Министерство образования РФ
Управление образования Советского
района г. КрасноярскаСредняя школа № 91
Махотина Екатерина, 11А
РЕФЕРАТ
«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
С.А.ЕСЕНИНА»Красноярск, 2001
Сергей Александрович
Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно
связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие
модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории
русской поэзии.Поэтический мир
раннего Есенина (1910 1913) – явление достаточно сложное и многообразное.
Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко
выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру,
окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся
основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже
начинает неосознанно проникать в его творчество.Поэтическая концепция
мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое
слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.Главная тема поэзии
Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к
родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в
дореволюционной лирике многолик и противоречив.Родина – это и
прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих
озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы,
неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы
невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую
поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его
пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее
влияние традиционного фольклора и языческой мифологии:Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Сутемень колдовская счастье мне пророчит.
Есенин ощущает себя частью
природы, её учеником и собеседником:Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Поэтому у Есенина нет чисто
пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть,
даже выше его.Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –
Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к родной природе, к
родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии
Есенина в огромную поэму любви к России.О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Мне кажется, так о России
до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать,
испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Есенин понимает, что уход
от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы
Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог
противостоять ему.Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходит
пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного
закона жизни.Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческое
наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где
человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.Так же у Есенина родина –
это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».Родина – это и
смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к
любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».Родина – это Русь
молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в
ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки»,
ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты
Русь моя родная…» ), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий,
как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Родина – это и Русь
мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам
бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя
одним из нихРодина – это «новый
Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести
себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны
звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:Тучи с ожерёба
Ржут, как сто кобыл.
Плещут надо мною
Пламя красных крыл.
Небо словно вымя,
Звёзды как сосцы.
Пухнет божье имя
В животе овцы.
Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхнет Назарет.
Новое восславят
Рождество поля,
И, как пёс пролает
За горой заря.
Только знаю: будет
Страшный вопль и крик,
Отрекутся люди
Славить новый лик.
Скрежетом булата
Вздыбят пасть земли…
И со щёк заката
Спрыгнут скулы – дни.
Побегут, как лани,
В степь иных сторон,
Где вздымает длани
Новый Симеон.
Поэт зовёт свою Русь,
«царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он
(«Не в моего ты бога верила…»).В послеоктябрьской
лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В
«маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась
богоизбранной, духовной страной.Для изображения
революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты,
цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые,
чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Роковой 1919 год становится
переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод,
разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство
неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919
года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин
полон самых мрачных предчувствий:Кобыльи корабли
1
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов.
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
Исповедь содержания,
тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москва
кабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц
жизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина.1924 – 1925 годы наиболее
плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные
произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы»,
замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений
1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».В стихотворениях
этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к
злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает
попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о
двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:Я не знаю, что будет со мною,
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Но трагический
расклад оказался непреодолимым. Советская действительность – чужой для поэта
мир, и даже родная деревня отвергает его: поющая «агитки Бедного Демьяна»,
читающая, «как Библию, пузатый «Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого
пилигрима. Поэтому грусть о собственной невостребованной жизни, об уходящей в
прошлое родине становится одной из основных тем этого периода («Русь уходящая»,
«Неуютная жидкая лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно
ярко тема тоски по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:4
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, —
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Есенинский цикл
«Персидские мотивы», куда входят такие произведения, как «Шаганэ ты моя,
Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и другие, открывает нам чувство любви,
вдохновенное и светлое, которое составляет в нём основной предмет изображения.
Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность,
грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия,
Лала – прекрасны, каи их удивительная родина Персия, страна грёз, страна –
сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами.Однако
параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает образ и другой страны
– «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим пологом тумана»,
«волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема вплетается в любовную, и любовь
к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства в раю персидском.Творчество
Сергея Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта,
национального уклада и национального духа России, является памятником своей эпохи.