ПЛАН курсовой работы
по дисциплине
«ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА РОССИИ»Название типовой
курсовой работы: «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА» в …. ( выбранной Вами области, крае или
республике)Введение
1. Общие сведения о регионе.
1.1 Географическое положение
1.2 Краткая историческая справка
1.2 Выдающиеся деятели, жившие и родившиеся в регионе.
2. Современное состояние туризма в регионе
2.1 Численность туристов в регионе и доходы туристской
отрасли.2.2 Организации, учреждения и туристские компании,
организующие туристскую деятельность в регионе2.3 Основные виды туризма в регионе.
2.4 Популярные места туризма и отдыха (сформировавшиеся
курорты и туристские экскурсионные центры (историко-культурные, религиозные, этнографические).
Туристко-рекреационные зоны региона2.5 Туристские маршруты: экскурсионные (историко-культурные,
этнографические, религиозные) экологические, спортивные2.6 Средства размещения туристов в регионе (гостиничная и
рекреационая сеть). Соответствие средств размещения рекреационным потребностям
населения3. Рекреационный потенциал региона как фактор развития
туризма3.1 Использование рекреационного потенциала для разных видов
туризма3.2 Рекреационные ресурсы региона, которые можно использовать
в дальнейшем развитии туризма4. Рекомендации по дальнейшему развитию туризма в регионе
5. Список литературы и использованных сайтов из Интернета
Развернутый план
написания текста курсовой работыВведение.
Обоснование выбора
региона (укажите основные причины, по которым Вы выбрали именно этот регион
России)1. Географическое
положение1.1Географическое
положение региона (географическая широта и долгота, климатический пояс, особенности
конфигурации, площадь территории, с какими областями и странами граничит, имеет
ли морские границы). Его административный центр (столица) и крупнейшие города.
Население (общее число жителей).1.2 Краткая историческая
справка (основные исторические периоды и события);1.3Выдающиеся деятели,
жившие или родившиеся в регионе (писатели, композиторы, художники,
изобретатели, политические и религиозные деятели и т.д.)2. Современное
состояние туризма в регионе2.1 Численность туристов
в регионе и доходы от туристской отрасли. Найдите информацию о количестве
туристов, иностранных и отечественных, посещающих данный регион. Если в регионе развит иностранный туризм, укажите из
каких стран и сколько прибывает туристов, какими видами туризма заняты, и какие
главные туристские объекты они посещают. Укажите в какие страны и сколько (если
найдете такие цифры) выезжает наших туристов и с какими целями;Рекомендуем
сравнить эти показатели с соседними регионами и найти информацию о размерах
выездного и въездного туризма.Найдите информацию о
доходах от туристской отрасли в бюджете региона, возможно в бюджетах каких-либо
отдельных туристских центров, курортов. Подсчитайте долю доходов от туризма в
общих доходах региона (в процентах).2.2. Организации,
учреждения и туристские компании, организующие туристскую деятельность в
регионе.Укажите организации
(пользуясь справочником «Здравницы профсоюзов»), у которых имеются собственные
здравницы и их число.Укажите число туристских
компаний в регионе. Определите основные направления их деятельности (на сайтах
туристских компаний узнайте, что предлагают туристские компании, в том числе за
рубежом и в регионе. Проанализируйте все региональные предложения, укажите их
число и выделите наиболее популярные.2.3. Основные виды
туризма в регионе. Исходя из туристских предложений от турфирм, укажите, какие
виды туризма здесь развиты.2.4. Популярные места
туризма и отдыха.При существовании в
регионе туристско-рекреационной зоны, выделенной на основании «Закона о туристско-рекреационных
зонах РФ», дать ее полную характеристику.Перечислите курорты для
лечебно-оздоровительного отдыха.Перечислите горнолыжные
курорты, центры спортивного туризма, места проведения крупных международных или
всероссийских соревнований по разным видам спортивного туризма.Дайте характеристику зон
отдыха для кратковременного отдыха местного населения.Перечислите популярные туристско-экскурсионные
центры (исторические города и поселки).Перечислите наиболее
интересные праздники и другие мероприятия, проводимые в регионе (используйте
официальный сайт региона, региональные туристские програмы).2.5. Туристские маршруты:
экскурсионные (историко-культурные, этнографические, религиозные)
экологические, спортивныеОпишите
туристско-экскурсионные экологические и спортивные маршруты, предлагаемые
организаторами туризма в регионе.2.6. Места размещения
туристов (гостиницы и рекреационная сеть) Укажите количество туристов,
обслуженных в гостиницах и специализированных средствах размещения (санаториях,
домах отдыха, база отдыха и т.д.) Данные можно найти в статистическом
справочнике «Туризм и туристские ресурсы в России, 2004». Опишите наиболее
крупные гостиницы, санатории, дома отдыха.Найдите данные о детских
оздоровительных лагерях (о количестве отдохнувших в них детей) с помощью
средств СМИ и Интернет.Соответствие средств
размещения нормативам. В соответствии с нормативами РФ на 1000 жителей должно
быть:3,1 места в санаториях;
22,5 мест для взрослых в
оздоровительных учреждениях (домах отдыха, пансионатах, туристских базах)25 мест для родителей с
детьми в домах отдыха и пансионатах, гостиницах7,5 места в базах отдыха
38 мест в детских
оздоровительных лагерях на 1000 детей.В статистических
справочниках и справочнике «Туризм и туристские ресурсы в России, 2004» найдите
данные о количестве мест в здравницах региона. Используя данные о количестве
мест вв всех здравницах и количестве местных жителей, рассчитайте
обеспеченность местами отдыха и определите, соответствуют ли эти показатели
принятым стандартам. Расчет производить по формуле: [х (суммарное число мест в
здравницах)/n (число жителей)]×1000На форумах туристских
компаний, сайтов гостиниц, санаториев, домов отдых и др. найдите информацию о
качестве предоставляемых услуг в регионе. На основе этого сделайте вывод о
качестве предоставляемых услуг в регионе. Основная цель этого анализа – оценить
степень удовлетворения потребностей туристов.3. Рекреационный
потенциал региона как фактор развития туризма3.1.Использование
рекреационного потенциала для разных видов туризма.Характеристика природного
рекреационного потенциала для природо-ориентированных видов туризма: лечебно-оздоровительного, спортивного, приключенческого,
экологического, сельского, аграрного туризма, дачного отдыха.Охарактеризуйте природные
рекреационные ресурсы (климатические, ландшафтные (рельеф, растительность,
водные, гидроминеральные ресурсы) и определите, для каких видов туризма их
можно использовать. Охарактеризуйте объекты природы в национальных парках и
заповедниках, в том числе уникальные объекты, входящие в список Мирового
природного наследия ЮНЕСКО для развития экологического туризма. Выявите благоприятные
и неблагоприятные факторы природы для развития природо-ориентированных видов
туризма;Дайте подробную
характеристику курортов по типам: морские, климатические, горные,
бальнеологические, грязевые, их расположение, лечебный профиль.Дайте подробное описание
горнолыжных курортов, центров спортивного туризма.Охарактеризуйте
экологическое состояние региона, степень экологического загрязнения;
экологически опасные территории.Охарактеризуйте места
сельского туризма, наиболее популярные дачные поселкиХарактеристика
историко-культурного потенциала для культурно-познавательного туризма:
историко-культурного, религиозного, этнографического.Охарактеризуйте
историко-культурные ресурсы (памятники, музей, усадьбы, соборы и храмы, места
народных промыслов, места военых сражений и т.д.). Определите состояние
историко-культурных памятников, их изношенность, визуальное загрязнение для
развития познавательных видов туризма. Если в регионе есть историко-культурные объекты,
входящие в список Мирового наследия ЮНЕСКО, дать их подробную характеристику. ,
важнейшие экскурсионные объекты, в том числе историко-культурные (замки,
крепости, кремли, дворцово-парковые и усадебные комплексы), религиозные
(православные монастыри, обители, пустыни, соборы и церкви; католические и
протестантские соборы и церкви; мечети; буддийские и ламаистские дацаны и
хурулы; синагоги, центры хасидов; шаманские святилища), места сражений и
этнографические музеи и места народных промыслов.Характеристика
транспортной инфраструктры.Охарактеризуйте, какими
видами транспорта преимущественно пользуются туристы (водным, автомобильным,
железнодорожным, воздушным). Укажите крупнейшие транспортные узлы региона
(железнодорожные вокзалы, аэропорты, морские и речные порты; заходят ли в эти
порты круизные суда). Определите уникальные объекты туризма, которые почти
недоступны для осмотра, из-за неразвитости транспортной сети.Рассчитайте транспортную
обеспеченность региона автомобильными и железными дорогами. В соответствии с
нормативами РФ обеспеченность оценивается по трем категориям: благоприятная,
относительно благоприятная и неблагоприятная.Благоприятная на 100 кв.километров территории
должно быть более 30 км автодорог; относительно благоприятная – 25-30 км дорог; неблагоприятная – менее 25 км автодорог. Определите к какой категории относится
выбранный регион по формуле: х (протяженность автодорог)/S (площадь региона) ×100%.
Укажите наличие автодорог дорог федерального значения.Так же рассчитайте
обеспеченность региона железными дорогами. В соответствии с нормативами РФ благоприятная
обеспеченность ж/дорогами – более 25 км на 100 кв.км территории, относительно
благоприятная – 25-2,5 км, неблагоприятная – менее 2 км. Определите, к какой категории относится регион по обеспеченности железными дорогами по формуле:
х(протяженность ж/дорог)/S
(площадь региона) ×100%.Характеристика
экономико-социальных рекреационных ресурсовОхарактеризуйте структуру
хозяйства региона. С помощью данных о занятости в основных отраслях хозяйства,
(используя статистический справочник «Регионы России») определите, что это за
регион – сельский, индустриальный освоенный, неосвоенный, курортный. Найдите
информацию, о том, том, к какой категории относится данный регион: депрессивный
(экономически слаборазвитый и отсталый) или высокоразвитый, активно
развивающийся. Чем в основном занимается население региона (где работают),
какие объекты в регионе приносят основной доход. Определите величину ВРП
(внутреннего регионального продукта на душу населения) и сравните со средними
показателями по России. Определите, могут ли экономические факторы
способствовать развитию туризма в регионе или являются сдерживающими.Охарактеризуйте население
региона: долю городского населения (в %), плотность населения, демографическую ситуацию
в регионе (происходит ли сокращение населения и в каких масштабах). Определите
долю населения с высшим образованием (по данным статистического справочника
«Регионы России»). Определите, есть ли в местных ВУЗах кафедры туризма.
Определите число работников в гостиницах, ресторанах, турфирмах, музеях и т.д. (по
данным статистического справочника «Туризм в России»).Определите, как, по
Вашему мнению, население региона может быть вовлечено в туризм – как
организующие туристскую деятельность, либо как ее участники.Выберите из следующего
списка причины, сдерживающие развитие туризма наиболее характерные для
региона:природные причины неблагоприятные климатические
условия (лютые зимы, короткое холодное или очень жаркое лето, сильные ветры или
частые туманы), распространение опасных насекомых и животных (комары, мошка,
энцефалитные клещи и др., змеи, хищные звери, опасные для туристов и
отдыхающих), высокая вероятность природных катаклизмов (землетрясений,
извержений вулканов, лесных пожаров, наводнений, засухи), запущенное состояние
лесов и рек и т.д.;состояние
историко-культурных памятников – малое количество историко-культурных объектов, износ и
разрушение памятников, визуальное загрязнение исторической среды; недостаточное
количество учреждений культуры и развлечений;состояние
инфраструктуры
низкий уровень развития материальной базы, устаревший гостиничный фонд,
санаториев, домов отдыха, слабая транспортная обеспеченность, удаленность или
оторванность от основной транспортной сети; низкий уровень развития туристской
инфраструктуры,уровень обслуживания низкая культура работников
гостиниц и учреждений туристского сервиса, низкий уровень зарплаты работников
туризма и рекреационного хозяйства,социальные причины неприятие местными жителями
туристов, криминогенность в регионе, межэтнические и межконфессиональные
конфликты, нежелание местных властей вкладывать средства в развитие туризма;
низкий уровень доходов населения;другие причины
Назовите причины,
способствующие развитию туризма в регионе.— природные
(благоприятный климат, жаркое лето, продолжительность залегания снежного
покрова для зимних видов отдыха, комфортная температура воды, пересеченный и
разнообразный рельеф, разнообразный растительный и животный мир, богатын
гидро-минеральные ресурсы и т.д.)— экономические – рост ВРП в регионе, благоприятный
инвестиционный климат, развитие туристской отрасли и т.д., доходов от
туристской деятельности, бурное строительство учреждений отдыха, гостиниц и
т.д.социальные – рост уровня доходов населения,
популярность региона (или отдельных местностей) среди других регионов РФ в
туризме, рост популярности отдельных видов туризма, рост туристского потока и
т.д.другие причины
3.2. Рекреационные
ресурсы региона, которые можно использовать в дальнейшем развитии туризма. Выявите
из описания рекреационного потенциала региона рекреационные объекты, которые
пока не используются, но могут быть использованы в развитии туризма в регионе:
объекты природы, историко-культурные и этнографические, религиозные,
современного строительства и др. Какие праздники и другие мероприятия пока не
популярны, но нуждаются в рекламе для популяризации регионального туризма.4. Рекомендации по
дальнейшему развитию туризма в регионеОхарактеризуйте возможности
дальнейшего развития туризма в регионе. На каких видах туристской деятельности
он должен быть основан.Выберите из следующего
списка важнейшие виды туризма, характерные именно для Вашего региона или для
разных территорий внутри региона, и расположите их по значимости:
лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, спортивный (горные виды,
водные виды, спелеотуризм, научно-экспедиционный туризм), познавательный,
религиозный, паломнический, этнографический, событийный, деловой, шоппинг,
конгрессный, научный, образовательный.Опишите, в какой степени
развит туризм в регионе; все ли ресурсы и в полной мере задействованы в
туризме; какие имеющиеся или новые виды туризма можно развивать (расширять);
какие новые курорты или туристские центры можно создать, используя имеющиеся
ресурсы или создавая искусственные.Охарактеризуйте меры, предпринимаемые
местными и федеральными органами власти по развитию внутреннего и въездного
туризма. Какие
отели, транспортные объекты (дороги, порты, аэропорты), объекты лечения, отдыха
и развлечений строятся или проектируются в настоящее время. (См. официальный
сайт администрации региона, в нем найдите страницу о туризме; см. также сайт
региональной программы развития туризма). Определите, насколько вовлечен
рекреационный потенциал в туристскую деятельность.Заключение
5. Список литературы и
использованных сайтов из Интернета(В алфавитном порядке
укажите список литературы и точные веб-адреса)Составьте карту
объектов туризма, курортов и туристских центров региона и приложите к ней общегеографическую
карту региона (скачайте ее из Интернета).