов по направлениям, которые стимулируют развитие приоритетных базовых отраслей экономики в формате «наука образование технологии» путем интеграции с научными учреждениями и производством.
Обеспечение реализации стратегии кадрового обеспечения отрасли, направленной на сохранение и развитие научных и педагогических школ, внедрение объективной оценки научной и педагогической деятельности.
Расширение доступа к высшему образованию и содействия социальной защите участников учебно-воспитательного процесса, совершенствование механизма назначения стипендий, предоставление целевых льготных кредитов для получения высшего образования, предусмотрев существенное увеличение расходов из государственного бюджета.
Усовершенствовании сети высших учебных заведений и осуществление поэтапной передачи в сферу управления МОН высших учебных заведений, которые находятся в сфере управления других центральных органов исполнительной власти, с учетом специфики подготовки специалистов. Укрупнение высших учебных заведений на региональном уровне, путем их объединения и создания университетов регионального типа.
Важной задачей в контексте вхождения высшего образования Украины в европейское образовательное пространство является пересмотр содержания образования, государственных стандартов, квалификаций и т.д.
7 Организация оценки результатов работы студента
Критерии для оценки результатов работы студента должны быть выражены таким образом, чтобы оценка работы студента могла быть сопоставлена с ними и документально отражена.
Критерии оценки качества должны быть четко установлены и ясно выраженные для того чтобы обеспечить надежность и единообразие оценки, а также, чтобы повысить объективность оценки с целью сведения к минимуму субъективного подхода.
Оценка результатов работы студента это процесс:
q сбора достаточных, объективных и надежных доказательств знаний студента, его понимание, продемонстрированных навыков и профессионализма относительно выполнения задач, обязанностей и ответственности;
q вынесения заключения о том, что доказательство соотносится с критериями, указанными в Стандарте высшего образования.
Целью оценки качества является обеспечение независимой оценки эффективности мер для обеспечения Стандартов высшего образования на всех уровнях обучения, подготовки, проведения испытаний и оценки.
Организация оценки результатов обучения должна принимать во внимание различные методы оценки, которые могут оказать различные типы доказательств уровня знаний студента:
· письменные, устные и компьютерные опроса (тестирование);
· проверка навыков (в частности, на тренажерах);
· проекты;
· непосредственное наблюдение за деятельностью.
Один или несколько из перечисленных выше методов должен быть обязательно использован для получения доказательств наличия знаний, понимания и продемонстрированных навыков, а также доказательства способности студента выполнять профессиональную деятельность.
Новыми концепциями образовательного процесса в высшей школе отмечаются тенденции развития измерения учебных достижений студентов с помощью тестов. На структуру и количество тестов, которые проводятся, влияет акцент на связях между предметами, которые изучаются. Объектом тестирования становятся компетенции, необходимых выпускнику системы высшего образования. Традиционно тесты выполняют выбирают функцию. Но в последнее время тесты используются для целей:
· диагностических, чтобы дать студенту возможность выяснить, что ему еще нужно изучить и доделать;
· управленческих, то есть ради руководства последующим процессом обучения и стимулирования.
Тесты все больше рассматриваются как составная часть компонентов учебной программы. Им уделяется полноценное значение в учебной программе.
Критерии для оценки компетентности должны соответствовать принципам:
q полученная информация является объективной, имеет однозначное толкование и соответствующим образом должна использоваться;
q метод определения компетентности имеет наиболее соответствовать существенным обстоятельствам и условиям профессиональной деятельности;
q процедуры оценки компетентности должны выполняться эффективно и проворно;
q все потенциальные угрозы должны быть определены.
Методы демонстрации компетентности должны служить основой для проведения экзаменов и оценки соответствия кандидата на получение диплома и вводиться с использованием профессиональных средств деятельности.
Испытание и оценка соответствия кандидата на получение диплома вводится с выполнением процедур объективного контроля:
q критеріально-ориентированного тестирования;
q комплексных контрольно-квалификационных заданий (КККЗ),
а также с использованием профессиональных средств деятельности на:
Ø лабораторном оборудовании;
Ø тренажере;
Ø реальном объекте деятельности.
Оценка компетентности должно включать не только первоочередные технические требования к работе, навыков и задач, которые должны профессионально выполняться, но должен отражать более широкие аспекты, необходимые для того, чтобы отвечать в полном объеме том, что ожидается от компетентной работы выпускника на первичной должности:
q работа в широком спектре обстоятельств;
q профессиональное предвидения, готовность и работа в условиях чрезвычайных ситуаций;
q адаптация в новых и изменяющихся требований.
Важная роль в обеспечении высокого качества образования и формировании конкурентоспособных специалистов за будь-каких принципов организации учебного процесса принадлежит системе оценивания знаний студентов.
Главная задача при этом добиться наиболее эффективного оценивания, чтобы одновременно выполнять контролирующую и мотивирующую функции.
При таких условиях нужно активизировать работу по внедрению европейских критериев оценивания знаний студентов, их практической подготовки, компетентности, эффективности научных исследований. Для усовершенствования системы оценивания знаний необходимо учитывать тенденции, которые наблюдаются в странах, присоединившихся к Болонскому процессу:
1. Высшие учебные заведения все шире применяют комплексную систему оценки знаний. Эти системы направляются на дифференциацию уровня знаний студентов, должны реагировать даже на незначительные колебания относительно глубины усвоения материала каждым студентом; обеспечивать равный подход к оценке качества обучения студентов, в результате обеспечивается объективность диагностики знаний.
2. Прозрачность учебного процесса, полная информированность студентов о содержании учебных планов и учебных программ; расширение выборочной составляющей рабочих учебных планов; прозрачность критериев оценивания знаний, что является характерным для комплексных систем оценивания.
3. Применение различных шкал оценивания, которые имеют большое количество диапазонов.
4. Ведущей составляющей учебного процесса все чаще определяется самостоятельная работа студента, которую контролируют, проверяют и оценивают. Поскольку весь программный материал разделяется на две составляющие: первая преподаваемый материал студенту в виде лекций, вторая материал для самостоятельного изучения., поэтому важное значение приобретает текущая работа и текущее оценивание.
5. Повышение доли текущего оценивания в общем, итоговом оценивании.
6. Уменьшение количества дисциплин при одновременном увеличении по ним трудоемкости обучения.
7. Отсутствие зачетов и проведения экзаменов преимущественно в письменной форме. При этом применяются жесткие санкции против тех, кто нарушает проведения экзаменов (пользования „шпаргалками” и др.).
8. Перезачета предметов в случае перехода студентом из одного заведения в другое, несмотря на специфику преподавания отдельных дисциплин, различия в программах, системы оценивания.
В Болонском процессе система оценивания ECTS разработана для того, чтобы помочь учебным заведениям перевести оценки, выставленные местным учреждением. Она представляет дополнительную информацию относительно работы студентов, а не заменяет общие оценки.
Эта концепция оценок означает:
— представление дополнительной информации к оценке учебного заведения;
— шкала оценивания будет понятна другим заведениям, которые выставляют соответствующую оценку;
— определяется не только сама оценка, но и достижения каждого студента.
Унифицированная шкала оценивания знаний студентов системы ECTS представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Оценка ECTS.
Оценка ECTS | Значение оценки |
A | Отлично блестящая работа с незначительными ошибками |
B | Очень хорошо выше среднего стандарта, но с некоторыми распространенными ошибками |
C | Хорошо в целом хорошая работа, но с заметными ошибками |
D | Удовлетворительно прилично, но со значительными ошибками |
E | Достаточно удовлетворяет минимальным требованиям |
FX | Не принято необходимо доработать |
Критерии для оценки результатов работы студентов должны быть выражении так, чтобы оценка работы студента могла быть сопоставлена и документально отражена. Эти критерии надо четко установить, чтобы обеспечить надежность и единообразие оценки, а также, чтобы повысить объективность оценки для сведения к минимуму субъективного подхода.
Организация оценки результатов должна принимать во внимание различные методы оценки, которые предоставляют различные доказательства уровня знаний студентов:
— письменные, устные и компьютерные опроса (тестирование),
— проверка навыков (тренажеры),
— курсовые проекты,
— непосредственное наблюдение за деятельностью.
Как результат стоит отметить, что в ходе подготовки к присоединению к Болонскому процессу необходимо решить триединую задачу относительно оценивания:
1) обрабатывать наиболее целесообразные подходы к диагностике знаний студентов с учетом накопленного опыта в высшей школе Украины.
2) освоить систему оценивания знаний по шкале ECTS.
3) отработать технологию взаимно перевода оценок, принятых в отечественной практике, к оценок ECTS.
Литература
болонский процесс реформирования образование
1. http://www.ntu-kpi.kiev.ua/
2. http://www.ntu-kpi.edu.ua/
3. Модернизация высшего образования Украины и Болонский процесс: Материалы к первой лекции / Сост. М.Ф. Степко, Я.Я. Болюбаш, К.М. Левковский, Ю.В.Сухарніков; отв. ред. М.Ф. Степко. К.: Изд. , 2004. 24 с.
4. Болонский процесс: циклы, ступени, кредиты. Л.Л. Товажнянский, Є.І. Сокол, Б.В.Клименко 2004.
5. Высшее образование Украины и Болонский процесс. Учебное пособие. Под редакцией В.Г. Кремня. Авторский коллектив: М.Ф. Степко, Болюбаш Я.Я, К.Д. Шинкарук, В.В., Грубинко В.В., Бабий И.И., МОН. Рецензенты: Г.В. Терещук, чл.-кор. АПН Украины, доктор педагогических наук, профессор, М.М. Фіцула. доктор педагогических наук, профессор.
6. Кредитно-модульная технология обучения Учебный посібникАвтор: Сікорськиїі П.И. Под редакцией Тимошенко О., Журавского В,С. и др. К., 2004 .