СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Глава
I. РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ
ТРУДА ВРЕАЛЬНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ.1.
Механизмы
формирования фондов оплаты труда предприятий.2.
ВСОТэРКа
– эффективная модель оплаты труда и рекомендации по ее внедрению.Глава
II. СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.1.
Система
механизма государственного регулирования оплаты труда работников бюджетной
сферы.2.
Государственное
регулирование оплаты труда работников всех организаций и учреждений.Заключение.
Демократизация
в экономике и политике, углубление рыночных отношений, реформирование
собственности объективно повышают роль личных материальных интересов. Форма их
реализации – личные стимулы, к числу которых относятся различные виды доходов
работника. В связи с происходящими преобразованиями, развитием многообразия
форм собственности и хозяйствования, инфляционными процессами и монетизацией
льгот1 изменяется структура совокупного дохода работника. Основные
виды доходов работников в настоящее время:—
доход от непосредственной трудовой деятельности (оплата труда, премии, доплаты,
надбавки);—
выплаты и компенсации, связанные с условиями труда на предприятии (доплаты за
тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное время, праздничные дни и т. д.);—
доходы от собственности (дивиденды от вложенного капитала, акций, участия в
прибылях, приватизационных чеков и др.);—
выплаты и пособия, связанные с социальной защищенностью от инфляции, снижения
уровня жизни, других негативных последствий проводимых преобразований;—
доплаты, связанные с климатическими особенностями регионов (районные доплаты,
северные надбавки и т. п.).Доминирующая
роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате, остающейся в
настоящее время и в ближайшие годы для подавляющего числа работников основным
источником их доходов. Другими словами, заработная плата и в перспективе будет
наиболее мощным стимулом повышения результативности труда и производства в
целом.Оплата
труда определяет уровень и качество жизни населения, размер будущей пенсии,
следовательно, и социальное положение в старости, настроение, здоровье,
возможности образования, культурного развития, психику людей и т. д. Даже
размеры получаемых дивидендов от собственности и ценных бумаг работниками
предприятий и организаций, приобретающих в последнее время достаточно массовый
характер, в соответствии с действующими методиками, существенно зависят от
размеров их заработной платы. Как составная часть и элемент социально-трудовой
сферы, оплата труда играет особую роль в структуре реализации приоритетов социальной
политики. К ним, как известно, относятся сокращение бедности в Российской
Федерации, модернизации и реформировании систем образования, здравоохранения,
пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства.Реальное
состояние с оплатой труда в российском социальном государстве (ст. 7
конституции РФ) не выдерживает никакой критики. Имеется в виду:·
задержки
с выплатой заработной платы (от одного месяца в более-менее благополучных
регионах, до года и больше в противоположных в этом смысле городах и районах
России);·
низкая
воспроизводительная функция оплаты труда (минимальная
1Федеральный
закон № 122 от 22 августа 2004 г. «О замене натуральных льгот денежными
выплатами». заработная плата, установленная государством, составляет 20 % от
уровня физиологического прожиточного минимума);·
резкое
падение стимулирующей роли оплаты труда в развитии экономики страны, объемов
производства на предприятиях, реализации физических и интеллектуальных
способностей работников (размеры заработной платы мало зависят от их
квалификации, качества труда, результативности производства и динамики
макроэкономических показателей; в материальном стимулировании господствует
уравниловка, вознаграждения за труд распределяются по принципу «всем сестрам по
серьгам»);·
сокращение
доли трудовой части в совокупном доходе работника, что сигнализирует об
усилении апатии к труду, снижении его престижности со всеми вытекающими
последствиями для общества (доля заработной платы в общем доходе работника в
среднем по РФ сейчас менее 50 %, большая его часть приходится на дивиденды от
собственности, ценных бумаг. Доходы от предпринимательской деятельности,
различные социальные пособия, компенсации, денежные выплаты2 и
т.д.);·
чрезмерная,
необоснованно завышенная дифференциация в оплате труда (разрыв в оплате труда
только по официальной статистике примерно 1 : 26). По этому показателю Россия
занимает одно из первых мест в мире. Эта разница в размерах заработков
работников определяется не отличиями в их квалификации, профессионализме, результативности
труда, а зависит от:·
формы
собственности предприятия – частное, унитарное, государственное, СП, ФПГ и
т.п.;·
отраслевой
принадлежности – хлебозавод, школа, больница, типография, алмазно-бриллиантовая
корпорация, банк, нефтегазоперерабатывающий завод;·
особенностей
региона – Москва, Ивановская область, Российский Север, Кавказ и т.д.Поэтому и в рыночной
экономике оплатой труда надо заниматься федеральным, региональным,
муниципальным и корпоративным органам управления посредством обеспечения механизмов
ее организации и регулирования.Отсюда адекватное ее
влияние на вышеотмеченные процессы и благополучие народа в целом, в том числе
реформирование пенсионной системы, жилищно-коммунального хозяйства и других
элементов социально-трудовой сферы. Реальность их осуществления и
результативность напрямую зависят от оплаты труда. Реформа пенсионного
обеспечения, ЖКХ, сбора подоходного налога в том виде, в котором они
предложены, пойдут, если будет европейский уровень заработной платы, если ее
организация будет заинтересовывать людей работать больше и лучше, если она (заработная
плата) будет вовремя выплачиваться.Для создания первичных
условий реформирования каких-либо элементов и частей экономики или общества
надо провести глубокую (не только по масштабам, но и по результатам) реформу
оплаты труда, исправив и устранив все явные деформации и противоречия в данной
2
Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г.сфере. Только через
оплату труда и ее совершенствование можно и нужно двигаться дальше, в сторону
прогресса и процветания России, противоположную сторону от нищеты и разрухи, от
которых мы никак не можем начать массированный отход.I.
1. Говоря об оплате
труда, важно выделять и различать два ее уровня:— уровень предприятия,
это механизм формирования средств, предназначенных на оплату труда работников,
т.е. механизм формирования фондов оплаты труда (ФОТ);— уровень работника,
механизм распределения ФОТ между работниками в форме их заработной платы в
соответствии с конкретными условиями, показателями и критериями.Анализ заработной платы
работников логично начать с ее источника – ФОТ. В противном случае все
возможные проблемы (размер, дифференциация зарплаты и т.д.) могут не иметь
истинной причины.Регулирование объемов
ФОТ на советских предприятиях, независимо от форм собственности и
хозяйствования, осуществлялось различными методами. Например, ФОТ определялся
как произведение средней заработной платы и среднесписочной численности
работников. В условиях первой и второй модели хозрасчета (начало 90-х г.г. ХХ
в.) действовали свои специфические регуляторы. До января 1996 г. регулирование
осуществлялось посредством «закона шести (ранее четырех) минимальных окладов».
Суть его в том, что если предприятие формировало ФОТ объемом не более: 6 х n
х ЗПmin
(численность
работающих на предприятии; ЗП – минимальная заработная плата, устанавливаемая
государством), то эти средства рассматривались как себестоимость и налогом (по
ставке налога на прибыль) не облагались. Если ФОТ превышал данный объем, сумма
превышения облагалась налогом по ставке налогообложения прибыли. С января 1996
г. все действующие ранее механизмы регулирования ФОТ официально отменены. С
одной стороны, это расширяет самостоятельность основного звена экономики в
распределении заработанных средств (дохода и прибыли предприятия). С другой
стороны, полная бесконтрольность государства за формированием ФОТ предприятий
может иметь негативные последствия по следующим причинам:· теряется
реальная связь и зависимость конечных результатов работы предприятий и размеров
ФОТ; пропадает мотивация наращивать объемы производства, а значит, возникает
тормоз для увеличения ВВП и других важнейших макроэкономических показателей;· в
результате снятия всех блокировок с механизма формирования ФОТ дифференциация в
доходах населения может резко увеличиться и достигнуть трехзначного числа. Речь
идет о глубоком расслоении работников по уровню оплаты в зависимости не от
квалификации и фактических результатов их труда (такое расслоение можно только
приветствовать), а от отрасли, формы собственности и других субъективных
условий, соответствующих конкретному предприятию (банк это или хлебозавод,
государственное предприятие или частное и т.д.), что может «взвинтить»
социальную напряженность в обществе;· учитывая
крайне низкие уровни заработка работников, руководители предприятий подавляющую
часть объемов остаточных (после налогообложения) доходов и прибыли будут
использовать на оплату труда. В результате не останется (или будет крайне мало)
средств на развитие производства, возрастет отставание от Запада в техническом
оснащении и развитии. Предприятия будут жить сегодняшним днем, не заботясь о
перспективе. Конечно, третий аспект – чисто теоретический. На практике как раз
почти наоборот. Попробуем пояснить это с помощью аргументов и официальной
статистики.Главная причина низких
размеров заработков работников организаций (предприятий) сферы материального
производства (промышленности: машиностроения, металлургии, энергетики и т.д.;
сферы услуг, транспорта, связи, торговли и пр.; АПК и др.) не их
соответствующее финансово-экономическое положение, а отсутствие конкретных
механизмов формирования ФОТ. Даже при значительных объемах прибыли и доходов
предприятий средняя заработная плата персонала не везде достигает
установленного в России среднего прожиточного (физиологического) минимума
(ПМ), размер которого в середине 2003 г. составлял менее 2000 руб. в месяц.Руководители
предприятий при определении уровня оплаты труда держат ориентир не на отражение
в заработной плате своих работников реальной цены их труда или цены рабочей
силы с учетом прожиточного минимума конкретного региона, где они расположены, а
на крайне низкий уровень ставок и окладов в отраслях бюджетной сферы и минимальный
размер оплаты труда (МРОТ), устанавливаемый государством. Правовая
дозволенность такого подхода позволяет менеджменту российского бизнеса и
собственникам предприятий использовать необоснованно большие объемы средств из
полученного дохода и прибыли (после расчетов через налоговую систему) в своих
личных или узкокорпоративных интересах (в том числе направлять за границу, в
оффшорные зоны, на строительство офисов, особняков и т.д.). Создаются условия
получения наемными работниками крайне низких заработков, а также для
прогрессирования бедности и нищеты в обществе.Доказательства
достаточно убедительные. Это и доверительные высказывания по данному поводу
самих руководителей прибыльных предприятий, и официальная статистика, и
результаты социологических опросов и научных исследований.На данном этапе
социально-экономического развития России необходимо введение специальных
регуляторов (государственных, региональных и корпоративно-договорных) и
механизмов формирования предприятий, относящихся к сфере материального
производства.Их суть может
заключаться в следующем.1. Разрабатывается
и принимается федеральный закон РФ (или поправки к соответствующим
законодательным актам) «О регулировании фондов оплаты труда организаций сферы
материального производства и услуг» (с указанием конкретного периода его
действия, в расчете на то, что за эти годы положение удастся выправить и
придать ему нужную устойчивую тенденцию), которому предписывается обязательное
установление конкретной доли (в процентах) дохода предприятия, используемой
ежемесячно в качестве ФОТ, и утверждение этого норматива отдельным пунктом в
коллективном договоре организации.2. Конкретный
норматив формирования ФОТ, как доли «очищенного» дохода предприятия
(остающегося после вычетов из общего дохода требуемых по закону налоговых
отчислений в федеральный и иные бюджеты, процентов за банковский кредит, других
обязательных платежей), определяют и ежегодно корректируют совместно
администрация и представители трудового коллектива предприятия.3. Критерий
установления норматива формирования ФОТ – 70-процентный объем «очищенного»
дохода предприятия. Такой показатель используют в этих целях в большинстве
развитых стран мира. Допустим, предприятие в мае реализовало свою продукцию и
получило доход 1200 тыс. руб. Из этого дохода оно должно через налоговую
систему перечислить средства в бюджеты разного уровня (например, 400 тыс. руб.)
и проценты за взятый в банке кредит (пусть это 200 тыс. руб.). В данном случае
«очищенный» доход предприятия 600 тыс. руб., а рассчитанный по нормативу (70%)
от него ФОТ – 420 тыс. руб. Именно столько (точнее, не меньше этого)
администрация предприятия обязана расходовать средств на оплату труда своих
работников в мае.Предложенный механизм
формирования ФОТ:— в значительной мере
нейтрализует проблемы, связанные с низкими уровнями оплаты труда в реальном
секторе экономики, бедностью и неэффективным (негосударственным) использованием
валового внутреннего продукта;— создает условия
прозрачности и понимания всем персоналом сути этого процесса, обеспечения
мощной мотивационной среды и заинтересованности всех работников предприятия в
наращивании объемов отечественного производства, являющегося гарантом
устойчивого социально-экономического развития России;— реально способствует
увеличению объема ВВП;— реально реализует
принцип социальной ответственности бизнеса на практике;— обеспечивает
эффективный социальный контроль со стороны трудового коллектива за
расходованием доходов предприятий в интересах и работодателей, и наемных
работников, блокирование оттока прибыли и капитала в теневой сектор и т.д.Для равномерного и
справедливого распределения ФОТ между различными категориями работников
(управленцами, специалистами, служащими и рабочими) в этом же законе следует
установить максимальный норматив дифференциации оплаты труда между работниками
самой высокой (первый руководитель) и самой низкой квалификации (рабочий 1-го
разряда) : 1 : 10, 1 : 5, либо 1 : 4,5, если хозяйственники склонны брать
пример с бюджетной сферы. Именно такое соотношение в оплате труда между
крайними I и XVIII
разрядами сейчас заложено в Единой тарифной сетке с декабря 2001 г., по которой
оплачивается труд учителей, врачей, ученых и т.д.В ходе бесед с
руководителями предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, профсоюзными
лидерами изложенные идеи контуров предполагаемого Закона РФ получили
однозначную поддержку. На первом этапе возможен вариант апробации данного
законопроекта в порядке эксперимента в одном или нескольких субъектах
Российской Федерации.Важнейшее условие
развития экономики предприятий и государства в целом обеспечивается тем, что
ФОТ будет поставлен в прямую зависимость от конечных результатов работы
коллектива. А это действительно очень важно и принципиально, так как оно
(данное условие) означает усиление заинтересованности предприятий в росте
объемов производства, качества продукции, ВВП и т.д. Кроме того, сохранится
гарантия, что у предприятия всегда останутся средства на совершенствование
производства и социальное развитие (оставшиеся 30% дохода). Другие
перспективные механизмы регулирования ФОТ заложены в следующем проекте
постановления правительства одной из республик Российской Федерации.
ПроектПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Республики
«О регулировании фондов оплаты труда
предприятий и организаций Республики и повышении их стимулирующей роли в
развитии производства»
В целях недопущения необоснованной дифференциации в оплате труда работников
предприятий и организаций республики и повышения стимулирующей роли
механизма формирования фондов оплаты труда в росте объемов производства.
Правительство Республики постановляет:1.
Для предприятий и организаций производственной сферы всех форм
собственности, реализующих продукцию (работы, услуги) на внутреннем рынке
(за исключением относящихся к бюджетной сфере), установить с 1 января 1998
г. максимальный (предельный) месячный ФОТ в размере:ФОТmax = ПМср х Кув(сн) х n х Котр,
где ФОТmax – максимальный
(предельный) фонд оплаты труда предприятия (организации);ПМср – прожиточный минимум трудоспособного населения в
среднем по Республике;n – численность работающих на предприятии
(в организации);Кув(сн) – коэффициент увеличения (снижения) объемов
производства по сравнению с предыдущим месяцем(100% Кув(сн) = 0,8;
120% Кув(сн) = 1,2 и т.д.;Котр – коэффициент, учитывающий отраслевые особенности
предприятия (от 1 до 2 – в соответствии с постановлением Правительства
Республики).2.
За превышение максимального фонда оплаты труда вводятся штрафные
санкции – сумма превышения начисленного ФОТ сверх предельного фонда оплаты
труда изымается в бюджет Республики.3.
Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой
информации.4.
Контроль за выполнением постановления возложить на Министерство
социальной защиты, труда и занятости.Председатель Правительства
Республики