Диалектическая
логика (от греч. dialegomai — веду беседу) — филос. теория, пытавшаяся выявить,
систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности
мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества,
коммунистического тоталитарного общества и др.) (см.: Индивидуалистическое
общество и коллективистическое общество). Первую попытку систематического
построения Д.л. как приложения диалектики к мышлению («субъективной
диалектики») предпринял в нач. 19 в. Г.В.Ф. Гегель, позаимствовавший все
основные идеи деалектики из средневековой философии и теологии. Наиболее
известными отечественными специалистами в области Д.л. были М.Б. Митин, П.Н.
Федосеев, М.М. Розенталь, М.Н. Алексеев, Э.В. Ильенков, Т.С. Батищев, В.А.
Лекторский и др. После Гегеля за двести лет в Д.л. не было внесено ничего
существенно нового. Все попытки построить связную теорию «диалектического
мышления» кончились безрезультатно.Основной
принцип Д.л. (ее «ядро») провозглашает сближение и отождествление
противоположностей: имеющегося в разуме и существующего в действительности,
количества и качества, исторического и логического, свободы и необходимости и
т.д. Д.л. отражала сочетание коллективистической твердости ума с его
софистической гибкостью. Результатом ее применения к осмыслению социальных
процессов являлась двойственность, мистифицированность социальных структур и
отношений: провозглашаемое в тоталитарных гос-вах право на труд оказывалось
одновременно и обязанностью, наука — идеологией, а идеология — научной, свобода
— (осознанной) необходимостью, выборы — проверкой лояльности, искусство —
государственной мифологией и т.п. Однако этот парадокс «прошлого — будущего»,
«полновластия народа под руководством партии» Д.л. относила к особым свойствам
нового, радикально порывающего с метафизическим прошлым мышления.Эту
сторону коллективистического мышления, его постоянное тяготение к парадоксу и
соединению вместе несовместимых понятий хорошо выразил Дж. Оруэлл в романе
«1984». В описываемом им обществе министерство мира ведает войной, министерство
любви — охраной порядка, а бесконечно повторяемые главные партийные лозунги
гласят: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — это сила».
Такое «диалектическое мышление» Оруэлл называет «двоемыслием». А.А. Зиновьев в
кн. «Зияющие высоты», само название которой навеяно типично коллективистическим
соединением несоединимого, удачно пародирует эту бросающуюся в глаза черту
коллективистического мышления: «В результате цены на продукты были снижены, и
потому они выросли только вдвое, а не на пять процентов», «Из душевных
переживаний ибанцам разрешается радоваться успехам, благодарить за заботу и
восторгаться мудростью руководства», «…Мы верим даже в то, во что на самом
деле не верим, и выполним все, что на самом деле не выполним» и т.п.С
разложением коммунистического общества интерес к диалектике и Д.л. как ее
частной области сразу же угас. Возрождения той или иной формы Д.л. можно
ожидать лишь в рамках будущего коллективистического общества.Список литературы
Алексеев
М.Н. Диалектика форм мышления. М., 1959Розенталь
М.М. Диалектическая логика. М., 1960Ильенков
Э.В. Диалектическая логика. М., 1974Материалистическая
диалектика. М., 1979Диалектика
процесса познания. М., 1985Марксистско-ленинская
диалектика. Кн. 2. Диалектическая логика. М., 1986Ивин
А.А. Философия истории. М., 1999.Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/